Рабочая программа по ОЗОЖ 5 класс ФГОС
рабочая программа (5 класс) на тему
Рабочая программа по ОЗОЖ 5 кл ФГОС
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
Рабочая программа по ОЗОЖ 5 класс ФГОС | 56.35 КБ |
Предварительный просмотр:
«Согласовано» Руководитель МО __________ /Стихина Е.И./ Протокол № ______ от «___»___________2015г. | «Согласовано» Заместитель руководителя по УВР МОУ – СОШ с. Озерное ___________ / Киреева Н.Н../
«_____»____________2015г. | «Утверждаю» Руководитель МОУ-СОШ с.Озерное __________/ Лазарева С.А./ Приказ № _______ от «_____»___________2015г. |
РАБОЧАЯ ПРОГРАММА ПЕДАГОГА
Стихина Елена Ивановна
Ф.И.О. педагога
I квалификационная категория
по основам здорового образа жизни.
5 класс
Рассмотрено на заседании
педагогического совета
протокол № ____ от
«____»_______ 2015г
Пояснительная записка
Рабочая программа разработана в соответствии с требованиями ФГОС ООО
Федерального компонента государственного стандарта общего образования по основам безопасности жизнедеятельности (приказ Министерства образования и науки Российской Федерации от 03.06.2009 № 104-ФЗ) «О внесении изменений в кодекс РФ об административных правонарушениях в части установления административной ответственности за нарушение законодательства РФ в области образования и статьи 12 Закона РФ «Об образовании».
Рабочая программа составлена на основе программы Министерства образования Саратовской области и Министерства здравоохранения Саратовской области.Примерной программы для средних классов общеобразовательного учреждения, авторов М.В.Лысогорской, М.М. Орловой, М.А.Павловой, Т.В.Парсиковой, М.А.Тяпкиной, Л.Е.Федкулиной.
В рабочей программе нашли отражение цели и задачи изучения основ здорового образа жизни на ступени основного общего образования. И предназначена для учащихся 5 класса. Согласно действующему Базисному учебному плану рабочая программа для 5-го класса предусматривает обучение в объеме 1 часа в две неделю, всего в год -17часов
Изучение тематики данной программы направлено на достижение следующих целей:
Цели регионального курса «Основы здорового образа жизни»: формирование личности, способной реализовать себя максимально эффективно в современном мире, творчески относящейся к возникающим проблемам, владеющей навыками саморегуляции и безопасного поведения.
Программа предусматривает: получение учениками знаний и навыков, необходимых для создания семейных отношений и воспитания детей; формирование потребности в здоровом образе жизни; формирование навыков гигиены и профилактики заболеваний; формирование навыков ухода за больными; формирование навыков рационального питания и других способов самосовершенствования. Содержание программы предполагает изучение вопросов философии, этики, морали, психологии, социологии, экономики, правоведения, семьеведения, сексологии, физиологии, анатомии и гигиены человека в аспекте пропаганды, обучения и воспитания здорового образа жизни.
Система уроков сориентирована не столько на передачу «готовых знаний», сколько на формирование активной личности, мотивированной к самообразованию, обладающей достаточными навыками и психологическими установками к самостоятельному поиску, отбору, анализу и использованию информации.
Особое внимание уделяется познавательной активности учащихся, их мотивированности к самостоятельной учебной работе .
Программа обучения состоит из пяти блоков.
Содержание этического блока включает основные философские понятия о мире, жизни, закономерностях существования Вселенной. Формирует такие понятия, как забота, ответственность, любовь, красота, гармония, счастье, смысл жизни, творчество, свобода, добро и зло, жизнь и смерть.
Содержание психологического блока расширяет понятия о психике, ее строении и проявлении, структуре личности, самоанализе и саморегуляции. Формирует и развивает умения приводить в гармонию и единство различные стороны своей личности. Предлагаются темы и тренинговые упражнения, направленные на развитие интеллектуальной и эмоциональной сфер, чувства собственного достоинства, умения быть здоровым, а также на профилактику болезней и асоциального поведения.
Содержание правового блока обеспечивает необходимыми знаниями о правах и обязанностях человека в семье, формирует навыки правого поведения, правильное понимание свободы и необходимости.
