Рабочая программа по ОЗОЖ 8 класс
рабочая программа (8 класс) по теме
Рабочая программа
по основам здорового образа жизни
8 класс
Воротневой Натальи Андреевны
Принято на заседании
педагогического совета
протокол №1 от «29 » августа 2013 г.
2013 – 2014 учебный год
ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА
Рабочая программа по ОЗОЖ составлена на основе программы Министерства образования Саратовской области и Министерства здравоохранения Саратовской области, Примерной программы для средних классов общеобразовательного учреждения, авторов М.В.Лысогорской, М.М. Орловой, М.А.Павловой, Т.В.Парсиковой, М.А.Тяпкиной, Л.Е.Федкулиной.
В рабочей программе нашли отражение цели и задачи изучения основ здорового образа жизни на ступени основного общего образования.
Цели регионального курса «Основы здорового образа жизни»: формирование личности, способной реализовать себя максимально эффективно в современном мире, творчески относящейся к возникающим проблемам, владеющей навыками саморегуляции и безопасного поведения.
Задачи: программа предусматривает:
-получение учениками знаний и навыков, необходимых для создания семейных отношений и воспитания детей;
- формирование потребности в здоровом образе жизни;
- формирование навыков гигиены и профилактики заболеваний;
- формирование навыков ухода за больными;
- формирование навыков рационального питания и других способов самосовершенствования.
Согласно действующему Базисному учебному плану рабочая программа для 8-го класса предусматривает обучение в объеме 1 часа в неделю, 34 часа в год.
На основании примерной программы, содержащих требования к минимальному объему содержания по ОЗОЖ в 8-х классах, реализуется базисный и продвинутый уровни преподавания, что позволяет реализовать индивидуальный подход к обучению, развитие познавательной активности младших подростков и формирование познавательной и информационных компетентностей учащихся.
Содержание программы предполагает изучение вопросов философии, этики, морали, психологии, социологии, экономики, правоведения, семьеведения, сексологии, физиологии, анатомии и гигиены человека в аспекте пропаганды, обучения и воспитания здорового образа жизни.
Занятия проводятся в форме лекций, семинаров, бесед, дискуссий.
Раздел программы изучаемый в 8 классе называется: «Все начинается с любви»
Рабочая программа для 8 класса предполагает блочный принцип построения курса, состоит из 5 блоков:
Этический блок
Психологический блок
Правовой блок
Семьеведческий блок
Медико-гигиенический блок
Система уроков сориентирована не столько на передачу «готовых знаний», сколько на формирование активной личности, мотивированной к самообразованию, обладающей достаточными навыками и психологическими установками к самостоятельному поиску, отбору, анализу и использованию информации.
Особое внимание уделяется познавательной активности учащихся, их мотивированности к самостоятельной учебной работе.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
rabochaya_programma_po_ozozh_8_klass.docx | 29.29 КБ |
Предварительный просмотр:
Рассмотрено: Согласовано: Утверждено:
Руководитель МО естественно- Заместитель директора по УВР филиала Директор МОУ «Ерышовская сош
научного цикла МОУ «Ерышовская сош Ртищевского района
________/Воротнева Н.А./ Ртищевского района Саратовской Саратовской области»
Протокол №1 от « 28 » августа 2013 г. области» в с.Каменка __________/Березкина Л.А./
________/Степанова Г.Н./ Приказ №
от « 30 » августа 2013 г. от «31» августа 2013г.
Рабочая программа
по основам здорового образа жизни
8 класс
Воротневой Натальи Андреевны
Принято на заседании
педагогического совета
протокол №1 от «29 » августа 2013 г.
2013 – 2014 учебный год
ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА
Рабочая программа по ОЗОЖ составлена на основе программы Министерства образования Саратовской области и Министерства здравоохранения Саратовской области, Примерной программы для средних классов общеобразовательного учреждения, авторов М.В.Лысогорской, М.М. Орловой, М.А.Павловой, Т.В.Парсиковой, М.А.Тяпкиной, Л.Е.Федкулиной.
В рабочей программе нашли отражение цели и задачи изучения основ здорового образа жизни на ступени основного общего образования.
Цели регионального курса «Основы здорового образа жизни»: формирование личности, способной реализовать себя максимально эффективно в современном мире, творчески относящейся к возникающим проблемам, владеющей навыками саморегуляции и безопасного поведения.
