Рабочая программа по ОЗОЖ 8 класс
рабочая программа (8 класс) по теме

Воротнёва Наталья Андреевна

Рабочая программа

по основам здорового образа жизни

 8 класс

Воротневой Натальи Андреевны

 

 

                                                                                      

                                                                                                                                                                              Принято на заседании

 

                                                                                                                                                                               педагогического совета

                                                                                                                                                                                   протокол №1 от «29 » августа 2013 г.

 

 

 

2013 – 2014 учебный год

 

 

 

 

 

ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА

Рабочая программа по ОЗОЖ составлена на основе программы Министерства образования Саратовской области и Министерства здравоохранения Саратовской области, Пример­ной программы для средних классов общеобразовательного учреждения, авторов М.В.Лысогорской, М.М. Орловой, М.А.Павловой, Т.В.Парсиковой, М.А.Тяпкиной, Л.Е.Федкулиной.  

В  рабочей программе нашли отражение цели и задачи изучения основ здорового образа жизни на ступени основного общего образования.

Цели регионального курса «Основы здорового образа жизни»: формирование личности, способной реализовать себя максимально эффективно в современном мире, творчески относящейся к возникающим проблемам, владеющей навыками саморегуляции и безопасного поведения.

Задачи: программа предусматривает:

 -получение учениками знаний и навыков, необходимых для создания семейных отношений и воспитания детей;

- формирование потребности в здоровом образе жизни;

- формирование  навыков гигиены и профилактики заболеваний;

- формирование навыков ухода за больными;

- формирование навыков  рационального питания и других способов самосовершенствования.

Согласно действующему Базисному учебному плану рабочая программа для 8-го класса преду­сматривает обучение  в объеме 1 часа в неделю, 34 часа в год.

  На основании примерной программы, содержащих требования к минимальному объему содержания по ОЗОЖ в 8-х классах, реализуется базисный и продвинутый уровни преподавания, что позволяет реализовать индивидуальный подход к обучению, развитие познавательной активности младших подростков и формирование познавательной и информационных компетентностей учащихся.

  Содержание программы предполагает изучение вопросов философии, этики, морали, психологии, социологии, экономики, правоведения, семьеведения, сексологии, физиологии, анатомии и гигиены человека в аспекте пропаганды, обучения и воспитания здорового образа жизни.

Занятия проводятся в форме лекций, семинаров, бесед, дискуссий.

Раздел программы изучаемый в 8 классе называется: «Все начинается с любви»

Рабочая программа для 8 класса предполагает блочный принцип построения курса, состоит из 5 блоков:

Этический блок

Психологический блок

Правовой блок

Семьеведческий блок

Медико-гигиенический блок

Система уроков сориентирована не столько на передачу «готовых знаний», сколько на формирование активной личности, мотивированной к самообразованию, обладающей достаточными навыками и психологическими установками к самостоятельному поиску, отбору, анализу и использованию информации.
Особое внимание уделяется познавательной активности учащихся, их мотивированности к самостоятельной учебной работе.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл rabochaya_programma_po_ozozh_8_klass.docx29.29 КБ

Предварительный просмотр:

Рассмотрено:                                                                                 Согласовано:                                                                            Утверждено:

Руководитель МО естественно-                               Заместитель директора по УВР филиала                                Директор МОУ «Ерышовская сош

научного цикла                                                           МОУ «Ерышовская сош                                                           Ртищевского района

________/Воротнева Н.А./                                         Ртищевского района Саратовской                                           Саратовской области»

Протокол №1 от « 28  » августа 2013 г.                       области» в с.Каменка                                                                    __________/Березкина Л.А./

                                                                                       ________/Степанова Г.Н./                                                          Приказ №  

                                                                                       от «  30 »   августа  2013 г.                                                                от «31»  августа  2013г.          

                

 

 Рабочая программа

по основам здорового образа жизни

 8 класс

Воротневой Натальи Андреевны

 

         

                                                                                                                                                                              Принято на заседании

                                                                                                                                                                               педагогического совета

                                                                                                                                                                                   протокол №1 от «29 » августа 2013 г.

2013 – 2014 учебный год

ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА

Рабочая программа по ОЗОЖ составлена на основе программы Министерства образования Саратовской области и Министерства здравоохранения Саратовской области, Примерной программы для средних классов общеобразовательного учреждения, авторов М.В.Лысогорской, М.М. Орловой, М.А.Павловой, Т.В.Парсиковой, М.А.Тяпкиной, Л.Е.Федкулиной.  