Содержание семьеведческого блока дает комплексные знания о механизмах создания, развития и функционирования семьи. Формирует потребность в семье, понимание ее ценности; развивает навыки эффективного семейного взаимодействия, грамотного и ответственного воспитания детей, реализации здорового образа жизни в семье; способствует развитию полоролевого поведения, мужественности и женственности.
Содержание медико-гигиенического блока формирует представления о гигиене и профилактике болезней; раскрывает связь состояния психики с состоянием нашего тела; формирует отношение к своему телу как к ценности; развивает навыки ухода за телом, правильного питания, режима труда и отдыха. Особое внимание уделяется репродуктивному здоровью, формируется негативное отношение к вредным привычкам, в том числе к употреблению наркотиков, алкоголя, табака, токсических веществ.
Раздел программы изучаемый в классе называется: «Моё место в этом мире»Система уроков сориентирована не столько на передачу «готовых знаний», сколько на формирование активной личности, мотивированной к самообразованию, обладающей достаточными навыками и психологическими установками к самостоятельному поиску, отбору, анализу и использованию информации.
По окончанию курса учащиеся будут знать: вопросы отношения к окружающему миру, формы поведения человека (успешные и неуспешные, уверенное и неуверенное, грубое), что такое расслабление, что такое генеалогическое дерево своей семьи, что такое семейные реликвии , что такое семейные традиции, что такое личная гигиена, о факторах окружающей среды, влияющих на здоровье человека.
Уметь: характеризовать взаимосвязь элементов живой природы, характеризовать правила поведения в обществе , характеризовать понятие семейные реликвии, слушать собеседника, составлять генеалогическое древо своей семьи, пользоваться средствами личной гигиены, вооружиться навыками безопасного взаимодействия с миром, осуществлять собственный индивидуальный выбор в отношении с миром, развивать способность самостоятельно строить свою судьбу. характеризовать состояние окружающей среды обитания, проводить закаливание организма, правильно сидеть при работе за столом .
Занятия проводятся в форме лекций, семинаров, бесед, дискуссий. С использованием ИКТ и проектной деятельности
Формы организации учебного процесса:
- индивидуальные; групповые; индивидуально-групповые; фронтальные; парные.
Для рациональной организации педагогического процесса большое значение имеет реализация дифференцированного подхода к обучающимся, учёт индивидуальных интересов и склонностей учащихся при планировании учебных уроков и определении домашнего задания. Преобладающим типом урока является комбинированный урок.
В течение учебного года проводятся различные формы контроля: стартовый, текущий, промежуточный и итоговый. Виды текущего контроля: тесты.
Учебно-тематический план ОЗОЖ 5 класс
№ п/п | Тематический блок | Кол-во часов |
1 | Этический блок | 3 |
2 | Психологический блок | 4 |
3 | Правовой блок | 3 |
4 | Семьеведческий блок | 3 |
5 | Медико – гигиенический блок | 4 |
Итого | 17 |
Учебно-тематическое планирование
№ п/п | Содержание | Общее кол-во часов по разделу | кол-во часов по теме | Планируемые результаты | Форма контроля | Использование ИКТ | Дата | ||
План | Корректировка плана | ||||||||
Освоение предметных знаний (базовые понятия) | Универсальные учебные действия (УУД) | ||||||||
Этический блок | 3 | Метапредметные УУД: соблюдение технологической дисциплины. Регулятивные: вносить необходимые коррективы Познавательные: осуществлять поиск необходимой информации для выполнения заданий с использованием учебной литературы. Коммуникативные: умение отвечать на вопросы, рассуждать, описывать явления, действия и т.п; умение выделять главное из прочитанного; слушать и слышать собеседника, учителя; задавать вопросы на понимание, обобщение Личностные УУД :самопознание; самооценка; личная ответственность; адекватное реагирование на трудности | |||||||
1 | Непрерывность и цикличность жизни. | 1 | - строение вселенной; -о происхождении жизни на Земле; -место человека в иерархии живых существ; -цикличности жизни человека; - о смене поколений, преемственности поколений как о непрерывном процессе; - | беседа | + | 10.09.15 | |||
2 | Происхождение жизни на Земле. Разнообразие видов живых существ. | 1 | теоретическая, практическая работа. | + | 24.09.15 | ||||
3 | Цикличность жизни человека. Прошлое, настоящее и будущее. | 1 | практическая работа | + | 08.10.15 | ||||
