межпредметные связи
статья по теме
статья о межпредметных связях математики в процессе обучения
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
doklad_na_temu_mezhpredmetnye_svyazi_v_protsesse_obucheniya.docx | 31.16 КБ |
Предварительный просмотр:
Социально – экономическое развитие страны на основе ускорения научно – технического прогресса предполагает активизацию человеческого фактора. Преобразование деятельности человека, необходимость творческого решения новых социальных и производственно – технических задач требуют инициативно мыслящих, образованных, грамотных и дисциплинированных работников. В последние годы в связи с научно – техническим прогрессом общества, необходимостью решения комплекса задач, стоящих перед школой, возросла роль межпредметных связей, реализуемых учителями разных предметов на уроке и во внеурочной деятельности. Общедидактические положения конкретизируются в методиках обучения отдельным предметам. Возникают и некоторые трудности. Они заключаются в недостаточном знании содержания предметов, с которыми необходимо устанавливать связи и недостатке методических рекомендаций по конкретным темам и урокам.
Межпредметные связи повышают научный уровень обучения, отражая естественные взаимосвязи процессов и явлений окружающего мира, раскрывая его единство. При этом у обучающихся развивается системное мышление, гибкость ума, умение переносить и обобщать знания из разных предметов. Без этих интеллектуальных способностей невозможны и творческое отношение человека к труду, решение на практике современных сложных задач, требующих синтеза знаний из разных предметов.
Предметы естественно – математического цикла дают обучающимся знания о живой и неживой природе, о единстве мира, о природных ресурсах и их использование в деятельности человека. Общие учебно – воспитательные задачи этих предметов направлены на формирование мировоззрения, убеждений, знаний и навыков обучающихся, всестороннее гармоническое развитие. На основе изучения общих законов развития природы, особенностей отдельных форм движения материи и их взаимосвязей учителя формируют у обучающихся представления о естественнонаучной картине мира. Эти общие задачи решаются в процессе осуществления межпредметных связей, в согласованной работе учителей.
Изучение всех предметов естественнонаучного цикла взаимосвязано с математикой (см схему.) Математика дает обучающимся систему знаний и умений, необходимых в повседневной жизни и трудовой деятельности
человека, а также важных для изучения смежных дисциплин.
На основе знаний по математике у обучающихся формируются общепредметные расчетно – измерительные умения. Изучение математики опирается на преемственные связи с курсами окружающего мира, физической географии, технологии. При этом раскрывается практическое применение получаемых обучающимися математических знаний и умений, что способствует формированию у обучающихся мировоззрения, представлений о математическом моделировании как обобщенном методе познания мира. [1,3,5,7,81,82]. Так говорилось о предмете моего доклада 25 лет назад. А что на данный момент? Основные принципы, основные цели межпредметных связей сохранили свою актуальность. Также идет научно – технический прогресс, правда семимильными шагами, также выпускник должен быть готовым к решению производственно – технических задач. Для решения этих задач, мы учителя, должны воспитать всесторонне – развитую личность, способную творчески подойти к любой деятельности. Не столько загрузить его набором всевозможных знаний, а научить учиться. «Образование не на всю жизнь, образование через всю жизнь» вот главная установка современного образования. Исходя из выше сказанного можно выделить, три цели математического образования:
Образовательная цель. Без математики сложно разобраться и понять ряд других предметов, нельзя продолжить образование в вузе по многим специальностям. Кроме того, ядро математического знания стало общепринятой культурной ценностью.
Прикладная цель. Школьник, как правило, еще не знает, чем будет заниматься в жизни, поэтому учитель должен научить детей моделированию и урегулированию реальных процессов. Этот аспект имеет место быть в материалах ЕГЭ. Наши выпускники не всегда справляются с самыми простыми бытовыми задачами.
Воспитательная цель. Математика развивает логическое, пространственное мышление, формирует трудолюбие, усидчивость, настойчивость. Человек, владеющий математическими знаниями и умениями на дожнем уровне, более рационально подходит к решению любых жизненных проблем, иначе смотрит на мир.
Достаточный уровень сформированности и систематизации знаний у детей может быть, достигнут только при грамотном и систематическом осуществлении межпредметных связей. Это способствует формированию у школьников целостной картины мира, устанавливать связи в изучении основ наук с трудовой, политехнической и профессиональной подготовки.
На уроках математики готовиться весь аппарат, необходимый для изучения смежных предметов на достаточно высоком уровне. Уже в 4-5 классах вводятся простейшие буквенные формулы, в 6 классе – отрицательные числа. Приступая к изучению механики (9 класс), ребята уже знают уравнение равномерного движения, знакомы с графиками, умеют решать задачи на движение графическим и аналитическим способами.
