Роль краеведческой работы в формировании образовательных компетенций
статья по краеведению по теме
Данная работа рассматривает роль краеведческой работы по истории в условиях внедрения ФГОС
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
rol_kraevedcheskoy_raboty_v_formir_obrazovat_kompetentsiy.doc | 102.5 КБ |
Предварительный просмотр:
Практико-значимая работа
по теме: «Роль краеведческой работы
в формировании образовательных компетенций».
Выполнила: Зайцева О.Б.,
Москва 2013
СОДЕРЖАНИЕ
Введение …….. …..….………………………………………………………….3
Глава 1. Задачи исторического образования в основной школе,
поставленные ФГОС ……. ……………………………………………………4
Глава 2. Краеведение на уроках истории и во внеурочной деятельности…8
Заключение …………….………………………………………………………..15
Список использованной литературы …………………………………………..16
Введение.
В современной России на первом месте стоит возрождение в российском обществе чувства истинного патриотизма как важнейшей духовно-нравственной и социальной ценности. Именно поэтому, на мой взгляд, сегодня заметно возрос интерес к истории России как одному из факторов духовно-нравственной консолидации российского общества.
Изучение истории страны позволяет привить молодому поколению любовь к Родине, чувство долга, желание видеть ее цветущей и сильной, формирует бережное отношение к истории Отечества, к его культурному наследию. История малой Родины, история семьи помогают глубже осознать свою причастность к событиям, происходящим в стране, прививают чувство гордости за свою землю.
Важность данной проблемы отражена в Законе «Об образовании». Один из целевых ориентиров документа направлен на защиту национальных культур и региональных культурных традиций. Бесценна роль всей системы образования, роль учителя в организации системной, личностно – ориентированной деятельности по освоению историко-культурного наследия.
В настоящее время задачи школьного образования требуют включения в его содержание новых понятий и фактов, альтернативных интерпретаций в оценке проблем прошлого, прогнозирования событий и явлений, применения различных форм учебного процесса и разнообразия педагогических технологий. Появляется потребность в педагогических технологиях, обучающих умению не только воспринимать и запоминать информацию, но и в способности творчески ее перерабатывать, видеть проблемы и решать их. В современной школе внимание учителей истории все более обращено на нетрадиционные методики обучения на уроке истории и формы внеурочной деятельности, в том числе игровые и театральные, краеведческие.
Глава 1. Задачи исторического образования в основной школе,
поставленные ФГОС.
17 декабря 2010 г. приказом Министерства образования и науки Российской Федерации утвержден федеральный государственный образовательный стандарт основного общего образования. Образовательные стандарты нового поколения призваны стать основой процесса модернизации общего образования. В концепции стандартов констатируется, что «цель общего образования – формирование разносторонне развитой личности, обладающей высоким уровнем общекультурного и личностного развития, способной к самостоятельному решению новых, еще неизвестных задач».
Содержание подготовки школьников по истории на ступени основного общего образования определяется с учетом деятельностного и компетентностного подходов, во взаимодействии категорий «знания», «отношения», «деятельность». Предусматривается как овладение ключевыми знаниями, умениями, способами деятельности, так и готовность применять их для решения практических, в том числе новых задач.
Согласно ФГОС ООО предметные результаты изучения истории должны отражать:
1) формирование основ гражданской, этнонациональной, социальной, культурной самоидентификации личности обучающегося, осмысление им опыта российской истории как части мировой истории, усвоение базовых национальных ценностей современного российского общества: гуманистических и демократических ценностей, идей мира и взаимопонимания между народами, людьми разных культур;
2) овладение базовыми историческими знаниями, а также представлениями о закономерностях развития человеческого общества с древности до наших дней в социальной, экономической, политической, научной и культурной сферах; приобретение опыта историко-культурного, цивилизационного подхода к оценке социальных явлений, современных глобальных процессов;
3) формирование умений применения исторических знаний для осмысления сущности современных общественных явлений, жизни в современном поликультурном, полиэтничном и многоконфессиональном мире;
4) формирование важнейших культурно-исторических ориентиров для гражданской, этнонациональной, социальной, культурной самоидентификации личности, миропонимания и познания современного общества на основе изучения исторического опыта России и человечества;
5) развитие умений искать, анализировать, сопоставлять и оценивать содержащуюся в различных источниках информацию о событиях и явлениях прошлого и настоящего, способностей определять и аргументировать своё отношение к ней;
6) воспитание уважения к историческому наследию народов России; восприятие традиций исторического диалога, сложившихся в поликультурном, полиэтничном и многоконфессиональном Российском государстве.
