Актуальность проектных технологий и использования ИКТ на уроках эстетического цикла.
статья на тему

Югринова Валентина Владимировна

 Данная работа знакомит с применением ИКТ на уроках и внеурочной деятельности, использовании новых информационных технологий, позволяющих усилить мотивацию учения, учитывать индивидуальные особенности учащихся на уроках эстетического цикла.

Скачать:


Предварительный просмотр:

Актуальность проектных технологий и использования ИКТ на уроках эстетического цикла.

Югринова Валентина Владимировна

 (valentiya.y@rambler.ru)

 Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение

 (МБОУ лицей №9) города Сальска

Аннотация

 Данная работа знакомит с применением ИКТ на уроках и внеурочной деятельности, использовании новых информационных технологий, позволяющих усилить мотивацию учения, учитывать индивидуальные особенности учащихся на уроках эстетического цикла.

“Чтобы воспитывать человека чувствующим и думающим, его следует воспитывать, прежде всего, эстетически”
Ф. Шиллер.

XXI век – век высоких компьютерных технологий. Современный ребёнок живёт в мире электронной культуры. Меняется и роль учителя в информационной культуре – он должен стать координатором информационного потока. Следовательно, учителю необходимо владеть современными методиками и новыми образовательными технологиями, чтобы общаться на одном языке с ребёнком.
Сегодня существует достаточно большой набор средств информационных технологий, доступных школьному учителю. При подготовке и проведении учебных  занятий по технологии, ИЗО и МХК мною используются:
 офисные технологии (MS Word, MS Excel, Power Point,  Publisher, Paint и др.), которые позволяют создавать программные продукты в поддержку преподавания своих  предметов и организовывать проектную деятельность учащихся;
 образовательные ресурсы сети Интернет

Использования ИКТ на уроках МХК, ИЗО и технологии позволяют акцентировать внимание на практических, творческих, проектных работах учащихся. Экскурсии в электронные музеи и предметные коллекции, портреты, иллюстрации объектов, проектируемые на большой экран с помощью LCD-проектора позволяют обогатить урок нестандартными и новыми формами работы, которые способствуют развитию познавательного интереса и формированию художественной культуры.

Наш лицей – школа информационных технологий, но существуют объективные пределы вариативного образования, продиктованные государственной и социальной задачей сохранения единого образовательного пространства. Извечный русский вопрос «что делать?»  в такое трудное время рядовому учителю? Как правильно отобрать и дозировать преподносимый учебный материал? Как сформировать не только ЗУН, но и самоменеджмент учащегося? Как «не потерять лицо» перед учеником, учитель не единственный источник информации?

Чтобы заинтересовать учеников и повысить качество образования, я использую разнообразные методики и технологии, цель которых не только трансляция знаний, но и выявление, развитие, рост творческих интересов и способностей учащихся, стимулирование самостоятельной продуктивной учебной деятельности. Многолетний опыт работы в школе показал, что в развитии интереса к предмету нельзя полагаться только на содержание изучаемого материала. Если учащиеся не вовлечены в активную деятельность, то любой содержательный материал вызовет созерцательный, а не познавательный интерес к предмету.

На уроках МХК, ИЗО и технологии особую роль играет проектная технология обучения, которая позволяют школьникам перейти от усвоения готовых знаний к их осознанному приобретению и как следствие - к свободному творчеству. Использование технологии проектов характеризуется высокой степенью коммуникативности и активным включением учеников в реальную деятельность.

Главная цель введения в школьную практику проектной технологии – раскрытие творческого потенциала каждого ученика, развитие навыков сотрудничества, делового общения, опирающихся на сочетание индивидуальной, самостоятельной и коллективной работы, имеющих внутри себя исследовательскую методику, обязательное создание конечного результата деятельности и как следствие - поднятие престижа преподаваемого предмета. Типология проектов, которые выполняют учащиеся по предметам разнообразна: исследовательские, творческие, информационные, практико-ориентированные и фантастические. Особой популярностью у учащихся нашего лицея пользуются долгосрочные научно-исследовательские проекты, с помощью которых ученики приобщаются к миру серьезных научных исследований и открытий. Любой проект, который выполняют ребята, включает в себя следующие этапы: поисковый, аналитический, практический, презентационный и контрольный – подведение итогов и серьезный анализ выполненной работы.

