Реализация профильности при обучении кадет
статья на тему
«Концепция профильного обучения» рассматривает его как средство дифференциации и индивидуализации обучения, позволяющее более полно учитывать интересы, склонности и способности учащихся, создавать условия обучения старшеклассников в соответствии с их профессиональными интересами и намерениями в отношении продолжения образования. Статья посвящена раскрытию основных направлений реализации профильного обучения в Кронштадтском морском кадетском корпусе.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
Реализация профильности обучения | 25.77 КБ |
Предварительный просмотр:
Реализация профильности при обучении кадет
«Концепция профильного обучения» рассматривает его как средство дифференциации и индивидуализации обучения, позволяющее более полно учитывать интересы, склонности и способности учащихся, создавать условия обучения старшеклассников в соответствии с их профессиональными интересами и намерениями в отношении продолжения образования.
При реализации концепции профильного обучения мы должны опираться на интересы основных субъектов обучения: воспитанника, его родителей или законных представителей, педагогов, Корпуса, заказчика в лице Главнокомандующего ВМФ, государства.
Воспитанник главный субъект обучения. Профильное обучение направлено на реализацию личностно-ориентированного учебного процесса. При этом должны существенно расшириться возможности выстраивания воспитанником индивидуальной образовательной траектории. На практике эти возможности не расширяются, а сужаются границами входящих в состав профиля доминирующих предметов. В результате образовательная траектория воспитанника становится не индивидуальной, а профильной, что заметно сужает рамки его выбора.
Родитель (законный представитель) это субъект, в определенной степени удаляющий воспитанника от его индивидуальных потребностей. Вектор родительской направленности профилизации обостряется к выпускным классам, когда у родителей часто преобладает формальная ориентация на вуз, при этом профиль выбранного вуза может никак не соотноситься с реальными способностями, интересами и достижениями воспитанника, а определяться престижностью, доступностью обучения в вузе или другими соображениями.
Педагог чаще всего видит свою роль в углублении и расширении содержания своего предмета для воспитанников соответствующего профиля. Здесь возникает проблема сокращения времени на определенные предметы в классах других профилей.
Корпус на качественном уровне может обеспечить достаточно ограниченное число профилей.
Государство решает проблему профильности на уровне официальных документов, требует введения профильного обучения и достижения его эффективности.
Заказчик. Некоторое время назад в условиях отсутствия приема в военные вузы, Департамент образования Министерства обороны требовал готовить выпускников к государственной службе. В то время мы определили следующие профили обучения:
- физико-математический;
- гуманитарный;
- социально-экономический;
- оборонно-спортивный.
Анализ поступления выпускников 2013 года показывает:
Профильность | К-во кадет | Поступили в военные вузы | Из них в вузы ВМФ |
Физико-математический | 21 | 14 | 11 |
Социально-экономический | 16 | 9 | 2 |
Гуманитарный | 19 | 9 | 3 |
Оборонно-спортивный | 18 | 4 | 2 |
Эти результаты показывают, что обучение во всех остальных профильных классах, кроме физико-математического, не позволяет на должном уровне подготовиться к поступлению в военно-учебные заведения.
В результате опроса воспитанников 11 класса мы получили следующие данные:
Профильность | К-во кадет | Поступили в военные вузы | Из них в вузы ВМФ |
Физико-математический | 19 | 14 | 9 |
Физико-математический | 19 | 16 | 14 |
Гуманитарный | 18 | 16 | 13 |
Оборонно-спортивный | 21 | 17 | 17 |
Приведенные цифры показывают, что выбор военно-учебного заведения от профиля обучения практически не зависит.
Исходя из требований Главнокомандующего ВМФ о подготовке выпускников кадетского корпуса для поступления в высшие военно-учебные заведения ВМФ, Кронштадтский морской кадетский корпус изначально является профильным учебным заведением. Для всех выпускников необходимо для поступления углубленное изучение таких предметов, как русский язык, математика и физика. И с точки зрения выбора будущей военной профессии можно выделить следующие профили обучения:
- командный;
- инженерный механический;
- инженерный радиотехнический.
Каждый из этих профилей потребует углубленного изучения отдельных учебных дисциплин (физики, математики) или их разделов, дополнительных элективных курсов по выбору.
