Разработка урока математики в 5 классе "Сложение и вычитание дробей с одинаковыми знаменателями"
план-конспект урока (5 класс) по теме

Рычкова Ольга Валерьевна

В содержание урока включены следующие решения:

использованы элементы интеграции математического содержания с литературой, также ученикам предложено полное толкование слова «дробь», что должно дать целостное представление о термине. Урок имеет прикладной характер за счет включения в учебный материал практических заданий и ситуаций. Таким образом, предлагается подход, отличающийся от традиционной методики преподавания предмета.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл konspekt_slozhenie_i_vychitanie_drobey.docx26.22 КБ
Файл prezentatsiya_k_uroku.pptx811.08 КБ

Предварительный просмотр:

Конспект урока математики в 5 классе по теме

«Сложение и вычитание дробей с одинаковыми знаменателями»

Тема урока: «Сложение и вычитание дробей с одинаковыми знаменателями»

Тип урока: урок изучения нового материала (первый урок по данной теме).

Цели и задачи урока

Образовательные:   

- на основе  ранее изученного материала сформулировать правила сложения и вычитания дробей с одинаковыми знаменателями;

- в ходе знакомства с новым материалом сформировать умения сложения и вычитания дробей с одинаковыми знаменателями;

- показать применение правил при решении примеров, задач, уравнений.

Развивающие: 

- развивать и совершенствовать умения применять имеющиеся у учеников знания в различных  ситуациях;  

- развивать аналитическое мышление (умение выделять существенные признаки, сравнивать, делать выводы);

- развивать грамотную математическую речь учащихся, умение давать лаконичные формулировки;

- развивать кругозор обучающихся, их словарный запас.

Воспитательные:

- воспитывать у учащихся аккуратность, умение слушать, культуру поведения, чувство ответственности за результат своей работы.

В содержание урока включены следующие решения:

использованы элементы интеграции математического содержания с литературой, так же ученикам предложено полное толкование слова «дробь», что должно дать целостное представление о термине. Урок имеет прикладной характер за счет включения в учебный материал практических заданий и ситуаций. Таким образом, предлагается подход, отличающийся от традиционной методики преподавания предмета.

Этапы урока:

  1. Организация начала занятия. Показателем успешности этапа является полная готовность класса, оборудования, быстрое включение учащихся в деловой ритм. (1-2 мин.)
  2.  Подготовка к основному этапу занятия. На этом этапе решаются следующие дидактические задачи – обеспечение мотивации и принятие учащимися цели учебно – познавательной деятельности. (7 мин.)
  3. Усвоение новых знаний и способов действий – основной этап, на котором обеспечено восприятие, осмысление и первичная отработка знаний и способов действий, связей и отношений в заявленной теме урока. Показателем успешности на данном этапе являются активные действия учащихся, использование самостоятельности в овладении способами действий. (30 – 35 мин.)
  4. Рефлексия и подведение итогов занятия, где даны анализ и оценка успешности достижения цели, хотя рефлексия проводится в течение всего урока. При проведении рефлексии  важна открытость учащихся в осмыслении своих действий и самооценке. (3-4 мин.)

Содержание, выбор типа урока и использование методов определяются поставленными целями.

Выбранные методы, оптимальное их сочетание позволяют раскрыть тему и реализовать поставленные цели.

  • Из перцептивных, то есть обеспечивающих передачу учебной информации от учителя к ученику, используются словесные методы (рассказ),  наглядные методы (показ слайдов, демонстрация способа выполнения задания), практические методы (задание с мандаринами).
  • Из гностических, то есть определяющих характер осуществления учениками усвоения нового материала, используются иллюстративно – объяснительный  и репродуктивный методы. Причем, иллюстративно – объяснительный метод продуман так, что дети с различным типом восприятия могут принять новый материал (слайды на экране, голосовое объяснение, показ учителя, механическое написание, практическое задание).
  • Из управленческих, то есть характеризующих степень самостоятельности ученика, используются учебная работа под руководством учителя; самостоятельное выполнение заданий.
  • Методы стимулирования и мотивации. Содержание урока и задания подготовлены так, чтобы они сами и являлись мотивом учебной деятельности. Так как нет необходимости в дополнительной, «искусственной» мотивации, это непроизвольно вызывает у детей познавательный интерес и желание к действию, а, значит, поддерживает благоприятную психологическую атмосферу, что можно отнести к здоровьесберегающим приемам.