Задачи: программа предусматривает:
-получение учениками знаний и навыков, необходимых для создания семейных отношений и воспитания детей;
- формирование потребности в здоровом образе жизни;
- формирование навыков гигиены и профилактики заболеваний;
- формирование навыков ухода за больными;
- формирование навыков рационального питания и других способов самосовершенствования.
Согласно действующему Базисному учебному плану рабочая программа для 8-го класса предусматривает обучение в объеме 1 часа в неделю, 34 часа в год.
На основании примерной программы, содержащих требования к минимальному объему содержания по ОЗОЖ в 8-х классах, реализуется базисный и продвинутый уровни преподавания, что позволяет реализовать индивидуальный подход к обучению, развитие познавательной активности младших подростков и формирование познавательной и информационных компетентностей учащихся.
Содержание программы предполагает изучение вопросов философии, этики, морали, психологии, социологии, экономики, правоведения, семьеведения, сексологии, физиологии, анатомии и гигиены человека в аспекте пропаганды, обучения и воспитания здорового образа жизни.
Занятия проводятся в форме лекций, семинаров, бесед, дискуссий.
Раздел программы изучаемый в 8 классе называется: «Все начинается с любви»
Рабочая программа для 8 класса предполагает блочный принцип построения курса, состоит из 5 блоков:
Этический блок
Психологический блок
Правовой блок
Семьеведческий блок
Медико-гигиенический блок
Система уроков сориентирована не столько на передачу «готовых знаний», сколько на формирование активной личности, мотивированной к самообразованию, обладающей достаточными навыками и психологическими установками к самостоятельному поиску, отбору, анализу и использованию информации.
Особое внимание уделяется познавательной активности учащихся, их мотивированности к самостоятельной учебной работе.
Учебно – тематическое планирование
№п/п | Тема | Кол-во часов |
1 | Этический блок | 6 |
2 | Психологический блок | 8 |
3 | Правовой блок | 6 |
4 | Семьеведческий блок | 6 |
5 | Медико-гигиенический блок | 8 |
Всего | 34 |
Содержание тем учебного курса
1. Этический блок (6 часов)
Понятие любви. Любовь, как этическое понятие. Религиозные учения о сущности любви.
Христианство, как основа русской культуры. Христианское понимание любви.
2. Психологический блок (8 часов)
Мотивы межличностных отношений, Свобода выражения чувств. Способы расслабления. Умение слушать собеседника. Представление об идеалах. Проблемы в отношениях с людьми.
Эмоции человека. Симпатия, дружба, влюбленность, любовь.
3. Правовой блок (6 часов)
Правила поведения в опасных для жизни ситуациях (драка, разбойное нападение, изнасилование и т.д.).
Способы защиты. Приемы самообороны. Службы срочной помощи: милиция, скорая помощь, служба спасения.
Болезнь, как опасная для жизни ситуация. Ответственное и безответственное отношение к своему здоровью и здоровью окружающих. Инфекционные заболевания. Ответственность за заражение заболеваниями.
4. Семьеведческий блок (6 часов)
Понятие конфликта, особенности семейных конфликтов. Объективные и субъективные предпосылки конфликтов в семье: изменение общественных процессов и их влияние на характер семейно-брачных отношений; проблемы соотношения домашнего и общественного труда; изменение положения женщин в обществе; жилищные и материальные трудности; уровень притязаний супругов и их реализация в браке. Причины возникновения конфликтных ситуаций: недостаток культуры общения, эмоциональная отчужденность, интимная дисгармония, вредные привычки, различие установок супругов на разделение домашних обязанностей; бытовые неурядицы; различие взглядов и убеждений супругов; борьба за лидерство.
Пути разрешения конфликтов: взаимопонимание; компромисс; сопереживание; обоюдная забота; единство целей и средств в воспитании детей; эмоциональное переключение, тактичность, принципиальность, уступчивость.
Помощь семье: факультеты семейно-бытовой культуры, консультации «Брак и семья», телефоны доверия, центры планирования семьи.
5. Медико-гигиенический блок (8 часов)
Гигиена физического развития подростков. Проблема акселерации.
