Риски и проблемы при введении ФГОС
материал по теме
Предварительный просмотр:
Риски и проблемы при введении ФГОС
В период введения федерального государственного образовательного стандарта начального общего образования (далее - ФГОС) целесообразно пересмотреть целевые установки деятельности администрации образовательного учреждения (далее - ОУ), педагогов и родительской общественности. Только осознание необходимости совместных действий по стратегическому планированию достижения качественно новых результатов образования и ориентация на инновационные перспективы развития современного ОУ будут способствовать как решению проблем на всех уровнях системы образования, так и интеграции России в мировое образовательное пространство.
Принятию и введению ФГОС, как и любому начинанию, которое сопровождается изменениями существующего порядка вещей, сопутствует ряд рисков. Для успешного функционирования системы образования всех уровней, и в частности школы, важно свести к минимуму возможные проблемы.
Среди факторов риска (отсутствие достаточного финансирования, снижение мотивации педагогов вследствие отсутствия стимулов, сопротивление инновациям из-за опасения наращивания нагрузок и т. п.) мы особо выделяем такой риск, как неготовность учителей и администрации ОУ к введению ФГОС.
Попытаемся описать, в чем именно, с нашей точки зрения, заключается эта неготовность и какими могут быть эффективные пути решения данной проблемы (проблем) на уровне ОУ.
Несмотря на существенную и значительную методическую поддержку введения ФГОС со стороны разработчиков (методические рекомендации, пособия и др.), анализ документации ОУ и результатов опросов педагогов позволяет нам констатировать: риск неготовности учителей и руководителей ОУ к введению ФГОС существует. Условно выделим три группы проблем: общие, личностные и системные.
Общие проблемы заключаются в неготовности педагогов:
- к планированию и организации образовательного процесса в соответствии с требованиями ФГОС;
- синхронизации действий со всеми участниками образовательного процесса при введении ФГОС;
- изменениям в профессиональной деятельности в соответствии с требованиями ФГОС;
- выявлению социального заказа с целью формирования комфортной развивающей образовательной среды.
Личностные проблемы (связанные с особенностями личности педагога):
- психологическая, связанная с традиционным подходом к профессии, а не осознанием себя как учителя "нового типа"; с неприятием идеологии ФГОС, консервативным мышлением в силу возраста или профессиональной усталости, отсутствием мотивации, давлением стереотипов и др.;
- дидактическая, обусловленная недостаточным уровнем теоретико-методологической подготовки в части изменений в технологии организации образовательного процесса, типологии уроков, организации проектной и исследовательской деятельности в рамках как аудиторной, так и неаудиторной занятости и т. п.;
- организационно-нормативная, возникающая при отсутствии научной организации труда, практики работы с нормативно-правовыми документами, навыков командно-проектной работы и др.;
- профессиональная, определяемая неготовностью учителя к реализации в деятельности экспертно-аналитических, прогностических и организационных функций.
Системные проблемы, вытекающие из неготовности руководителей ОУ и педагогов к реализации ФГОС с позиции выполнения его требований. Перечислим их ниже.
Проблемы руководителей ОУ в части реализации требований ФГОС к результатам освоения основной образовательной программы начального общего образования (далее - ООП):
- отсутствие умений и навыков стратегического планирования;
- недостаточный уровень самостоятельности в определении содержания программы (стереотипный, зачастую формальный подход);
- неинформированность (либо частичная, неполная информированность) о качественных изменениях в организации образовательной деятельности по достижению планируемых результатов, их оцениванию и т. д.
Проблемы педагогов в части реализации требований ФГОС к результатам освоения ООП:
- недостаточность опыта проектной и исследовательской деятельности;
- слабое развитие индивидуального подхода в образовательной деятельности;
- неготовность к переходу на новую (обновленную) систему оценивания результатов образовательных достижений обучающихся.
