Организация и проведение научно-исследовательской работы
методическая разработка на тему
Сегодня мы можем наблюдать стремительные изменения во всем обществе, которые требуют от человека новых качеств. Прежде всего, конечно, речь идет о способности к творческому мышлению, самостоятельности в принятии решений, инициативности. Естественно, что задачи по формированию этих качеств возлагаются на образование, и в первую очередь на школу. Именно здесь должны закладываться основы развития думающей, самостоятельной личности. Можно констатировать, что набирающее силу за последнее десятилетие олимпиадное движение, работа по проведению научно-практических конференций не прошли даром и доказали свою эффективность. Однако нельзя не заметить, что процесс освоения методов исследовательской работы с учащимися протекает неоднозначно. Затруднения поджидают ученика и учителя.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
organizatsiya_i_provedenie_nauchno-issledovatelskoy_raboty.docx | 43.51 КБ |
Предварительный просмотр:
«Организация и проведение научно-исследовательской работы в БОУ г. Омска Гимназии №159»
Сегодня мы можем наблюдать стремительные изменения во всем обществе, которые требуют от человека новых качеств. Прежде всего, конечно, речь идет о способности к творческому мышлению, самостоятельности в принятии решений, инициативности. Естественно, что задачи по формированию этих качеств возлагаются на образование, и в первую очередь на школу. Именно здесь должны закладываться основы развития думающей, самостоятельной личности. Можно констатировать, что набирающее силу за последнее десятилетие олимпиадное движение, работа по проведению научно-практических конференций не прошли даром и доказали свою эффективность. Однако нельзя не заметить, что процесс освоения методов исследовательской работы с учащимися протекает неоднозначно. Затруднения поджидают ученика и учителя.
Наиболее типичные из них:
замена исследовательской работы рефератом, т.е. обзором раз личных научных произведений;
замена исследования работой компилятивного характера, т.е. со единением логично выстроенных в одно целое отрезков из разных научных текстов;
отсутствие законченности в работе, что обусловливается отсутст вием систематического подхода к исследовательской деятельности. Вместо рассчитанной на долговременный срок работы иногда в спешном порядке на конференцию представляется текст, создан ный в кратчайшие сроки по методу «штурмовщины»;
неспособность учащегося грамотно вести дискуссию по защите ре зультатов своего исследования и отвечать на вопросы аудитории, что часто является признаком отсутствия этапа предварительного обсуждения на школьном уровне.
Научное общество учащихся (НОУ) БОУ г. Омска «Гимназия № 159» действует с 12 ноября 1998 г. В своей деятельности НОУ руководствуется:
- Федеральным законом «Об образовании в РФ» за №273-ФЗ от 29.12.2012г;
-Федеральными государственными стандартами;
-Типовым положением об общеобразовательном учреждении;
-Гигиеническими требованиями к условиям обучения в общеобразовательных учреждениях СанПиН 2.4.2.2821-10 от 29.12.2011г № 189;
-Конвенция ООН о правах ребёнка;
- Федеральным законом "Об основных гарантиях прав ребенка в Российской Федерации", другими документами об образовании,
-Уставом и локальными актами гимназии, настоящим Положением.
НОУ добровольное творческое формирование обучающихся гимназии, стремящихся совершенствовать свои знания в определенной области науки, искусства, техники, развивать свой интеллект, приобретать умение и навыки научно-исследовательской и опытнической деятельности под руководством ученых, учителей, преподавателей и других специалистов.
НОУ выполняет роль экспертизы одаренности и является средством повышения социального статуса знаний. I
Цель: выявить и воспитать одаренных и способных обучающихся гимназии
3адачи:
а) содействие повышению престижа и популяризации научных знаний;
б)диагностика одаренности обучающихся;
в)раннее раскрытие интересов и склонностей, обучающихся к научно-поисковой деятельности, углубленная подготовка к ней;
г)содействие профессиональному самоопределению обучающихся;
д)воспитание активной гражданской позиции, высоких нравственных качеств и духовной культуры.
НОУ включает в себя творческие группы обучающихся, объединенных в секции по различным областям и направлениям знаний.
