Роль методической работы в формировании облика современного учителя
статья по истории по теме

Выживает не самый сильный и не           

самый умный,  а тот, кто лучше

всех откликается на происходящие        

   изменения.

                                                                               

                                                                                                 Чарльз Дарвин

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл vyzhivaet_ne_samyy_silnyy_i_ne.docx21.02 КБ

Предварительный просмотр:

                                                   Выживает не самый сильный и не           

                                     самый умный,  а тот, кто лучше

                                                                        всех откликается на происходящие         

                                                                        изменения.

                                                                               

                                                                                                 Чарльз Дарвин

  Три мудреца поспорили о том, что важнее для человека – его прошлое, настоящее или будущее.

Один из них сказал:

        - Мое прошлое делает меня тем, кто я есть. Я умею то, чему я научился в прошлом. Я верю в себя, потому что мне хорошо удавались те дела, за которые я раньше брался.

         - С этим невозможно согласиться, - сказал другой. – Если бы ты был прав, человек был бы обречен, как паук, сидеть день за днем в паутине своих привычек. Человека делает его будущее. Неважно, что я знаю и умею сейчас, - я буду учиться тому, что потребуется мне в будущем.

         - Вы совсем упустили из виду, - вмешался третий, - что прошлое и будущее существует только в наших мыслях. Прошлого уже нет. Будущего еще нет. И независимо от того, вспоминаете вы о прошлом  или мечтаете о будущем, действуете вы только в настоящем. Это как в шахматах:  я могу представлять себе, как я хотел бы партию завершить, я могу планировать комбинации, но моя победа зависит от того, насколько точно я отвечу на ситуацию, сложившуюся на доске в настоящий момент, на ситуацию, которая меняется с каждым ходом.

          И мудрецы долго еще спорили, не знаю,  кто из них победил в споре.

Я согласна с третьим мудрецом. Вчера – уже слишком поздно, на завтра тоже нельзя полагаться. Вот почему важно  сегодня. Мой девиз повторяет слова известной песни : « Есть только миг между прошлым и будущим. Именно он называется жизнь»

         Эти слова очень актульны для современного человека, для учителя вдвойне. Мы часто слышим: - «современные школьники отличаются от учащихся прежних лет, не готовят домашнее задание, не проявляют интереса к учебе, практически не читают, компьютер и Интернет заменили библиотеки и книги».  В итоге учителя и ученики не понимают друг друга, взаимодействия нет.

     Как же учителю достичь взаимопонимания и взаимодействия с учеником. Непосредственный заказчик образования  (родитель) тонко чувствует возникшие противоречия. Думаю, руководствуясь именно этой задачей,   правительство берет курс на новые образовательные стандарты. Необходимость их внедрения для всех очевидна. Мир шагнул в постиндустриальное общество, изменились социокультурные условия. Нужна «новая школа», а значит, нужен и «новый учитель»

    Каким же он должен быть современный учитель? Существуют  много критериев,  по которым можно выстроить модель современного учителя. Однако на мой взгляд,  необходима, прежде всего  диагностика компетентности и профессионализма учителя. Выбираю  диагностику -  по В.П. Панасюку, показателями которой выступают:

  1. Уровень знаний и общая эрудиция в преподаваемой области.
  2. Методическое мастерство учителя
  3. Коммуникативная культура учителя
  4. Общая культура учителя
  5. Личностные достижения учителя
  6. Уровень достижений обучаемых в учебно- познавательной деятельности
  7. Психологическая компетентность
  8. Общий стиль деятельности
  9. Эффективность воспитательной  работы с обучаемыми
  10. Результаты научно – исследовательской и опытно – экспериментальной работы
  11. Творческая составляющая деятельности учителя
  12. Уровень сложности реализуемых программ
  13. Активность в самосовершенствовании
  14. Включенность в общешкольную жизнь.

Руководствуясь перечисленными показателями, я попыталась провести обобщенный анализ и проследить уровень компетентности учителей в целом. Для осуществления поставленной задачи, как руководитель МО и РМО знакомилась с мониторингами учебных достижений учащихся, профессиональных достижений учителей,  присутствовала на  семинарах, конференциях и профессиональных конкурсах различного уровня. Таким образом, используя метод от частного к общему, пришла к выводу: учителю в этот критический момент (время перемен) нужна серьезная   помощь.

  Считаю, что важная, даже определяющая роль в становлении современного учителя играет методическая работа в школе и прежде всего работа методического объединения.

   В работе МО традиционно сложились три главных направления:

- поддержание и развитие общей и педагогической культуры (это направление осуществляется в рамках фронтальной работы – семинары методологического и методического характера, круглые столы, открытые занятия в разных формах и т.д.)

- формирование и развитие отдельных (индивидуально - присущих) профессиональных качеств (это направление осуществляется в формах дифферцированно – индивидуальных), изучение и обобщение передового педагогического опыта;

- осуществление необходимой рутинной работы (контрольные работы, сбор и свод статистики, обсуждение рабочих программ) Это направление традиционно является основным в оценке работы МО - хотя бы потому, что объем этой работы можно каким – то образом определить.

   Придерживается этих направлений и наше МО учителей истории и обществознания. Однако львиная доля работы,  ложится, конечно же, на руководителя МО, которым я являюсь на протяжении последних трех лет.

Нужна определенная система работы,  при наличии которой,  можно добиться успеха.