Реализация нового стандарта, ориентированного на развитие личности ребенка, предполагает формирование универсальных учебных действий (УУД). Функции УУД состоят в обеспечении возможностей учащегося самостоятельно осуществлять деятельность учения, ставить учебные цели, искать и использовать необходимые средства и способы достижения, контролировать и оценивать процесс и результаты деятельности. Кроме того, речь идёт о создании условий для развития личности и её самореализации в системе непрерывного образования, формирования толерантных установок личности, обеспечивающих её жизнь в поликультурном обществе, высокой социальной и профессиональной мобильности. Важным является успешное усвоение знаний, умений и навыков, формирование картины мира, компетентностей в любой предметной области познания.
Среди основных видов УУД можно выделить четыре блока:
Личностные УУД обеспечивают ценностно-смысловую ориентацию учащихся (умение соотносить поступки и события с принятыми этическими принципами, знание моральных норм и умение выделить нравственный аспект поведения), а также ориентацию в социальных ролях и межличностных отношениях.
Регулятивные УУД обеспечивают организацию учащимся своей учебной деятельности.
Познавательные УУД включают общеучебные, логические действия, а также действия постановки и решения проблем.
Коммуникативные УУД обеспечивают социальную компетентность и учет позиции других людей, партнера по общению или деятельности, умение слушать и вступать в диалог; участвовать в коллективном обсуждении проблем; интегрироваться в группу сверстников и строить продуктивное взаимодействие и сотрудничество со сверстниками и взрослыми.
Предполагается, что результатом изучения истории в основной школе является развитие у учащихся широкого круга компетентностей — социально-адаптивной (гражданственной), когнитивной (познавательной), информационно-технологической, коммуникативной.
К важнейшим личностным результатам изучения истории в основной школе относятся следующие убеждения и качества:
- осознание своей идентичности как гражданина страны, члена семьи, этнической и религиозной группы, локальной и региональной общности;
- освоение гуманистических традиций и ценностей современного общества,
уважение прав и свобод человека;
- осмысление социально-нравственного опыта предшествующих поколений, способность к определению своей позиции и ответственному поведению в современном обществе;
- понимание культурного многообразия мира, уважение к культуре своего и других народов, толерантность.
Метапредметные результаты изучения истории в основной школе выражаются в следующих качествах:
- способность сознательно организовывать и регулировать свою деятельность — учебную, общественную и др.;
- владение умениями работать с учебной и внешкольной информацией (анализировать и обобщать факты, составлять простой и развернутый план, тезисы, конспект, формулировать и обосновывать выводы и т. д.), использовать современные источники информации, в том числе материалы на электронных носителях;
- способность решать творческие задачи, представлять результаты своей деятельности в различных формах (сообщение, эссе, презентация, реферат и др.);
- готовность к сотрудничеству с соучениками, коллективной работе, освоение основ межкультурного взаимодействия в школе и социальном окружении и др.
Предметные результаты изучения истории включают:
- овладение целостными представлениями об историческом пути народов своей страны и человечества как необходимой основой для миропонимания и познания современного общества;
- способность применять понятийный аппарат исторического знания и приемы исторического анализа для раскрытия сущности и значения событий и явлений прошлого и современности;
- умения изучать и систематизировать информацию из различных исторических и современных источников, раскрывая ее социальную принадлежность и познавательную ценность;
- расширение опыта оценочной деятельности на основе осмысления жизни и деяний личностей и народов в истории своей страны и человечества в целом;
- готовность применять исторические знания для выявления и сохранения исторических и культурных памятников своей страны и мира.
Глава 2. Краеведение на уроках истории и во внеурочной деятельности.
«Без краеведения нет России».
Шмидт С.О., академик.
Одной из важнейших задач современного образования и всего общества является формирование патриотизма у подрастающего поколения.
ФГОС ООО ориентированы на воспитание российской гражданской идентичности: патриотизма, уважения к Отечеству, прошлое и настоящее многонационального народа России; осознание своей этнической принадлежности, знание истории, языка, культуры своего народа, своего края, основ культурного наследия народов России и человечества; воспитание чувства ответственности и долга перед Родиной. «Портрет выпускника основной школы» ориентирован на становление таких личностных характеристик как любовь к своему краю и Отечеству, уважение к своему народу, его культуре и духовным традициям, активность и заинтересованность в познании мира, умение учиться, осознавать важность образования и самообразования для жизни и деятельности, социальная активность, уважение закона и правопорядка, соизмерение своих поступков с нравственными ценностями, осознание своих обязанностей перед семьёй, обществом, Отечеством.
