Рабочая программа по ОЗОЖ для 7 класса
рабочая программа по биологии (7 класс) по теме
Рабочая программа по ОЗОЖ для 7 класса включает пояснительную записку и календарно-тематическое планирование.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
rabochaya_programma_po_ozozh_7_klass_2012-2013_uch._g.doc | 98.5 КБ |
Предварительный просмотр:
«СОГЛАСОВАНО» «СОГЛАСОВАНО» «УТВЕРЖДАЮ»
Руководитель МО _________/_________________/ Заместитель директора по Директор
Протокол №__от «____» _______ 20 г. УВР МОУ-СОШ с. Звонаревка МОУ-СОШ с. Звонаревка
___________/______________________/ ___________/______________________/
«____» _______ 20 г. «____» _______ 20 г.
Рабочая программа
Ф.И.О. учителя Литневская Елена Федоровна
Предмет ОЗОЖ
Класс 7
Рассмотрено
на заседании педагогического совета
протокол №___от«___»_____________20 г.
2012-2013 учебный год
Пояснительная записка
Рабочая программа составлена на основании программы:
Основы здорового образа жизни: Программа для средних классов общеобразовательных учреждений и методические рекомендации для учителя. Аккузина О.П., Буланый Ю. И. и др. Саратов, 2001
Рабочая программа для 7 класса предусматривает обучение ОЗОЖ в объеме 1 часа в неделю.
Необходимость введения образовательного курса "Основы здорового образа жизни" продиктована многими причинами. Прежде всего - это' ухудшение физического и психического здоровья нации. В настоящее время растет число соматических заболеваний. Нервные нагрузки приводят к обострению психических болезней. Привычными ощущениями современного человека становится потеря смысла жизни, неуверенность, беспомощность. Чтобы избавиться от душевной боли, человек прибегает к употреблению алкоголя, табака, наркотиков и других токсических веществ. Опросы свидетельствуют о том, что 40% учеников 8-11 классов имеют опыт употребления различных наркотических веществ, а еще 20% живут и общаются с людьми, употребляющими наркотики.
Вследствие истощения душевных и физических сил у людей повышается уровень конфликтности во взаимоотношениях, что проявляется в семейных кризисах, разводах, проблемах "отцов и детей", росте взаимного отчуждения и равнодушия в обществе.
Как проявление душевного нездоровья населения можно рассматривать повышение агрессивности и жестокости, увеличение числа убийств, изнасилований и др.
Крайние проявления кризисного состояния личности видятся в росте количества самоубийств.
Наиболее уязвимыми категориями населения являются дети, подростки и молодежь, которым еще предстоит сформировать свое отношение к миру, к себе, к сообществу. Особенно опасно, если становление личности у подрастающего поколения происходит при деформации структуры семьи, высоком риске безработицы, неэффективности функционирования государственных структур общества, избытке информации, ухудшении состояния окружающей среды, разобщенности людей, разрушении культурных ценностей.
Отсутствие у молодых людей знаний в области репродуктивного здоровья приводит к ранним беспорядочным половым связям, венерическим заболеваниям. Известно, что около 60% российских подростков начинают сексуальные отношения в возрасте до 17 лет. За последние 5 лет в России возросло количество заболеваний сифилисом более чем в 30 раз. Анализ анкет, индивидуальные и групповые беседы с молодежью, проводимые Саратовским ОЦПСиР, показывают низкую осведомленность молодых людей по основным вопросам пола, что еще больше обостряет указанные проблемы.
Актуальным остается вопрос прерывания беременности. Ежегодно в России около 300 тысяч девочек-подростков прибегает к абортам. Это, а также последствия перенесенных заболеваний половой сферы, нередко являются причиной того, что каждая 10-я супружеская пара в России
страдает от бесплодия.
Впервые за всю историю России смертность в стране превысила рождаемость. В настоящее время эта проблема обострилась до такой степени, что можно говорить о реальной угрозе существования нации.
