Система работы по самоопределению и профессиональной ориентации при реализации профильного обучения в классах гуманитарного профиля (с группами двух направлений: лингвистическое и историческое).
методическая разработка (10, 11 класс)
Самоопределение и профессиональная ориентация учащихся является важной составляющей процесса обучения и должна соответствовать современным требованиям общества и целям образования.
В рамках введения ФГОС возрастает роль самоопределения личности обучающегося, индивидуализации организации образовательной деятельности, следовательно, школе необходимо создать такую систему индивидуальной организации образовательной деятельности, которая бы точно и объективно отслеживала не только отдельные стороны или проявления ученика, но и создавала условия для самоопределения личности в выборе будущей профессии.
Система работы по самоопределению и профессиональной ориентации при реализации профильного обучения в классах гуманитарного профиля (с группами двух направлений: лингвистическое и историческое) предполагает:
- наличие целостности подходов по организации профориентационной, предпрофильной и профильной подготовки обучающихся;
- обеспечение необходимыми методиками, информационными материалами, программами, учебно- наглядными пособиями, литературой, видеофильмами и т.д.;
- информированность обучающихся по вопросам выбора траекторий образования после школы;
- сформированность способности принятия самостоятельных решений обучающихся;
- сформированность у обучающихся качества профессионального прогнозирования.
Скачать:
Предварительный просмотр:
Загороднева Ирина Петровна
учитель русского языка и литературы
МБОУ «СОШ№4 с углубленным изучением отдельных предметов» г. Усинска
СИСТЕМА РАБОТЫ ПО САМООПРЕДЕЛЕНИЮ И ПРОФЕССИОНАЛЬНОЙ ОРИЕНТАЦИИ ПРИ РЕАЛИЗАЦИИ ПРОФИЛЬНОГО ОБУЧЕНИЯ В КЛАССАХ ГУМАНИТАРНОГО ПРОФИЛЯ (С ГРУППАМИ ДВУХ НАПРАВЕНИЙ: (ЛИНГВИСТИЧЕСКОЕ И ИСТОРИЧЕСКОЕ).
Zagorodneva Irina Petrovna
Аннотация
Самоопределение и профессиональная ориентация учащихся является важной составляющей процесса обучения и должна соответствовать современным требованиям общества и целям образования.
В рамках введения ФГОС возрастает роль самоопределения личности обучающегося, индивидуализации организации образовательной деятельности, следовательно, школе необходимо создать такую систему индивидуальной организации образовательной деятельности, которая бы точно и объективно отслеживала не только отдельные стороны или проявления ученика, но и создавала условия для самоопределения личности в выборе будущей профессии.
Система работы по самоопределению и профессиональной ориентации при реализации профильного обучения в классах гуманитарного профиля (с группами двух направлений: лингвистическое и историческое) предполагает:
- наличие целостности подходов по организации профориентационной, предпрофильной и профильной подготовки обучающихся;
- обеспечение необходимыми методиками, информационными материалами, программами, учебно- наглядными пособиями, литературой, видеофильмами и т.д.;
- информированность обучающихся по вопросам выбора траекторий образования после школы;
- сформированность способности принятия самостоятельных решений обучающихся;
- сформированность у обучающихся качества профессионального прогнозирования.
Цель системы работы по самоопределению и профессиональной ориентации при реализации профильного обучения в классах гуманитарного профиля в условиях общеобразовательной школы создать условия для развития личности, способной к адаптации и самореализации в обществе.
Система работы по самоопределению и профессиональной ориентации при реализации профильного обучения в классах гуманитарного профиля опирается на:
- профориентационную работу среди учащихся 5-7-х классов;
- предпрофильную подготовку среди учащихся 8-9-х классов;
- профильное обучение учащихся 10-11-х классов.
Система реализуется через урочную, внеурочную, внешкольную образовательную деятельность в условиях сетевого взаимодействия школы с социальными структурами: профессиональными учебными заведениями, центрами профессиональной ориентации, службой занятости, предприятиями, учреждениями, организациями.
Система работы по профессиональной ориентации осуществляется с учетом возрастных особенностей учащихся, преемственности в содержании, формах и методах работы в начальной, основной, средней (полной) школе.
