Разработка урока математики в 5 классе "Сложение и вычитание дробей с одинаковыми знаменателями"
план-конспект урока (5 класс) по теме
В содержание урока включены следующие решения:
использованы элементы интеграции математического содержания с литературой, также ученикам предложено полное толкование слова «дробь», что должно дать целостное представление о термине. Урок имеет прикладной характер за счет включения в учебный материал практических заданий и ситуаций. Таким образом, предлагается подход, отличающийся от традиционной методики преподавания предмета.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
konspekt_slozhenie_i_vychitanie_drobey.docx | 26.22 КБ |
prezentatsiya_k_uroku.pptx | 811.08 КБ |
Предварительный просмотр:
Конспект урока математики в 5 классе по теме
«Сложение и вычитание дробей с одинаковыми знаменателями»
Тема урока: «Сложение и вычитание дробей с одинаковыми знаменателями»
Тип урока: урок изучения нового материала (первый урок по данной теме).
Цели и задачи урока
Образовательные:
- на основе ранее изученного материала сформулировать правила сложения и вычитания дробей с одинаковыми знаменателями;
- в ходе знакомства с новым материалом сформировать умения сложения и вычитания дробей с одинаковыми знаменателями;
- показать применение правил при решении примеров, задач, уравнений.
Развивающие:
- развивать и совершенствовать умения применять имеющиеся у учеников знания в различных ситуациях;
- развивать аналитическое мышление (умение выделять существенные признаки, сравнивать, делать выводы);
- развивать грамотную математическую речь учащихся, умение давать лаконичные формулировки;
- развивать кругозор обучающихся, их словарный запас.
Воспитательные:
- воспитывать у учащихся аккуратность, умение слушать, культуру поведения, чувство ответственности за результат своей работы.
В содержание урока включены следующие решения:
использованы элементы интеграции математического содержания с литературой, так же ученикам предложено полное толкование слова «дробь», что должно дать целостное представление о термине. Урок имеет прикладной характер за счет включения в учебный материал практических заданий и ситуаций. Таким образом, предлагается подход, отличающийся от традиционной методики преподавания предмета.
Этапы урока:
- Организация начала занятия. Показателем успешности этапа является полная готовность класса, оборудования, быстрое включение учащихся в деловой ритм. (1-2 мин.)
- Подготовка к основному этапу занятия. На этом этапе решаются следующие дидактические задачи – обеспечение мотивации и принятие учащимися цели учебно – познавательной деятельности. (7 мин.)
- Усвоение новых знаний и способов действий – основной этап, на котором обеспечено восприятие, осмысление и первичная отработка знаний и способов действий, связей и отношений в заявленной теме урока. Показателем успешности на данном этапе являются активные действия учащихся, использование самостоятельности в овладении способами действий. (30 – 35 мин.)
- Рефлексия и подведение итогов занятия, где даны анализ и оценка успешности достижения цели, хотя рефлексия проводится в течение всего урока. При проведении рефлексии важна открытость учащихся в осмыслении своих действий и самооценке. (3-4 мин.)
Содержание, выбор типа урока и использование методов определяются поставленными целями.
Выбранные методы, оптимальное их сочетание позволяют раскрыть тему и реализовать поставленные цели.
- Из перцептивных, то есть обеспечивающих передачу учебной информации от учителя к ученику, используются словесные методы (рассказ), наглядные методы (показ слайдов, демонстрация способа выполнения задания), практические методы (задание с мандаринами).
- Из гностических, то есть определяющих характер осуществления учениками усвоения нового материала, используются иллюстративно – объяснительный и репродуктивный методы. Причем, иллюстративно – объяснительный метод продуман так, что дети с различным типом восприятия могут принять новый материал (слайды на экране, голосовое объяснение, показ учителя, механическое написание, практическое задание).
- Из управленческих, то есть характеризующих степень самостоятельности ученика, используются учебная работа под руководством учителя; самостоятельное выполнение заданий.
- Методы стимулирования и мотивации. Содержание урока и задания подготовлены так, чтобы они сами и являлись мотивом учебной деятельности. Так как нет необходимости в дополнительной, «искусственной» мотивации, это непроизвольно вызывает у детей познавательный интерес и желание к действию, а, значит, поддерживает благоприятную психологическую атмосферу, что можно отнести к здоровьесберегающим приемам.
