Классный час на тему: «Клуб знатоков».
классный час (8 класс) на тему

Гайдай Валентина Васильевна

Наука этика и эстетика.

Я не ищу гармонии в природе.

Разумной соразмерности начал.

Ни в недрах скал, ни в ясном небосводе

Я до сих пор, увы, не различал

А если это так, то что есть красота

И почему её обожествляют люди?

Сосуд она, в котором пустота,

Или огонь, мерцающий в сосуде?

Н. Заболоцкий.

Скачать:


Предварительный просмотр:

Классный час на тему: «Клуб знатоков».

Наука этика и эстетика.

Я не ищу гармонии в природе.

Разумной соразмерности начал.

Ни в недрах скал, ни в ясном небосводе

Я до сих пор, увы, не различал

А если это так, то что есть красота

И почему её обожествляют люди?

Сосуд она, в котором пустота,

Или огонь, мерцающий в сосуде?

Н. Заболоцкий.

 Цель:

  1. Расширение знаний учащихся по вопросам науки этики и эстетики.
  2. Способствовать расширению кругозора учащихся.
  3. Развивать устную речь учащихся, пополнять их словарный запас.

Оборудование: репродукции картин.

Ведущий: Позвольте мне открыть наше заседание клуба знатоков словами Заболоцкого под музыку Фаусто Папетти (эпиграф)

Четверостишие Н. Заболоцкого- удивительного поэта, кто сам являл собой «соединенье двух загадок»

 Мы собирались, чтобы попробовать обнаружить одушевляющую связь между  представителями науки и изобразительного искусства, речь пойдёт о физике, математике, живописи, этике

Поговорим о современниках и недавно живших учёных, художниках, поэтах, чтобы лучше почувствовать сколь тесно  их взаимодействие для более полного представления о человеческой культуре.

 Быть может, для себя вы откроете ещё одну грань красоты науки, людей и их творчества. Что общего между науками искусством и человеческой культурой. Как они помогают познавать окружающий  мир. Почему учёные иногда пишут картины, а люди искусства изучают математику, механику, физику. Науку и искусство, в любой  форме, объединяет стремление к познанию и творчеству.

Невозможно отделить науку этику и эстетику друг от друга, ибо  хорошо, если человек вырастит умным, начитанным, но грубым, злым, бездушным. Ибо только человек умный, воспитанный, добрый этически и эстетически развитый может думать о других и создавать для других блага.

 Первый вопрос нашего заседания:- Что такое этика и эстетика?

Этика- одна из форм идеологии учение о морали.

Эстетика- философское учение об искусстве.

(словарь Ожегова)

Известный живописец СССР Б.М. Неманский говорит:  

«Изобразительное искусство обладает как бы двумя функциями по отношению к человеку и обществу. Оно связано с идеологией, этикой, эстетическими категориями, и с наукой, техникой, промышленностью…

 Для современного человека культура зрения, цветовое восприятие значат ничуть не меньше, чем культура зрения, цветовое восприятие значат ничуть не меньше, чем культура речевого общения…»

 Раз уж мы заговорили о функциях и искусстве, то позвольте задать ещё один вопрос:

 Вы видите на доске картине: «Сикстинская мадонна» Рафаэля «Всадница» Брюллова,

«Княжна Тараканова» Флавицкого,  «Жертвоприношение Авраама»

Рембрандт  «Крещение»  «Богоматерь Донская»

- Посмотрите на все эти картины и скажите чем объедененны картины трагические и картины нетрагические, лёгкие, воспринимаемые не трагически.  С какими свойствами функции связаны фигуры и расположение фигур на картинах.

ОТВЕТ: На картинах трагических используется нисходящая функция (убывающая), а на патетических-функция восходящая (возрастающая).

 Это действительная так и было доказано исследователями.

Когда смотришь на картину «Сикстинская Мадонна», то она  вызывает восхищение, очищение, одухотворение, так как все фигуры расположены с нижнего левого угла к верхнему правому восхождение или возрастающие функции.

 А если слайд перевернуть и показать с изнаночной стороны. То он вызывает беспокойство, осуждение, опустошение, изгнание…

 Связь науки и искусства подтверждает и следующее творенье- создание конного памятника Петру 1 в Петербурге. Работа французского скульптора Э. Фальконе над фигурой всадника , остановившего вздыбившегося коня у самого края скалы, вызывает особое восхищение.

Образ Петра на скачущем коне сложился у Фальконе сразу же. Но задуманное надо было закрепить технически. Фальконе долго наблюдал за скакунами, поднявшихся на дыбы и наконец понял, что на двух ногах лошадь удержать нельзя, а значит и тяжёлую огромную скульптуру на двух опорах удержать не удастся. Фальконе решает создать третью точку опоры. Так появляется под задними копытами змея, символ врагов России. Такое техническое решение говорит о тонком знании механики, физики, говорит о тонком эстетическом вкусе мастера. А вот отлить эту фигуру никто не соглашался, и тогда скульптор сам изучает литейное дело  и вместе с помощниками русскими отливают эту фигуру, ничего в ней не меняя. Но установку и открытие памятника  он уже не увидел (А. Каганович «Медный всадник»)

 Это название памятник получил, благодаря лёгкой руке поэта. Следующий вопрос:

-Какой поэт,  восхищаясь этим памятником посвятил эту поэму «Медный всадник»

 ОТВЕТ: А.С.Пушкин автор поэмы «Медный всадник».