Первым шагом к воспитанию такого человека может стать историческое краеведение. Знание своего края, его прошлого и настоящего необходимо для непосредственного участия в его преобразовании, поскольку родной край - живая, деятельная частица всей страны. Краеведение, несомненно, рождает чувство патриотизма - глубокой любви к Родине.
Нельзя не согласиться со словами председателя Союза краеведов России С.О.Шмидта: «...Возрождение краеведения вообще и изменения качества школьного краеведения и уровня его преподавания - один из очень знаменательных показателей положительных перемен страны... Я хотел бы, чтобы школьники сумели испытать радость познания нового о своей семье, о своей малой Родине, чтобы они сумели испытать радость передачи добытых самостоятельно знаний своим сверстникам и страшим товарищам. В этом - суть их становления...»
Краеведение – это всестороннее изучения какой-либо территории, проводимое на научной основе. Объектами его изучения являются социально-экономическое, политическое, историческое и культурное развитие села, города, района, края.
Краеведение сегодня становится важным средством повышения качества знаний. Методист-историк А.И.Стражев справедливо утверждал, что без краеведческой работы нельзя поставить по-настоящему преподавание истории. Краеведческая работа может проводиться как на уроках, факультативных занятиях, так и во внеклассной и внешкольной работе.
Краеведческий принцип изучения истории помогает осознанному усвоению учащимися самых сложных вопросов социально-экономического, политического и культурного развития страны. Кроме этого, используя краеведческий материал на уроках истории, я заметила, что он активизирует мыслительную деятельность учащихся, позволяет разнообразить методику уроков, вносит в преподавание истории конкретность и убедительность, участвует в патриотическом воспитании школьников.
Главной целью моей работы по историческому краеведению является воспитание гражданина России, патриота малой родины, знающего и любящего свой край. На достижение этой цели направлена реализация следующих задач:
- формирование компетентностного подхода в обучении;
- расширение и углубление общеисторических знаний учащихся через изучение краеведческого материала;
- развитие умений и навыков работы с разнообразными источниками знаний;
- на доступном для учащихся материале воспитать любовь к своему краю, малой родине, интерес к истории.
Краеведческий материал может составлять содержание целого (краеведческого) урока («Родной край в ___ веке») или же являться его элементом («Участие жителей Одинцово в обороне Москвы в 1941 г.»).
Можно привести примеры использования мной краеведческого материала на уроке истории при изучении определенных тем курса.
6 класс. Изучая тему «Культура Руси XIII - XV вв.», обязательно рассматриваются постройки Саввино-Сторожевского монастыря, выявляется роль Андрея Рублёва в становлении русской иконописи.
Изучая тему «Правление Ивана IV», предлагаю найти информацию о постройках, исторических личностях, проживавших в XVI в. на современной территории Одинцовского района.
Знакомясь с событиями Смутного времени, рассказываю о партизанском движении в нашем районе против польских интервентов.
7 класс. Изучая тему «Культура XVIII в.» предлагаю подготовить сообщения о сохранившихся усадьбах XVIII в. в Одинцовском районе, об их архитектурных особенностях, об их владельцах.
8 класс. Тема «Отечественная война 1812 г.» предоставляет много возможности для привлечения краеведческого материала, т.к. именно по Смоленской дороге шли войска Наполеона на Москву. Учащиеся с большим интересом готовят доклады, презентации о Фигнере, Давыдове, партизанах, легенде о Богарне, разрабатывают тесты, ребусы, проблемные задания по данной теме.
9 класс. Наиболее востребованы темы, посвящённые Великой Отечественной войне. В рамках изучения битвы под Москвой, учащиеся работают презентациями, сообщениями, проектами по темам «Власиха – Ставка Западного фронта», «Имена участников ВОВ в названиях улиц Одинцово», «Роль жителей Одинцово в обороне Москвы», «Памятники ВОВ в Одинцовском крае» и др.
