Место компьютерных технологий в современной образовательной среде
статья на тему
статья
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
mesto_kompyuternykh_tekhnologiy_v_sovremennoy_obrazovatelnoy_sredestatya.doc | 47.5 КБ |
Предварительный просмотр:
Афанасьева В. Д.
МБОУ « Коротковская СОШ»
«Место компьютерных технологий в современной образовательной среде»
Учитель математики: Афанасьева В. Д.
В школе компьютер становиться посредником между учителем и учеником, позволяет организовать процесс обучения по индивидуальной программе. Ученик, обучающийся за пультом компьютера, может сам выбирать наиболее удобную для него скорость подачи и усвоения материала. В этом проявляется главное преимущество компьютера в процессе обучения: он работает с каждым учеником в отдельности.
Индивидуализация обучения улучшает качество подготовки. Это достигается за счет живой обратной связи, которая устанавливается в процессе диалога школьника с персональным компьютером. В зависимости от характера ответов компьютер может предложить наводящие вопросы, подсказать или замедлить темп обучения.
Целесообразно применять компьютер в следующих случаях:
- диагностического тестирования качества усвоения материала;
- в тренировочном режиме для отработки элементарных умений и навыков после изучения темы;
- в обучающем режиме;
- при работе с отстающими учениками, у которых применение компьютера обычно значительно повышает интерес к процессу обучения;
- в режиме графической иллюстрации изучаемого материала.
Условно программное обеспечение можно классифицировать так:
- обучающие программы;
- контролирующие программы;
- инструментальные программы.
Увеличение умственной нагрузки на уроках математики заставляет меня задуматься над тем, как поддержать у учащихся интерес к изучаемому предмету, их активность на протяжении всего урока. Использование же компьютера позволяет мне создать информационную обстановку, стимулирующую интерес и пытливость ребенка.
В настоящее время основным результатом образования является не столько набор знаний , умений , навыков учащегося, сколько выработанная в ходе обучения способность к анализу и дальнейшему разрешению проблемы в сложившихся условиях, в ходе чего и привлекается запас имеющихся знаний и умений из различных областей.
Для того, чтобы учебно-познавательная деятельность учащегося стала самостоятельной , должна изменится организация этой деятельности. В этом смысле перспективным ,на мой взгляд, является использование информационных технологий на уроках математики, а также на уроках геометрии в старших классах.
Необходимость включения информационных технологий в процесс обучения геометрии обусловлена несколькими причинами.
Одна из них состоит в том, что применение информационных технологий во всех сферах человеческой жизнедеятельности на сегодняшний день стало необходимым условием успешного функционирования в современном информационном обществе и значит, должно касаться и школьного образования.
Вторая обусловлена предметным содержанием. Например, на уроках геометрии учащиеся много работают с графическим изображением пространственных геометрических фигур, которые не всегда наглядно отражают их свойства. Поэтому особый интерес представляют графические редакторы, позволяющие создавать и изменять компьютерные модели геометрических объектов.
И, наконец, возможности информационных технологий в проведении компьютерного эксперимента, с целью самостоятельного получения нового знания о геометрическом объекте на основе изучения компьютерной модели, делает эти технологии в процессе обучения одним из инструментов познания.
В чем преимущество компьютерных моделей пространственных геометрических фигур, по сравнению с традиционными моделями (развертки, модели из картона и др.) , а также чертежами и рисунками, выполненными в тетради или на доске?
1. Возможность быстрого создания большого количества разнообразных компьютерных фигур.
2. Моментальное копирование компьютерных моделей для индивидуальной работы в классе, что невозможно при работе с материальными моделями.
3. Возможность динамического изменения количественных характеристик модели объекта, которая полностью исключена в случае с традиционными моделями.
4. Неоднократное обращение к компьютерной модели с целью ее воспроизведения, в то время как с традиционными моделями действует принцип « здесь и сейчас».
Построение компьютерных моделей может быть реализовано в двухмерных и трехмерных графических редакторах. При изучении стереометрии используются трехмерные графические редакторы, так как они позволяют создавать компьютерную модель пространственной геометрической фигуры, схожею с ее возможной материальной моделью. Это особенно важно для формирования адекватных пространственных образов изучаемых геометрических фигур.
Например, при изучении темы « Многогранники» в 10 классе в качестве программного обеспечения применняю пакет трехмерной графики 3D Studio MAX 3.1.
Во- первых, эта программа позволяет создавать и изменять компьютерные модели пространственных геометрических фигур без необходимости программирования или знания аналитической геометрии.
Во- вторых, интуитивно понятный графический интерфейс облегчает освоение основных действий в данной программе. Инструменты программы расположены в панели инструментов и в командной панели, и появляются не все сразу, а из соответствующих свитков и закладок.
В- третьих, конечный результат моделирования может быть сохранен в виде видеоклипа, не требующего для своего воспроизведения наличия самой программы.
Возможности 3D Studio MAX позволяют вращать и перемещать модели в виртуальном пространстве так, как удобно каждому учащемуся.
В ходе движения данных моделей учащиеся интерпретируют информацию о них, сравнивают модели друг с другом, с конструктивным определением какого либо многогранника и делают вывод, какие из них являются моделями этого многогранника.
Такого рода задания с компьютерными моделями целесообразны при введении определений новых понятий геометрических фигур, когда необходимо научить учащихся выделять существенные свойства понятия; проверять наличие у объекта выделенных свойств; делать вывод о принадлежности данного объекта понятию; выводить следствия из того факта, что объект принадлежит данному понятию.