В  рабочей программе нашли отражение цели и задачи изучения основ здорового образа жизни на ступени основного общего образования.

Цели регионального курса «Основы здорового образа жизни»: формирование личности, способной реализовать себя максимально эффективно в современном мире, творчески относящейся к возникающим проблемам, владеющей навыками саморегуляции и безопасного поведения.

Задачи: программа предусматривает:

 -получение учениками знаний и навыков, необходимых для создания семейных отношений и воспитания детей;

- формирование потребности в здоровом образе жизни;

- формирование  навыков гигиены и профилактики заболеваний;

- формирование навыков ухода за больными;

- формирование навыков  рационального питания и других способов самосовершенствования.

Согласно действующему Базисному учебному плану рабочая программа для 8-го класса предусматривает обучение  в объеме 1 часа в неделю, 34 часа в год.

  На основании примерной программы, содержащих требования к минимальному объему содержания по ОЗОЖ в 8-х классах, реализуется базисный и продвинутый уровни преподавания, что позволяет реализовать индивидуальный подход к обучению, развитие познавательной активности младших подростков и формирование познавательной и информационных компетентностей учащихся.

  Содержание программы предполагает изучение вопросов философии, этики, морали, психологии, социологии, экономики, правоведения, семьеведения, сексологии, физиологии, анатомии и гигиены человека в аспекте пропаганды, обучения и воспитания здорового образа жизни.

Занятия проводятся в форме лекций, семинаров, бесед, дискуссий.

Раздел программы изучаемый в 8 классе называется: «Все начинается с любви»

Рабочая программа для 8 класса предполагает блочный принцип построения курса, состоит из 5 блоков:

Этический блок

Психологический блок

Правовой блок

Семьеведческий блок

Медико-гигиенический блок

Система уроков сориентирована не столько на передачу «готовых знаний», сколько на формирование активной личности, мотивированной к самообразованию, обладающей достаточными навыками и психологическими установками к самостоятельному поиску, отбору, анализу и использованию информации.
Особое внимание уделяется познавательной активности учащихся, их мотивированности к самостоятельной учебной работе.

Учебно – тематическое планирование

№п/п

Тема

Кол-во часов

1

Этический блок

6

2

Психологический блок

8

3

 Правовой блок

6

4

 Семьеведческий блок

6

5

Медико-гигиенический блок

8

Всего

34

Содержание тем учебного курса

1. Этический блок (6 часов)

Понятие любви. Любовь, как этическое понятие. Религиозные учения о сущности любви.

Христианство, как основа русской культуры. Христианское понимание любви.

2. Психологический блок (8 часов)

Мотивы межличностных отношений, Свобода выражения чувств. Способы расслабления. Умение слушать собеседника. Представление об идеалах. Проблемы в отношениях с людьми.

Эмоции человека. Симпатия, дружба, влюбленность, любовь.

3. Правовой блок (6 часов)

Правила поведения в опасных для жизни ситуациях (драка, разбойное нападение, изнасилование и т.д.).

Способы защиты. Приемы самообороны. Службы срочной помощи: милиция, скорая помощь, служба спасения.

Болезнь, как опасная для жизни ситуация. Ответственное и безответственное отношение к своему здоровью и здоровью окружающих. Инфекционные заболевания. Ответственность за заражение заболеваниями.

4. Семьеведческий блок (6 часов)

Понятие конфликта, особенности семейных конфликтов. Объективные и субъективные предпосылки конфликтов в семье: изменение общественных процессов и их влияние на характер семейно-брачных отношений; проблемы соотношения домашнего и общественного труда; изменение положения женщин в обществе; жилищные и материальные трудности; уровень притязаний супругов и их реализация в браке. Причины возникновения конфликтных ситуаций: недостаток культуры общения, эмоциональная отчужденность, интимная дисгармония, вредные привычки, различие установок супругов на разделение домашних обязанностей; бытовые неурядицы; различие взглядов и убеждений супругов; борьба за лидерство.

Пути разрешения конфликтов: взаимопонимание; компромисс; сопереживание; обоюдная забота; единство целей и средств в воспитании детей; эмоциональное переключение, тактичность,  принципиальность, уступчивость.

