Элективный курс по биохимии. 10-11 класс.
элективный курс (10 класс) по теме

Шишкина Ольга Александровна

Элективный курс по биохимии. 10-11 класс. Содержит планирование и презентацию.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл biokhimiya_elektivnyy_kurs.docx18.85 КБ
Файл elektiv_biokhimiya.pptx1.36 МБ

Предварительный просмотр:

Элективный курс «Биохимия»

Составила учитель биологии

Шишкина Ольга Александровна

Учитель первой категории МАОУ «СОШ №7»

Южноуральскокого городского округа

Программа элективного курса

«Биохимия».

Биохимия – это химия жизни, или, более строго, наука о химических основах процессов жизнедеятельности. Сфера биохимии столь же широка, как и сама жизнь. Всюду, где существует жизнь, протекают  различные химические процессы.

Пояснительная записка

Актуальность курса. Биохимия является базовой составляющей современной биологии. Всемирная организация здравоохранения определяет здоровье как состояние «полного физического, духовного и социального благополучия, которое не сводится к простому отсутствию болезней и недомоганий». Со строго биохимической точки зрения организм можно считать здоровым, если многие тысячи реакций, протекающих внутри клеток и во внеклеточной среде, обеспечивают его максимальную жизнеспособность и поддерживают физиологически нормальное состояние. Знание  биохимии необходимо для решения проблем сохранения здоровья, выяснения причин различных болезней и поиска путей их эффективного лечения.

Автор курса: А.С. Конечев, А.П.Коничева, « Биохимия», Зубрицкая А.В. Элективный курс. Молекулярная биология. 10 класс./Волгоград: ИТД «Корифей». 2006 – 96с

Цель курса: углубить знания о молекулярных основах жизни, об особенностях строения и функциях биополимеров в клетке, их роли в образовании клеточных структур, в процессах жизнедеятельности,  делении клеток, в формировании и передаче наследственных признаков.

Весь материал курса можно условно разделить на два раздела:

  1. физико – химические особенности и функции макромолекул;
  2. процессы в клетке, связанные с функционированием макромолекул.

Данный элективный курс рассчитан на 17 часов. В программу включены разделы, касающиеся характеристики основных классов соединений, входящих в состав живой материи, обменных процессов, а также важные разделы биохимии, как изучение ферментов, витаминов, гормонов.

 В содержании программы отражены научно практические задачи молекулярной биологии,  тесно  вязанные с актуальными вопросами экологии, что отражает современную тенденцию естемтвенно-научного образования, на формирование прикладной направленности – профориентации учащихся на медицинские специальности.

 Многие вопросы, включённые в данный курс, не рассматриваются в  школьной программе или изучаются фрагментарно.

Задачи курса:

создание условий для формирования и развития у учеников:

- теоретических знаний и практических умений в области биологического эксперимента, позволяющих исследовать явления природы;

- умение самостоятельно приобретать и применять знания;

- творческих способностей, умения работать в группе, вести дискуссию, отстаивать свою точку зрения.

В процессе реализации данной программы учащиеся приобретают следующие  умения:

- наблюдать и изучать явления и свойства веществ;

- описывать результаты наблюдений;

- выдвигать гипотезы;

- отбирать необходимое оборудование для проведения эксперимента;

- выполнять измерения;

- представлять результаты измерений в виде таблиц и графиков;

- интерпритировать результаты эксперимента;

- делать выводы;

- обсуждать результаты эксперимента, участвовать в дискуссии.

Перечисленные умения формируются на основе

знаний:

- цикл познания в естественных науках: факты, гипотеза, эксперимент, теория;

- роль эксперимента в познании;

- соотношение теории и эксперимента в познании;

-правила пользования химическим оборудованием.

Формы проведения занятий:

- Л/Р, наглядно отражающие биохимические закономерности, включают в себя формулирование цели работы, постановку задачи, перечень оборудования, описания хода работы, запись наблюдений, вопросы для проверки усвоения материала;

- решение биохимических задач, связанных с реальными жизненными ситуациями, проблемами здоровья человека;

- лекции, дискуссии, круглые столы, создание ИКТ презентаций, работа с Интернетом, СМИ.

Должны знать:

- элементарный состав клетки;

-неорганические и органические вещества в клетке;

- состав воды и её роль в клетке.

