РОЛЬ МОДУЛЕЙ КУРСА «ОСНОВЫ ПРОЕКТНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ» В ИНТЕГРАЦИИ ОБУЧЕНИЯ.
статья (6 класс) на тему

Демидова Людмила Альбертовна

 

В информационном обществе возрастает потребность в формировании навыков поиска информации, ее анализа, обработки, хранения, распространения, представления другим людям в максимально рациональной форме, т. е. особенно актуальной становится задача воспитания у школьников культуры работы с информацией. Но, как справедливо замечают методисты, нет в школе предмета, который бы учил высказывать суждения, делать умозаключения, выделять существенные признаки, анализировать, обобщать, выдвигать гипотезы, учить задавать вопросы, развивать интуицию. Развитию  выше перечисленных навыков, а также формированию ключевых компетентностей способствует введение в школьную программу модульного  курса «Основы проектной деятельности». Интегрирующая роль ОПД заключается в формировании у детей оперативного стиля мышления, который рассматривается в виде совокупности таких фундаментальных навыков и умений, как планирование структуры действий, поиск информации, структурирование общения, рассматривает различные виды устной и письменной презентации.

Работа на уроках ОПД стирает границы между школьными предметами, сближая применение школьных знаний с реальными жизненными ситуациями, расширяет представления молодых людей о предметных областях, дает возможность лучше увидеть и осмыслить межпредметные связи. Участие в такой деятельности, основанной на взаимодействии учителей, школьников, родителей, представителей различных учреждений, дает реальный жизненный опыт и способствует серьезным, осознанным и ответственным решениям в выборе будущей профессиональной деятельности.

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon statya_demidova_l.a.doc61.5 КБ

Предварительный просмотр:

РОЛЬ МОДУЛЕЙ КУРСА «ОСНОВЫ ПРОЕКТНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ» В ИНТЕГРАЦИИ ОБУЧЕНИЯ.

Демидова Л.А., учитель информатики и основ проектной деятельности ,

соавтор Долгишева Т.А., зам. директора школы по УВР

г. Тольятти, МОУ школа №40

e-mail: zvon68@mail.ru, тел.: 89023229096

Идея интегрированного обучения появилась в результате поисков оптимальных средств и форм обучения школьников, стимулирующих их мотивацию, направленных на преодоление предметной разобщённости, ставшей одной из причин фрагментарности мировоззрения выпускника школы, как средство достижения целостного восприятия учащимися не только учебного материала по предметам, но и всей картины мира.

Интеграция (от лат. integer - целый) обозначает восстановление, восполнение, объединение частей в целое. Это система, предлагающая объединение, соединение, сближение учебного материала отдельных родственных предметов в единое целое.         В основе интегрированной системы обучения лежит интенсивное использование межпредметных связей (как по конечным целям, так и по содержанию, методам и приемам работы) [1].

Интегрированное обучение является одновременно и целью, и средством обучения. Как цель обучения интеграция помогает школьникам целостно воспринимать мир, познавать красоту окружающей действительности во всем ее разнообразии. Интеграция как средство обучения учащихся способствует приобретению новых знаний, представлений на стыке традиционных предметных знаний. Интенсифицируя учебный процесс, интеграция способствует снятию перенапряжения, нагрузки, утомляемости учащихся за счет переключения их на разнообразные виды деятельности в ходе урока. Интеграция - это глубокое взаимопроникновение, слияние, насколько это возможно, в одном учебном материале обобщенных знаний в той или иной области. Основной акцент приходится не столько на усвоение определенных знаний, сколько на развитие образного мышления [2].

Интегрированный урок

  1. имеет признаки: четкую структуру с логической взаимосвязанностью учебного материала, требует специальной организации с учетом повышенного объема и темпа изложения учебного материала, имеет специфичные (объединенные) цели, объекты исследования должны быть достаточно близки;
  2. имеет преимущества: повышает мотивацию учащихся, способствует интенсификации учебно-воспитательного процесса, предоставляет возможность личностно-ориентированного подхода в обучении, способствует формированию разносторонне развитой личности, повышает рейтинг «второстепенных» уроков;
  3. бывает различных видов:

координированный - знания одного предмета основываются на знании другого предмета,

комбинированный - слияние нескольких предметов в один,

проектный - работа на основе изучения жизненного опыта или распространенных социальных проблем [3].

В информационном обществе возрастает потребность в формировании навыков поиска информации, ее анализа, обработки, хранения, распространения, представления другим людям в максимально рациональной форме, т. е. особенно актуальной становится задача воспитания у школьников культуры работы с информацией. Но, как справедливо замечают методисты, нет в школе предмета, который бы учил высказывать суждения, делать умозаключения, выделять существенные признаки, анализировать, обобщать, выдвигать гипотезы, учить задавать вопросы, развивать интуицию. Развитию  выше перечисленных навыков, а также формированию ключевых компетентностей способствует введение в школьную программу модульного  курса «Основы проектной деятельности». Интегрирующая роль ОПД заключается в формировании у детей оперативного стиля мышления, который рассматривается в виде совокупности таких фундаментальных навыков и умений, как планирование структуры действий, поиск информации, структурирование общения, рассматривает различные виды устной и письменной презентации.