Биология пола и половое поведение. Компоненты полового влечения. Особенности полового влечения юноши и девушки. Половые отношения и стиль жизни. Ранние половые связи и их влияние на здоровье.
Утомление и переутомление. Нетрадиционные методы оздоровления. Лечение музыкой, камнем, цветом.
Календарно – тематическое планирование
№ п/п | Наименование раздела, темы | Кол -во часов | Дата | Оборудование, технические средства | |
план | факт | ||||
1. Этический блок | 6 | ||||
1 | Симпатия Дружба. | 1 | |||
2 | Влюбленность. Любовь. | 1 | Ловушки Влюбленности С.45-47 | ||
3 | Понятие любви. | 1 | Стихи о любви | ||
4 | Религиозные учения о сущности любви. | 1 | Мифы о любви С. 48-49 репродукции картин на религиозную и библейскую тематику | ||
5 | Мировые религии. | 1 | Эмоциональные состояния с. 49 Репродукции картин на религиозную и библейскую тематику, фотографии храмов и святых мест, звучит духовная музыка. | ||
6 | Христианство как основа русской культуры. | 1 | Тест «Твое отношение к любви» с. 50 ознакомление с обрядами христианства, (свадебный обряд) ПК | ||
2. Психологический блок | 8 | ||||
7-8 | Эмоции и чувства С.33-34 | 2 | Упражнение «Учимся расслабляться» | ||
9-10 | Эмоции «полезные и вредные для здоровья» с. 35-36 | 2 | «Словарь Эмоций» С. 35 «Умение вести разговор» | ||
11 | Тревога и страх | 1 | Ситуации тревоги и страха с. 37-38 | ||
12 | Злость и агрессия | 1 | Примеры видов проявления агрессии С. 41- 42 | ||
13 | Части моего «Я» | 1 | «Таможня» игра тренинг Оцени свое обычное состояние с. 38-40 | ||
14 | Здоровье и стресс с. 42- 44 | 1 | Таблица «Адаптационный синдром» | ||
3. Правовой блок | 6 | ||||
15 16 | Правила поведения в опасных для жизни ситуациях (драка, разбойное нападение, изнасилование и т.д.). | 2 | |||
17 | Ответственность за заражение заболеваниями (сифилис, СПИД и т.д.) | 1 | Игра «Черное и белое» Презентация «Мы выбираем жизнь» ПК | ||
18 19 20 | Уголовный кодекс РФ. | 3 | |||
4. Семьеведческий блок | 6 | ||||
21 22 23 | Конфликты в семье. Причины. Пути разрешения | 3 | Игра «Посиди с ребенком» «Выходной день» «День рождение» | ||
24 25 26 | Семейный договор и другие пути согласия | 3 | |||
5. Медико-гигиенический блок | 8 | ||||
27 28 29 | Гигиена физического развития подростков. Проблема акселерации. | 3 | Презентация ПК | ||
30 31 | Половые отношения и стиль жизни. Последствия ранних половых связей. | 2 | Презентация ПК | ||
32 33 34 | Гигиена учебного процесса восьмиклассника. Утомление и переутомление. Гигиена труда подростков. | 3 | Презентация «Гигиена учебного процесса» ПК |
ТРЕБОВАНИЯ К УРОВНЮ ПОДГОТОВКИ УЧАЩИХСЯ
Учащиеся должны знать:
- что такое симпатия, дружба
-определения понятия любви, влюбленности.
- определения понятия любви
- определение сущности любви с точки зрения религиозного учения
- мировые религии
- что такое христианство
- мотивы межличностных отношений
- способы расслабления
- что такое вина и стыд
- что такое тревога, страх
- что такое агрессия; виды агрессии
- понятие здоровье, стресс, фазы стресса
- правила поведения в опасных для жизни ситуациях (драка, разбойное нападение, изнасилование и т.д.); способы защиты, приемы самообороны; телефоны служб срочной помощи: милиция, скорая помощь, городской телефон спасения
- наиболее опасные инфекционные заболевания, их эпидемиологию (симптоматику , пути заражения, инкубационный период, течение болезни, ее последствия); что является носителем инфекции; правила безопасности в общении с больными (дезинфекция, безопасный секс ); понятие проституция, беспорядочные сексуальные связи; об уголовной ответственности (соответствующие статьи УК РФ)
- cпособы принуждения: угроза, шантаж, вымогательство, обман, психологическое или физическое давление и т.д.; об ответственности за принуждение
- что такое конфликт, причины возникновения конфликтных ситуаций. Пути разрешения конфликтов. Научить способам профилактики и разрешения семейных конфликтов
- понятие семейного договора; формы обсуждения договора
- о последствиях ранних половых связей
- об особенностях полового влечения юноши и девушки
- о правильной организации учебного процесса, о профилактике переутомления
Учащиеся должны уметь:
- характеризовать
- отличать симпатию от дружбы.