Уметь:  

- охарактеризовывать следующие термины и понятия, объяснить взаимосвязь между ними:

- полимеры, мономеры;

- углеводы, моносахариды, дисахариды, полисахариды;

- липиды, жиры, глицерин, жирная кислота;

- аминокислота, полипептид, белок; катализатор, фермент, активный центр; нк, нуклеотид;

- АТФ, ГТФ, ЦТФ, РНК, ДНК.

- конформациии, первичная, вторичная, третичая, четвертичная структуры;

- ренатурация, денатурация;

- объяснять значение микро -, макро- , ультра- микроэлементов в клетке.

Содержание курса

Учебно –тематическое планирование

№ п/п

Тема

Количество

часов по программе

Практическая часть

1

Введение

1

2

Структура и физико – химические свойства нуклеиновых кислот.

4

+

3

Структура и физико – химические свойства молекул белка.

6

+

4

Функционирование макромолекул в клетке.

5

+

5

Контроль знаний.

1

6

Итого:

17

7

Календарно – тематическое планирование

№ п/п

Тема занятия

Содержание

Практическая часть

Сроки

1. Введение (1 час).

1

1Что изучает молекулярная биология?

Молекулярная биология, биохимия, цитология, физиология, генетика.

2. Структура и физико – химические свойства нуклеиновых кислот

(4 часов).

2

1Биологические полимеры  Н.К.

Азотистые основания, углеводы, фосфорная кис-лота, нуклеозид, нуклеотид, пра-вило Чартгафа, АТФ, ДНК, РНК, кодон.

Л/Р №1

3

2Биополимерная молекула ДНК.

комплементарность

Л/Р №2

4

3 Молекула РНК.

РНК, нуклеотид, рибоза, РНК

5

4 АТФ.

АТФ, энергия клетки, макроэргическая связь.

3.  Структура и физико – химические свойства молекулы белка (6 часов)

6

1 Строение белковой молекулы.

Полимеры, мономеры, макромолекулы, структуры белка

Л/Р № 3,4

7

2 Уровни организации белковой молекулы

Полипептидная цепь, структура белка.

Л/Р №5

8

3 Биологические функции белков (Б – ферменты).

ферменты

Л/Р №6

9

4 Биологические функции белков (Б – регуляторы физиологических процессов).

Гормоны, гипофиз, инсулин глюкагон

Л/Р №7

10

5 Биологическая функция белков – транспортёров и белков как средств защиты организма.

Белки – транспортёры, иммунная защита, антитела, иммуноглобулин, антигены, комплементы.

11

6 Двигательная, строительная и энергетическая функции белков.

Сократительные белки, источник энергии

4. Функционирование макромолекул в клетке (5  часов).

12

1Генетическая информация

Специфичность, геном, генетическая информация. ген

13

2Репликация ДНК.

Репликация, комплементарность, полуконсервативность, прерывистость.

14

3 Транскрипция. Генетический код.

Антикодоны, специфичность кода, универсальность.

15

4 Биосинтез белков.

Трансляция, транскрипция, полисома, метаболизм

16

5 Генная инженерия.

Плазмиды, клоны, клонотека

5. Контроль знаний(1 час).

17

1 Контроль знаний с использованием дидактических карточек.

Закрепить знания учащихся о физико- химических особенностях и функциях макромолекул, выполнение практических заданий.


Предварительный просмотр:


Подписи к слайдам:

Слайд 1

Элективный курс « Биохимия » Шишкина О.А. МАОУ «СОШ №7»

Слайд 2

Биохимия Человек – сложнейшая система, поэтому очень много научных дисциплин изучает организм человека. Это и анатомия, физиология, гигиена и т. д. есть еще одна, очень интересная и важная наука, без знаний которой невозможно понимание всех процессов жизнедеятельности. Это биохимия – наука, изучающая входящие в состав организма химические вещества, их структуру, превращения в организме и функцию. Другими словами, наука, изучающая химический аспект протекающих в организме процессов.

Слайд 3

Исследовательские работы Качественные реакции на витамины; Качественные реакции на белок; Роль гормонов в организме.

Слайд 4

Качественная реакция на белок

Слайд 5

Биуретовая реакция на определение пептидной связи

Слайд 6

Определение витамина «А» в подсолнечном масле

Слайд 9

Определение витамина «С», в яблочном соке

Слайд 15

Определение витамина «Д», в курином желтке

Слайд 18

Влияние гормонов на развитие Гормо́ны – сигнальные химические вещества, выделяемые эндокринными железами непосредственно в кровь и оказывающие сложное и многогранное воздействие на организм в целом либо на определённые органы и ткани-мишени. Существуют и другие определения, согласно которым трактовка понятия гормон более широка: “химические вещества, вырабатываемые клетками тела и влияющие на клетки других частей тела”. Гормоны служат гуморальными (переносимыми с кровью) регуляторами определённых процессов в определённых органах и системах.