Профориентационная работа для учащихся 5-7-х классов проводится с целью создания условий для осознанного профессионального самоопределения, посредством популяризации и распространения знаний в области профессий, профессиональной пригодности, профессионально важных качеств человека и профессиональной карьеры. Строится на основе личностного восприятия мира профессии, приближенного к кругу профессий ближайшего окружения (родителей, знакомых, профессиональной карты города, региона), путем расширения представления о мире профессий. Для решения этой задачи используются формы и методы организации учебно-воспитательной деятельности, соответствующие возрастным особенностям учащихся.
Система работы по предпрофильной подготовке учащихся 8-9-х классов определяется задачами профилизации обучения на уровне ООО. Переход на профильное обучение в старшей школе предусматривает изменение системы работы в основной школе, так как от правильного выбора профиля обучения во многом зависит профессиональное будущее старшеклассников.
Обобщение знаний о мире профессий осуществляется через введение образовательных курсов внеурочной деятельности, реализуемых пятью направлениями: социальное, обще интеллектуальное, общекультурное, духовно-нравственное, спортивно-оздоровительное.
Система профильного обучения включает базовые и профильные общеобразовательные предметы, элективные курсы, профильные курсы, учебную практику, а также систему внеклассной деятельности.
Ожидаемые результаты «Системы работы по самоопределению и профессиональной ориентации при реализации профильного обучения в классах гуманитарного профиля (с группами двух направлений: лингвистическое и историческое) включают:
приобретение навыков и умений
- профессионального самоопределения;
- самостоятельного, активного, инициативного поведения в выборе профессии;
- установления эффективных форм межличностного контакта;
- рефлексии;
- анализа, сравнения, сопоставления информации.
Данная система дала возможность создать школьную модель профессиональной ориентации обучающихся в классах гуманитарного профиля.
Одним из основных критериев качества образования при данной системе по самоопределению и профессиональной ориентации при реализации профильного обучения в классах гуманитарного профиля является социальная успешность выпускников школы.
ФГОС ООО предусматривает введение нового содержания в систему работы по самоопределению и профессиональной ориентации учащихся, соответствующего новым целям и программам обучения, а также использование новых форм и технологий при реализации профильного обучения.
Самоопределение и профессиональная ориентация учащихся является важной составляющей процесса обучения и должна соответствовать современным требованиям общества и целям образования [4, с. 61].
В рамках введения ФГОС возрастает роль самоопределения личности обучающегося, индивидуализации организации образовательной деятельности, следовательно, школе необходимо создать такую систему индивидуальной организации образовательной деятельности, которая бы точно и объективно отслеживала не только отдельные стороны или проявления ученика, но и создавала условия для самоопределения личности в выборе будущей профессии.
Система работы по самоопределению и профессиональной ориентации при реализации профильного обучения в классах гуманитарного профиля (с группами двух направлений (лингвистическое и историческое) предполагает:
- наличие целостности подходов по организации профориентационной, предпрофильной и профильной подготовки учащихся;
- обеспечение необходимыми методиками, информационными материалами, программами, учебно- наглядными пособиями, литературой, видеофильмами и т.д.;
- информирование обучающихся по вопросам выбора траекторий образования после школы;
- формирование способности принятия самостоятельных решений учащимися;
- формирование у учащихся качества профессионального прогнозирования.
Цель системы работы по самоопределению и профессиональной ориентации при реализации профильного обучения в классах гуманитарного профиля в условиях общеобразовательной школы создать условия для развития личности, способной к адаптации и самореализации в обществе.
Задачи развития профессионального самоопределения учащихся в соответствии со способностями, склонностями, личностными особенностями, потребностями общества; формирование способности к социально – профессиональной адаптации в обществе.
Задачи образовательные:
- внедрение изменений в образовательную систему в соответствии с требованиями ФГОС ООО, ФГОС СОО;
- изменение методик, технологий обучения, обеспечивающих внедрение системно-деятельностного подхода с возможностями развития методов деятельности, системности, минимакса, психологического комфорта и творчества;
- оценивание образовательных результатов (предметных, метапредметных, личностных);
- организация образовательного процесса (сетевые и дистанционные формы организации: школа-школа, школа-вуз; индивидуальные; организация учебных практик);
- реализация личностно ориентированного учебного процесса в урочной и внеурочной деятельности;
- формирование представлений о престижности той или иной профессии.
