Роль методической работы в формировании облика современного учителя
статья по истории по теме
Выживает не самый сильный и не
самый умный, а тот, кто лучше
всех откликается на происходящие
изменения.
Чарльз Дарвин
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
vyzhivaet_ne_samyy_silnyy_i_ne.docx | 21.02 КБ |
Предварительный просмотр:
Выживает не самый сильный и не самый умный, а тот, кто лучше всех откликается на происходящие изменения.
Чарльз Дарвин Три мудреца поспорили о том, что важнее для человека – его прошлое, настоящее или будущее. Один из них сказал: - Мое прошлое делает меня тем, кто я есть. Я умею то, чему я научился в прошлом. Я верю в себя, потому что мне хорошо удавались те дела, за которые я раньше брался. - С этим невозможно согласиться, - сказал другой. – Если бы ты был прав, человек был бы обречен, как паук, сидеть день за днем в паутине своих привычек. Человека делает его будущее. Неважно, что я знаю и умею сейчас, - я буду учиться тому, что потребуется мне в будущем. - Вы совсем упустили из виду, - вмешался третий, - что прошлое и будущее существует только в наших мыслях. Прошлого уже нет. Будущего еще нет. И независимо от того, вспоминаете вы о прошлом или мечтаете о будущем, действуете вы только в настоящем. Это как в шахматах: я могу представлять себе, как я хотел бы партию завершить, я могу планировать комбинации, но моя победа зависит от того, насколько точно я отвечу на ситуацию, сложившуюся на доске в настоящий момент, на ситуацию, которая меняется с каждым ходом. И мудрецы долго еще спорили, не знаю, кто из них победил в споре. Я согласна с третьим мудрецом. Вчера – уже слишком поздно, на завтра тоже нельзя полагаться. Вот почему важно сегодня. Мой девиз повторяет слова известной песни : « Есть только миг между прошлым и будущим. Именно он называется жизнь» Эти слова очень актульны для современного человека, для учителя вдвойне. Мы часто слышим: - «современные школьники отличаются от учащихся прежних лет, не готовят домашнее задание, не проявляют интереса к учебе, практически не читают, компьютер и Интернет заменили библиотеки и книги». В итоге учителя и ученики не понимают друг друга, взаимодействия нет. Как же учителю достичь взаимопонимания и взаимодействия с учеником. Непосредственный заказчик образования (родитель) тонко чувствует возникшие противоречия. Думаю, руководствуясь именно этой задачей, правительство берет курс на новые образовательные стандарты. Необходимость их внедрения для всех очевидна. Мир шагнул в постиндустриальное общество, изменились социокультурные условия. Нужна «новая школа», а значит, нужен и «новый учитель» Каким же он должен быть современный учитель? Существуют много критериев, по которым можно выстроить модель современного учителя. Однако на мой взгляд, необходима, прежде всего диагностика компетентности и профессионализма учителя. Выбираю диагностику - по В.П. Панасюку, показателями которой выступают:
Руководствуясь перечисленными показателями, я попыталась провести обобщенный анализ и проследить уровень компетентности учителей в целом. Для осуществления поставленной задачи, как руководитель МО и РМО знакомилась с мониторингами учебных достижений учащихся, профессиональных достижений учителей, присутствовала на семинарах, конференциях и профессиональных конкурсах различного уровня. Таким образом, используя метод от частного к общему, пришла к выводу: учителю в этот критический момент (время перемен) нужна серьезная помощь. Считаю, что важная, даже определяющая роль в становлении современного учителя играет методическая работа в школе и прежде всего работа методического объединения. В работе МО традиционно сложились три главных направления: - поддержание и развитие общей и педагогической культуры (это направление осуществляется в рамках фронтальной работы – семинары методологического и методического характера, круглые столы, открытые занятия в разных формах и т.д.) - формирование и развитие отдельных (индивидуально - присущих) профессиональных качеств (это направление осуществляется в формах дифферцированно – индивидуальных), изучение и обобщение передового педагогического опыта; - осуществление необходимой рутинной работы (контрольные работы, сбор и свод статистики, обсуждение рабочих программ) Это направление традиционно является основным в оценке работы МО - хотя бы потому, что объем этой работы можно каким – то образом определить. Придерживается этих направлений и наше МО учителей истории и обществознания. Однако львиная доля работы, ложится, конечно же, на руководителя МО, которым я являюсь на протяжении последних трех лет. Нужна определенная система работы, при наличии которой, можно добиться успеха. Моя цель – эффективная работа МО, а значит, работа, в полную меру сил, каждого учителя Задачи: - высокий уровень качества знаний по истории и обществознанию (100% результат ЕГЭ и ГИА; призовые места на районных и краевых олимпиадах и т.