Проблемы руководителей ОУ в части реализации требований ФГОС к структуре ООП:
- отсутствие/недостаточность опыта организации совместной деятельности с институтами социума;
- замкнутость управленческой деятельности с ориентацией на административную функцию (авторитарный стиль руководства, отсутствие командной работы).
Проблемы педагогов в части реализации требований ФГОС к структуре ООП:
- неумение формировать и реализовывать программу духовно-нравственного развития и воспитания школьников;
- сложности в организации внеурочной деятельности обучающихся в соответствии с требованиями к результатам освоения обучающимися ООП (в частности, личностным и метапредметным);
- неумение разрабатывать программы внеурочной деятельности школьников.
Проблемы неготовности к условиям реализации ООП:
- недостаточное обеспечение материально-технической базы ОУ в соответствии с требованиями ФГОС;
- малоэффективное (неэффективное) использование средств, ресурсов вследствие недостаточной экономической грамотности;
- недостаток квалифицированных специалистов смежных отраслей, необходимых ОУ (педагогов-психологов, учителей-логопедов и др.).
Для решения перечисленных проблем необходимо изменить деятельность и педагогов, и администрации ОУ через системное сотрудничество на уровне всех структурных подразделений школы.
Изменения в деятельности ОУ в условиях введения ФГОС
С введением ФГОС должно измениться в первую очередь отношение всех участников образовательной деятельности ОУ к подходам и идеологии ее организации, и ключевая роль в этом принадлежит администрации ОУ.
Обозначим некоторые возможные пути, позволяющие эффективно решить проблемы неготовности участников образовательного процесса к введению ФГОС (табл. 1).
Таблица 1
Возможные пути решения проблемы неготовности участников образовательного процесса к введению ФГОС
Участники образовательного процесса | Пути решения проблемы неготовности участников образовательного процесса к введению ФГОС |
1 | 2 |
Родители обучающихся | Осознание необходимости совместной деятельности при формировании образовательной среды ОУ |
Вовлеченность в процесс разработки ООП школы | |
Определение модели организации образовательного процесса в единстве урочной и внеурочной деятельности обучающихся | |
Администрация ОУ | Приведение локальных актов ОУ и должностных инструкций в соответствие с требованиями ФГОС |
Своевременность и логическая последовательность разработки ООП | |
Формирование финансово-экономических знаний и базовых навыков | |
Педагоги ОУ | Активное участие во всех мероприятиях, связанных с введением ФГОС |
Теоретическое и практическое осмысление идеологии и методологии ФГОС | |
Развитие практики непрерывного профессионального образования |
Эффективность обеспечения введения ФГОС
Решение большинства проблем, возникающих при введении ФГОС, зависит не в последнюю очередь от обеспеченности этого процесса. Эффективность же обеспечения введения ФГОС зависит от того, насколько четко будут спланированы мероприятия, на какие цели они будут ориентированы и какие результаты с их помощью будут достигнуты.
Организационные мероприятия по подготовке к введению ФГОС должны способствовать:
- формированию в ОУ инновационной образовательной среды научно-методического сопровождения введения ФГОС;
- методическому сопровождению деятельности педагогических кадров ОУ в условиях введения ФГОС;
- подготовке и поддержке педагогического сообщества, школы и административного корпуса к профессиональной деятельности в условиях введения ФГОС;
- информационному просвещению общественности и семьи.
В табл. 2 представлен пример плана деятельности, направленной на дидактическое и методическое обеспечение введения ФГОС.