Задачи ресурсного обеспечения профильного образования:
- освоение нормативно-правовых документов;
- обеспечение материально-техническим сопровождением;
- обеспечение и использование программно-методических ресурсов, ориентированных на деятельностный подход, формирование УУД;
- использование имеющейся образовательной сети и инфраструктуры, внедрение новых образовательных дистанционных платформ;
- реализация профилизации, позволяющая учитывать интересы, склонности и способности учащихся, создавать условия для обучения в соответствии с их профессиональными интересами и намерениями в отношении продолжения образования с профориентацией [4, с. 63].
Система работы по самоопределению и профессиональной ориентации при реализации профильного обучения в классах гуманитарного профиля опирается на:
- профориентационную работу среди учащихся 5-7-х классов;
- предпрофильную подготовку среди учащихся 8-9-х классов;
- профильное обучение учащихся 10-11-х классов.
Система реализуется через урочную, внеурочную, внешкольную образовательную деятельность в условиях сетевого взаимодействия школы с социальными структурами: профессиональными учебными заведениями, центрами профессиональной ориентации, службой занятости, предприятиями, учреждениями, организациями.
«Рис.1»
Сетевое взаимодействие
Система работы по профессиональной ориентации осуществляется с учетом возрастных особенностей учащихся, преемственности в содержании, формах и методах работы в начальной, основной, средней (полной) школе.
Профориентационная работа для учащихся 5-7-х классов проводится с целью создания условий для осознанного профессионального самоопределения, посредством популяризации и распространения знаний в области профессий, профессиональной пригодности, профессионально важных качеств человека и профессиональной карьеры. Строится на основе личностного восприятия мира профессии, приближенного к кругу профессий ближайшего окружения (родителей, знакомых, профессиональной карты города, региона), путем расширения представления о мире профессий. Для решения этой задачи используются формы и методы организации учебно-воспитательной деятельности, соответствующие возрастным особенностям учащихся.
«Рис.2»
Основные направления проофриентационной работы
Профессиональная ориентация в общеобразовательном учреждении включает в себя следующие компоненты: профессиональное просвещение, развитие профессиональных интересов и склонностей, профессиональную консультацию, социально – профессиональную адаптацию. Профессиональная работа осуществляется также и в системе внеклассных, общешкольных мероприятий.
«Рис.3»
Система работы по предпрофильной подготовке учащихся 8-9-х классов определяется задачами профилизации обучения на уровне ООО. Переход на профильное обучение в старшей школе предусматривает изменение системы работы в основной школе, так как от правильного выбора профиля обучения во многом зависит профессиональное будущее старшеклассников.
Обобщение знаний о мире профессий осуществляется через введение образовательных курсов внеурочной деятельности, реализуемых пятью направлениями: социальное, общеинтеллектуальное, общекультурное, духовно-нравственное, спортивно-оздоровительное: «Проектная и исследовательская деятельность», «Школьная журналистика», «Исток», «Мир в котором я живу», «Мировая художественная культура», «Основы предпринимательства», волонтерский отряд «Вдохновленные искусством».
На решение задач предпрофильной подготовки предполагается организация работы всей системы работы образовательного учреждения.
Система работы по самоопределению и профессиональной ориентации при реализации профильного обучения в классах гуманитарного профиля (с группами двух направлений: лингвистическое, историческое) предполагает:
- расширение, углубление знаний о мире профессий;
- формирование умений соотносить цели выбора будущей сферы деятельности со своими личностными возможностями;
-общее знакомство с типами учреждений профессионального обучения (формами обучения);
- характеристиками уровней и перспектив профессионального образования в зависимости от востребованности на рынке труда различных профессий;
-знакомство с достижениями профессионального успеха (на примере выпускников и родителей);
-предварительная диагностика интересов, склонностей, способностей, образовательного запроса школьников в ходе психолого-педагогического сопровождения.
Система профильного обучения включает базовые и профильные общеобразовательные предметы, элективные курсы, профильные курсы, учебную практику, а также систему внеклассной деятельности.
Профильное обучение на уровне основного общего образования строится на принципах вариативности расширения рамок базисного учебного плана: углубления отдельных предметов и проведение элективных (ориентационных) курсов с использованием технологий профориентации («Русский язык и профессия» «Создание макета будущей профессии», «Личность в истории», «Профессии прошлого и настоящего»).
Задачи, стоящие перед педагогами, при проведении элективных (ориентационных) курсов следующие:
- дать ученику возможность реализовать свой интерес к выбранному предмету;
- уточнить готовность и способность ученика осваивать выбранный предмет на повышенном уровне;
- создать условия для подготовки к экзаменам по выбору (по наиболее вероятным предметам будущего профилирования).