Психологический блок | 4 | Метапредметные УУД: соблюдение технологической дисциплины. Регулятивные: вносить необходимые коррективы Познавательные: осуществлять поиск необходимой информации для выполнения заданий с использованием учебной литературы. Коммуникативные: умение отвечать на вопросы, рассуждать, описывать явления, действия и т.п; умение выделять главное из прочитанного; слушать и слышать собеседника, учителя; задавать вопросы на понимание, обобщение Личностные УУД :самопознание; самооценка; личная ответственность; адекватное реагирование на трудности | |||||||
4 | Я - подросток | 1 | -условий для самораскрытия; - о развитии интеллектуальной и поведенческой креативности. - развивать умение логически мыслить, излагать свое мнение, проявлять чувство юмора; -развивать воображение, мышление, умение обратиться к другому с просьбой, уметь понимать другого; -развивать внимание, образную память, лексический запас, воображение. | наблюдение | + | 22.10.15 | |||
5 | Кто я? Какой я? Зачем я? | 1 | практическая работа | + | 12.11.15 | ||||
6 | Кто я среди других людей? | 1 | практическая работа | + | 26.11.15 | ||||
7 | Женские и мужские особенности: женственность, мужественность. | 1 | устный опрос | + | 10.12.15 | ||||
Правовой блок | 3 | Метапредметные УУД: соблюдениетехнологической дисциплины. Регулятивные: вносить необходимые коррективы Познавательные: осуществлять поиск необходимой информации для выполнения заданий с использованием учебной литературы. Коммуникативные: умение отвечать на вопросы, рассуждать, описывать явления, действия и т.п; умение выделять главное из прочитанного; слушать и слышать собеседника, учителя; задавать вопросы на понимание, обобщение Личностные УУД :самопознание; самооценка; личная ответственность; адекватное реагирование на трудности | |||||||
8 | Знакомство с декларацией прав ребёнка. | 1 | -нормативные документы, определяющие права и обязанности; способствовать воспитанию правовой активности юных граждан. -отстаивать свои права, защищать их, обращаясь в соответствующие инстанции; -регламентировать свои права и обязанности; -сформировать потребность в защите своих прав | практическая работа | + | 24.12.15 | |||
9 | Права и обязанности детей. | 1 | практическая работа | + | 14.01.16 | ||||
10 | Реализация прав в повседневной жизни. | 1 | + | 28.01.16 | |||||
Семьеведческий блок | 3 | ||||||||
11 | Семья. Цели и задачи семьи. | -характер и особенности развития семьи на протяжении веков; - особенности семейных отношений в различных общественно-экономических формациях. -функции семьи -технику психологической поддержки в семье -содержание и роль хозяйственной функции семьи. | Метапредметные УУД: соблюдение технологической дисциплины. Регулятивные: вносить необходимые коррективы Познавательные: осуществлять поиск необходимой информации для выполнения заданий с использованием учебной литературы. Коммуникативные: умение отвечать на вопросы, рассуждать, описывать явления, действия и т.п; умение выделять главное из прочитанного; слушать и слышать собеседника, учителя; задавать вопросы на понимание, обобщение Личностные УУД :самопознание; самооценка; личная ответственность; адекватное реагирование на трудности | устный опрос | + | 04.02.16 | |||
12 | Психологические и воспитательные функции семьи. | устный опрос | + | 18.02.16 | |||||
13 | Хозяйственные и экономические функции семьи. | устный опрос | + | 10.03.16 | |||||
Медико – гигиенический блок | 4 | Метапредметные УУД: соблюдение технологической дисциплины. Регулятивные: вносить необходимые коррективы Познавательные: осуществлять поиск необходимой информации для выполнения заданий с использованием учебной литературы. Коммуникативные: умение отвечать на вопросы, рассуждать, описывать явления, действия и т.п; умение выделять главное из прочитанного; слушать и слышать собеседника, учителя; задавать вопросы на понимание, обобщение Личностные УУД :самопознание; самооценка; личная ответственность; адекватное реагирование на трудности | |||||||
14 | Перестройка деятельности различных органов и систем организма в подростковом возрасте. | о изменениях в организме, которые превращают девочку в женщину, мальчика в мужчину -основные физиологические механизмы происходящих изменений в подростковом возрасте; -о сути происходящих в их организме процессов для более сознательного отношения к выполнению рекомендаций врача, касающихся режима дня, питания, занятий физкультурой и спортом и т.д; -о совокупности гигиенических правил, выполнение которых способствует сохранению и укреплению здоровья. - основы рационального питания и принципы профилактики заболеваний алиментарного происхождения; | практическая работа | + | 24.03.16 | ||||
15 | Гигиена подростка. | практическая работа | + | 14.04.16 | |||||
16 | Рациональное, сбалансированное питание. | практическая работа | + | 28.04.16 | |||||
17 | Вредные привычки – алкоголь, курение. | тест | + | 12.05.16 | |||||
ИТОГО: | 17 | 17 |
3 Содержание тем учебного курса.