А.С.Пушкину посвящён весь этот 1999-2000 год- 200 летия со дня рождения великого поэта.

И следующий вопрос связан с поэзией Пушкина и этикетом

 «Пустое «вы сердечным «ты»

Она обмолвясь, заменила,

И все счастливые мечты

В душе влюблённой возбудила

Пред ней задумчиво стою;

Свести очей с неё нет силы;

И  говорю ей:»Как вы милы!»

И мыслю: Как тебя люблю!

    А.С. Пушкин.

-Какое правило этикета здесь затрагивается?

ОТВЕТ: Все наши движения души зависят от того, где и к кому вы обращаетесь.  И только  женщина может быть инициатором  перехода с «Вы» на «Ты».

Правила хорошего тона, этикета всегда считались привилегией внешнего сословия, теперь же правила хорошего тона могут изучать все и пользоваться ими.

Вот как об этом говорил Блез Паскаль (Великий французский математик, физик, философ)

 «Все правила достойного поведения давным-давно известны, остановка за малым -за умением ими пользоваться»

Некоторые правила изменились, упростились. Например, если бы  английский лорд попал в трамвай и ему пришлось бы выходить на остановке, а у дверей стояла бы не менее высокопоставленная особа.  Ему бы пришлось познакомиться, извиниться и сообщить цель своего  обращения, он бы проехал три остановки, а то и больше. Поэтому правила упростились: - «Извините, разрешите пройти или выйти.»

 Следующее стихотворение и вопрос связан с ещё одним правилом этикета, математиком и его открытием.

 Стихотворение «Небылица» стр 115 «Алиса в стране математики» Лев Генденштейн.

Следующие три вопроса:

- О каком учёном идёт разговор:  Французский учёный Декарт

- Какое изобретение для удобства  ориентировки в жизни и математике он придумал?

 ОТВЕТ: Координатная плоскость, во всём мире её называют Декартовой системой координат (плоскостью).

- О каком правиле этикета говорится в этом стихотворении.

Никого не волнует ваша личная жизнь, ваши личные переживания. Ответить нужно коротко и точно.

 Раз уж мы заговорили с вами о небылицах, то давайте вспомним народную былину о Светогоре-богатыре, который вздумал поднять землю, как и Архимед: «Дайте мне точку опоры, и я переверну весь мир!» Светогор был очень силён  и искал к чему бы приложить богатырские руки, чтобы поднять всю землю. Случай представился: богатырь нашёл на земле « сумочку перемётную, которая «не скрянётся, не сворохнётся, не подымется»»:

Слезает Святогор с добра коня.

Ухватил он сумочку обёма рукама,

Поднял сумочку повыше колен:

Ипо колена  Святогор в землю угряз,

А по белу лицу не слёзы, а кровь течёт.

Где Святогор угряз, тут и встать не мог.

Тут ему было кончение.

Закон действия и противодействия,  открытый Ньютоном. Сила, приложенная к земле, вызовет равную противодействующую силу.

 Можно ещё  много и много приводить примеры говорить об искусстве, музыке, поэзии.

Но наше заседание подходит к концу. Дадим время жюри для подведения итогов.

  Я думаю, что сегодня нет проигравших, потому что каждый из вас узнал что-то новое, открыл для себя новые знания о красоте, пополнил свои знания чем то новым,  необычным, то о чём знают не все.

 А закончить я хочу на патетической ноте по поводу этики нашей молодёжи:

  -« Эта молодёжь растленна до глубины души. Молодые люди злокозненны и нерадивы. Они никогда не будут походить на молодёжь былых времён. Молодое поколение сегодняшнего дня не сумеет сохранить нашу культуру»

«Наш мир достиг критической стадии. Дети больше не слушаются родителей своих. Видимо конец мира уже не очень далеко»

«Я утратил всякие надежды относительно будущего  нашей страны, если сегодняшняя молодёжь завтра возьмет в свои руки бразды правления, ибо эта молодёжь невыносима, невыдержанна, просто ужасна»

 Все эти высказывания были найдены  3000 лет назад, 2000 лет назад, 720г. До н. э. Гесиод

 Но мир всё ещё существует и  будет процветать и вы наша молодёжь, являетесь нашей надеждой


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Встреча в клубе знатоков

В форме игры "Что? Где? Когда?"...

Игра – соревнование Клуб знатоков по теме Предложения с однородными членами

Данный урок направлен на  закрепление и систематизацию знаний учащихся об однородных членах предложения, развитие умения распознавать однородные члены в предложении,  выделять их ...

Заседание клуба знатоков природы. Тема: "Океан, которого нет на карте" для 5 классов

Способствовать развитию у обучающихся научного интереса, дополнить знания о составе, свойствах воздуха, его роли в природе и жизни людей....

"Заседание Клуба Знатоков" (Обобщающий урок по теме "Лексика" в 6 классе)

Тип урока:  обобщающий урок-путешествие. Форма - нетрадиционная....

Занятие Клуба « Знатоки Китая» Викторина на тему: «Российско - Китайская Дружба».

План – Конспект  Занятия Клуба «Знатоки Китая» Викторина на тему: «Российско - Китайская Дружба». Ссылка на Слайд-Шоу - https://youtu.be/47owj5KPXncСмотрет...