Система работы по самоопределению и профессиональной ориентации при реализации профильного обучения в классах гуманитарного профиля большое значение уделяется внеурочной деятельности. Внеурочная деятельность способствует самоопределению обучающихся в личностной, социокультурной, профессиональной областях. Включение обучающихся в различные виды творческой деятельности позволяет обеспечить условия для формирования лидерских качеств, развития социального творчества, формирования социальных компетенций.
Механизмы реализации образовательной политики в рамках данной системы посредством сетевого взаимодействия достаточно разнообразны как в виртуальном, так и в реальном пространстве. организованные в группы сетевого взаимодействия применяют современные дистанционные технологии для проведения мероприятий в offline и online режимах: видеолекции; видеоконференции, форумы, дискуссии; вебинары; тренинги, практические занятия.
Ожидаемые результаты «Системы работы по самоопределению и профессиональной ориентации при реализации профильного обучения в классах гуманитарного профиля (с группами двух направлений: лингвистическое и историческое) включают:
приобретение навыков и умений
- профессионального самоопределения;
- самостоятельного, активного, инициативного поведения в выборе профессии;
- установления эффективных форм межличностного контакта;
- рефлексии;
- анализа, сравнения, сопоставления информации.
Данная система дала возможность создать школьную модель профессиональной ориентации обучающихся в классах гуманитарного профиля. Одним из основных критериев качества образования при данной системе по самоопределению и профессиональной ориентации при реализации профильного обучения в классах гуманитарного профиля является социальная успешность выпускников школы.
Выпускники 11-х классов 2016-2017 учебного года, 45 из 48 учащихся и выпускники 2019-2020 учебного года, 54 из 60, продолжили обучение в соответствии с лингвистическим и историческим направлением. (Приложение 1)
Список литературы:
- Климов Е.А. Психология профессионального самоопределения: : учеб. пособие для студ. высш. учеб. заведений. – М.: Издательский центр «Академия», 2010.
- Основы профориентологии. – М.: Издательский центр «Академия», 2009.
- Пряжникова Е.Ю., Пряжников Н.С. Профориентация. – М.: Издательский центр «Академия», 2013.
- Разработана на основе рекомендаций серии «Работаем по новым стандартам». См. Чистяков С.Н., Родичев Н.Ф. Программа профессиональной ориентации обучающихся. // Сборник программ. М.: Просвещение, 2013. С. 61-79
Приложение 1
Выпуск 2016-2017 учебного года
№ п/п | Учреждение высшего профессионального образования | Факультет, специальность | |
1. | Вятский Государственный Университет. Город Киров | Юриспруденция | |
2. | СГУ им Питирима Сорокина, Институт истории и права. Город Сыктывкар | педагогическое образование с двумя профилями история и обществознание | |
3. | СГУ им Питирима Сорокина, Институт истории и права. Город Сыктывкар | СГУ им. Питирима Сорокина. Город Сыктывкар | |
4. | Нижегородский Государственный Университет | Юрфак, судебная и прокурорская деятельность | |
5. | Вятский Государственный Университет. Город Киров | Факультет филологии и медиакоммуникаций; Филология. Отечественная Филология. | |
6. | Вятский Государственный Университет. Город Киров | Юриспруденция | |
7. | Вятский Государственный Университет. Город Киров | Юриспруденция |
Выпуск 2019-2020 учебного года
№ п/п | Учреждение высшего профессионального образования | Факультет, специальность | |
1. | Сыктывкарский государственный университет им. Питирима Сорокина, Институт гуманитарных наук. Сыктывкар | филология | |
2. | Казанский Федеральный университет. Город Казань | лингвистика, перевод и переводоведение, теория и методика преподавания иностранных языков | |
3. | Санкт – Петербургский государственный университет промышленных технологий и дизайна. | Графический дизайн в мультимедиа | |
4. | Нижегородский Государственный университет имени Н. И. Лобачевского. Город Нижний Новгород | юриспруденция Направление-право и организация социального обеспечения | |
5. | Вятский Государственный Университет. Город Киров | Факультет филологии и медиакоммуникаций; Филология. Отечественная Филология. | |
6. | Чехия. Образовательный центр Association г. Прага | Годовые курсы по чешскому языку | |
7. | Нижегородский государственный лингвистический университет имени Н.А. Добролюбова. Город Нижний Новогород | Бакалавриат, Высшая школа социальных наук, Реклама и связи с общественностью в коммерческой сфере (английский язык как основной) | |