При изучении физики постоянно используется знания из математики, в частности при преобразовании формул (нахождение неизвестных компонентов произведения и частного, извлечение корня, и т.д.), а на уроках математики мы часто пользуемся примерами с физики (стандартный вид числа и вычисления с такими числами). При решении данных задач у обучающихся возникает проблема: неумение выражать неизвестную величину из формулы. А ведь это основное при решении задач. Видимо мы, учителя математики, где – то недорабатываем. При изучении компонентов произведения и частного стоит рассматривать именно на простейших формулах из физики выражение и нахождение неизвестной величины. Кроме этого математика имеет множество приложений к различным, казалось бы, самым неожиданным аспектам человеческой деятельности, но изучая математику, все равно не покидает ощущение «сухости», формальном характере математики и оторванности ее от жизни и практики. Только наполнив уроки конкретными фактами, яркими, содержательными, занимательными примерами можно навести мосты, соединяющие математику с другими предметами.
Кроме вышесказанного межпредметные связи – важнейший принцип обучения в современной школе. Он обеспечивает взаимосвязь естественно - научного и общественно-гуманитарного циклов и их связь с трудовым обучением школьников. С помощью межпредметных связей учитель в сотрудничестве с учителями других предметов осуществляет целенаправленное решение комплекса учебно-воспитательных задач. Возможно недостаток в том, что учителям математики (в связи с загруженностью, не столько уроками, сколько подготовкой к экзаменам и т.д.) не всегда достаточно времени, чтобы отслеживать изменения в программах других предметов (лично для меня). Современный учитель должен уметь творчески осуществлять межпредметные связи на уроках и во внеклассной работе, для этого ему необходимо владеть теоретическими вопросами и осознанно применять методические рекомендации, находя новые пути использования межпредметных связей в обучении с учетом новых программ и требований реформы школы. В этом и есть применение тезиса «…образование через всю жизнь».
Изучение объективных связей между физическими, химическими, биологическими и технологическими процессами требует усиления межпредметных связей как внутри предметов физико-математического цикла, так и связи с предметами других циклов – гуманитарного, трудового.
Изучение и анализ того или иного явления, будь то природное или связанное с конкретным предметом, с точек зрения разных школьных предметов, активизируют познавательную деятельность учащихся, побуждают мыслительную активность в процессе переноса, синтеза и обобщения знаний. Использование наглядности из смежных предметов, технических средств, компьютеров на уроках повышает доступность усвоения связей между физическими, химическими, биологическими, географическими и другими понятиями. Таким образом, межпредметные связи выполняют в обучении ряд функций: образовательную, развивающую, воспитывающую, конструктивную.
На уроках физико-математического цикла прослеживается межпредметная связь не только, с такими дисциплинами как физика, математика, информатика, но география, история, литература, изо, черчение.
А теперь более подробно остановимся на применении межпредметных связей на уроках физики.
- Связь с математикой необходима при решении задач. Это не только умение делать математические расчеты, анализировать графики зависимости физических величин, но главное учитель развивает логику мышления учащихся при анализе формул. В 7 классе при решении качественных задач по теме «Плотность вещества» обучающиеся рассматривают зависимость объема от плотности при равных массах тела. Рассуждают, анализируют формулу, делают вывод. В 9 классе при анализе «Закона всемирного тяготения» рассматривают, что сила обратно пропорциональна квадрату расстояния между телами.
В 10-11 классах большое внимание отводится учителем на решение задач в общем виде, где учащиеся должны применяя несколько формул, вывести одну - конечную. Здесь не обойтись без хорошей математической подготовки, необходимы умения в решении уравнений и систем уравнений.
- Знания учащихся, полученные на уроках химии учитель использует, при прохождении темы в 8-9 классах «Строение атома», и в 10 классе раздела «Основы молекулярно-кинетической теории».
- При изучении тем в 9-11 классах «Шкала электромагнитных волн», «Биологическое действие радиации», «Звуковые волны», «Механические волны» учитель опирается на знания, которые дети усвоили на уроках географии, биологии, ОБЖ.
- Невозможно на уроках физики обойтись без связи с историей. Когда? Кем был открыт тот или иной закон? Можно, конечно, просто рассказать об этом, но можно учащимся предложить добыть знания в более объемном виде, используя другие источники, кроме учебника – школьную библиотеку, материалы дисков, выход в Интернет.
- Физиков считают лириками, поэтому очевидна связь с литературой. Возможно, поэтому на уроках физики часто звучат стихи. Стихотворение из басни Крылова И.А. про мартышку, которая собирала дрова, позволяет в 7 классе решить проблему урока и ученики понимают, что понятие работы в быту и механической работы отличаются друг от друга.
Так же звучат стихи при изучении темы «Плавление» в 8 классе. Решая проблему «Прав ли поэт написавший, что при замерзании капли дождя в мире поубавилось тепла?», учащиеся приходят к выводу, что и поэты ошибаются, им тоже нужно знать физику.
- Учитель физики на уроках проводит связь даже с религией. При изучении темы в 9 классе «Импульс тела» звучат слова из библии:
«Не посылай проклятье другому…
Будешь дважды проклят сам…?