Работа на уроках ОПД стирает границы между школьными предметами, сближая применение школьных знаний с реальными жизненными ситуациями, расширяет представления молодых людей о предметных областях, дает возможность лучше увидеть и осмыслить межпредметные связи. Участие в такой деятельности, основанной на взаимодействии учителей, школьников, родителей, представителей различных учреждений, дает реальный жизненный опыт и способствует серьезным, осознанным и ответственным решениям в выборе будущей профессиональной деятельности.

Интеграция ОПД  в традиционный учебный процесс помогает готовить выпускников, способных:

•  адаптироваться в условиях сложного, изменчивого, взаимосвязанного мира;

•  проявлять социальную ответственность;

•  самостоятельно добывать новые знания, работать над развитием интеллекта;

•  самостоятельно добывать новые знания, работать над развитием интеллекта;

•  конструктивно сотрудничать с другими людьми;

•  генерировать новые идеи, творчески мыслить.

Рассмотрим интегрирование ОПД с обществознанием в параллели 6-х классов. На интегрированных уроках наряду с научными знаниями учащиеся получают представление о социальных нормах, системе гуманистических и демократических ценностей способах познавательной и практической деятельности, элементах нравственной, экономической, политической, правовой культуры, культуры социального поведения граждан.

План-конспект интегрированного урока в 6 классе (обществознание и ОПД)

по теме: «Лексика современной молодежи». 2 часа.

Обществознание:  Обобщающий урок по теме «Человек среди других людей».

Модули курса «Основы проектной деятельности»:  Модуль  «Ведение дискуссии», тема «Речевые обороты, допустимые при ведении дискуссии»

Цель: Сформировать у учащихся представления о лексике современной молодежи.

Задачи:

1.        Сформировать представление учащихся о причинах, побуждающих к данной лексике;

2.        Совершенствовать умения и навыки ведения беседы;

3.        Развивать  интерес к родной речи;

4.        Воспитывать в учащихся чувства ответственности к собственным поступкам.

5.        Искать пути решения проблем, возникающих при применении молодежного сленга.

Методы и приемы преподавания: Элементы беседы с использованием жизненных примеров,  в сочетании с элементами исследования учащимися, коллективный способ обучения: работа в группах.

Ход урока.

  1. Организационный момент.  Объявление темы урока, цели.
  2. Беседа учителя обществознания по изученной на предыдущих уроках теме «Человек среди других людей»:  

- что такое межличностные отношения.

- виды межличностных отношений.

- общение: цели, средства, особенности.

- что можно считать человеческой речью (определение).

- как меняется наша речь в зависимости от ситуации (в кругу семьи, среди друзей, в школе, на приеме у врача и т.д.)

- поведение в конфликтной ситуации, как победить обиду и установить контакт.

- что может дать нам речевое общение.

III. Учитель ОПД проводит аналитический этап работы класса над проектом. Предлагает учащимся рассмотреть роль речевого общения в их жизни, выявить возможные проблемы, возникающие  у них при общении со сверстниками, родителями, учителями и предложить возможные пути их решения.

Учащиеся обсуждают в группах  предложенный вопрос, обсуждают  домашние  задания и предлагают к обсуждению результаты исследовательской  работы.  Во время подготовки домашнего задания учащиеся прибегают к помощи учителей русского языка и литературы.

1 группа. Готовит сообщение о значении эмоциональных слов и выражений в составе подростковой лексики.

Будучи использованными, в качестве эмоциональных междометий, они практически не имеют собственного  значения. В зависимости от ситуации, они могут выражать разнообразные, и даже противоположных эмоций: разочарование, раздражение, восхищение, удивление или радость. Исследовательская работа:  Анализ жизненных ситуаций и слов, используемых в жаргоне только в качестве эмоциональных восклицаний.

2 группа. Готовит сообщение «Фамильярная лексика».

Употребление жаргонизмов молодыми людьми прослеживается тенденция использования фамильярной лексики по отношению к социально значимым явлениям, традиционно уважаемым в обществе: родителям; взаимоотношениям между мужчиной и женщиной; факту смерти  и т. д.

Исследовательская работа: От чего это происходит? Явления, значимые с точки зрения социальных норм, зачастую понимаются молодыми людьми как ценности "взрослых" и уже, поэтому негативно воспринимаются. А может быть подростки неосознанно не хотят признавать значимость некоторых явлений, и, соответственно брать на себя ответственность за происходящее, как-бы закрывают глаза на суть происходящего.

3 группа.  Готовит сообщение: «Американские заимствования»

Увлечение Америкой стало своеобразной модой, оно обусловлено созданными в молодежном обществе идеалами. Стереотипом нашей эпохи служит образ идеализированного американского общества, в котором уровень жизни намного выше, и высокие темпы технического прогресса ведут за собой весь мир.