    Моя цель –  эффективная работа МО,  а значит, работа, в полную меру  сил,  каждого учителя

  Задачи: - высокий уровень качества знаний по истории и обществознанию (100% результат ЕГЭ и ГИА; призовые места на районных и краевых олимпиадах и т.д.)

                 - плодотворная исследовательская деятельность (призовые места на районных и краевых конференциях, выход на всероссийский и международный уровень)

                - самоусовершенствование профессионализма каждого учителя (повышение квалификации, участие в работе семинаров, участие в профессиональных конкурсах различного  уровня, публикации)

        Предположу, что если наше МО достигнет решения поставленных задач, значит – учителей, входящих в его состав можно отнести к разряду «современный учитель»

  Определим последовательность  и содержание вопросов, которые  зададут нам логику проектирования основных компонентов модели (облика) современного учителя истории.

1. Что является объектом управления?

Результат: определяем совокупность качественных и количественных характеристик управляемого объекта (это будут основные характеристики компетентности и профессионализма учителя). Затем выделяем среди этих характеристик то, на что будет направлено наще управляющее воздействие. Это то, что не устраивает наших детей, их родителей, наше руководство, нас самих в этих характеристиках, или то, что вообще на сегодня отсутствует (недостаточно высокий уровень обученности, низкий уровень владения ключевыми компетенциями и т.д.)

2. В каком направлении и какие изменения в управляемом нами объекте должны произойти благодаря нашему воздействию на данный нам объект?

Результат: Мы «рисуем», проектируем модель будущих будущих характеристик тех свойств объекта, которые сегодня нас не устраивают (потребителей) или отсутствуют вообще

3. Каково реальное положение дел по характеристикам объекта, которые мы хотим изменить

РезультатФормулируются проблемы результатов

4. Какие действия нам необходимо предпринять и на какие свойства воздействовать?

Результат: Определяем состав и последовательность действий. Для каждого действия определяем условия.

5. Какой должна быть структура взаимодействия в системе: ученик – учитель – методическое объединение

Результат: выявляем особенности структуры

      Думаю, необходимо включить такие модули как:

- набор персонифицированных программ повышения квалификации;

- мероприятия по подержанию общекультурного уровня учителей;

- традиционные виды работ: организация исследовательской деятельности, мониторинг и анализ, аттестация, обсуждение рабочих программ, обобщение опыта и т.д.

   За три года работы по данной схеме наше МО, в состав которого входят четыре учителя истории и обществознания со стажем работы от 30-6 лет)  достигло значительных успехов.

    1. 100% результат ЕГЭ по истории и обществознанию (последние два года, причем кол-во учащихся, которые выбирают наши предметы достигает 30 человек)

   2. Первые места на районных олимпиадах по истории и обществознанию;

  3. 2009 г – второе место на краевой олимпиаде по истории(9 класс);

  4. Успешная научно- исследовательская деятельность:

- Краевая научно – практическая конференция «Декабристские чтения» (2011) - от секции представлен три работы, две работы признаны самыми лучшими, включены в пленарное заседание, отмечены дипломами первой степени и путевками в «Океан»

  - За активное участие в  краевой научно – практической конференции «Музей и дети» (два года подряд – дипломы первой степени и путевки в «Океан») – Соболь Надежда стала лауреатомпрезидентского гранта в номинации «Учебно – исследовательская деятельность»- 2010

- 1 место в краевой научно – практической конференции «Шаг в будущее» Победитель - Соболь Надежда, получила право участвовать на всероссийском молодежном научном форуме «Шаг в будущее» в г. Москва - 2011

5. Публикации работ учащихся и  учителей в разных периодических изданиях

6. Призовые места на профессиональных конкурсах различного уровня -  «Учитель года», «Самый классный классный»

7. Участие в Сократовских чтениях различного уровня

8. Успешные открытые уроки и мастер – классы на  районном и краевом уровне

Считаю, что наше методическое объединение делает большие успехи и наших учителей вполне можно причислить к разряду «Современный учитель»

    Хотя нужно помнить «Сегодня – это единственное время, которое у на есть. Вчера – уже слишком поздно, на завтра тоже нельзя полагаться»

 

 


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Формирование имиджа современного учителя

Статья содержит размышления об имидже современного учителя и его положительном формировании....

Роль внеклассной работы в формировании исторического сознания молодого поколения о Великой Отечественной войне.

Роль внеклассной работы в формировании исторического сознания молодого поколения о Великой Отечественной войне....

Роль краеведческой работы в формировании образовательных компетенций

Данная работа рассматривает роль краеведческой работы по истории в условиях внедрения ФГОС...

Роль воспитательной работы в формировании личности учащегося

Статья. Приложение: 1. Сценарий КВН в 10 классах "Физиология Петербурга". 2. Урок знаний "Я - гражданин! Я - петербуржец!"...

Роль воспитательной работы в формировании ключевых компетенций школьников

Реалии нашей жизни предъявляют новые требования к выпускникам образовательных учреждений. Современному обществу нужны молодые люди, которые обладают определёнными качествами, компетенциями. Их формиро...

Статья "Роль самостоятельной работы в формировании учебно-познавательных мотивов обучающихся"

Статья "Роль самостоятельной работы в формировании учебно-познавательных мотивов обучающихся"  раскрывает виды и формы самостоятельной работы, которые используются на учебных занятиях и на внекла...