Новые принципы личностно-ориентированного образования, индивидуального подхода, потребовали новых методов обучения. Опыт моей работы показывает, что одной из перспективных технологий краеведческой работы со школьниками, организации их научно-исследовательской деятельности является метод проектов. Метод проектов позволяет решить одну из самых острых проблем современного образования – проблему мотивации, реализацию принципов личностно-ориентированного обучения, когда учащиеся могут выбрать дело по душе в соответствии со своими способностями и интересами. Выполняя проекты, школьники осваивают алгоритм проектно-преобразовательной деятельности, учатся самостоятельно искать и анализировать информацию, интегрировать и применять полученные ранее знания. Это позволяет формировать не просто умения, а компетенции т.е. умения, непосредственно сопряженные с опытом их применения в практической деятельности.
И, наконец, метод проектов тесно связан с использованием новейших компьютерных технологий. При выполнении краеведческого задания, творческих работ, поисково-исследовательских и презентационных проектов школьники учатся работать с информационными каталогами и медиаресурсами школы, получать информацию из сети Интернет, учатся указывать источники полученной ими информации, приобретают культуру работы с текстовыми и графическими документами, создают электронные хронологические таблицы, слайды, где наглядно демонстрируют исторические события, выполняют работу с исторической картой.
Творческие работы, поисково-исследовательские и презентационные проекты выполняются учениками как индивидуально, так и в творческих группах. Результат работы представляется на уроках истории, тематических классных часах, на научно-практических конференциях и конкурсах в школе, районе.
Например, учащимися 9 класса был подготовлен проект «Виртуальная экскурсия по моему родному городу». Учащиеся 5-6 классов изучали историю названий улиц г. Одинцово «О чём рассказала улица».
Интересные исследовательские работы были разработаны учащиеся по таким темам как: «Мои земляки – участники локальных вооруженных конфликтов», «Демографический портрет Одинцовского района», «Звенигород - святое место Одинцовского края и России», «Усадьба Большие Вязёмы» и др.
Другим направлением краеведческой работы в школе является внеурочная деятельность. Очень эффективны экскурсии в краеведческий музей. Одинцовский историко-краеведческий музей включает в себя 5 разделов. Первый зал рассказывает об истории Одинцова, начиная с археологических находок и заканчивая XIX веком. Два зала посвящены Великой Отечественной войне 1941 - 1945 гг. Литературный зал знакомит с заповедными местами одинцовской земли, связанными с именами А.С. Пушкина, А.П. Чехова, М.М. Пришвина и др.. Завершающая экспозиция представляет Одинцово в XX веке, показывает развитие культуры и спорта. В музее ученики погружаются в атмосферу действительности, становятся как бы очевидцами далёких событий. Благодаря этому историческое прошлое приближается к сознанию учащихся, становится для них реальной действительностью.
Учебные краеведческие занятия, что очень важно в образовательном и воспитательном плане, часто связаны с общественно полезной деятельностью учащихся. Это, например, участие школьников в различных делах, акциях: охране и восстановлении памятников истории, культуры и природы, участие в уборке захоронений солдат, погибших от ран в Одинцово в 1941 г. и др.
Таким образом, школьное историческое краеведение может способствовать формированию образовательных компетенций. Рассмотрим каждую группу компетенций и их реализацию.