В этих условиях в системе образования отводится особая роль по подготовке молодежи к взрослой жизни.
Предлагаемая программа является научной, комплексной и последовательной системой обучения и воспитания здоровому образу жизни, и призвана позитивно повлиять на сложившуюся в обществе систему, так как позволит сформировать новое отношение к здоровью на уровне установок, навыков и умений.
Современное определение понятия "здоровье" впервые было сформулировано Всемирной организацией здравоохранения (ВОЗ) в 1940 г. Было признано, что здоровье - это не просто отсутствие болезней, а состояние полного физического, психического и социального благополучия. "При этом подразумевается гармоничное сочетание психического, социального, физического, интеллектуального, эмоционального и духовного аспектов жизни. Осуществить такую деятельность способен только человек, обладающий определенным мировоззрением, уровнем развития личности, убеждениями и установками, а также всесторонними знаниями, умениями и привычками здорового образа жизни.
Феномен здоровья можно рассматривать на телесном, психологическом, духовном и социальном уровнях. Из здоровья отдельных людей складывается духовное, нравственное и физическое здоровье поколения, нации, человеческого общества в целом, что, в конечном счете, является воплощением законов существования Земли и Вселенной. Поэтому проблема здоровья не может рассматриваться как личное дело одного человека.
Современный уровень знаний и человеческого мышления позволяет осознать гармоничную связь всех событий и явлений окружающего мира, ощутить себя частью Вселенной.
Здоровый образ жизни предполагает формирование зрелой личности, которая характеризуется дисциплиной ума, эмоций и поступков. Такая личность обладает способностью приводить в полное равновесие свои мысли, чувства и действия.
Цели регионального курса «Основы здорового образа жизни»: формирование личности, способной реализовать себя максимально эффективно в современном мире, творчески относящейся к возникающим проблемам, владеющей навыками саморегуляции и безопасного поведения.
Программа предусматривает получение учениками знаний и навыков, необходимых для создания семейных отношений и воспитания детей, навыков гигиены и профилактики заболеваний, ухода за больными, рационального питания и других способов самосовершенствования, формирование потребности в здоровом образе жизни.
Занятия проводятся в форме лекций, семинаров, бесед, дискуссий. Большое место уделяется практическим занятиям, на которых проводятся тренинги, игровое моделирование, анкетирование и тестирование. Предполагается широкое использование технических средств (аудио- и видеотехники), наглядных пособий (таблиц, схем, фотографий и др.) проведение индивидуальных и групповых консультаций.
Программа каждого года обучения состоит из пяти блоков.
Содержание этического блока включает основные философские понятия о мире, жизни, закономерностях существования Вселенной. Формирует такие понятия как забота, ответственность, любовь, красота, гармония, счастье, смысл жизни, творчество, свобода, добро и зло, жизнь и смерть.
Содержание психологического блока формирует понятия о строении и проявлении психики, структуре личности, самоанализе и саморегуляции. Формирует и развивает умения приводить в гармонию и единство различные стороны своей личности. Предлагаются темы и тренинговые упражнения, направленные на развитие личности, интеллектуальной и эмоциональной сфер, чувства собственного достоинства, профилактики болезней, асоциального поведения и умения быть здоровым.
Содержание правового блока обеспечивает необходимыми знаниями о правах и обязанностях человека в семье, формирует навыки правого поведения, правильное понимание свободы и необходимости.
Содержание семьеведческого блока дает комплексные знания о механизмах создания, развития и функционирования семьи. Формирует ценность и потребность в семье; развивает навыки эффективного семейного взаимодействия, грамотного и ответственного воспитания детей, реализации здорового образа жизни в семье; способствует развитию полоролевого поведения, мужественности и женственности.