Нет специальной физкультурной паузы, ее заменит небольшая двигательная активность во время выполнения практического задания и одновременный элемент аромотерапии.
Рационально и комплексно использованы средства обучения: компьютер, проектор выступают в роли ТСО для воспроизведения видеоматериалов, кухонный инвентарь используется как оборудование для практического задания, сигнальные карточки (красная и синяя) у каждого ученика позволят организовать фронтальную работу.
На уроке использованы различные источники информации: учебник, толковый словарь русского языка, презентация к уроку, интернет - ресурс, художественная литература, информация учителя.
Специально спланирована не только учебная, но и воспитательная функция урока: через содержание урока, через методы обучения (не принуждение детей, а увлечение), через личность учителя (уважительное отношение к детям, к своему труду, вдохновенность изложения материала).
Идеи, раскрывающие сущность урока:
- Четкое следование замыслу урока и одновременная готовность перестраивать его ход (продуманы запасные методические варианты).
- Комплексное формулирование целей.
- Превращение содержания урока и самого процесса обучения в факторы освоения нового, личностного развития ученика, его воспитания.
- Влияние самого учителя на детей как один из способов воспитания на уроке.
Конспект урока составлен по учебнику Виленкина «Математика» 5 кл.
В конспекте речь учителя выделена курсивом.
Цветом выделены моменты обращения к слайдам презентации, а также зачитываемые отрывки из произведения.
1. Организационный момент (проверка готовности к уроку, приветствие).
2. Начать сегодняшний урок я хочу с книги, а точнее с рассказа Аркадия Аверченко «Бельмесов». В рассказе идет речь о том, что учитель по фамилии Бельмесов в конце учебного года проверяет, что же в итоге знают его ученики. Обратимся к отрывку из этого рассказа. Итак, учитель Бельмесов садит на место очередного ученика (Кувшинникова Ивана) и обращается к следующему.
…Садись, брат Иван! Кулебякин, Илья! Ну… ты нам скажешь, что такое дробь…
Давайте представим, что этот рассказ о нас. Я- учитель Бельмесов, а вы – мои ученики, точнее один ученик, Кулебякин Илья.
-Ну, так что, Кулебякин Илья, ты нам скажешь, что такое дробь?
Что же мог сказать в ответ Илья? (следуют предположения учеников)
Обращаемся к продолжению рассказа:— Дробью называется часть какого-нибудь числа.
— Да? Ты так думаешь? Ну, а если я набью ружье дробью, это будет часть какого числа?
— То дробь не такая, — улыбнулся бледными губами Кулебякин. — То другая.
— Откуда же ты знаешь, о какой дроби я тебя спросил. Может быть, я тебя спросил о ружейной дроби.
- Так, значит, слово «дробь» имеет не одно значение (слайд презентации).
Как вы думаете, в каком еще значении можно использовать слово «дробь» (учитель подводит детей к звуковому значению)? На слайде презентации демонстрируется звук барабанной дроби.
Продолжается рассказ: — А еще? Какая еще бывает дробь, а? Ну, скажи-ка!
— Больше нет, — развел руками Кулебякин, будто искренно сожалея, что не может удовлетворить еще какой-нибудь дробью ненасытного экзаменатора.
— Да? Больше нет? А вот если человек танцует и ногами дробь выделывает это как же? По-твоему, не дробь? (демонстрируется видеофрагмент танца типа «чечетка». Видеофрагмент можно вставить на слайд презентации, можно просмотреть в режиме он-лайн, сделав предварительный выбор).
- Видишь ли, мой милый… Ты, может быть, и знаешь математику, но русского языка — нашего великого, разнообразного и могучего русского языка — ты не знаешь. И это нам всем печально. Ступай, брат Кулебякин, и подумай, брат Кулебякин.
- Ребята, а мы - то с вами наш великий и могучий русский язык знаем. Я принесла вам на урок толковый словарь русского языка, составленный Сергеем Ивановичем Ожеговым. Найдем в словаре и прочитаем значение слова «дробь».