Профильное обучение входит в систему профессионального самоопределения воспитанника Корпуса.
В настоящее время профильность обучения в Корпусе реализуется по следующим направлениям деятельности:
- Предпрофильная подготовка. Обеспечивает воспитанникам корпуса возможность попробовать себя в различных направлениях деятельности. Она реализуется посредством небольших по объему предпрофильных курсов, раскрывающих особенности различных профессий. В качестве эксперимента в прошлом году для кадет 8 класса был проведен элективный курс «Предпрофильная подготовка», который состоял из двух частей: основные понятия профессиологии и основы выбора профессии; особенности военных и военно-морских профессий, военно-учебные заведения.
- Профессиональная ориентация воспитанников. Это систематическая, целенаправленная работа по знакомству воспитанников с будущими военно-морскими профессиями. Перед кадетами Корпуса (особенно, выпускниками) регулярно выступают представители военных и военно-морских вузов, организуются экскурсии, посещение Дней открытых дверей.
- Мотивация кадет к поступлению в военно-морские вузы в ходе работы кружков и секций дополнительного образования. Учебными программами дополнительного образования предусматривается изучение истории ВМФ, учебных заведений, экскурсии, совместные мероприятия с курсантами военно-морских институтов.
- Психологическое сопровождение процесса профориентации, оказание психологической помощи кадетам в выборе профиля обучения, работа с родителями.
- Целенаправленная воспитательная работа, направленная на формирование у воспитанников чувства причастности к профессии военного моряка, готовности продолжить обучение в военно-морских вузах (организация ритуалов, встречи с ветеранами, организация тематических мероприятий, индивидуальная работа воспитателей).
- Повышение роли военной составляющей в образовательном процессе. Достигается за счет введения в учебный план дисциплины «Основы военно-морской подготовки», организации корабельной и шлюпочной практики кадет.
- Собственно профильное обучение. Основано на углубленном изучении отдельных предметов в соответствии с профилем обучения, введении элективных курсов (математика, физика, химия, обществознание).
Таким образом, мы достигаем основных приоритетов при организации профильного обучения:
- вариативность и свобода выбора воспитанником элективных курсов, расширение перечня учебных предметов (при необходимости);
- самоопределение воспитанников, формирование личной ответственности за сделанный выбор;
- учет мнения родителей и законных представителей (перед определением профиля обучения они обязательно в письменном виде подают свои предложения);
- выбор воспитанником уровня собственных достижений (обязательного или повышенного);
- систематический мониторинг эффективности профильного обучения для воспитанников и уровня его реализации со стороны педагога.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Доклад на тему "Реализация профильного обучения"
Доклад раскрывает систему реализации профильного обучения по иностранным языкам в МБУ гимназии №39 "Классической" г.о. Тольятти...
"Разработка Элективного курса "Деловой английский" как средство реализации профильного обучения в старших классах"
Проект. Итоговая работа на курсах повышения квалификации. Вариативный блок....
Инновационный педагогический опыт «Использование интегральной технологии при реализации профильного обучения на старшей ступени общего образования»
Основная цель современной школы – создание условий для самореализации личности и удовлетворения потребностей каждого ученика в соответствии с его наклонностями, интересами и возможностями. Ещё Ян Амос...
«Реализация принципа индивидуализации обучения, развитие творческого потенциала учащихся через использование информационно-коммуникационных технологий, электронных средств обучения»
Методическое объединение учителей иностранного языка...
Реализация профильного обучения. Рабочая программа по информатике 10 класс(профиль)
Рабочая программа по информатике 10 класс(профиль)...
3.11. Реализация профильного обучения
3.11. Реализация профильного обучения В результате профильного обучения в 2015-16 учебном году, Мирчин Дозураш ученица 11 «а» класса МБОУ СОШ№2 им. Т.Б. Куулар успеш...
Система работы по самоопределению и профессиональной ориентации при реализации профильного обучения в классах гуманитарного профиля (с группами двух направлений: лингвистическое и историческое).
Самоопределение и профессиональная ориентация учащихся является важной составляющей процесса обучения и должна соответствовать современным требованиям общества и целям образования....