Рефлексивные умения учителя
презентация к уроку по теме

Презентация для мастер-класса по теме 

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл refleksiya.pptx107.62 КБ

Предварительный просмотр:


Подписи к слайдам:

Слайд 1

Рефлексивные умения педагога как фактор повышения качества образования Джебко Галина Павловна, учитель истории и обществознания МБОУ «Сахаптинская СОШ»

Слайд 2

В деле обучения и воспитания, во всем школьном деле ничего нельзя улучшить, минуя голову учителя» К.Д. Ушинский .

Слайд 3

Актуальность темы Рефлексия – неотъемлемая часть современного урока, а сформированность рефлексивных умений – одна из главных черт школьника. Модернизационные процессы в образовании требуют от учителя владения техниками выведения в рефлексивную ситуацию. Проблема кроется в том, что зачастую учитель сам не владеет ни необходимыми знаниями по проблеме, ни техниками – его этому никто не учил и не учит. Многие из педагогов идут к решению проблемы путем самообразования. В этих условиях очень важным условием для развития профессионализма является обмен имеющимся опытом: мнениями, мыслями, приемами деятельности.

Слайд 4

Цель мастер-класса: представить участникам собственное видение процесса формирования и развития рефлексивных умений учителя, направленных на осмысление своей деятельности Задачи: познакомить с содержанием понятия «рефлексия», видами рефлексии в образовательном процессе и основными рефлексивными умениями, которыми должен владеть учитель, а также условиями, необходимыми для успешного формирования рефлексивных умений педагогов; продемонстрировать приемы осуществления рефлексии, направленной на собственную профессиональную деятельность.

Слайд 5

РЕФЛЕКСИЯ («обращенность назад») – способность занимать аналитическую позицию по отношению к собственной профессиональной деятельности, осмысление деятельности. ДЕЙСТВИЯ, ПРИЕМЫ,ТЕХНИКИ, ФОРМИРУЮЩИЕ УНИВЕРСАЛЬНЫЕ ПРИЕМЫ МЫСЛЕДЕЯТЕЛЬНОСТИ ПЕДАГОГ УЧЕНИК СОБСТВЕННАЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ

Слайд 6

Практический раунд №1. Понятие «педагогическая рефлексия». Определяем границы знания и незнания ЗНАЮ ХОЧУ УЗНАТЬ УЗНАЛ

Слайд 7

Рефлексивные умения педагогов: 1.Умение решать профессиональную проблему различными способами: чем больше идей, тем легче проникнуть в суть проблемы. 2. Умение моделировать всевозможные результаты решения профессиональной проблемы 3. Умение интуитивно чувствовать противоречия, возникающие в ходе решения профессиональной проблемы. 4. Умение выбрать оптимальный способ и результат решения профессиональной проблемы, основываясь на интуиции и анализе всех «за» и «против». 5. Умение своевременно обнаруживать ошибки, возникающие в ходе решения профессиональной проблемы и ликвидировать их. 6. Умение анализировать свои действия: а) «здесь и сейчас» б) в ретроспективе; в) перспективе. 7. Умение проводить самоанализ Я- концепции.

Слайд 8

Условия для успешного формирования рефлексивных умений педагогов РЕФЛЕКСИРУЮЩАЯ СРЕДА Активные, диалоговые формы общения с коллегами Деятельность творческих сообществ Мини-уроки с последующим анализом и обсуждением в группах ПСИХОЛОГИЧЕСКАЯ БЕЗОПАСНОСТЬ (!) Что я сейчас делаю и почему?

Слайд 9

Практический раунд №2. Учимся решать профессиональную проблему разными способами. Ваши ученики сдают ЕГЭ, но результаты вас не удовлетворяют – средний балл который год ниже районного показателя. Предложите способы решения проблемы. Попытайтесь проанализировать собственную деятельность, составив ряд вопросов, отражающих этапы осмысления вами этой проблемы. Приём «Вопросы самому себе» Что я делаю сейчас? Почему я это делаю? Есть ли положительный результат от того, что я делаю? Какие моменты вызывают положительный результат? Почему отрицательных моментов в результате моей деятельности больше, чем положительных? ……………………………………………………………………..

Слайд 10

Практический раунд №3. Учимся выбирать оптимальный способ и результат решения профессиональной проблемы, основываясь на интуиции и анализе всех «за» и «против». Педагог-психолог провел социометрию и установил, что Татьяна Б., ученица 7 «А» класса, является отвергаемой в классном коллективе. Как разрешить данную ситуацию. Предложите наиболее оптимальный вариант. Почему выбранный вами вариант вы считаете оптимальным? Составьте рефлексивную схему поиска оптимального варианта.

Слайд 11

Практический раунд №4. Учимся определять траекторию собственного профессионального развития. Этапы рефлексии: Сигнал «Стоп» Запуск работы мысли - что я делаю? - что в данный момент происходит? - как надо делать? Оценка своего интеллектуального и эмоционального состояния (+ и -) Инсайт (озарение) - знаю, как надо; - пока не знаю, но думаю Принятие решения - в чем будет заключаться моя дальнейшая деятельность? - вернуться назад? - продолжать процесс?


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Педагогические приемы формирования рефлексивных умений

В данной статье приведены некоторые приемы формирования рефлексивных умений...

Возможности уроков математики для развития рефлексивных умений

Рассмотри возможности уроков математик для формирования и развития рефлексивных умений школьников...

Возможности уроков математики для развития рефлексивных умений

Рассмотри возможности уроков математик для формирования и развития рефлексивных умений школьников...

методологическая программа развития рефлексивных способностей учителя.

Проблему данной программы определяет выявленное противоречие между ориентацией школы на формирование субъектности  педагога  и учащихся и практической  готовностью учителя как к собстве...

Условия формирования рефлексивных умений подростков

Сегодня, чтобы быть успешным, ребёнок, кроме определённой суммы знаний, умений, навыков, должен овладеть умением самостоятельно планировать, анализировать, контролировать свою деятельность, само...

Рефлексивная карта учителя географии.

Рефлексивная карта учителя географии по теме "Центральная Россия"...

Формирование рефлексивных умений обучающихся на уроках математики

Формирование рефлексивных умений обучающихся на уроках математики...