Компетенции | Реализация компетенций |
Ценностно-смысловые: - формулировать собственные ценностные ориентиры по отношению к предмету и сферам деятельности; - владеть способами самоопределения в ситуациях выбора на основе собственных позиций; - уметь принимать решения, брать на себя ответственность за их последствия, осуществлять действия и поступки на основе выбранных целевых и смысловых установок; - осуществлять индивидуальную образовательную траекторию с учетом общих требований и норм. | - выбор темы для исследовательской работы; - постановка цели и определение направления своих действий и поступков; - определение логики, последовательности выполнение работы |
Учебно-познавательные: - ставить цель, организовывать её достижение; - организовывать планирование, анализ, рефлексию, самооценку своей учебно-познавательной деятельности; - задавать вопросы к наблюдаемым фактам, отыскивать причины явлений, обозначать свое понимание или непонимание по отношению к изучаемой проблеме; - ставить познавательные задачи и выдвигать гипотезы; - выбирать необходимые приборы и оборудование, владеть измерительными навыками, работать с инструкциями; - описывать результаты, формулировать выводы; - выступать устно и письменно о результатах своего исследования с использованием компьютерных средств и технологий (текстовые и графические редакторы, презентации) и др. | - участие в районном торжественном митинге, посвящённом Дню памяти жертв политических репрессий; - проведение внутришкольных краеведческих конференций и «круглых столов»; - проведение фестиваля исследовательских работ на темы «Моя родословная», «Великая Отечественная война глазами моей бабушки (моего дедушки)» и др.; - исследовательские проекты «История Одинцово», «Летопись нашей школы», «Русские национальные праздники»; - участие в районных и областных краеведческих конференциях. |
Общекультурные компетенции: - определять свое место и роль в окружающем мире, в семье, в коллективе, государстве; - владеть культурными нормами и традициями, прожитыми в собственной деятельности; - владеть эффективными способами организации свободного времени; - иметь осознанный опыт жизни в многонациональном, многокультурном, многоконфессиональном обществе; - владеть элементами художественно-творческих компетенций читателя, слушателя, исполнителя, зрителя и др. | - изучение традиций, игр, русских народных песен и народов России; - экскурсии по историческим местам Одинцовского района; - экскурсии краеведческий музей; - проведение традиционных русских праздников (Масленица, Колядки, рождественские театрализованные представления, и др.) - работа школьного краеведческого кружка «Живые истоки» |
Коммуникативные компетенции: - уметь представить себя устно и письменно, написать анкету, заявление, резюме, письмо, поздравление; - уметь представлять свой класс, школу, страну в ситуациях межкультурного общения, в режиме диалога культур, использовать для этого знание иностранного языка; - владеть способами взаимодействия с окружающими и удаленными людьми,событиями; - выступать с устным сообщением, уметь задать вопрос, корректно вести учебн. диалог; - владеть разными видами речевой деятельности (монолог, диалог, чтение, письмо), лингвистической и языковой компетенциями; - владеть способами совместной деятельности в группе, приемами действий в ситуациях общения; и др. | - сбор материала для школьной краеведческой экспозиции - подготовка и проведение костюмированных школьных мероприятий - работа исследовательских групп участников школьного краеведческого кружка «Живые истоки» |
Информационные компетенции: - владеть навыками работы с различными источниками информации: книгами, учебниками, справочниками, атласами, картами, определителями, энциклопедиями, каталогами, словарями, CD-Rom, Интернет; - самостоятельно искать, извлекать, систематизировать, анализировать и отбирать необходимую для решения учебных задач информацию, организовывать, преобразовывать, сохранять и передавать ее; - ориентироваться в информационных потоках, уметь выделять в них главное и необходимое; - владеть навыками использования информационных устройств: компьютера, телевизора, магнитофона и др. | - подготовка и демонстрация мультимедийных презентаций по истории города, области на уроках и внеклассных мероприятиях (проекты: «Одинцовский край в годы Великой Отечественной войны», «Партизанское движение 1812 г.», «Современность: Одинцово и города-побратимы», «Современность: Почётные граждане города Одинцово», «Школьная летопись») - участие в Интернет-конкурсах и олимпиадах |
Социально-трудовые компетенции: - владеть знаниями и опытом выполнения типичных социальных ролей: семьянина, гражданина, работника, собственника, потребителя, покупателя; - уметь действовать в каждодневных ситуациях семейно-бытовой сферы; - определять свое место и роль в окружающем мире, в семье, в коллективе, государстве; - действовать в сфере трудовых отношений в соответствии с личной и общественной пользой, владеть этикой трудовых, гражданских взаимоотношений. | - районные Олимпиады по основам избирательного законодательства - районный конкурс социальной рекламы «Мы за жизнь!» - ежегодный «Марш добра» (сбор игрушек и школьных принадлежностей для детей, оказавшихся в сложной жизненной ситуации) |
Компетенции личностного самосовершенствования: - ценностно-смысловая ориентация в мире (понимание ценности бытия, жизни, здоровья; ценности культуры, науки, производства, истории цивилизации, собственной страны, религии); - способность к рефлексии (осознанию, осмыслению, прогнозированию процесса и результатов своей деятельности и поведения); - владение способами самопознания, самосовершенствования, формирования психологической грамотности, культуры мышления и поведения | - ребёнок, выполняя работу над собственным проектом, учится быть личностью, осознавая необходимость и значимость труда, который он выполняет; - развитие навыков самоконтроля |
Заключение.