Организаторами НОУ является заместитель директора, научно-методический совет, Совет НОУ, организуемый на время подготовки и проведения Конференции и состоящий из участников образовательного процесса, решает организационные вопросы, оказывает помощь по проведению конференций, выставок, экспедиций, собраний, взаимодействует с советами городского и областного НОУ.
Членами НОУ являются обучающиеся гимназии, изъявившие желание активно участвовать в работе одной- двух секций или направлений общества.
Учитель, руководящий исследовательской деятельностью учащихся, должен:
Тонко чувствовать проблемность ситуаций, с которыми сталкиваются учащиеся, и уметь ставить перед учеником (группой учащихся) реальные задачи в понятной для учеников форме.
Выполнять функцию координатора исследовательской деятельности и партнера учеников, избегать директивных приемов.
Стараться увлечь учащихся проблемой и процессом ее глубокого исследования, стимулировать творческое мышление при помощи поставленных вопросов.
Проявлять терпимость к ошибкам учеников, предлагать свою помощь или адресовать к нужным источникам информации.
Организовывать мероприятия, способствующие сбору учениками данных, консультации их со специалистами по исследуемой проблематике.
Предоставлять возможность для регулярных отчетов учащихся, рабочих групп; обмена мнениями в ходе обсуждений. Поощрять критическое мышление учащихся.
Для работы педагогам и учащимся доводится план работы
План работы научного общества учащихся
на 20 -20 учебный год
Сентябрь:
- совещание при директоре - распределение нагрузки по организации НОУ среди педагогов;
- создание координационного Совета НОУ;
- установочное межсекционное собрание: составление плана работы на 20-20 учебный год;
- начало работы секций;
- распределение и выбор тем исследований;
- межсекционное занятие: «Библиотека - твой помощник» (о правилах работы с научной литературой);
- экскурсия в библиотеку;
- индивидуальные консультации.
Октябрь:
- работа в библиотеках;
- подбор литературы по тематике исследований;
- индивидуальные консультации;
- заседание совета НОУ;
- практические занятия по секциям НОУ «Требования к исследовательской работе»;
- проведение школьных олимпиад;
Ноябрь:
- работа в библиотеках;
- практические занятия «Составление библиографии»;
- оформление запросов в архивы и работа в архивах;
- индивидуальные консультации;
- заседание совета НОУ.
- формирование предметных секций научного общества:
- участие в окружных олимпиадах и конкурсах
Декабрь
- работа в библиотеках, архивах;
-практические занятия по секциям «Требование к оформлению исследовательских работ»;
- систематизация обнаруженных данных;
- индивидуальные консультации;
- практические занятия «Подготовка к публичному выступлению»
- заседание Совета НОУ;
-проведение опытов и экспериментов.
- систематизация обнаруженных данных;
- начало оформления исследовательских работ.
-- участие в городских олимпиадах и конкурсах
- Январь:
- работа в библиотеках, архивах;
- индивидуальные консультации;
- завершение оформления исследования
- заседание Совета НОУ;
- практические занятия по секциям «Оформление тезисов работы»;
- школьная конференция по защите исследований;
-оформление стенда «Поздравление лауреатов школьного тура научно-исследовательской конференции»
- подготовка работ для участия в конкурсах региональных и федеральных уровней;
Февраль:
- подготовка работ для участия в конкурсах региональных и федеральных уровней;
- рецензирование работ руководителями.
- индивидуальные консультации;
- участие в городской конференции НОУ ;
Март:
- работа в библиотеках, архивах;
- индивидуальные консультации;
- участие в областной конференции НОУ;
--оформление стенда «Поздравление лауреатов городского (областного) тура научно-исследовательской конференции»
Апрель:
- заседание Совета НОУ (подведение итогов года, анализ результатов работы)
-- планирование работы на следующий год.
Даются рекомендации к подготовке и оформлению работ, участников научно-практической конференции.
1 Структура работы.
- Работа построена на общепринятой структуре для научных трудов. Основные элементы этой структуры в порядке их расположения: титульный лист, оглавление, введение, основная часть, заключение, библиографический список, приложения.
