Использование мультимедийной презентации на современном уроке
статья по теме

Кислякова Елена Васильевна

Использование мультимедийной презентации на современном уроке. Назначение презентации. Этапы работы над презентацией к уроку. Требования к оформлению мультимедийной презентации.

Скачать:


Предварительный просмотр:

Использование мультимедийной презентации

на современном уроке

В «Основных направлениях реформы общеобразовательных и профессиональной школы» намечена программа строительства школы будущего: «Школа должна растить, обучать и воспитывать молодое поколение с максимальным учётом тех общественных условий, в которых они будут жить и работать». Существенно обогащается и социальная функция образования. Задача современной школы – давать прочные знания основ наук, формировать высокую сознательность, готовить к жизни, к сознательному выбору профессии.Выполнение этих задач происходит в процессе обучения, основной формой и единицей которого, как и прежде, является урок.

 Урок проводит учитель. От его мастерства зависит качество урока, его результаты.

Урок – это логически закономерный, целостный, ограниченный определёнными рамками времени отрезок учебно – воспитательного процесса.
   Хороший урок — дело не простое даже для опытного учителя. Искусство проведения уроков во многом зависит от понимания и выполнения учителем социальных и педагогических требований, которым должен удовлетворять урок. Требования эти определяются задачами школы, закономерностями и принципами обучения.   Усложнение задач в современной школе выдвигает потребность в уточнении и конкретизации общих требований к уроку. Они лежат в основе рациональной организации урока. Соблюдение этих требований позволяет учителю повысить коэффициент полезной деятельности учащихся, а следовательно, и качество их подготовки.

Для большей эффективности урока учитель может использовать мультимедийную  презентацию, которая может быть включена в разные этапы урока. В начале урока для повторения материала, в середине урока- для раскрытия нового материала, в конце урока- для закрепления нового материала.

Мультимедийные презентации используются для того, чтобы выступающий смог на большом экране или мониторе наглядно продемонстрировать дополнительные материалы к своему сообщению: видеозапись химических и физических опытов, снимки полевых изысканий, чертежи зданий и сооружений, календарные графики замеров температуры и др. Эти материалы могут также быть подкреплены соответствующими звукозаписями.

В учебных учреждениях презентации проводятся в обучающих целях. Они использоваться в составе учебного процесса. Презентация может представлять собой сочетание текста, гипертекстовых ссылок, компьютерной анимации, графики, видео, музыки и звукового ряда (но не обязательно всё вместе), которые организованы в единую среду. Кроме того, презентация имеет сюжет, сценарий и структуру, организованную для удобного восприятия информации. Отличительной особенностью презентации является её интерактивность, то есть создаваемая для пользователя возможность взаимодействия через элементы управления.

Мультимедийная презентация проводится с помощью средств мультимедиа.

Общие требования к мультимедийной презентации:

  • Презентация не должна быть меньше 10 слайдов.
  • Первый лист – это титульный лист, на котором обязательно должны быть представлены: название; фамилия, имя, отчество автора;школа, где работает автор и его должность.
  • Следующим слайдом должно быть содержание, где представлены основные этапы (моменты) презентации. Желательно, чтобы из содержания по гиперссылке можно перейти на необходимую страницу и вернуться вновь на содержание.
  • Дизайн-эргономические требования: сочетаемость цветов, ограниченное количество объектов на слайде, цвет текста.

Создание презентации состоит из трех этапов:

  •                    I.      Планирование презентации – это многошаговая процедура, включающая определение целей, изучение аудитории, формирование структуры и логики подачи материала. Планирование презентации включает в себя:
  • 1.      Определение целей.
  • 2.      Сбор информации об аудитории.
  • 3.      Определение основной идеи презентации.
  • 4.      Подбор дополнительной информации.
  • 5.      Планирование выступления.
  • 6.      Создание структуры презентации.
  • 7.      Проверка логики подачи материала.
  • 8.      Подготовка заключения.
  •                  II.      Разработка презентации – методологические особенности подготовки слайдов презентации, содержание и соотношение текстовой и графической информации. 
  •               III.      Репетиция презентации – это проверка и отладка созданной презентации.