Помощь семье: факультеты семейно-бытовой культуры, консультации «Брак и семья», телефоны доверия, центры планирования семьи.

5. Медико-гигиенический блок (8 часов)

Гигиена физического развития подростков. Проблема акселерации.

Биология пола и половое поведение. Компоненты полового влечения. Особенности полового влечения юноши и девушки. Половые отношения и стиль жизни. Ранние половые связи и их влияние на здоровье.

Утомление и переутомление. Нетрадиционные методы оздоровления. Лечение музыкой, камнем, цветом.


Календарно – тематическое планирование

п/п

Наименование раздела,

темы

Кол -во

часов

Дата

 Оборудование, технические   средства

план

факт

1. Этический блок

6

1

Симпатия Дружба.

1

2

Влюбленность. Любовь.

1

Ловушки

Влюбленности

С.45-47

3

Понятие любви.

1

Стихи о любви

4

Религиозные учения о сущности любви.

1

Мифы о любви

С. 48-49

репродукции картин на религиозную и библейскую тематику

5

Мировые религии.

1

Эмоциональные состояния с. 49

Репродукции картин на религиозную и библейскую тематику, фотографии  храмов и святых мест, звучит духовная музыка.

6

Христианство как основа русской культуры.

1

Тест «Твое отношение к любви» с. 50

ознакомление с обрядами христианства, (свадебный обряд)

ПК

2. Психологический блок

8

7-8

Эмоции и чувства

С.33-34

2

Упражнение «Учимся расслабляться»

9-10

Эмоции «полезные и вредные для здоровья» с. 35-36

2

«Словарь Эмоций»

С. 35

«Умение вести разговор»

11

Тревога и страх

1

Ситуации тревоги и страха с. 37-38

12

Злость и агрессия

1

Примеры видов  проявления агрессии

С. 41- 42

13

Части моего «Я»

1

«Таможня» игра тренинг

Оцени свое  обычное состояние с. 38-40

14

Здоровье и стресс  с. 42- 44

1

Таблица «Адаптационный синдром»

3. Правовой блок

6

15

16

Правила поведения в опасных для жизни ситуациях (драка, разбойное нападение, изнасилование и т.д.).

2

17

Ответственность за заражение заболеваниями (сифилис, СПИД и т.д.)

1

Игра «Черное и белое»

Презентация «Мы выбираем жизнь»

ПК

18

19

20

Уголовный кодекс РФ.

3

4. Семьеведческий блок

6

21

22

23

Конфликты в семье. Причины. Пути разрешения

3

Игра «Посиди с ребенком»

«Выходной день»

«День рождение»

24

25

26

Семейный договор и другие пути согласия

3

5. Медико-гигиенический блок

8

27

28

29

Гигиена физического развития подростков.  Проблема акселерации.

3

Презентация

ПК

30

31

Половые отношения и стиль жизни.

Последствия ранних половых связей.

2

Презентация

ПК

32

33

34

Гигиена учебного процесса

восьмиклассника. Утомление и переутомление. Гигиена труда подростков.

3

Презентация

«Гигиена учебного процесса»

ПК

ТРЕБОВАНИЯ К УРОВНЮ ПОДГОТОВКИ УЧАЩИХСЯ

Учащиеся должны знать:

- что такое симпатия, дружба

-определения понятия любви, влюбленности.

- определения понятия любви

- определение сущности любви с точки зрения религиозного учения

- мировые религии

- что такое христианство

- мотивы межличностных отношений

-  способы расслабления

- что такое вина и стыд

- что такое тревога, страх

- что такое агрессия; виды агрессии

- понятие здоровье,  стресс, фазы стресса

- правила поведения в опасных для жизни ситуациях (драка, разбойное нападение, изнасилование и т.д.); способы защиты, приемы самообороны; телефоны служб срочной помощи: милиция, скорая помощь, городской телефон спасения

-  наиболее опасные инфекционные заболевания, их эпидемиологию (симптоматику , пути заражения, инкубационный период, течение болезни, ее последствия); что является носителем  инфекции; правила безопасности в общении с больными (дезинфекция, безопасный секс ); понятие  проституция, беспорядочные сексуальные связи; об уголовной  ответственности (соответствующие статьи УК РФ)

- cпособы принуждения: угроза, шантаж, вымогательство, обман, психологическое или физическое давление и т.д.; об  ответственности  за принуждение

- что такое конфликт, причины возникновения конфликтных ситуаций. Пути разрешения конфликтов. Научить способам профилактики и разрешения семейных конфликтов

- понятие семейного договора; формы обсуждения договора

- о последствиях ранних половых связей

- об особенностях полового влечения юноши и девушки

-  о правильной организации учебного процесса, о профилактике переутомления

Учащиеся должны уметь:

- характеризовать  

 -  отличать симпатию от дружбы.

