Методика организации проведения проектно-исследовательской деятельности
статья по теме

Коркин Сергей Алексеевич

В современных условиях особое значение для развития человека приобретают умения собирать необходимую информацию, целесообразно пользоваться ею, проводить элементарные исследования, выдвигать гипотезы, делать выводы, умозаключения, представлять полученные результаты. Всему этому учит такое направление в обучении, как организация проектно-исследовательской деятельности. В статье излагается опыт организации проектно-исследовательской деятельности в Кронштадтском морском кадетском корпусе, основные проблемы и направления развития.

Скачать:


Предварительный просмотр:

Методика организации проведения

проектно-исследовательской деятельности

В современных условиях особое значение для развития человека приобретают умения собирать необходимую информацию, целесообразно пользоваться ею, проводить элементарные исследования, выдвигать гипотезы, делать выводы, умозаключения, представлять полученные результаты. Всему этому учит такое направление в обучении, как организация проектно-исследовательской деятельности.

В новых стандартах общего образования проектная деятельность является неотъемлемой частью образовательного процесса. Разработка проекта будет обязательной составной частью образовательной программы, и уже сейчас мы пытаемся организовать проектную деятельность в рамках урочной и внеурочной работы, привлекая для ее проведения педагогов, воспитателей, педагогов дополнительного образования.

В настоящее время в Кронштадтском морском кадетском корпусе сложилась и действует система организации проектно-исследовательской деятельности воспитанников. Она включает в себя различные уровни проектной деятельности:

  • предметный уровень (воспитанники разрабатывают проекты на базе лабораторий физики, химии, биологии). Большой интерес у воспитанников получили такие проекты, как: «Исследование питьевой воды», «Реакция сердечно-сосудистой системы воспитанника на различных этапах урока», «Физика в моей будущей профессии»;
  • межпредметный уровень: «Создаем исторические памятники Кронштадта» - совместный проект преподавателей истории, МХТ, технологии для воспитанников 8-10 классов;
  • уровень социальных проектов, организаторами которых являются совместно с педагогами-предметниками, воспитатели, педагоги дополнительного образования, родители воспитанников. В настоящее время воспитанники работают над проектами «Кронштадт – город воинской славы». Совместно с родителями воспитанников в корпусе создан клуб «Морское братство», где особым интересом пользуется проект «Судоверфь». В рамках этого проекта воспитанники под руководством опытным мастеров реставрируют и строят яхты.
  • наши кадеты участвуют в различных проектах регионального уровня («Культурной столице – культуру мира», «Морской венок славы»).

Для проектной деятельности активно используется Летняя школа. Кроме предметных проектов, воспитанники Корпуса совместно с кадетами Киева и Севастополя разрабатывали проекты по истории флота.

К организации проектно-исследовательской деятельности активно привлекаются предметно-методические комиссии, Научное общество кадет Корпуса, педагоги дополнительного образования, воспитатели. В качестве эксперимента в седьмых классах был разработан и проведен элективный курс «Проектно-исследовательская деятельность», в ходе которого воспитанники познакомились с научными основами проектно-исследовательской деятельности, получили опыт разработки проектов. В системе дополнительного образования работает кружок «Культура научного труда».

Наряду с мотивацией кадет на проведение проектно-исследовательской деятельности, при ее организации кардинально меняется функция педагога: он перестает быть основным источником информации для воспитанников и становится организатором их собственно познавательной деятельности.

Для этого необходима целенаправленная методическая работа с педагогами:

1. Раскрыть роль проведения проектов и исследований в развитии творческой личности.

2. Вооружить педагогов теоретическими знаниями о различных формах организации проектно-исследовательской деятельности воспитанников.

3. Сформировать основы практических умений педагогов в организации проектно-исследовательской работы.

4. Оказать практическую помощь в работе педагогам - научным руководителям.

В целом в Корпусе сложилась благоприятная ситуация в отношении становления и совершенствования проектно-исследовательской деятельности воспитанников. В тоже время важно отметить ключевые проблемы, которые требуют комплексных мер и компетентных решений для совершенствования методики организации проектно-исследовательской деятельности, вовлечения в нее всех кадет корпуса:

1. В настоящее время в Корпусе недостаточно разработана база проведения проектно-исследовательской деятельности (экспериментальных площадок НИИ, ВУЗов, музеев), где бы воспитанники могли попробовать на разных уровнях способы проектно-исследовательской деятельности.