Исследовательская работа:  Основные причины, влияющие на появлении в лексике подростка «американизированных»  слов:  а) увлечение Америкой; б) технологическая революция, в процессе которой каждое новое явление должно получить свое словесное обозначение, свое название. А так как многие из них появляются в Америке, то, естественно получают его на английском языке. Когда же об этих разработках узнают в России, молодежь приспосабливается к уже имеющимся английским словам.

4 группа. Готовит сообщение «Влияние на развитие молодежного сленга компьютеризация жизненного пространства подростка»

Исследовательская работа: Возрастающая тенденция к сокращению, упрощению слов, так как  многие из существующих профессиональных терминов достаточно громоздки и неудобны в ежедневном использовании.

Выводы делает учитель: Сегодня мы рассмотрели факторы, влияющие на речь современных подростков и то, как сама речь влияет на качество нашей жизни. Окружающие предметы и события вызывают у нас не только образы, мысли, идеи, но и эмоции, заставляющие волноваться, бояться, плакать, радоваться, любить и ненавидеть. С  помощью речи человек «выходит» за пределы самого себя, за пределы своего внутреннего мира. Речь дает нам возможность общения между людьми; позволяет выразить душевное состояние (эмоции, чувства); помогает объединять и регулировать наши совместные  действия. Хорошая речь не может быть без соответствующих знаний, умений и навыков. Это все приходит в результате упорного труда. Необходимо быть требовательным не только к речи других, но прежде всего к своей собственной. Сила слова чудодейственна. Слово может быть сильнейшим оружием. Необходимо с раннего возраста сознавать силу слова - как разрушительную, так и созидательную.

IV. Учителя анализируют работу групп и отдельных учащихся, выставляют оценки.

V. Домашнее задание:

1) Проанализировав услышанное на уроке, составить для себя перечень факторов, заставляющих произносить те или иные сленговые выражения.

2) Составить  свой «словарик для взрослых» в котором дать определения и понятия своим сленговым выражениям для объединения его в общий проект.

В процессе  интегрированного урока учащиеся работали над аналитической частью проекта «Как и зачем мы говорим?» На основании полученных результатов был  издан «Словарик  для взрослых», содержащий некоторые сленговые слова и выражения с их толкованием.

Было отмечено значительное повышение интереса учащихся как к предметам, входящим в состав интегрированного урока (ОПД, обществознание), так и предметам, знания которых потребовались им для достижения целей (русский язык, литература, технология, физическая культура, информатика), что в свою очередь способствовало устойчивому повышению  качества знаний учащихся.

Опыт работы по данной теме позволяет сделать выводы о результатах и значении интегрированного обучения, которые сводятся к следующему: интегрированное обучение

  1. способствует развитию научного стиля мышления учащихся;
  2. даёт возможность широкого применения учащимися естественнонаучного метода познания;
  3. формирует комплексный подход к учебным предметам, единый с точки зрения естественных наук взгляд на ту или иную проблему, отражающую объективные связи в окружающем мире;
  4. повышает качество знаний учащихся;
  5. повышает и развивает интерес учащихся к предметам;
  6. формирует у учащихся общие понятия физики, математики, информатики; обобщённые умения и навыки: вычислительные, измерительные, графические, моделирования, наблюдения, экспериментирования,— которые вырабатываются согласованно;
  7. формирует убеждение учащихся, что они могут изучать с пониманием более сложные вещи в сравнении с теми, которые предлагаются в учебнике;
  8. позволяет использовать авторские компьютерные программы учащихся (созданные на базе интеграции) в дальнейшем учебном процессе;
  9. расширяет кругозор учащихся, способствует развитию творческих возможностей учащихся, помогает более глубокому осознанию и усвоению программного материала основного курса физики, математики, информатики на уровне применения знаний, умений, навыков в новых условиях;
  10. приобщает школьников к научно-исследовательской деятельности.

Список литературы:

  1. Косарев И.С. Концепция интегрированного обучения [Электронный ресурс] / И.С. Косарев // School4-perm.narod.ru: Городской портал. - Пермь, 2009. — Режим доступа: http : // www. school4-perm.narod.ru / kis. htm. -24.03.2009.
  2. Metodichka.Net: информационный портал. – М., 2009. –http://www.metodichka.net/integr.php?catid=40&blogid=15. – 15.04.2009.
  3. Сухаревская Е.Ю. Технология интегрированного урока. Практическое пособие для учителей / 2-е изд. - Ростов на Дону: РПИ, 2007. – С. 165-173.

По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Рабочая программа по курсу "Основы проектной деятельности"

Рабочая программа по курсу "основы проектной деятельности" 5 класс (ФГОС)...

Рабочая программа по курсу "Основы проектной деятельности"

Рабочая программа по курсу "Основы проектной деятельности"...

Программа курса «Основы проектной деятельности» в 5 классе

Актуальность программы обусловлена необходимостью подготовки школьников к обучению в старших классах, когда знания основ проектной деятельности станут необходимыми для участия в исследовательских прое...

РАБОЧАЯ ПРОГРАММА ВНЕУРОЧНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ по курсу «Основы проектной деятельности»

Программа разработана на основеразработана на основе Конвенции о правах  ребенка, закона РФ «Об образовании» в действующей редакции, Устава Гимназии, Концепции модернизации российского...