1.2 На титульном листе (1 страница) указывается
- название конкурса (Научно-практическая конференция школьников)
- название ученического объединения (Научное общество учащихся гимназии № 159 «Эрудит»)
- направление науки (биология)
- фамилия, имя автора
- место, где выполнялась работа
- место учебы (10 класс, гимназии №159)
- Ф.И.О. научного руководителя, его ученое звание, ученая степень, должность и место работы
- год подачи работы на конкурс
1.3 Оглавление (2страница) Включаются основные разделы работы с
указанием страниц
1.4. Основное содержание исследуемой проблемы. (3 - страница)
- Введение - кратко обосновывается актуальность выбранной темы, формулируются в соответствии с обозначенной проблемой цели и задачи, указывается объект и предмет исследования, избранные методы исследования (методология), обозначается значимость (теоретическая, практическая -прикладная ценность) полученного результата, характеристика источников для написания работы и краткий обзор используемой литературы по исследуемой проблеме.
- Основная часть - подробное описание методики и техники исследования, сведения об объеме исследования, излагаются полученные результаты и отражаются собственные взгляды автора на того или иной проблемный вопрос. Содержание основной части соответствует теме работы и полностью ее раскрывает.
- Заключение содержит основные выводы автора (анализ решения поставленных задач и цели исследования), обоснование значимости полученных результатов (самостоятельность, новизна, оригинальность, их практическое или теоретическое значение), дальнейшие перспективы работы над проблемой.
1.5 Список использованной литературы (библиографический список).
- Перечень источников, указанных в библиографическом списке, находит подтверждение об их использование в содержании работы (ссылки).
- Ссылки на источники соответствуют порядковому номеру источника в списке.
- Приложение- это вспомогательные или дополнительные материалы- фотографии, таблицы,
графики схемы, рисунки и.т.д., если они помогают лучшему пониманию полученных результатов
(подтверждают или опровергают то или иное положение в работе).
2. Оформление работы
2.1. Для участия в конференции работы представляются в I -м экземпляре, в объеме- не более 10
страниц печатного текста без учета приложения, напечатанные в качественном режиме на
одной стороне бумаги формата А4 через 1,5 интервала.
Поля: слева от текста - 30мм., справа - 15мм, сверху и снизу по 20мм.
- Шрифт основного текста работы должен быть 13 пунктов. Для заголовков можно
использовать шрифт до 23 пунктов.
- Все участники, рекомендованные на городской тур, представляют вместе с работой текст
тезисов (1,2 страницы), без графиков, таблиц, формул.
В городском конкурсе могут принимать участие обучающиеся 8-11 классов, поэтому этой категории следует особенно тщательно относиться к оформлению работы.
З.Оформление тезисов
- Тезисы оформляются на 1,2 страницах. Объем напечатанных текстов не должен превышать 2000 символов. Оптимальный вариант подачи текста на дискете. Представляется в простом текстовом формате - расширение *.1х1. При этом текст не содержит абзацных отступов, выравнивания, разбивания на строки, переноса строк, знаков переноса в словах. Текст тезисов должен быть тщательно отредактирован и заверен подписью научного руководителя. Пример оформления тезисов.
Издаётся приказ по гимназии о проведении научно- практической конференции в гимназии.
Бюджетное общеобразовательное учреждение города Омска
"Гимназия № 159"
ПРИКАЗ №
от…января 20.. г.
О проведении
конференции НОУ
В целях стимулирования научно-исследовательской деятельности, познавательной активности учащихся и в соответствии с положением о проведении научно-исследовательских конференций в гимназии, ПРИКАЗЫВАЮ:
1. Провести в гимназии .. января конференцию НОУ (научного общества учащихся) 5-11классы, ….. января конференцию НОУ (научного общества учащихся)1-4 классы БОУг. Омска «Гимназия№159» с привлечением работников и учащихся гимназии.
2. Утвердить следующую программу конференции :
14.00- торжественное открытие конференции НОУ;
14.15-16.15- работа секций;
16.30- подведение итогов НОУ.