2. Существенная часть педагогов в ходе руководства проектно-исследовательской деятельностью кадет не акцентируют внимания на развитии творческого потенциала и способностей личности, формирование у воспитанников умений и навыков проектной и исследовательской работы, воспитание самостоятельности и социальной активности.

3. Существующая в Корпусе система организации проектно-исследовательской деятельности строится без учета компетентностного подхода в образовании: приоритетной в подготовке воспитанников остается получение новой информации. В тоже время мы должны добиться в ходе применения проектных технологий формирования у воспитанников способности самостоятельно мыслить, добывать и применять знания, навыков поиска, анализа и обработки информации, умений выдвигать гипотезы, четко планировать действия, делать выводы, оценивать и представлять достигнутые результаты, умений взаимодействовать  с другими людьми, эффективно сотрудничать в группах.

4. Анализ практической деятельности и опрос воспитанников показывает, что многие из них недостаточно представляют методику проектно-исследовательской деятельности.

5. В Корпусе не разработана технология мониторинга и экспертизы качества проектно-исследовательской деятельности воспитанников, оценки промежуточных и конечных результатов деятельности, в том числе оценки деятельности педагогов, как руководителей проектов и исследований.

6. Многие педагоги Корпуса имеют профессиональный потенциал для авторских разработок в области проектно-исследовательской деятельности, вместе с тем, они не мотивированы на их оформление и популяризацию позитивного профессионально опыта.

Причины этих проблем вижу в отсутствии системного видения и комплексного подхода в организации и управлении проектно-исследовательской деятельностью воспитанников.

Для повышения эффективности проектно-исследовательской деятельности в Корпусе создан Методический совет, в который входят лучшие методисты, педагоги, воспитатели, специалисты лаборатории современных образовательных технологий.

В области проектно-исследовательской деятельности на Методический совет возложены следующие задачи:

  • разработка и апробация системы мониторинга эффективности проектно-исследовательской деятельности;
  • разработка программы повышения компетентности педагогов Корпуса в области проектно-исследовательской деятельности;
  • создание возможностей для тиражирования опыта педагогов и воспитанников в ходе проектно-исследовательской деятельности;
  • разработка и внедрение программы сотрудничества Корпуса с вузами, научно-исследовательскими центрами и институтами, предприятиями и воинскими частями для организации практики воспитанников в ходе проектно-исследовательской деятельности.

Проектно-исследовательская деятельность – это не дань моде, это требование государства. Для ее эффективной организации необходимо изменить педагогическое сознание педагогов, их отношение к методической работе, исследовательской позиции в обучении и воспитании кадет. Организация проектной и исследовательской деятельности воспитанников требует грамотного научно-обоснованного подхода и решения комплекса задач организационно-управленческих, учебно-методических, кадрового обеспечения, организационно-методических, информационных, дидактических и психолого-педагогических. Решение этих задач позволит не только повысить уровень самостоятельности воспитанников, но и вывести педагогический процесс Корпуса на более высокий уровень.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

организация творческой, проектной, исследовательской деятельности на уроках литературы

предлагаемая работа является обобщением опыта учителя по развитию творческой активности учащихся...

Проектно-исследовательская учебная деятельность как инновационная образовательная технология.15.02.15

в статье идет речь о организации проектно-исследовательской деятельности на уроках математики, формах работы...

Создание условий для развития навыков проектно-исследовательской, творческой деятельности, мотивация воспитанников к саморазвитию

В образовательном процессе очень важно развитие творческих способностей воспитанников во всех    значимых для них видах деятельности. Необходимо научить самостоятельно двигаться к намеч...

«Организация и проведение проектно- исследовательских работ по физике»

Организацию и проведение проектно-исследовательской работы  рассмотрим на примере урока физики в 7 классе по теме «Сила упругости. Закон Гука»Проект посвящён учебной теме “Силы упругости. Закон Г...

«Организация и проведение проектно- исследовательских работ по физике»

Организацию и проведение проектно-исследовательской работы  рассмотрим на примере урока физики в 7 классе по теме «Сила упругости. Закон Гука»Проект посвящён учебной теме “Силы упругости. Закон Г...

Мастер-класс «Методика организации проектно-исследовательской деятельности обучающегося в условиях внедрения ФГОС НОВОГО ПОКОЛЕНИЯ»

Проект – форма образования, максимально приближенная к практике и предполагающая активную исследовательскую и творческую деятельность, которая нацелена на решение учеником конкретной  задач...