Нет специальной физкультурной паузы, ее заменит небольшая двигательная активность во время выполнения практического задания и одновременный элемент аромотерапии.

Рационально и комплексно использованы средства обучения: компьютер, проектор выступают в роли ТСО для воспроизведения видеоматериалов, кухонный инвентарь используется как оборудование для практического задания, сигнальные карточки (красная и синяя) у каждого ученика позволят организовать фронтальную работу.

На уроке использованы различные источники информации: учебник, толковый словарь русского языка, презентация к уроку, интернет - ресурс, художественная литература, информация учителя.

Специально спланирована не только учебная, но и воспитательная функция урока: через содержание урока, через методы обучения (не принуждение детей, а увлечение), через личность учителя (уважительное отношение к детям, к своему труду, вдохновенность изложения материала).

Идеи, раскрывающие сущность урока:

  1. Четкое следование замыслу урока и одновременная готовность перестраивать его ход (продуманы запасные методические варианты).
  2. Комплексное формулирование целей.
  3. Превращение содержания урока и самого процесса обучения в факторы освоения нового, личностного развития ученика, его воспитания.
  4. Влияние самого учителя на детей как один из способов воспитания на уроке.

Конспект урока составлен по учебнику Виленкина «Математика» 5 кл.

В конспекте речь учителя выделена курсивом.

Цветом выделены моменты обращения к слайдам презентации, а также зачитываемые отрывки из произведения.

1. Организационный момент (проверка готовности к уроку, приветствие).

2. Начать сегодняшний урок я хочу с книги, а точнее с рассказа Аркадия Аверченко «Бельмесов». В рассказе идет речь о том, что учитель по фамилии Бельмесов в конце учебного года проверяет, что же в итоге знают его ученики. Обратимся к отрывку из этого рассказа. Итак, учитель Бельмесов садит на место очередного ученика (Кувшинникова Ивана) и обращается к следующему.

…Садись, брат Иван! Кулебякин, Илья! Ну… ты нам скажешь, что такое дробь…

Давайте представим, что этот рассказ о нас. Я- учитель Бельмесов, а вы – мои ученики, точнее один ученик, Кулебякин Илья.

-Ну, так что, Кулебякин Илья, ты нам скажешь, что такое дробь?

Что же мог сказать в ответ Илья? (следуют предположения учеников)

Обращаемся к продолжению рассказа:— Дробью называется часть какого-нибудь числа.

— Да? Ты так думаешь? Ну, а если я набью ружье дробью, это будет часть какого числа?

— То дробь не такая, — улыбнулся бледными губами Кулебякин. — То другая.

— Откуда же ты знаешь, о какой дроби я тебя спросил. Может быть, я тебя спросил о ружейной дроби.

- Так, значит, слово «дробь» имеет не одно значение (слайд презентации).

Как вы думаете, в каком еще значении можно использовать слово «дробь» (учитель подводит детей к звуковому значению)? На слайде презентации демонстрируется звук барабанной дроби.

Продолжается рассказ: — А еще? Какая еще бывает дробь, а? Ну, скажи-ка!

— Больше нет, — развел руками Кулебякин, будто искренно сожалея, что не может удовлетворить еще какой-нибудь дробью ненасытного экзаменатора.

— Да? Больше нет? А вот если человек танцует и ногами дробь выделывает это как же? По-твоему, не дробь? (демонстрируется видеофрагмент танца типа «чечетка». Видеофрагмент можно вставить на слайд презентации, можно просмотреть в режиме он-лайн, сделав предварительный выбор).

- Видишь ли, мой милый… Ты, может быть, и знаешь математику, но русского языка — нашего великого, разнообразного и могучего русского языка — ты не знаешь. И это нам всем печально. Ступай, брат Кулебякин, и подумай, брат Кулебякин.