Краеведческий материал обладает полифункциональностью, сочетая в себе обучающие, воспитывающие и развивающие функции. Краеведение помогает учащимся осмыслить идею исторического развития, понять взаимосвязь местного и общего, а в итоге понять современность, выработать активную жизненную позицию, зрелое мировоззрение.
Занятие краеведением сближает историю страны с историей области, города, семьи. Знакомит ученика не с отвлеченными событиями, а с конкретными действиями, в которых принимали участие его предки. Это позволяет лучше осмыслить события, происходившие в стране, понять их истинный смысл, воспитывает чувство гордости как за всю страну, так и за конкретный уголок, где живет ученик, способствует развитию творческих, поисково-исследовательских способностей.
Нужно отметить, что краеведение подразумевает не только знания о местном крае, но и пути познания, поиска и распространения этих знаний. Это не только способ сохранения и освоения исторического опыта, но и обретение личного опыта, возможность социализации подростка, вовлечение ребёнка в деятельность наравне с взрослыми. Другими словами, это способ сохранения и освоения исторического опыта. В этой связи краеведение является мощным воспитательным фактором, средством развития патриотизма, любви к своей «малой родине». Краеведение позволяет приблизить историю страны к уровню зримых, конкретных её проявлений о родном крае, наполнить, её персоналиями, показать, что каждый человек является объектом и субъектом истории, воспитывать уважение к истокам нашим, родной земле, языку, народным преданиям, обрядам и традициям. Поэтому введение краеведческого материала в программу средней школы приобщает учащихся к историческому процессу, является школой познания и методики мышления, школой воспитания историей и культурой, школой экологического образования.
Список литературы.
1. Приоритетный национальный проект «Образование» -
http: //mon.gov.ru/pro/pnpo
2. Национальная образовательная инициатива «Наша новая школа» -
http: //mon.gov.ru/dok/akt/6591
3. Воронова В. Разнообразие форм воспитательной работы // Воспитание школьников. 2005. № 6.
4. Данильченко Л. Чему учит история родного края // Воспитание школьников. 2005. № 6
5. Парфенова Е. А. О роли исторических вечеров в патриотическом воспитании учащихся // Преподавание истории в школе. 2004. № 2.
6. Работа со школьниками в краеведческом музее. Сценарии занятий. // Под ред. Н.М.Ланковой. – М.:ВЛАДОС. – 2001.
7. Сейненский А.Е. Родной край. М.: Интерпракс. – 1994.
8. Ляшенко Е.А. Школа юного краеведа. Волгоград. – 2007.
9. Ермолаева Л. К. Изучение своего края: проблемы и подходы к их решению / Л. К. Ермолаева // Преподавание истории и обществознания в школе.-2002.-№ 3.- С.40-47.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
РОЛЬ СТРАНОВЕДЧЕСКИХ ЗНАНИЙ В ФОРМИРОВАНИИ СОЦИОКУЛЬТУРНОЙ КОМПЕТЕНЦИИ
Разработка технологии формирования социокультурной компетенции на старшей ступени обучения посредством английских пословиц и поговорок....
Роль проектной деятельности в формировании ключевых компетенций у обучающихся в процессе изучения технологии.
Влияние проектной деятельности на формирование ключевых компетенций учащихся....
Роль воспитательной работы в формировании ключевых компетенций школьников
Реалии нашей жизни предъявляют новые требования к выпускникам образовательных учреждений. Современному обществу нужны молодые люди, которые обладают определёнными качествами, компетенциями. Их формиро...
Роль краеведческих экскурсий в формировании биологических умений школьников
Биология, как школьный предмет вооружает обучающихся систематизированными знаниями о разнообразных проявлениях живой природы. Для решения этих сложных задач учитель использует одну из важнейших форм у...
Отчет по теме самообразования: «Роль краеведческого материала в формировании патриотических чувств обучающихся»
Отчетпо теме самообразования: «Роль краеведческого материала в формировании патриотических чувств обучающихся»...
Роль краеведческой работы в формировании патриотического сознания учащихся
История села, история нашей школы, история зданий и улиц - всё это краеведческая кропотливая работа с учащимися. Знать свои корни - чеерта патриота, гражданина и просто нормального человека....
Статья "Роль краеведческой работы в практике образовательной деятельности современной школы и дополнительного образования как основы образовательно-воспитательной системы"
В настоящее время общественное развитие страны требует от педагогов воспитания социально активных, самостоятельных, творческих личностей, адаптированных к условиям современной жизни. Об этом можно суд...