3. Организовать работу конференции по секциям и утвердить жюри по направлениям (1-11классы)
Секция социо-гуманитарных наук: работает в каб. 201, члены жюри: Власова Н.В., Токарева С.В., Волкова И.Л
Секция точных наук: работает в каб.202, 210, члены жюри: Тушнолобова Н.Ю,Борисова М.Ю. Климерова Т.Г.,
Секция естественных наук работает в каб.210, члены жюри: Зибзеева О.В., Ивашкевич Р.В,
Секция «Мои увлечения»:
4. Работы учащихся сдать председателям в жюри не позже …января
5. Контроль за исполнением данного приказа возложить на заместителя директора по учебно-воспитательной работе- Зибзееву О.В.
Директор БОУ г. Омска»Гимназия№159» Н.А.Васильева
С приказом ознакомлены:
После окончания исследования, оформления полученных результатов, прочтения и одобрения ее научным руководителем наступает последний этап - защита. Учащиеся расходятся по секциям после линейки. От каждого класса обязательно идут заинтересованные ребята «поболеть» за своих одноклассников.
К сожалению, важность этого этапа иногда недооценивается, и тогда даже качественно проведенное исследование выглядит при публичном представлении неубедительно. Автор или «заваливает» аудиторию и жюри объемом информации, или на ходу пытается выстроить логику своего изложения. В итоге - «смазанное» представление у слушателей и чувство неудовлетворенности у выступающего. И напротив, искусно подготовленный доклад по защите написанной работы может «затенить» некоторые его недостатки и таким образом повысить шансы выступающего на хорошую оценку. Чтобы сформировать у себя хотя бы элементарные навыки участия в научной дискуссии, целесообразно тщательно подготовиться к процедуре публичной защиты своего реферата. Что необходимо при этом учитывать?
Следует помнить, что на все выступление отводится не более 5—7 мин. По регламенту можно рассчитывать дополнительно на 1-2 мин, но не более. Ни о теме (ее уже объявили), ни о том, что было прочитано (список литературы), говорить не следует. Защита ни в коем случае не должна сводиться к пересказу всего содержания работы Если вы не сумели заинтересовать аудиторию за отведенное по регламенту время, его продление только усилит непонимание и раздражение слушателей.
Подготовку доклада лучше всего начать с продумывания его структуры. Четкое и ясное представление о работе у самого докладчика - залог понимания его аудиторией. Доклад можно разделить на 3 части, состоящие из отдельных, но связанных между собой блоков.
Первая часть по сути кратко повторяет введение исследовательской работы. Здесь обосновывается актуальность выбранной темы, описывается научная проблема, формулируются задачи исследования и указываются его основные методы. Для того чтобы ваш доклад вызвал интерес аудитории, очень важно правильно настроить слушателей с самого начала вашего выступления. Существует несколько способов привлечения внимания аудитории, вот некоторые из них: вы можете начать выступление с приведения примера, интересной цитаты, образного сравнения предмета выступления с конкретным явлением, с истории, случая, задания проблемы или оригинального вопроса.
Во второй части, самой большой по объему, вам нужно представить содержание глав. Особое внимание комиссия обращает на итоги проведенного исследования, на личный вклад в него автора. Поэтому не забудьте после краткого изложения содержания глав реферата отдельно подчеркнуть, в чем состоит новизна предлагаемой вами работы, это могут быть использованные впервые по отношению к данному материалу методики, достигнутые вами результаты исследования.
При изложении основных результатов можно использовать заранее подготовленные схемы, чертежи, графики, таблицы, видеоролики, слайды, видеофильмы. Демонстрируемые материалы должны оформляться так, чтобы они не перегружали выступление и были видны всем присутствующим в аудитории.
В третьей части целесообразно кратко изложить основные выводы по результатам исследования, не повторяя тех выводов, которые уже были сделаны в ходе изложения содержания по главам. Постарайтесь в заключении создать кульминацию выступления, предложите слушателям поразмышлять над проблемой, покажите возможные варианты дальнейших исследований, используйте цитату по теме реферата известного ученого.
Особое внимание обратите на речь докладчика. Она должна быть ясной, снижается. Спокойное, последовательное и хорошо аргументированное изложение материала импонирует слушателям. Но использование научного стиля отнюдь не означает пренебрежение к использованию образных сравнений, контрастов, необычных фактов, позволяющих удерживать внимание аудитории.