- Ребята, а мы - то с вами наш великий и могучий русский язык знаем. Я принесла вам на урок толковый словарь русского языка, составленный Сергеем Ивановичем Ожеговым. Найдем в словаре и прочитаем значение слова «дробь».

 Дробь – 1) мелкие свинцовые шарики для стрельбы из охотничьего ружья;

          2) число, представленное как состоящее из частей единицы;

 3) частые прерывистые звуки.

 Все эти значения мы только что проиллюстрировали.

Мы на уроке математике, где чаще всего слово «дробь» используется в математическом значении как форма представления числа.

Сегодня вместе со мной на урок пришли дроби (слайд презентации).

Они очень бы хотели с вами познакомиться и рассказать о себе. К сожалению,  дроби говорить не умеют. Но мы с вами столько знаем про обыкновенные дроби, что сами можем догадаться, что бы они нам рассказали, если бы умели говорить (далее на примере указанных дробей повторяются понятия числитель, знаменатель; правильные, неправильные дроби; сравнение дробей).

3. Мы  очень много знаем про обыкновенные дроби. Может быть, мы уже знаем про них всё? Что еще мы не научились делать с обыкновенными дробями такое, что умеем выполнять с натуральными числами? (Ответы учеников) Мы не умеем выполнять арифметические действия с обыкновенными дробями (подходим к формулировке темы урока).

Наш урок сегодня называется «Сложение и вычитание дробей с одинаковыми знаменателями» (тема на слайде презентации). На уроке мы должны узнать и запомнить правила сложения и вычитания дробей с одинаковыми знаменателями, научиться применять их в примерах, задачах, уравнениях.

А помогут нам в этом хорошо знакомые мультипликационные герои – Пятачок и Винни-Пух. Пятачок и Винни-Пух пришли в гости к Кролику, который незадолго до прихода гостей испек очень красивый и вкусный торт (слайд презентации).  Кролик был очень воспитанным и пригласил гостей за стол, чтобы угостить их своим тортом.

Торт Кролик разрезал на 7 равных частей. Пятачок съел 2 куска торта, Винни-Пух, конечно, больше: он съел 4 куска торта. Назовите, какую часть торта съел Пятачок, а какую Винни – Пух (слайд презентации).

Давайте сосчитаем, а какую часть торта съели Пятачок и Винни-Пух вместе (на слайде презентации показана запись примера)?

В диалоге с учениками выясняется, как образуется результат вычисления. Аналогично отвечаем на вопросы: на сколько частей  Винни-Пух съел больше Пятачка, и какая часть торта осталась Кролику (в ходе рассуждений обращаемся к двум следующим слайдам презентации). Затем дается буквенная запись правила сложения и вычитания дробей.

Оформление записей в тетради по данной части урока предлагаю выполнить таким образом:

Задание 1 – для выполнения в парах: рассказать друг другу правила сложения дробей и вычитания дробей с одинаковыми знаменателями (выполняют самостоятельно).

Задание 2 – для выполнения в группах по 3-4 человека: практическая работа. Класс делится на группы, каждой группе выдается инструкция для выполнения задания (приложение 1) и оборудование для каждой группы: на блюдце мандарин, салфетки. Задание дети выполняют самостоятельно. По мере выполнения задания каждая группа сдает учителю заполненную инструкцию, результат проверяется сразу. После правильного выполнения задания ученикам в группе разрешается съесть мандарин.

Задание – 3 для устной фронтальной работы: определить, верно ли решены примеры (выводятся на слайде презентации). Работает весь класс одновременно с помощью сигнальных карточек (у каждого ученика две карточки: синего и красного цвета).

За правильный  ответ ученики голосуют красной карточкой, за неправильный – синей (поднимают карточку по команде учителя).

Задание – 4 . Устно фронтально выполнить № 1011 из учебника (ученики называют только ответы).

- Давайте посмотрим, как умение складывать и вычитать дроби поможет нам при решении уравнений.

Задание – 5 . Выполнить в тетрадях № 1018 из учебника. Уравнения под буквами а) и в) выполняются вместе с учителем с подробными комментариями. Уравнения под буквами б) и г) выполняются самостоятельно в тетради с последующей проверкой только корней.