№ п/п | Название темы/раздела | Кол-во часов | Основные изучаемые вопросы | Требования к знаниям и умениям обучающихся (по данной теме) | Форма контроля |
Этический блок | 3 | ||||
1 | Непрерывность и цикличность жизни. | 1 | Философские понятия о мире, жизни, закономерности существования Вселенной. Понятия о заботе, ответственности, любови, красоте, гармонии, счастье. Смысл жизни творчество, свобода, добро и зло, жизнь и смерть.Вселенная. Планета Земля. Жизнь. Происхождение жизни на Земле. Разнообразие видов живых существ. Человека как вершина эволюции живой природы. Цикличность жизни. Прошлое. Настоящее. Будущее. | Знать: - строение вселенной; -о происхождении жизни на Земле; -место человека в иерархии живых существ; -цикличности жизни человека; - о смене поколений, преемственности поколений как о непрерывном процессе; - | Рисование схемы строения Вселенной Определение места человека в системе живой природы Составление схемы: «Цикличность жизни человека» Рассуждение по проблемному вопросу: «Почему жизнь на Земле бесконечна?» |
2 | Происхождение жизни на Земле. Разнообразие видов живых существ. | 1 | |||
3 | Цикличность жизни человека. Прошлое, настоящее и будущее. | 1 | |||
Психологический блок | 4 | ||||
4 | Я - подросток | 1 | Понятие о строении проявлении психики, структуре личности, самоанализе и саморегуляции. Формирует и развивает умение приводить в гармонию и единство различные стороны своей личности.упражнения, направленные на развитие личности, интеллектуальной и эмоциональной сфер, чувство собственного достоинства, профилактике болезней, асоциального поведения и умения быть здоровым. | Знать: -условий для самораскрытия; - о развитии интеллектуальной и поведенческой креативности. Уметь; - развивать умение логически мыслить, излагать свое мнение, проявлять чувство юмора; -развивать воображение, мышление, умение обратиться к другому с просьбой, уметь понимать другого; -развивать внимание, образную память, лексический запас, воображение. | Рассуждение по проблемному вопросу: «Как проявить себя как личность во время знакомства со сверстниками?» Рисование представления слова «Квардок» Тестирование |
5 | Кто я? Какой я? Зачем я? | 1 | |||
6 | Кто я среди других людей? | 1 | |||
7 | Женские и мужские особенности: женственность, мужественность. | 1 | |||
Правововой блок | 3 | ||||
8 | Знакомство с декларацией прав ребёнка. | 1 | Права и обязанности человека в семье, навыки правового поведения, правильное понимание свободы и необходимости. Ребёнок как субъект права. Справедливость. Правоспособность. Социальные службы для детей. Государственная политика в интересах детей Права и обязанности детей. Конвенция о правах ребёнка | Знать: -нормативные документы, определяющие права и обязанности; способствовать воспитанию правовой активности юных граждан. Уметь; -отстаивать свои права, защищать их, обращаясь в соответствующие инстанции4 -регламентировать свои права и обязанности; -сформировать потребность в защите своих прав | Составление таблички – памятки: «Мои права и обязанности» Составление «Декларации пятиклассника» Письменное продолжение рассуждения: «Я должен знать свои права для того, чтобы... Тестирование |
9 | Права и обязанности детей. | 1 | |||
10 | Реализация прав в повседневной жизни. | 1 | |||
Семьеведческий блок | 6 | ||||
11 | Семья. Цели и задачи семьи. | Знания о механизмах создания, развития и функционирования семьи. Ценность и потребность в семье; развивает навыки эффективного семейного взаимодействия, грамотного и ответственного воспитания детей, реализации здорового образа жизни в семье; развитие полоролевого поведения, мужественности и женственности | Знать: -характер и особенности развития семьи на протяжении веков; - особенности семейных отношений в различных общественно-экономических формациях. -функции семьи -технику психологической поддержки в семье -содержание и роль хозяйственной функции семьи. | Рассуждение по вопросу: «Зачем человеку нужна семья?» Составление рассказа: «Мой любимый семейный праздник» Тестирование | |