д.) - плодотворная исследовательская деятельность (призовые места на районных и краевых конференциях, выход на всероссийский и международный уровень) - самоусовершенствование профессионализма каждого учителя (повышение квалификации, участие в работе семинаров, участие в профессиональных конкурсах различного уровня, публикации) Предположу, что если наше МО достигнет решения поставленных задач, значит – учителей, входящих в его состав можно отнести к разряду «современный учитель» Определим последовательность и содержание вопросов, которые зададут нам логику проектирования основных компонентов модели (облика) современного учителя истории. 1. Что является объектом управления? Результат: определяем совокупность качественных и количественных характеристик управляемого объекта (это будут основные характеристики компетентности и профессионализма учителя). Затем выделяем среди этих характеристик то, на что будет направлено наще управляющее воздействие. Это то, что не устраивает наших детей, их родителей, наше руководство, нас самих в этих характеристиках, или то, что вообще на сегодня отсутствует (недостаточно высокий уровень обученности, низкий уровень владения ключевыми компетенциями и т.д.) 2. В каком направлении и какие изменения в управляемом нами объекте должны произойти благодаря нашему воздействию на данный нам объект? Результат: Мы «рисуем», проектируем модель будущих будущих характеристик тех свойств объекта, которые сегодня нас не устраивают (потребителей) или отсутствуют вообще 3. Каково реальное положение дел по характеристикам объекта, которые мы хотим изменить Результат: Формулируются проблемы результатов 4. Какие действия нам необходимо предпринять и на какие свойства воздействовать? Результат: Определяем состав и последовательность действий. Для каждого действия определяем условия. 5. Какой должна быть структура взаимодействия в системе: ученик – учитель – методическое объединение Результат: выявляем особенности структуры Думаю, необходимо включить такие модули как: - набор персонифицированных программ повышения квалификации; - мероприятия по подержанию общекультурного уровня учителей; - традиционные виды работ: организация исследовательской деятельности, мониторинг и анализ, аттестация, обсуждение рабочих программ, обобщение опыта и т.д. За три года работы по данной схеме наше МО, в состав которого входят четыре учителя истории и обществознания со стажем работы от 30-6 лет) достигло значительных успехов. 1. 100% результат ЕГЭ по истории и обществознанию (последние два года, причем кол-во учащихся, которые выбирают наши предметы достигает 30 человек) 2. Первые места на районных олимпиадах по истории и обществознанию; 3. 2009 г – второе место на краевой олимпиаде по истории(9 класс); 4. Успешная научно- исследовательская деятельность: - Краевая научно – практическая конференция «Декабристские чтения» (2011) - от секции представлен три работы, две работы признаны самыми лучшими, включены в пленарное заседание, отмечены дипломами первой степени и путевками в «Океан» - За активное участие в краевой научно – практической конференции «Музей и дети» (два года подряд – дипломы первой степени и путевки в «Океан») – Соболь Надежда стала лауреатомпрезидентского гранта в номинации «Учебно – исследовательская деятельность»- 2010 - 1 место в краевой научно – практической конференции «Шаг в будущее» Победитель - Соболь Надежда, получила право участвовать на всероссийском молодежном научном форуме «Шаг в будущее» в г. Москва - 2011 5. Публикации работ учащихся и учителей в разных периодических изданиях 6. Призовые места на профессиональных конкурсах различного уровня - «Учитель года», «Самый классный классный» 7. Участие в Сократовских чтениях различного уровня 8. Успешные открытые уроки и мастер – классы на районном и краевом уровне Считаю, что наше методическое объединение делает большие успехи и наших учителей вполне можно причислить к разряду «Современный учитель» Хотя нужно помнить «Сегодня – это единственное время, которое у на есть. Вчера – уже слишком поздно, на завтра тоже нельзя полагаться»
|
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Формирование имиджа современного учителя
Статья содержит размышления об имидже современного учителя и его положительном формировании....
Роль внеклассной работы в формировании исторического сознания молодого поколения о Великой Отечественной войне.
Роль внеклассной работы в формировании исторического сознания молодого поколения о Великой Отечественной войне....
Роль краеведческой работы в формировании образовательных компетенций
Данная работа рассматривает роль краеведческой работы по истории в условиях внедрения ФГОС...
Роль воспитательной работы в формировании личности учащегося
Статья. Приложение: 1. Сценарий КВН в 10 классах "Физиология Петербурга". 2. Урок знаний "Я - гражданин! Я - петербуржец!"...
Роль воспитательной работы в формировании ключевых компетенций школьников
Реалии нашей жизни предъявляют новые требования к выпускникам образовательных учреждений. Современному обществу нужны молодые люди, которые обладают определёнными качествами, компетенциями. Их формиро...
"Роль инновационных технологий в формировании личности современного школьника"
Сообщение на школьном МО...
Статья "Роль самостоятельной работы в формировании учебно-познавательных мотивов обучающихся"
Статья "Роль самостоятельной работы в формировании учебно-познавательных мотивов обучающихся" раскрывает виды и формы самостоятельной работы, которые используются на учебных занятиях и на внекла...