Кроме того, учащиеся с интересом включаются в работу на основе моделирования и испытывают удовольствие от самостоятельного получения знаний по геометрии. Это не только положительно сказывается на мотивации обучения, но и вселяет уверенность в выполнении нового задания, которая в свою очередь обеспечивает продуктивность учебно - познаватель-
ной деятельности.
Использование компьютерного моделирования на уроках геометрии с использованием программы 3 D Studio MAX изменяет характер учебно- познавательной деятельности школьников в содержательном плане за счет обращения большего внимания предметной модели изучаемого объекта по сравнению с математическими выкладками и вычислениями, а также в организационном плане путем увеличения степени самостоятельности обучающегося в ее осуществлении.
Все это позволяет утверждать, что информационные технологии могут выступать в качестве одного из средств развития учебно- познавательной деятельности учащихся на уроках математики.
На уроках геометрии также можно использовать программу « Живая геометрия», которая является электронным аналогом готовальни с дополнительными динамическими возможностями и со стандартными компьютерными функциями типа редактирования, каталогизирования и т.п. Эта компьютерная среда предоставляет пользователю и другие возможности (например озвучивание чертежей ). « Живая геометрия» позволяет создавать красочные , варьируемые и редактируемые чертежи, осуществлять операции над ними , а также проводить все необходимые измерения . Чертежи можно компоновать в сценарии – своеобразные геометрические мультфильмы.
Программа обеспечивает деятельность учащихся в области анализа, построений, решения задач, головоломок и даже рисования; позволяет обнаруживать закономерности в наблюдаемых геометрических явлениях.
Хочу отметить, что программа – всего лишь технический инструмент, поэтому для реального использования ее в учебном процессе необходимо затратить много сил. В этой программе имеется лишь несколько иллюстраций, демонстрирующих прекрасные возможности системы, хотелось бы иметь готовые сценарии по различным темам школьного курса.
В настоящее время появилось множество программ, позволяющих рисовать графики функций. Они позволяют давать иллюстрации важнейших понятий, связанных с функциями, на уровне, обеспечивающем качественные преимущества по сравнению с традиционными формами. Существенно повышается наглядность, активизируется познавательная деятельность школьников.
В своей работе для построения графиков использую две программы:
1. Graphics
2. Master Function 2.0.
Первая программа позволяет не только строить графики , но и дает возможность наглядно показать ученикам, как происходят преобразования графиков в зависимости от значений параметров формулы, задающей ту или иную функцию. Эта программа также позволяет давать иллюстрации важнейших понятий, связанных с функциями, на уровне, обеспечивающем качественные преимущества по сравнению с традиционными. Вторая программа может строить в одной системе координат неограниченное количество графиков, каждый график строится в определенном цвете, также эта программа решает квадратные уравнения, находит производную любой функции, вычисляет определенный интеграл, находит и строит уравнение касательной, находит уравнение параболы по трем точкам. Используя эти программы существенно повышается наглядность, активизируется познавательная деятельность учащихся. В работе появляется возможность оптимально сочетать практические и аналитические виды деятельности в соответствии с индивидуальными особенностями каждого ученика.
С помощью компьютера можно проводить изучение традицион-
ных объектов школьной математики в форме специфического экспериментального исследования. При этом резко повышается интерес к работе, в определенной мере решается проблема « слабых учащихся»; формируется способность применять на практике полученные знания.
Все перечисленные мною программы объединяются общими методическими подходами. В их основе: опора на наглядность; активизация ученика, оптимизация сочетания практических и аналитических видов деятельности в соответствии с индивидуальными особенностями учеников.
В заключении хочется отметить, хотя информационные технологии занимают ведущее место в образовательной среде, что никакая машина не заменит труд учителя, но компьютер может сделать его более эффективным, интересным и для детей и для учителя.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Место информационных технологий в современном образовательном пространстве.
Современный урок музыки — это урок созвучный времени, в котором должны гармонично сочетаться главные задачи образовательной сферы, специфика восприятия музыки, применение информационных технологий. ...
«Дистанционные образовательные технологии как компонент формирования современной образовательной среды»
Доклад на тему «Дистанционные образовательные технологии как компонент формирования современной образовательной среды» был подготовлен и озвучен на областной научно-практической...
Дистанционные образовательные технологии как компонент формирования современной образовательной среды.
Цель внедрения дистанционных образовательных технологий в систему образования состоит в обеспечении доступности качественного образования для обучающихся, независимо от места проживания, социального п...
«Дистанционные образовательные технологии как компонент формирования современной образовательной среды».
Основной целью учебного процесса становится не только усвоение знаний, но и овладение способами этого усвоения, развитие познавательных потребностей и творческого потенциала учащихся. Достижение лично...
Дистанционные образовательные технологии как компонент формирования современной образовательной среды
Современные условия жизни диктуют формирование новой образовательной среды...
Сертификат в городском семинаре "Музейная педагогика как технология в современной образовательной среде"
В рамках форсайт -центра "Развитие школьного музея" участие в городском семинаре с докладом и выступлением "Музей...
Рябова Ю.В. Дистанционные образовательные технологии как часть современной образовательной среды
В статье рассматриваются вопросы использования образовательных дистанционных технологий в современном образовательном пространстве, их положительные и отрицательные стороны....