8. | Санкт-Петербургский государственный экономический университет. Санкт- Петербург | Факультет управления, менеджмент | |
9. | Северо-Кавказский филиал Российского Государственного университета правосудия. Город Краснодар. | Специальность «Судебно-прокурорская деятельность» | |
10. | Нижегородский Государственный Университет имени Н. И. Лобачевского. Город Нижний Новгород | Юрфак, судебная и прокурорская деятельность | |
11. | Федеральное государственное автономное образовательное учреждение высшего образования "Российский университет транспорта" | РУТ (МИИТ). Город Москва | Юридический институт. Специальность судебная экспертиза | |
12. | Казанский институт (филиал) Всероссийского государственного университета юстиции. Город Казань | Юриспруденция, гражданско-правовой профиль | |
13. | Санкт-Петербургский государственный электротехнический университет «ЛЭТИ» им. В.И.Ульянова. Город Санкт - Петербург | Гуманитарный факультет, Реклама и связь с общественностью | |
14. | СГУ им Питирима Сорокина, Институт истории и права. Город Сыктывкар | педагогическое образование с двумя профилями история и обществознание | |
15. | Омский Государственный технический университет. Город Омск | Факультет дизайн, направление дизайн одежды | |
16. | Московская государственная академия ветеринарной медицины и биотехнологии. Город Москва | Факультет ветеринарной медицины, ветеринария | |
17. | Санкт-Петербуржский государственный университет промышленных технологий и дизайна. Санкт - Петербург | Менеджмент, логистика и управление цепями поставок | |
18. | Невский институт дизайна. Город Санкт -Петербург | Факультет дизайна | |
19. | Северо-Западный институт управления — филиал Российской академии народного хозяйства и государственной службы при Президенте Российской Федерации. Санкт - Петербург | Факультет международных отношений и политических исследований, специальность международные отношения/международное сотрудничество | |
20. | Филиал Московского юридического университета имени О. Е. Кутафина. Город г. Киров | Юридический факультет, юриспруденция | |
22. | Московский государственный педагогический университет. Город Москва | Юриспруденция | |
23. | СГУ им. Питирима Сорокина. Город Сыктывкар | факультет журналистики, авторская деятельность | |
24. | Российский государственный педагогический университет им А.И.Герцена. Город Санкт-Петербург | Специальное (дефектологическое) образование, направление - логопедия |
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Обучение математике в профильных классах гуманитарного профиля по курсу: геометрия
Пояснительная записка. Целями изучения математики в гуманитарном профиле являются умственное развитие школьника, знакомство с математикой как областью человеческой деятельности, формирование тех ...
«Профессиональное самоопределение и профессиональная ориентация как поиск и нахождение личностного смысла в выбираемой трудовой деятельности и более успешной социальной адаптации подростков с ограниченными возможностями здоровья»
Практические и научные исследования свидетельствуют о том, что многие выпускники коррекционных школ-интернатов VIII вида недостаточно подготовлены к выбору своего жизненного пути, отличаются неп...
Реализация профильного обучения. Рабочая программа по информатике 10 класс(профиль)
Рабочая программа по информатике 10 класс(профиль)...
Урок №78 Лабораторная работа №5 «Изучение деления ядра атома урана по фотографии треков». 9 класс гуманитарный профиль
В рамках дистанционного обучения разработан краткий план занятий для обучающихс 9 класса гуманитарного профиля с использование видео материалов....
Приказ № 86 Мониторинг показателей эффективности муниципальной системы по самоопределению и профессиональной ориентации
Приказ № 86 Мониторинг показателей эффективности муниципальной системы по самоопределению и профессиональной ориентации...
102 ПРИКАЗ Об утверждении Комплекса мер на 2022-2023 учебный год по повышению качества системы работы по самоопределению и профессиональной ориентации обучающихся
102 ПРИКАЗ Об утверждении Комплекса мер на 2022-2023 учебный год по повышению качества системы работы по самоопределению и профессиональной ориентации обучающихся...
Статья в РАОП, результат работы и участия в краевом конкурсе "Лучшие практики наставничества" при самоопределении и профессиональной ориентации через вовлечение в разные формы реализации проекта "МоПед"
laquo;Современная практика по самоопределению и профессиональной ориентации обучающихся в образовательной организации через вовлечение в разные формы наставничества в рамках реализации проекта ...