Содержание медико-гигиенического блока дает основные знания о гигиене и профилактике болезней; раскрывает связь состояния психики с состоянием нашего тела; формирует отношение к своему телу как к ценности; развивает навыки ухода за телом, правильного питания, режима труда и отдыха. Особое внимание уделяется репродуктивному здоровью, формируется негативное отношение к вредным привычкам, в том числе к употреблению наркотиков, алкоголя, табака, токсических веществ.
Каждый год обучения имеет девиз, который определяет общую направленность занятий.
Учебно - тематический план
№ | Темы разделов | Количество часов | Уроки обобщения и повторения, практические работы |
1 | Этический блок | 5 | 1 |
2 | Психологический блок | 10 | 1 |
3 | Правовой блок | 5 | 1 |
4 | Семьеведческий блок | 5 | 2 |
5 | Медико-гигиенический блок | 7 | 2 |
6 | Повторение материала курса | 3 | 3 |
Итого | 35 | 9 |
Содержание курса
(1 час в неделю, всего - 35 часов)
Девиз курса: «По законам Вселенной».
ЭТИЧЕСКИЙ БЛОК (6 ЧАСОВ) Общество, нравственность, мораль, ценностный базис общества, культура межличностных отношений, этика, этикет, сознательность и ответственность за поступки. Понятия чести, совести, добра и зла.
ПСИХОЛОГИЧЕСКИЙ БЛОК (10 ЧАСОВ) Способности человека. Развитие воображения, мышления, навыков коллективного творчества. Способность смотреть на мир непредвзято. Конструктивное реагирование в ситуации обиды. Навыки регулирования эмоционального состояния.
ПРАВОВОЙ БЛОК (5 ЧАСОВ)
Возраст наступления уголовной ответственности. Преступление. Вовлечение в совершение преступления. Жестокое обращение. Правовая защищенность. Формы обращения за помощью.
СЕМЬЕВЕДЧЕСКИЙ БЛОК (5 ЧАСОВ)
Женственность и мужественность. Знакомство и установление отношений. Культура взаимоотношений юношей и девушек.
МЕДИКО-ГИГИЕНИЧЕСКИЙ БЛОК (7 ЧАСОВ)
Здоровье, духовность, эмоции. Личная ответственность за собственное здоровье и благополучие. Режим дня. Гигиенические аспекты работы на компьютере.
Календарно-тематическое планирование
№ урока | Темы разделов и уроков | Дата | Домашнее задание | Примеча ние |
1 | Этический блок. Нравственные законы общества. | С. 41,42 | ||
2 | Последствия наших поступков для жизни общества. | С. 43 | ||
3 | Нравственные категории. Понятие чести, совести, порядочность. | С. 44,45 | ||
4 | Понятие добра и зла. Моральные нормы и критерии поведения. | С.47, задание 2 С.49, задание 5 | ||
5 | Обобщение и повторение материала этического блока. | Мини-сочинение по одной из тем на с.51 (по желанию) | ||
6 | Психологический блок. Способности человека. Развитие собственных способностей. | С.17-20 | ||
7 | Воображение. Гибкость мышления. | Задание на с. 22-23 | ||
8 | Образные обобщения. Коллективное творчество. | Задание на с. 27 | ||
9 | Самоуважение. | Упражнение «Ассоциация» | ||
10 | Способность смотреть на мир непредвзято. | Упражнение «Формулировка необычных вопросов» | ||
11 | Самосознание. Самопринятие. | Упражнение «Незаконченные предложения» | ||
12 | Конструктивное реагирование в ситуации обиды. | Упражнение «Как выразить обиду и досаду» | ||
13 | Навыки регулирования эмоционального состояния. | Упражнение «Чувствую себя хорошо» | ||
14 | Учимся снимать раздражение. | Упражнения на регулирование эмоционального состояния | ||
15 | Обобщение и повторение психологического блока. | Задания на с. 28 (по желанию) | ||
16,17 | Правовой блок. Преступления против морали. | С.30-33 | ||