Возникает вопрос: Почему?
Учащиеся разбирают смысл этих слов после того, как рассчитывают изменение импульса шара. Он, отскочив от стены, увеличился в 2 раза.
- На уроках физики прослеживается связь с черчением (необходимо аккуратно чертить схемы), изо (даются задания: нарисовать плакат по проблемам экологии применения тепловых двигателей 8 класс).
Учащиеся 7-9 классов часто изготавливают приборы своими руками (паровые турбины, печки, демонстрирующих тягу). Все это возможно сделать, применяя навыки, полученные на уроках труда.
- Из программы школы исключили изучение астрономии, поэтому на уроках физики учитель расширяет представление учащихся об этой немаловажной науке.
- Без знаний информатики, учащиеся не могут создавать свои работы на компьютере (презентации, проекты, буклеты), осуществлять поиск информации в Интернете.
Примером связи со многими предметами служат проекты, создаваемые учащимися совместно с учителем.
Я обратилась к своим коллегам с вопросом «А нужны ли знание математики при изучении вашего предмета». Вот какие ответы я получила:
География.
- Измерение расстояний на плане местности.
- Определение азимутов (измерение углов).
- Определение протяженности материка в градусах и километрах.
- Определение географических координат.
- Знание единиц измерений: м/с – скорость ветра, градус – азимуты, м, км – протяженность гор, расстояние.
- Понятие масштаба.
- Решение задач на определение поясного времени.
История.
- Решение задач на счет лет в истории.
- Вычисление временных промежутков между событиями.
Технология.
- Применение расчетных формул при раскрое и построении чертежей.
- Применение счета при плетении из бисера, при вязании крючком.
- Произведение расчетно – измерительных работ при работе с различными материалами.
Информатика.
- При переводе чисел из одной системы счисления в другую.
- Применение формул в Microsoft Excel
- Геометрические фигуры в графическом редакторе PowerPoint
- При программировании.
Химия и биология.
- Выполнение расчетов при решении качественных и количественных задач.
- Уравнивание коэффициентов при химических реакциях.
В таком случае выше схему (см выше) можно дополнить следующим образом:
Таким образом, межпредметность - это современный принцип обучения, который влияет на отбор и структуру учебного материала целого ряда предметов, усиливая системность знаний учащихся, активизирует методы обучения, ориентирует на применение комплексных форм организации обучения, обеспечивая единство учебно-воспитательного процесса.
Литература:
1. В.Н. Максимова. Межпредметные связи в процессе обучения. Москва. Просвещение.1988 г
2.Интернет - статьи
3. Подборка статей из личного архива
Сведения об авторе
Ф.И.О. | МИНИБАЕВА ЛИЛИЯ АХУНЯНОВНА |
Должность | Учитель математики |
Организация | МБОУ Варьеганская ОСШ |
Страна | Россия |
E - mail | minibaeva.1969@mail.ru |
Почтовый адрес и телефон | ул. Центральная, 23, с. Варьеган, Нижневартовский район, ХМАО – Югра, 628638. Тел(3466) 50014 |
Наименование статьи | |
Требуется ли рассылка сборника | Требуется |
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Статья "Межпредметные связи в курсе школьного предмета химии"
Межпредметные связи в курсе школьного предмета химии Что же представляют из себя межпредметные связи? Межпредметные связи –...
Организация учебного процесса с использованием межпредметных связей
Тема "Организация учебного процесса с использованием межпредметных связей" представлена в виде сообщения и презентации к данному сообщению....
Межпредметные связи на уроках математики (введение)
ВВЕДЕНИЕ «Тот, кто не знает математики, не может узнать никакой другой науки и даже не может обнаружить своего невежества» Ф. Бекон ...
Использование межпредметных связей в обучении физике
Предлагаю Вашему вниманию разработку темы "Тепловые явления" для 8 класса. Тема рассчитана на 24 часа. Уроки построены на использовании межпредметных связей. Материал содержит концепцию отбора содержа...
Использование межпредметной связи в преподавании математики и информатики с географией.
Статьи из опыта работы...
Межпредметные связи на уроках физики. Связь физики и биологии.
Физика является одной из фундаментальных наук. Для развитии физики не требуется никаких других дисциплин, однако в то же время она может входить в контакт с биологией, химией, географией, астрономией ...
МЕЖПРЕДМЕТНЫЕ СВЯЗИ И ПРОБЛЕМЫ ИНТЕГРАЦИИ В ПРОЦЕССЕ ОБУЧЕНИЯ ОСНОВАМ БЕЗОПАСНОСТИ ЖИЗНЕДЕЯТЕЛЬНОСТИМЕЖПРЕДМЕТНЫЕ СВЯЗИ И ПРОБЛЕМЫ ИНТЕГРАЦИИ
Актуальность проблемы межпредметных связей в обучении обусловлена объективными процессами в современном мире. Изменение социальной, политической ситуации в стране, открытость общества процессу интегра...