- отличать любовь от влюбленности
- объяснять понятие любви
- объяснять понятие любви с точки зрения мировых религий
- объяснять христианское понимание любви
- характеризовать проблемы в отношениях с людьми
- слушать собеседника
- характеризовать эмоции человека
- характеризовать формы проявления агрессии
- выходить из сложных ситуаций
- характеризовать наиболее опасные инфекционные заболевания
- противостоять принуждению
- характеризовать причины конфликтов в семье. Находить выход из конфликтных ситуаций
- заключать различные формы согласия
- характеризовать взаимоотношения полов
- характеризовать влияние на здоровье ранних половых связей
- правильно организовать свой режим дня
Перечень учебно-методического обеспечения
1. Программа для средних классов общеобразовательных учреждений ,методические рекомендации для учителя Основы здорового образа жизни авторы М.В.Лысогорская, М.М. Орлова, М.А.Павлова, Т.В.Парсикова, М.А.Тяпкина, Л.Е.Федкулина. Изд. 2-е, доп. и перераб. Саратов: Слово, 2001.
2. Асмолов А.Г. Психология личности. М.: Просвещение. 1990.
3. Афанасьева Т.М. Семья. М.: Просвещение, 1988.
4. Божович Л.И. Личность и ее формирование в детском возрасте. М.: Просвещение, 1968.
5. Воспитание детей в школе. Новые подходы и технологии. Под ред. Н.Е. Щурковой. М., 1998.
6. Гребенщиков И. В. Семья: воспитательные возможности. М., 1985.
7. Игры: обучение, тренинг, досуг. Под ред. В.В. Петрусинского. М., 1992.
8. Казакина М.Г. Ценностные ориентации школьников и их формирование в коллективе. Учебн. пособие к спецкурсу. Л., 1969.
9. Ковалев С. В. Психология семейных отношений М.: Педагогика. 1987.
10. Козлов Н. И. Как относиться к себе и людям М., 1994.
11. Макеев Т. А. Семейная жизнь и дети. Волгоград, 1987.
12. Ожегов С.И. Словарь русского языка. М.: Русский язык, 1988.
13. Риклефс Р. Основы общей экологии. М.: Мир, 1979.
14. Философский энциклопедический словарь. М.: Советская энциклопедия, 1989.
Приложение
Список сообщений
- Невзаимная любовь – счастье или беда?
- Бывает ли любовь с первого взгляда?
- Культ любви в Древней Греции.
- Конфликты в семье. Почему они происходят?
- Гигиена подростка.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Рабочая программа по ОЗОЖ для 5 класса к учебному пособию М.Ю.Михайлиной,М.В.Лысогорской,М.А.Павловой"Здоровый образ жизни"
Рабочая программа по ОЗОЖ для 5 класса содержит пояснительную записку, содержание тем учебного курса, требования к уровню подготовки обучающихся, календарно-тематический план....
Рабочая программа по ОЗОЖ 5-9 класс
Рабочая программа по ОЗОЖ 5-9 класс. М.Ю Михайлина, М.В. Лысогорская, М.А Павлова....
Рабочая программа по ОЗОЖ для 7 класса
Рабочая программа по ОЗОЖ для 7 класса включает пояснительную записку и календарно-тематическое планирование....
рабочая программа по ОЗОЖ 7 класс
рабочая программа по ОЗОЖ 7 класс...
рабочая программа по ОЗОЖ 8 класс
рабочая программа по ОЗОЖ 8 класс...
рабочая программа по ОЗОЖ 9 класс
рабочая программа по ОЗОЖ 9 класс...
Рабочая программа по ОЗОЖ 5 класс ФГОС
Рабочая программа по ОЗОЖ 5 кл ФГОС...