18,19 | Преступления против семьи и несовершеннолетних. | С.34-37, задания на с. 38 | ||
20 | Обобщение и повторение правового блока. | Задания на с. 40 (по желанию) | ||
21 | Семьеведческий блок. Женственность и мужественность. | С. 52-55 | ||
22 | Знакомство и установление отношений. | С. 55 | ||
23 | Ролевая игра «Планета мужчин и планета женщин» | Д. з. нет | ||
24 | Культура взаимоотношений юношей и девушек. | С.56, задания на с. 57 | ||
25 | Обобщение и повторение материала семьеведческого блока. | Задания на с. 53 (по желанию) | ||
26 | Медико-гигиенический блок. Здоровье – нравственная категория. | С. 3,4 | ||
27 | Здоровье и благополучие. | Конспект, с. 10-13 | ||
28 | Режим учебы и отдыха | С.4-7 | ||
29 | Режим питания. | С. 4-8 | ||
30 | Гигиенические аспекты работы на компьютере. | конспект | ||
31,32 | Практическая работа «Определение влияния образа жизни на состояние здоровья». | Задания на с. 16 (по желанию) | ||
33-35 | Повторение. |
Учебно-методическое обеспечение
Методическая литература для учителя:
- Основы здорового образа жизни: Программа для средних классов общеобразовательных учреждений и методические рекомендации для учителя. Аккузина О.П., Буланый Ю. И. и др. Саратов, 2001
- 2.Образование в области здоровья. Основы здорового образа жизни. Учебное пособие. Павлова М. А.- Саратов: ЗАО «Сигма-плюс», 2002
- Методические материалы к образовательной программе «Основы здоровой семьи» для подростков. Пособие для преподавателей. Тяпкина М. А. .-Саратов, 2001
- Методические материалы проведения занятий с молодежью по актуальным проблемам подготовки к семейной жизни. Лысогорская М. В. –Саратов, изд. «Научная книга»,1999
- Права несовершеннолетних и их охрана в Российском законодательстве. Прозументов Л. М. -Томск, 2002
- Навыки жизни. Программа ранней профилактики химической зависимости для детей 9-12 лет. Соловов А. Л.- Москва, 2000
- Детство без алкоголя. Профилактика детского и подросткового алкоголизма. Наглядно- методическое пособие для проведения занятий с детьми 8-10 лет. Климович В. Ю. –Москва, Центр Планетариум, 2004
- Профилактика подростковой наркомании. Навыки противостояния и сопротивления распространению наркомании. Наглядно- методическое пособие для проведения занятий с подростками 12-16 лет. Белогуров С. Б., Климович В. Ю. –Москва, Центр Планетариум, 2004
Учебные пособия для учащихся:
1. Здоровый образ жизни. Учебное пособие для учащихся 7-х классов. Михайлина М. Ю., Павлова М. А, Лысогорская М. В.–Саратов, 2006
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Рабочая программа по ОЗОЖ для 5 класса к учебному пособию М.Ю.Михайлиной,М.В.Лысогорской,М.А.Павловой"Здоровый образ жизни"
Рабочая программа по ОЗОЖ для 5 класса содержит пояснительную записку, содержание тем учебного курса, требования к уровню подготовки обучающихся, календарно-тематический план....
Рабочая программа по ОЗОЖ 5-9 класс
Рабочая программа по ОЗОЖ 5-9 класс. М.Ю Михайлина, М.В. Лысогорская, М.А Павлова....
Рабочая программа по ОЗОЖ 8 класс
Рабочая программа по основам здорового образа жизни 8 классВоротневой Натальи Андреевны...
рабочая программа по ОЗОЖ 7 класс
рабочая программа по ОЗОЖ 7 класс...
рабочая программа по ОЗОЖ 8 класс
рабочая программа по ОЗОЖ 8 класс...
рабочая программа по ОЗОЖ 9 класс
рабочая программа по ОЗОЖ 9 класс...
Рабочая программа по ОЗОЖ 5 класс ФГОС
Рабочая программа по ОЗОЖ 5 кл ФГОС...