- отличать любовь от влюбленности

- объяснять понятие любви

- объяснять понятие любви с точки зрения мировых религий

- объяснять христианское понимание любви

- характеризовать  проблемы в отношениях с людьми

- слушать собеседника

- характеризовать  эмоции человека

- характеризовать  формы проявления агрессии

- выходить из сложных ситуаций

- характеризовать наиболее опасные инфекционные заболевания

- противостоять принуждению

- характеризовать причины конфликтов в семье. Находить выход из конфликтных ситуаций

- заключать различные  формы согласия

- характеризовать взаимоотношения полов

- характеризовать влияние на здоровье ранних половых связей

- правильно организовать свой режим дня

Перечень учебно-методического обеспечения

1. Программа для средних классов общеобразовательных учреждений ,методические рекомендации для учителя Основы здорового образа жизни  авторы М.В.Лысогорская, М.М. Орлова, М.А.Павлова, Т.В.Парсикова, М.А.Тяпкина, Л.Е.Федкулина. Изд. 2-е, доп. и перераб. Саратов: Слово, 2001.  

2. Асмолов А.Г. Психология личности. М.: Просвещение. 1990.

3. Афанасьева Т.М. Семья. М.: Просвещение, 1988.

4. Божович Л.И. Личность и ее формирование в детском возрасте. М.: Просвещение, 1968.

5. Воспитание детей в школе. Новые подходы и технологии. Под ред. Н.Е. Щурковой. М., 1998.

6. Гребенщиков И. В. Семья: воспитательные возможности. М., 1985.

7. Игры: обучение, тренинг, досуг. Под ред. В.В. Петрусинского. М., 1992.

8. Казакина М.Г. Ценностные ориентации школьников и их формирование в коллективе. Учебн. пособие к спецкурсу. Л., 1969.

9. Ковалев С. В. Психология семейных отношений М.: Педагогика. 1987.

10. Козлов Н. И. Как относиться к себе и людям М., 1994.

11. Макеев Т. А. Семейная жизнь и дети. Волгоград, 1987.

12. Ожегов С.И. Словарь русского языка. М.: Русский язык, 1988.

13. Риклефс Р. Основы общей экологии. М.: Мир, 1979.

14. Философский энциклопедический словарь. М.: Советская энциклопедия, 1989.

 

Приложение

Список сообщений

  1. Невзаимная любовь – счастье или беда?

  1. Бывает ли любовь с первого взгляда?

  1. Культ любви в Древней Греции.

  1. Конфликты в семье. Почему они происходят?

  1. Гигиена подростка.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Рабочая программа по ОЗОЖ для 5 класса к учебному пособию М.Ю.Михайлиной,М.В.Лысогорской,М.А.Павловой"Здоровый образ жизни"

Рабочая программа по ОЗОЖ для 5 класса содержит пояснительную записку, содержание тем учебного курса, требования к уровню подготовки обучающихся, календарно-тематический план....

Рабочая программа по ОЗОЖ 5-9 класс

Рабочая программа по ОЗОЖ 5-9 класс. М.Ю Михайлина, М.В. Лысогорская, М.А Павлова....

Рабочая программа по ОЗОЖ для 7 класса

Рабочая программа по ОЗОЖ для 7 класса включает пояснительную записку и  календарно-тематическое планирование....

рабочая программа по ОЗОЖ 7 класс

рабочая программа по ОЗОЖ 7  класс...

рабочая программа по ОЗОЖ 8 класс

рабочая программа по ОЗОЖ 8  класс...

рабочая программа по ОЗОЖ 9 класс

рабочая программа по ОЗОЖ 9  класс...

Рабочая программа по ОЗОЖ 5 класс ФГОС

Рабочая программа по ОЗОЖ 5 кл ФГОС...