12 | Психологические и воспитательные функции семьи. | ||||
13 | Хозяйственные и эконо- мические функции семьи. | ||||
Медико-гигиенический блок | 8 | ||||
14 | Перестройка деятельности различных органов и систем организма в подростковом возрасте. | 1 | Семье; развитие полоролевого поведения, мужественности и женственности семье; развитие полоролевого поведения, мужественности и женственности. Ребенок, подросток, взрослый. Переходный возраст. Первичные и вторичные половые признаки. Гормоны. Железы внутренней секреции Ребенок, подросток, взрослый. Переходный возраст Первичные и вторичные половые признаки. Личная гигиена. Уход за кожей, волосами, ногтями, зубами Защита кожных покровов. Профилактика болезней Рациональный режим для школьника. Режим трудового воспитания и обучения. Рациональное питание Состав пищи. Белки, жиры, углеводы, минеральные вещества. Сбалансированное питание. Санитарно-гигиенические требования к хранению продуктов Орган зрения и его световоспринимающий аппарат Близорукость и необходимость борьбы с ней, профилактика косоглазия. Факторы, приводящие к чрезмерной нагрузке на зрительную систему. Снятие зрительного утомления. Иммунитет. Инфекционные заболевания условия их возникновения и течения Профилактика инфекционных заболеваний. Вредные привычки. Вредные вещества. Психотропные вещества Отравление. Привыкание. Физическая и психическая зависимость. Социальный статус. Самочувствие. Самосознание. Наркотический вещества и их неблагоприятное влияние на органы и системы организма человека. | Знать: -о изменениях в организме, которые превращают девочку в женщину, мальчика в мужчину -основные физиологические механизмы происходящих изменений в подростковом возрасте; -о сути происходящих в их организме процессов для более сознательного отношения к выполнению рекомендаций врача, касающихся режима дня, питания, занятий физкультурой и спортом и т.д; -о совокупности гигиенических правил, выполнение которых способствует сохранению и укреплению здоровья. - основы рационального питания и принципы профилактики заболеваний алиментарного происхождения; -факторы, оказывающие неблагоприятное влияние на зрительный анализатор и профилактические мероприятия по борьбе за полноценное зрение школьника; - программу улучшения зрения. - упражнения укрепляющие глазодвигательные мышцы и снимающие утомление глаз. - влияние вредных привычек на здоровье, выработать у них негативное отношение к курению, алкоголизму, наркомании, токсикомании. -о последствиях употребления психоактивных веществ. Уметь прогнозировать результаты своего выбора. | Заполнение таблицы: «Я» Составление плана рассказа; «Изменения во мне, проис-шедшие за последние два года» Рассуждение по вопросу: «Зачем нужна подростку личная гигиена?» Составление режима дня пятиклассника Составление режима рационального питания Мини сочинение – ЭССЕ «Личная гигиена – это важно?» Тестирование |
15 | Гигиена подростка. | 1 | |||
16 | Рациональное, сбалансированное питание. | 1 | |||
17 | Вредные привычки – алкоголь, курение. | 1 | |||
4 Планируемые результаты освоения курса
по предмету ОЗОЖ 5 класс
В результате изучения ОЗОЖ в 5 классе учащийся
Должны знать:
● физиологические критерии учитывающие особенности физиологии и патологии детей;
● факторы, влияющие на здоровье человека;
● законодательство Российской Федерации об ответственности несовершеннолетних за совершённые поступки и преступления;
● основы гигиены и здорового образа жизни.
Иметь представление:
● об ответственности за причинение вреда здоровью;
● о базовых компонентах, на основе которых строится ведение здорового образа жизни;
● о правилах самоконтроля, для сохранения здоровья;
● о стратегии поведения в конфликтных ситуациях;
● о классификации эмоций и чувств;
● о последствиях ранних половых связей.
● об основных философских понятиях о мире, жизни, закономерностях существования Вселенной, Космоса.
