ТЕХНОЛОГИЯ ФОРМИРОВАНИЯ ПАТРИОТИЧЕСКИХ ЧУВСТВ ОБУЧАЮЩИХСЯ НА БИНАРНОМ УРОКУ С ИНТЕГРИРОВАННЫМ СОДЕРЖАНИЕМ (НА ПРИМЕРЕ ПРЕДМЕТОВ ГЕОГРАФИИ И ЛИТЕРАТУРЫ)
статья по литературе на тему
Из опыта проведения интегрированного урока по литературе и географии.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
chuplygina_i_pavlova.docx | 34.14 КБ |
Предварительный просмотр:
ТЕХНОЛОГИЯ ФОРМИРОВАНИЯ ПАТРИОТИЧЕСКИХ ЧУВСТВ ОБУЧАЮЩИХСЯ НА БИНАРНОМ УРОКУ С ИНТЕГРИРОВАННЫМ СОДЕРЖАНИЕМ (НА ПРИМЕРЕ ПРЕДМЕТОВ ГЕОГРАФИИ И ЛИТЕРАТУРЫ)
Аннотация. Технология патриотического воспитания в общеобразовательных организациях. Технология организации урочной и внеурочной деятельности. Интеграция содержаний предметов литературы и географии. Методы и формы обучения, способствующие формированию патриотических чувств. План-конспект урока с учетом требований федеральных государственных образовательных стандартов. Образовательные результаты.
Ключевые слова. Технология воспитания, гражданско-патриотические чувства, план-конспект, результаты урока, бинарная форма, интеграция.
Патриотическое воспитание направлено на формирование и развитие личности, обладающей качествами гражданина-патриота своей страны и способной успешно выполнять гражданские обязанности. Правительством Российской Федерации утверждена программа «Патриотического воспитания граждан Российской Федерации на 2016-2020 годы» от 30 декабря 2015 г. № 1493, призванная сохранению общественной стабильности, восстановлению национальной экономики и укреплению обороноспособности страны.
Каждый педагог в ходе реализации содержания предмета должен придерживаться направления развития гражданско-патриотического чувства. У учителя есть возможность способствовать развитию воспитания патриотических чувств на уроке и во внеурочное время. Содержание школьных предметов географии и литературы позволяет формировать патриотическое отношение к Родине.
Новый переосмысленный взгляд государства на национальное самосознание самочувствие граждан позволяет утверждать, что в России стали понимать: гордый своей страной гражданин может принести гораздо большую пользу для процветания. Грамотный, культурный, здоровый во всех отношениях гражданин – это достояние страны. Одним из важнейших факторов становления духовности в личности является литература [1, с.12].
Так же обществу нужны личности, способные самостоятельно добывать информацию, находить достойное место в условиях новых социально-экономических изменений. В своей педагогической практике мы разработали технологию формирования патриотических чувств обучающихся на бинарном уроке с интегрированным содержанием предметов: география и литература.
При разработке технологии бинарного урока мы решили следующие задачи:
- Изучить и проанализировать существующие методы, формы и методики, способствующие формированию патриотических чувств.
- Отобрать и интегрировать содержание двух предметов литературы и географии, направленных на повышение патриотических чувств обучающихся.
- Выбрать рациональное сочетание дидактических единиц, способствующих к повышению патриотических чувств обучающихся.
- Разработать технологию проведения урока бинарной формы с интегрированным содержанием литературы и географии на тему: «Бескорыстная любовь к обыкновенной земле (по очеркам К.Г. Паустовского «Мещерская сторона»)».
В первой части работы нами были проанализированы дидактические единицы, направленные на формирование гражданско-патриотических чувств обучающихся. Предложены продуктивное сопряжение форм, методов, приемов, необходимых для интегрирования содержания двух предметов по заявленной теме урока. Для достижения поставленных результатов применялись методы обучения: убеждение, положительный пример, упражнение (приучение), анализ, проблемный, эвристический. Преподавателями географии и русской литературы была организована подготовительная работа в форме информационных часов, тематических воспитательных часов, бесед о природе и слове.
В содержании бинарного урока включены три темы: по литературе «Бескорыстная любовь к обыкновенной земле (по очеркам К.Г. Паустовского «Мещерская сторона») и по географии «Природные зоны», «Характеристика природной зоны смешанные и широколиственные леса» систематизирован материал в направлении формирования гражданской идентичности обучающихся.
На основании проведенного теоретического анализа и практической работы нами была разработана технология проведения урока бинарной формы с интегрированным содержанием литературы и географии. Технологию урока предлагаем в виде плана - конспекта.
План – конспект урока
Тема урока: «Бескорыстная любовь к обыкновенной земле (по очеркам «Мещерская сторона»)».
Тип урока: обобщение и систематизация знаний.
Обучающая цель урока: формировать чувства бескорыстной любви к Родине.