Дробь – 1) мелкие свинцовые шарики для стрельбы из охотничьего ружья;
2) число, представленное как состоящее из частей единицы;
3) частые прерывистые звуки.
Все эти значения мы только что проиллюстрировали.
Мы на уроке математике, где чаще всего слово «дробь» используется в математическом значении как форма представления числа.
Сегодня вместе со мной на урок пришли дроби (слайд презентации).
Они очень бы хотели с вами познакомиться и рассказать о себе. К сожалению, дроби говорить не умеют. Но мы с вами столько знаем про обыкновенные дроби, что сами можем догадаться, что бы они нам рассказали, если бы умели говорить (далее на примере указанных дробей повторяются понятия числитель, знаменатель; правильные, неправильные дроби; сравнение дробей).
3. Мы очень много знаем про обыкновенные дроби. Может быть, мы уже знаем про них всё? Что еще мы не научились делать с обыкновенными дробями такое, что умеем выполнять с натуральными числами? (Ответы учеников) Мы не умеем выполнять арифметические действия с обыкновенными дробями (подходим к формулировке темы урока).
Наш урок сегодня называется «Сложение и вычитание дробей с одинаковыми знаменателями» (тема на слайде презентации). На уроке мы должны узнать и запомнить правила сложения и вычитания дробей с одинаковыми знаменателями, научиться применять их в примерах, задачах, уравнениях.
А помогут нам в этом хорошо знакомые мультипликационные герои – Пятачок и Винни-Пух. Пятачок и Винни-Пух пришли в гости к Кролику, который незадолго до прихода гостей испек очень красивый и вкусный торт (слайд презентации). Кролик был очень воспитанным и пригласил гостей за стол, чтобы угостить их своим тортом.
Торт Кролик разрезал на 7 равных частей. Пятачок съел 2 куска торта, Винни-Пух, конечно, больше: он съел 4 куска торта. Назовите, какую часть торта съел Пятачок, а какую Винни – Пух (слайд презентации).
Давайте сосчитаем, а какую часть торта съели Пятачок и Винни-Пух вместе (на слайде презентации показана запись примера)?
В диалоге с учениками выясняется, как образуется результат вычисления. Аналогично отвечаем на вопросы: на сколько частей Винни-Пух съел больше Пятачка, и какая часть торта осталась Кролику (в ходе рассуждений обращаемся к двум следующим слайдам презентации). Затем дается буквенная запись правила сложения и вычитания дробей.
Оформление записей в тетради по данной части урока предлагаю выполнить таким образом:
Задание 1 – для выполнения в парах: рассказать друг другу правила сложения дробей и вычитания дробей с одинаковыми знаменателями (выполняют самостоятельно).
Задание 2 – для выполнения в группах по 3-4 человека: практическая работа. Класс делится на группы, каждой группе выдается инструкция для выполнения задания (приложение 1) и оборудование для каждой группы: на блюдце мандарин, салфетки. Задание дети выполняют самостоятельно. По мере выполнения задания каждая группа сдает учителю заполненную инструкцию, результат проверяется сразу. После правильного выполнения задания ученикам в группе разрешается съесть мандарин.
Задание – 3 для устной фронтальной работы: определить, верно ли решены примеры (выводятся на слайде презентации). Работает весь класс одновременно с помощью сигнальных карточек (у каждого ученика две карточки: синего и красного цвета).
За правильный ответ ученики голосуют красной карточкой, за неправильный – синей (поднимают карточку по команде учителя).
Задание – 4 . Устно фронтально выполнить № 1011 из учебника (ученики называют только ответы).
- Давайте посмотрим, как умение складывать и вычитать дроби поможет нам при решении уравнений.
Задание – 5 . Выполнить в тетрадях № 1018 из учебника. Уравнения под буквами а) и в) выполняются вместе с учителем с подробными комментариями. Уравнения под буквами б) и г) выполняются самостоятельно в тетради с последующей проверкой только корней.
- Давайте вспомним про наших друзей: Винни-Пуха, Пятачка и Кролика. Кролик был не только воспитанным, но еще и хозяйственным. Проводив гостей, он сразу же отправился в огород проверить, как растут его овощи (слайд презентации). Кролик обошел весь огород вдоль забора. Задание-6: найдите длину забора, которым огорожен огород Кролика (слайд презентации).