Требования к оформлению презентаций

1.Стиль

  • Соблюдайте единый стиль оформления.
  • Избегайте стилей, которые будут отвлекать от самой презентации.
  • Вспомогательная информация (управляющие кнопки) не должна преобладать над основной информацией (текстом, иллюстрацией).

2. Использование цвета

  • Для фона предпочтительны холодные тона.
  • На одном слайде рекомендуется использовать не более трех цветов: один для фона, один для заголовка, один для текста.

Для фона и текста используйте контрастные цвета.

3. Анимационные эффекты

  • Используйте возможности компьютерной анимации для представления информации на слайде.
  • Не стоит злоупотреблять различными анимационными эффектами, они не должны отвлекать внимание от содержания информации на слайде.

4. Содержание информации

  • Не размещать весь большой текст на слайдах. Размещать только основные моменты.
  •  Используйте короткие слова и предложения.
  • Минимизируйте количество предлогов, наречий, прилагательных.
  • Заголовки должны привлекать внимание аудитории.

5. Расположение информации на странице

  • Предпочтительно горизонтальное расположение информации.
  • Наиболее важная информация должна располагаться в центре экрана.
  • Если на слайде располагается картинка, то надпись должна быть под ней.

6. Шрифты

  • Для заголовков – не менее 24.
  • Для информации – не менее 18.
  • Нельзя смешивать разные типы шрифтов  в одной презентации.
  • Для выделения информации следует использовать жирный шрифт, курсив, подчеркивание.
  • Нельзя злоупотреблять ПРОПИСНЫМИ буквами, они читаются хуже строчных.

7. Объем информации

  • Не стоит один слайд заполнять слишком большим объемом информации: люди могут единовременно запомнить не более трех фактов, выводов, определений.
  • Наибольшая эффективность достигается тогда, когда ключевые пункты отображаются по одному на каждом отдельном слайде.

8. Виды слайдов

Для обеспечения разнообразия следует использовать разные виды слайдов:

  • с текстом;
  • с таблицами;
  • с диаграммами.

9. Критерии оценивания презентации

  • Связь презентации с программой и учебным планом.
  • Эффективность применения презентации на занятии.
  • Грамотность подачи содержания.
  • Грамотность оформления (правильность выбора шрифта, цвета).
  • Эффективность применения анимации, звука, фильма.

 


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

"Эффективность использования мультимедийных презентаций на уроке иностранного языка"

Необходимость внедрения новых ИТ в учебный процесс не вызывает сомнений. В процессе обучения иностранным языкам в школе с помощью ИТ ребенок учится работать с текстом, узнает новые способы сбора инфор...

Использование мультимедийных проектов на уроках литературы

Публикация содержит материал об использовании технологии проектного обучения на уроках литературы....

Использование мультимедийных презентаций на уроках французского языка (из опыта работы"

Об уровне образованности человека судят по его информационной компетенции, а по уровню информационно-коммуникативной компетенции учителя судят о его профессионализме....

Использование мультимедийных пособий на уроках истории

В современной школе учитель не может обойтись без знания новых технологий, применяемых в процессе обучения. Основой современной системы обучения, как и прежде, является урок и это необходим...

Использование мультимедийных установок на уроках географии

место мультимедийной установки в современном образовательном процессе...

Использование мультимедийного сопровождения на уроках в классах для детей с тяжёлой степенью нарушения интеллекта.

Современное развитие общества невозможно себе представить без информационно - коммуникационных технологий. Бесспорно, что владеть компьютером должен каждый образованный человек. Это и понятно, когда р...

Опыт работы по теме: «Использование мультимедийных презентаций на уроках математики в 5-6 классах как средство познавательной активности учащихся».

Опыт возник и осуществляется  в условиях общеобразовательной средней школы № 4 г. Лабинска Лабинского района.В течении 3 лет систематизировался материал по применению видеометодов (мультимедийных...