Таблица 2
План деятельности, направленной на дидактическое и методическое обеспечение введения ФГОС
Мероприятие | Срок | Исполнитель | Ответственный |
1 | 2 | 3 | 4 |
Обеспечение реализация ФГОС | |||
Работа постоянно действующего семинара по вопросам реализации ФГОС | В течение учебного года | Руководители методических объединений (далее -МО) учителей-предметников | Заместитель директора по УВР |
Заседания рабочей группы по внедрению ФГОС | 1 раз в четверть | Руководитель рабочей группы | |
Проведение обучающих, проблемных семинаров по вопросам реализации ФГОС по результатам диагностики участников образовательного процесса | По отдельному плану | Руководители МО учителей-предметников | |
Работа по новым предметным линиям учебников, системам, УМК | |||
Обучение по инновационным УМК в начальной школе | В течение учебного года | Руководитель МО учителей начальных классов | Заместитель директора по УВР |
Мониторинг предметных и метапредметных результатов обучения по инновационным УМК в начальной школе | |||
Изучение новых предметных линий учебников, систем, УМК, обеспечивающих преемственность в основной школе | По плану работы МО учителей-предметников | Руководители МО учителей-предметников | |
Организация внеурочной деятельности | |||
Организация участия обучающихся в исследовательских и проектных интернет-конкурсах | В течение учебного года | Педагоги, руководители МО учителей-предметников | Заместитель директора по УВР |
Участие обучающихся в исследовательских и проектных интернет-конкурсах, конкурсах, фестивалях и т. п. | |||
Организация постоянно действующего научно-методического консультирования по реализации в ОУ модели внеурочной деятельности | Сентябрь | Научный консультант (по согласованию) | |
Работа с одаренными обучающимися | |||
Организация работы научного общества учащихся (далее - НОУ) | Сентябрь | Руководитель НОУ | Заместитель директора по УВР |
Определение тематики исследовательской деятельности НОУ | |||
Выбор обучающимися новой темы исследования | Октябрь | Педагоги-руководители исследования | Руководитель НОУ |
Организация и проведение ученических олимпиад | По отдельному плану | Руководители МО учителей-предметников, учителя-предметники | Заместитель директора по УВР |
Консультация обучающихся научным руководителем по планированию исследовательской деятельности по выбранной проблеме | Октябрь | Педагоги-руководители исследования | |
Проведение индивидуальных консультаций "Как работать над темой исследования" | Октябрь -февраль | Научный консультант (по согласованию) | Руководитель НОУ |
Разработка творческих заданий для одаренных детей по предметам учебного плана школы | Ноябрь - декабрь | Руководитель НОУ, педагоги, руководители МО учителей-предметников | Заместитель директора по УВР |
Отбор лучших исследовательских работ обучающихся для школьной конференции | Март | Председатель жюри | Заместитель директора по УВР, руководитель НОУ |
Научно-практическая конференция школьников по итогам работы НОУ | Апрель | Руководитель НОУ | Заместитель директора по УВР |
Анализ деятельности НОУ | Май | Учителя-предметники, руководители МО учителей-предметников | Руководитель НОУ |
Обеспечение научно-методической базы образовательного процесса | |||
Организация систематической работы по доработке и корректировке рабочих программ педагогов по учебным предметам, курсам внеурочной деятельности и т. п. | В течение учебного года | Руководители МО учителей-предметников, педагоги | Заместитель директора по УВР |
Организация работы по совершенствованию мастерства педагогов в разработке и написании рабочих программ, в т. ч. авторских | |||
Разработка методических и дидактических материалов, контрольно-измерительных материалов и др. | Педагоги | ||
Создание электронных образовательных ресурсов, учебных пособий и т. п. | |||
Освоение современных педагогических технологий | |||
Участие педагогов ОУ в работе семинаров различного уровня по вопросам внедрения и использования современных педагогических технологий | В течение учебного года | Педагоги | Заместитель директора по УВР |
Анализ эффективности применения современных педагогических технологий в образовательном процессе ОУ через посещение уроков, мероприятий и др. | 2 раза в год | Руководители МО учителей-предметников | |
Ознакомление педагогического коллектива с результатами анализа эффективности применения современных педагогических технологий в образовательном процессе. Рекомендации по применению современных педагогических технологий | Март | Научный руководитель |
Мероприятия по обеспечению условий для введения ФГОС
В качестве основополагающих факторов деятельности по обеспечению введения ФГОС можно определить:
- формирование вокруг системы образования (любого уровня) зоны общественного доверия;
- проектирование наиболее эффективной стратегии управления введением ФГОС исходя из конкретных специфических особенностей и потребностей: региона, территории, ОУ, обучающихся.