Задачи: повторить разновидность эпических жанров; повторить и закрепить знания о разновидностях природных зон; выявить основные признаки зоны смешанных и широколиственных лесов; научить находить «необыкновенное в обыкновенном» на примере текста К.Г. Паустовского «Мещерская сторона»); научить определять связь между человеком, обществом, природой.
Развивающая цель урока: формировать познавательные умения.
Задачи: Повысить умения анализировать и систематизировать; научить выделять главное и делать самостоятельные выводы.
Воспитательная цель: повысить чувство патриотизма и усилить гордость за свою Родину.
Задачи: Воспитать любовь к «малой и большой» Родине; формировать бережное отношение к природе – народному достоянию.
Ожидаемые результаты:
Предметные по географии:
- Умение определять: характерные признаки понятия «природная зона»; основные природные богатства каждой из зон;
- Умение составлять краткие описания природы основных зон этих поясов по различным источникам информации.
Предметные по литературе:
- Умение анализировать литературное произведение: определять его принадлежность к одному из литературных родов и жанров; понимать и формулировать тему, идею, нравственный пафос литературного произведения.
- Умение отвечать на вопросы по прослушанному или прочитанному тексту, создавать устные монологические высказывания разного типа, вести диалог.
Личностные:
- воспитание патриотизма, уважения к Отечеству;
- воспитание любви к Родному краю;
- воспитание ответственности и долга перед Родиной.
Метапредметные:
- умение работать по алгоритму;
- смысловое чтение;
- умение самостоятельно работать над разработкой мини проекта;
- находить необходимую информацию в различных источниках (описание, карты, литературный текст).
Разработка и проведение бинарных уроков с интегрированным содержанием предметов географии и литературы с одной стороны вызывает много трудностей, с другой стороны нами предложенная технология усиливает мотивацию к обучению, повышает уровень обученности учеников, стимулирует активизации познавательного и практикоориентированного мышления. Считаем, что предложенная форма способствует развитию понимания как у обучающихся, так и у педагогов внутрипредметных и межпредметных взаимосвязей, а также технология интегрирования содержания способствует повышению системному и логическому мышлению самого педагога.
Благодаря бинарному уроку с интегрированным содержанием предметов географии и литературы у обучающихся должно зародиться чувство гордости за свою Родину и свой народ. Патриотизм проявляется в поступках и в деятельности человека, зарождаясь из любви к своей «малой родине» через восприятие поэтического слова и глубину описания неповторимости и уникальности природы в художественных произведениях.
Список литературы
- Аитова, А.Ф.,Кошкалев, Е.С., Лукин, Б.Р., Мифтахов, И.Р., Никифорова, Т.Г., Савицкий, С.К. Роль литература в воспитании патриотизма, гражданственности и профессиональных компетенций выпускников вузов / Информационные технологии. Автоматизация, Актуализация и решение проблем подготовки высококвалифицированных кадров (ИТАП – 2015): Материалы международной научно-практической конф. / Под. ред. Симоновой Л.А., Савицкого С.К. – Н. Челны: Изд-во Набережночелнинский институт (филиал) ФГАОУ ВПО «Казанский (Приволжский) Федеральный университет», 2015. – 200с.
Литература:
1. Бунеев Р.Н. Литература. 7 кл. (Путь к станции «Я»). – М.: Баласс, 2012
2. Душина И.В. География: материки, океаны, народы и страны: 7 класс: М.: Вентана – Граф, 2015.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Роль педагогического потенциала творчества А.Е.Кулаковского в формировании патриотических чувств и гражданского сознания обучающихся на интегрированный уроках по истории
Проблема переизбытка информации, обилие недостоверной информации с которыми в век информации сталкивается каждый школьник является одной из самых важных. Ведь не правильное использование информа...
Роль уроков литературы в формировании патриотических чувств и гражданского сознания обучающихся
Роль уроков литературы в формировании патриотических чувств и гражданского сознания обучающихсяМ.В. Шамбанович,г. Белово, Кемеровская обл. К сожалению, события последнего времени в политике, экон...
Тема методической разработки «Формирование патриотических чувств и нравственных качеств у обучающихся начальной школы посредством инновационных технологий».
Краткая аннотация Многовековая, драматическая история нашего Отечества, имеющего протяженные границы и особое геополитическое положение, всегда была сопряжена с решением многосложных задач по за...
"Формирование патриотической компетенции обучающихся через применение инновационных педагогических технологий на уроках истории и в системе дополнительного образования по предмету"
Педагогический проект на тему "Формирование патриотической компетенции обучающихся через применение инновационных педагогических технологий на уроках истории и в системе дополнительного образования по...
Статья "Формирование патриотических чувств обучающихся посредством реализации социальных проектов в условиях внеурочной деятельности" - 2013 г.
Статья создана как итоговая выпускная работа курсовой подготовки...
Отчет по теме самообразования: «Роль краеведческого материала в формировании патриотических чувств обучающихся»
Отчетпо теме самообразования: «Роль краеведческого материала в формировании патриотических чувств обучающихся»...