После того как докладчик закончил свое выступление, члены комиссии задают вопросы. Вопросы может задать и любой присутствующий на вашем выступлении. Вопросов не нужно бояться: это еще одна возможность продемонстрировать обстоятельность и глубину изучения темы.
.Перед тем как выступать на научных конференциях городского и более высокого уровня, желательно пройти уровни классный и школьный. Помните, что чем больше вы выступаете, тем больший опыт вы приобретаете. Вы можете попросить прослушать ваш доклад друзей или родителей. Можно читать его и самостоятельно - для себя, но обязательно вслух. При этом контролируйте время своего «выступления»: это поможет вам ориентироваться в условиях настоящего выступления (т.е. правильно выбирать темп и интонацию речи).
логичность;
точность;
ясность;
доступность;
убедительность;
интересность;
выразительность;
уверенность;
контакт со слушателями;
уместность жестов;
выражение лица и т.д.
Чтобы доклад был интересным и убедительным, следует снабжать теоретические положения и выводы примерами из текстов, стараться использовать простые предложения, как можно более точные формулировки. Меняя темп и интонацию речи в соответствии со смыслом читаемого (произносимого), можно избежать монотонности выступления
Таким образом, на сегодняшний день многие вопросы методологии организации научно-исследовательской деятельности остаются недостаточно разработанными и ясными, другими словами, представляют собой широкий фронт для творческого поиска. Мы попытались указать те моменты (правила, рекомендации), которые признаны оптимальными для проведения исследовательской работы виднейшими специалистами, занимавшимися интересующей нас проблемой. Однако стадия становления, в которой находится ее изучение, позволяет нам не только рекомендовать уже испытанные традиционные формы и приемы работы, но и пригласить начинающих исследователей к самостоятельному поиску.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Научно-исследовательская работа Внедрение инновационных форм контрольно-оценочных процедур в процесс изучения дисциплин естественно-математического цикла Научно-исследовательская работа Внедрение инновационных форм контрольно-оценочных процедур в проце
В любой образовательной системе особое место занимает контроль – отслеживание усвоения знаний и мониторинг качества обучения. Внедрение новых образовательных и информационных технологий в учебны...
Проблема педагогической нравственности в рассказе В. Распутина «Уроки французского» (научно-исследовательская методическая работа, в помощь учителю к уроку литературы)
Одной из главных тем в творчестве В Распутина является тема "нравственности человека". Предметом исследования литературы является человек со своими страстями, радостями и горе...
Научно - исследовательский проект "Работа со словарями как средство повышения культуры речи"
Научно - исследовательский проект по русскому языку...
МЕТОДИЧЕСКИЕ РЕКОМЕНДАЦИИ для проведения научно-исследовательской работы по дисциплине:«Математика» по теме «Вычисление площадей поверхностей и объёмов многогранников и тел вращения» по специальности 120714 «Земельно-имуществе
Методическая разработка для организации научно- исследовательской работы (далее НИР) по дисциплине « Математика» предназначена для студентов первого курса по специальности 120714 «Земельно-имуще...
Статья преподавателя английского языка Михальковой Т.Л.: «Информатизация на уроках английского языка в формировании навыков научно-исследовательской проектной работы у студентов»
В статье рассматриваются причины информатизации на уроках английского языка, развитие проектной деятельности студентов в колледже. Раскрываются вопросы общеучебных умений и межпредметных связей.Описыв...
Научно-исследовательская работа позволяет каждому школьнику испытать, испробовать, выявить и актуализировать хотя бы некоторые из своих дарований. Дело учителя – создать и поддержать творческую атмосферу в этой работе. Научно-исследовательская деятельност
Научно-исследовательская работа позволяет каждому школьнику испытать, испробовать, выявить и актуализировать хотя бы некоторые из своих дарований. Дело учителя – создать и поддержать творческую ...
Организация и проведение научно-исследовательского конкурса для учащихся в учреждении дополнительного образования детей
Данные методические рекомендации помогут педагогическим работникам организовать и провести конкурс или конференцию научно-исследовательской направленности,предназначены для педагогов-организаторов, пе...