Слайд 19

5 признаков гениальности

Слайд 20

Высоколобость . Чем выше лоб, тем человек умнее. Пример: Сократ, Петр I , Петр Столыпин.

Слайд 21

Гиперурикемия Повышенный уровень содержания в крови мочевой кислоты. По химическому строению она сходна с кофеином, известным стимулятором умственной активности. Пример: Птолемей, Александр Македонский, Иван Грозный.

Слайд 22

Непропорциональность телосложения Высокий рост при худом, сухом теле, паукообразные пальцы, длинные конечности и, как правило, подвывих хрусталика глаза, а также часто врожденный порок сердца. И еще один признак — повышенный выброс адреналина, сильнейшего стимулятора общей и умственной активности. Люди с синдромом Марфана , как правило, выделяются потрясающей жизненной энергией. Пример: Авраам Линкольн, Никола Тесла, Г.-Х. Андерсен.

Слайд 23

Резкие перепады настроения Тоска резко сменяется прекрасным настроением и творческим подъемом. Пример: Александр Пушкин, Винсент Ван Гог, Роберт Шуман, Уинстон Черчилль

Слайд 24

Гермафродитизм Внешне это высокие поджарые женщины со стройным телом «легкоатлетическог о » типа, и, как правило, бесплодные. Пример: Жорж Санд, Жанна д'Арк.

Слайд 25

Ряд качеств, необходимых для реализации гениальности Любознательность; Воля; Способность удивляться; Оригинальность мышления; Способность к оценке; Трудолюбие.

Слайд 26

Знания биохимии можно использовать на практике. С помощью различных опытов можно определить содержание или отсутствие полезных веществ в продуктах питания.

Слайд 27

Знания биохимии можно использовать на практике. С помощью различных опытов можно определить содержание или отсутствие полезных веществ в продуктах питания.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Программа элективного курса по математике для 9 класса в рамках предпрофильной подготовки

"Программа элективного курса по математике "В мире модулей""Элективный курс для учащихся 9 класса общеобразовательной школы посвящен одной из важных и трудных тем «Модули». При подготовке к экзаменам ...

Модифицированная программа элективного курса по информатике в 6β классе «ЗНАКОМСТВО С МУЛЬТИМЕДИЙНЫМИ ТЕХНОЛОГЯМИ» на 2010-2011 учебный год (на основе государственной программы элективного курса С.Н. Леготина «Мультимедийная презентация. Компьютерная

Информационно-коммуникативная компетентность — один из основных приоритетов в целях современного общего образования. Сформировать ИКТ- компетентность у учащихся позволяет реализация данного проекта, н...

Рабочая программа элективного курса по химии 10 -11 класс "Углубленное изучение отдельных тем курса общей химии"

Элективный курс может быть использован как с целью обобщения знаний по химии,  так и с целью подготовки учащихся к Единому Государственному экзамену по химии, начиная уже с 10-ого класса....

Программа элективного курса по химии для 10 класса "Классы органических соединений"

Программа элективного курса по химии «Классы органических соединений» составлена на основе Федерального компонента государственного стандарта среднего общего образования,  авторской программы О.С...

Элективный курс "Компьютерная графика", 10-11 классы (Л.А.Залогова). Начало изучения курса.

Материалы для организации и проведения первых уроков в рамках изучения курса....

Элективный курс по химии в 10 классе «Введение в биохимию пищевых продуктов»

Данный курс рассчитан на 17 учебных часов для  обучающихся  10-х классов общеобразовательных  школ, лицеев.Изучение курса дает возможность углубить и систематизировать знания по предмет...

ЭЛЕКТИВНЫЙ КУРС ПО ЛИТЕРАТУРЕ «СЕРЕБРЯНЫЙ ВЕК РУССКОЙ ПОЭЗИИ» В СТАРШИХ КЛАССАХ (Авторская программа элективного курса для учащихся 10-11 класса)

РЕЦЕНЗИЯна программу элективного курса«Серебряный век русской поэзии» в старших классахучителя русского языка и литературы МБОУ « Тогурская СОШ» Ольги Георгиевны Зиновой.Элективный курс «Серебряный ве...