Задание выполняется в тетрадях самостоятельно с последующей проверкой.
- Ребята, поднимите руки те, кто считает, что научился сегодня на уроке складывать и вычитать обыкновенные дроби с одинаковыми знаменателями.
Сейчас будет возможность еще раз это проверить.
Задание для самопроверки: выполнить устно решение шести задач из учебника
№ 1005 - № 1010 и заполнить карту решений (приложение 2), которая выдается каждому ученику. Задание проверяется (фронтальная устная работа), ученик выставляет себе оценку по озвученным учителем критериям оценки.
4. Подведение итогов урока.
Домашнее задание
Приложение 1
Инструкция – отчет к практической работе
- Очистите мандаринку.
- Разделите мандаринку на дольки. Сколько всего долек получилось? Запишите ответ.
Ответ: _______________________________
- Возьмите каждый по одной дольке. Какую часть мандаринки взял каждый? Запишите ответ.
Ответ: _______________________________
- Какую часть мандаринки взяли вы все вместе? Запишите выражение для вычисления и ответ.
Решение: _____________________________
- Какая часть мандаринки осталась? Запишите выражение для вычисления и ответ.
Решение: _____________________________
Приложение 2
Карта решений
Выполни устно решение задачи, запиши в таблицу только ответ с наименованием.
№ 1005 | Ответ:__________________________ |
№ 1006 | Ответ:__________________________ |
№ 1007 | Ответ:__________________________ |
№ 1008 | Ответ:__________________________ |
№ 1009 | Ответ:__________________________ |
№ 1010 | Ответ:__________________________ |
Правильно решены ____ задач из шести. Оценка ________.
Предварительный просмотр:
Подписи к слайдам:
7 13 9 ─ ─ ─ 9 9 9
Сложение и вычитание дробей с одинаковыми знаменателями
7 частей
2 ─ 7 4 ─ 7
+ = 2 ─ 7 4 ─ 7 6 ─ 7 2 ─ 7 4 ─ 7
- = 4 ─ 7 2 ─ 7 2 ─ 7 2 ─ 7 4 ─ 7
- = 7 ─ 7 6 ─ 7 1 ─ 7 2 ─ 7 4 ─ 7
10 ─ м 5 8 ─ м 5 12 ─ м 5 16 ─ м 5
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Урок по теме "Сложение и вычитание дробей с одинаковыми знаменателями".
Цели:Образовательные.систематизация знаний по темам: «Обыкновенные дроби», «Сравнение обыкновенных дробей. Сложение и вычитание дробей с одинаковыми знаменателями»;повторение и закрепление приобретённ...
Урок по теме "Сложение и вычитание дробей с одинаковыми знаменателями".
Цели:Образовательные.систематизация знаний по темам: «Обыкновенные дроби», «Сравнение обыкновенных дробей. Сложение и вычитание дробей с одинаковыми знаменателями»;повторение и закрепление приобретённ...
Разработка урока по теме "Сложение и вычитание дробей с одинаковыми знаменателями"
Конспект урока по математике. 5 класс. Тема урока: «Сложение и вычитание дробей с одинаковыми знаменателями» Цели урока: 1.Закрепить у учащихся вычислительные приемы сложени...
План «открытого» урока по теме "Сложение и вычитание дробей с одинаковыми знаменателями" для 5 кл.
В данном плане приведено подробное описани проведение урока по теме "Сложение и вычитание дробей с одинаковыми знаменателями при решении практических задач" для учащихся 5 класса, а также описаны цели...
Урок по теме "Сложение и вычитание дробей с одинаковыми знаменателями"
Урок проводится для учащихся 5 класса...
Методическая разработка, план конспект урока по теме:"Сложение и вычитание дробей с одинаковыми знаменателями".
Методическая разработка, план конспект урока по теме:"Сложение и вычитание дробей с одинаковыми знаменателями"....
Технологическая карта урока на тему "Сложение и вычитание дробей с одинаковым знаменателем"
Открытый урок на муниципальный конкурс "Учитель года"...