Эти факторы и определяют три основных направления деятельности по сопровождению введения ФГОС (табл. 3).
Таблица 3
Деятельность по сопровождению введения ФГОС
Содержание деятельности | Ожидаемый результат |
Направление деятельности: повышение квалификации кадров | |
Внутрифирменное (внутришкольное) для педагогов и членов администрации школы: разработка школьной программы повышения квалификации с учетом потребностей и запросов обучающихся, специфики ОУ | Обеспечение преемственности в формировании и реализации основных образовательных программ начального и основного общего образования. Изменение роли педагога в образовательном процессе:
|
Проведение методических семинаров для руководителей МО учителей-предметников, творческих и проблемных групп | Усиление роли методической службы в сопровождении профессиональной деятельности педагогов, реализующих ФГОС. Подготовка педагогических и управленческих кадров школы к введению ФГОС |
Обучение на курсах повышения квалификации, проводимых на базе институтов повышения квалификации, муниципальных центров повышения квалификации, стажерских площадок и т. п. | |
Постоянно действующий семинар в рамках реализации ФГОС для педагогов школы по темам:
| Рост компетентности педагогов в вопросах реализации требований ФГОС. Осуществление непрерывного образования педагогов |
Направление деятельности: информационное | |
Осуществление информационной поддержки введения ФГОС средствами Интернета | Широкое информирование педагогической и родительской общественности о ходе введения ФГОС. Разработка программы информирования родителей о целях и задачах введения ФГОС |
Сопровождение образовательной деятельности в формате дистанционного консультирования | Оказание помощи участникам образовательного процесса в разрешении вопросов, связанных с введением ФГОС |
Деятельность ОУ в рамках сетевого сообщества, партнерского взаимодействия и т. п. | Распространение позитивного практического опыта введения ФГОС (на уровне ОУ) |
Направление деятельности: проектировочное | |
Проектирование современной системы управления образовательным процессом в условиях введения ФГОС | Инновационная система управления образовательным процессом, обеспечивающая эффективность введения ФГОС |
Проектирование инновационных форм взаимодействия различных участников образовательной деятельности в соответствии с требованиями времени | Реализация совместных проектов с ОУ микрорайона, области |
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Проблемы введения ФГОС в школе, профессиональные требования к учителю
Информационное поле, обеспечивающееся средствами массовой информации, интернетом привело к тому, что школа и учитель перестали быть единственным источником знаний для школьника....
Первые результаты введения ФГОС НОО: проблемы и пути решения.
В данном материале рассматриваются первые результаты внедрения ФГОС НОО в КОГОАУ СОШ г. Лузы, которая в 2010 году вступила в пилотный проект и успешно его реализует уже в 1-3 классах....
Проблемы организации подготовки к введению ФГОС ООО
Сегодня общество испытывает глубокие и стремительные перемены. Эти перемены требуют от человека умения быстро адаптироваться к новым условиям, находить оптимальные решения сложных вопросов, проявляя г...
Статья "Введение ФГОС как фактор обеспечения нового качества образования: достижения , проблемы, перспективы"
Задача современной образовательной системы – не напичкать ученика фундаментальными знаниями (большинство которых никогда н...
Опыт и проблемы естественнонаучного образования при введении ФГОС ООО
Анализ опыта работы по географии и биологии в 5 классах...
"Минимализация рисков на уроках предметов развивающего цикла с введением ФГОС"
Выступлени на педагогичесом совете....
Проблемы преемственности в обучении русскому языку между начальной и основной школой в свете введения ФГОС
9 октября 2014 года в Московской области проводился диагностический срез достижений обучающихся 5 класса по русскому языку в рамках входного контроля....