- Давайте вспомним про наших друзей: Винни-Пуха, Пятачка и Кролика. Кролик был не только воспитанным, но еще и хозяйственным. Проводив гостей, он сразу же отправился в огород проверить, как растут его овощи (слайд презентации). Кролик обошел весь огород вдоль забора. Задание-6: найдите длину забора, которым огорожен огород Кролика (слайд презентации).

Задание выполняется в тетрадях самостоятельно с последующей проверкой.

- Ребята, поднимите руки те, кто считает, что научился сегодня на уроке складывать и вычитать обыкновенные дроби с одинаковыми знаменателями.

Сейчас будет возможность еще раз это проверить.

Задание для самопроверки: выполнить устно решение шести задач из учебника

№ 1005 - № 1010 и заполнить карту решений (приложение 2), которая выдается каждому ученику.  Задание проверяется (фронтальная устная работа), ученик выставляет себе оценку по озвученным учителем критериям оценки.

4. Подведение итогов урока.

Домашнее задание

Приложение 1

Инструкция – отчет к практической работе

  1. Очистите мандаринку.
  2. Разделите мандаринку на дольки. Сколько всего долек получилось? Запишите ответ.

Ответ: _______________________________

  1. Возьмите каждый по одной дольке. Какую часть мандаринки взял каждый? Запишите ответ.

Ответ: _______________________________

  1. Какую часть мандаринки взяли вы все вместе? Запишите выражение для вычисления и ответ.

Решение: _____________________________

  1. Какая часть мандаринки осталась? Запишите выражение для вычисления и ответ.

Решение: _____________________________

Приложение 2

Карта решений

Выполни устно решение задачи, запиши в таблицу только ответ с наименованием.

№ 1005

Ответ:__________________________

№ 1006

Ответ:__________________________

№ 1007

Ответ:__________________________

№ 1008

Ответ:__________________________

№ 1009

Ответ:__________________________

№ 1010

Ответ:__________________________

Правильно решены  ____  задач  из шести.   Оценка ________.


Предварительный просмотр:


Подписи к слайдам:

Слайд 3

7 13 9 ─ ─ ─ 9 9 9

Слайд 4

Сложение и вычитание дробей с одинаковыми знаменателями

Слайд 5

7 частей

Слайд 6

2 ─ 7 4 ─ 7

Слайд 7

+ = 2 ─ 7 4 ─ 7 6 ─ 7 2 ─ 7 4 ─ 7

Слайд 8

- = 4 ─ 7 2 ─ 7 2 ─ 7 2 ─ 7 4 ─ 7

Слайд 9

- = 7 ─ 7 6 ─ 7 1 ─ 7 2 ─ 7 4 ─ 7

Слайд 11

10 ─ м 5 8 ─ м 5 12 ─ м 5 16 ─ м 5


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Урок по теме "Сложение и вычитание дробей с одинаковыми знаменателями".

Цели:Образовательные.систематизация знаний по темам: «Обыкновенные дроби», «Сравнение обыкновенных дробей. Сложение и вычитание дробей с одинаковыми знаменателями»;повторение и закрепление приобретённ...

Урок по теме "Сложение и вычитание дробей с одинаковыми знаменателями".

Цели:Образовательные.систематизация знаний по темам: «Обыкновенные дроби», «Сравнение обыкновенных дробей. Сложение и вычитание дробей с одинаковыми знаменателями»;повторение и закрепление приобретённ...

Разработка урока по теме "Сложение и вычитание дробей с одинаковыми знаменателями"

Конспект  урока по математике.  5 класс.    Тема урока: «Сложение и вычитание дробей с одинаковыми знаменателями» Цели урока: 1.Закрепить у учащихся вычислительные приемы сложени...

План «открытого» урока по теме "Сложение и вычитание дробей с одинаковыми знаменателями" для 5 кл.

В данном плане приведено подробное описани проведение урока по теме "Сложение и вычитание дробей с одинаковыми знаменателями при решении практических задач" для учащихся 5 класса, а также описаны цели...

Методическая разработка, план конспект урока по теме:"Сложение и вычитание дробей с одинаковыми знаменателями".

Методическая разработка, план конспект урока по теме:"Сложение и вычитание дробей с одинаковыми знаменателями"....