научится:
●правильно выбирать стиль своего поведения с людьми, ориентируясь на особенности своего характера и темперамента
● на основании анализа социальных и экологических проблем правильно ориентироваться в выборе собственного поведения для сохранения и улучшения своего здоровья;
● защитить себя от заболеваний, передающихся половым путём и СПИДа;
● ориентироваться в особенностях психологии и избегать конфликтных ситуаций;
●рационально чередовать различные виды деятельности и отдыха в течении суток
●формировать негативное отношение к вредным привычкам, в том числе употреблению наркотиков, алкоголя, табака, токсических веществ.
5 Перечень учебно – методического обеспечения
Литература, используемая при подготовке программы
1. «Основы здорового образа жизни» региональная образовательная программа. Саратов, издательство «Добродея», 2008. Авторский коллектив: Барыльник Ю.Б., Дмитриева Н.В., Елисеев ЮЮ., Клещина Ю.В., Михайлина М.Ю., Остроумов И.Г., Орлов М.И.,Павлова М.А., Петрова С.В., Рахманова Г.Ю., Свинарев М.Ю.,Скуфина О.А., Текучева Е.Н.
2. Содержание и структура образовательных программ ОУ, рабочих программ педагогов. Методическое пособие/ Е.В. Губанова. – Саратов: ГОУ ДПО «СарИПКиПРО», 2011. – 88 с.
Дополнительная литература
1. Б. Гудинг. Мировоззрение. «Учитель», Ярославль, 2000.
2. С. Н. Заготова. Валеология. «Баро – Пресс», Ростов – на Дону, 2002.
3. Е. Е. Чепурных. Н. П. Майрова. С. М. Шурухт. Обучение жизненно важным навыкам. «Образование – Культура». Санкт – Петербург, 2002.
4. Воробьева О. Я.Педагогические технологии воспитания толерантности учащихся Волгоград: Издательство «Панорама», 2006.
5. М. А. Павлова. Образование в области здоровья. Основы здорового образа жизни. Учебно – методическое пособие. ЗАО «Сигма – плюс», Саратов, 2002.
Электронные ресурсы:
Учебные пособия по ОБЖ для общеобразовательных школ http://www.bez.econavt.ru
Безопасность жизнедеятельности школы http://kuhta.clan.su
Журнал «Основы безопасности жизнедеятельности» http://www.school-obz.org
Основы безопасности жизнедеятельности. Сайт Баграмян Э. http://theobg.by.ru/index.htm
Нормативные документы, методические материалы по ОБЖ. Сайт РазумоваВ.Н. http://informic.narod.ru/obg.html
Основы безопасности жизнедеятельности http://0bj.ru/
Институт психологических проблем безопасности http://anty-crim.boxmail.biz
Искусство выживания http://www.goodlife.narod.ru
Первая медицинская помощь http://www.meduhod.ru
Портал детской безопасности http://www.spas-extreme.ru
Россия без наркотиков http://www.rwd.ru
Федеральная служба по надзору в сфере защиты прав потребителей и благополучия человека http://www.rospotrebnadzor.ru
Федеральная служба по экологическому, технологическому и атомному надзору http://www.gosnadzor.ru
Федеральный центр гигиены и эпидемиологии http://www.fcgsen.ru
Лига здоровья нации http://www.ligazn.ru
Всероссийский форум «Здоровье нации – основа процветания России» http://www.znopr.ru
Безопасность и здоровье: ресурсы, технологии и обучение http://www.risk-net.ru
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Рабочая программа ИЗО 5 класс ФГОС
Рабочая программа по изобразительному искусству для 5 класса составлена на основе образовательной программы ФГОС« Изобразительное искусство и художественный труд». 1-9 кл.Автор: Б.М....
Рабочая программа для 5 класса (ФГОС)
Программа составлена с учетом новых ФГОСов для учащихся 5 классов....
рабочие программы 2-4 класс ФГОС
Рабочие программы 2-4 класс по новым ФГОС...
Рабочая программа .Обществознание 5 класс ФГОС
Рабочая программа по обществознанию в 5 классе составлена на основе авторской программы Л.Н. Боголюбова «Обществознание. Рабочие программы. Предметная линия учебников 5-9 классы» и предназ...
Рабочая программа физкультура 5 класс ФГОС
Рабочая программа 5 класс ФГОС, с УУД...
Рабочая программа физкультура 5 класс ФГОС
Рабочая программа 5 класс ФГОС, с УУД...