Работа над проектом – сложный процесс, который не ограничивается только рамками урока. Проект начинается с проектной идеи, определения форм работы, постановки гипотезы и обоснования исследуемой проблемы, технологии описания желаемой и реальной ситуаций, информационного поиска, обработки информации, способов сбора информации, таких как анкетный опрос, наблюдение, работы с научными источниками, поисковыми системами и ресурсами Internet.

Во втором полугодии ребята защищают свои проекты на районной конференции ДАНЮИ, где демонстрируют знания и владения основными исследовательскими методами, владение компьютерной грамотностью, умение интегрировать ранее по полученные знания. Наиболее грамотно были выполнены проекты учащимися 10-А класса по темам: «Ландшафт школьного двора»  Бондаренко Анастасия, «Роспись по стеклу» Колесникова Анастасия, 9-Б класса «От древнерусского эпоса к современной мультипликации» Ломака Евгений, «Счастье – это состояние совершенства, достигнутое сочетанием всех благ…» Роякина Элина.  На 37 научно-практической конференции в городе Ростове на Дону мои учащиеся завоевали: диплом первой степени – Бондаренко Анастасия на секции «Архитектура и дизайн», диплом третей степени – Ломака Евгений на секции «Фольклор и этнография» и Колесникова Анастасия на секции «Декоративно-прикладное искусство». Результаты творческой деятельности могут быть использованы как наглядный материал к урокам и внеклассной работе.

Опыт работы над проектами в течение ряда лет позволяет провести анализ и дать ответ на вопрос: каково значение проектных технологий в обучении таким предметам как МХК,   ИЗО и технология?  Проектная методика позволяет реализовывать образовательные и воспитательные задачи. Заставляет учеников по-новому относятся к истории и культуре своей страны, способствует формированию активной гражданской позиции, максимально развивает индивидуальные способности и творчество.  Тематика исследовательских проектов разнообразна, как неоднозначен и уровень участия – от проектов на уроке, в лицейской конференции, до участия в городских, областных и всероссийских конкурсах исследовательских работ, включающих независимую экспертную оценку специалистов.

Мы живем в цифровом мире компьютерных технологий, в работе над проектами, использование которых просто необходимо. Сюда входит и создание электронного варианта пошаговой работы над проектом, и презентация работы, и фиксация результатов с помощью графиков и таблиц исследования, и работа с электронной библиотекой Интернет-ресурсов. 

Учитывая, что на изучение моих предметов отводится всего чуть больше 8-ми астрономических суток за весь период обучения в общеобразовательной школе, то за это короткое время я должна оптимально использовать все возможные технологии для того, чтобы ученик прикоснулся, проникся, осознал и полюбил эту наиважнейшую область из всех областей человеческой деятельности! На своих уроках благодаря использованию ИКТ я обнаружила следующие результаты:

  1.  у детей значительно повысился интерес к различным областям искусства, они стали больше задавать вопросов;
  2. очень часто ребята самостоятельно дома, в Интернете или в печатной литературе находят дополнительную информацию и приносят на урок;
  3. проявляют инициативу и активно выступают с найденным материалом;
  4. повысилось качество творческих работ (из-за доступного иллюстративного и информационного материала);
  5. к ребятам приходит осознание глобальности и значения искусства в их личной жизни, и многие начинают мечтать об экскурсионных поездках в разные страны мира, чтобы увидеть то, о чем узнали на уроке!

Таким образом, использование ИКТ позволяет проектировать мне, как учителю, грамотный, профессиональный, технологичный урок! А это, в свою очередь, позволяет формировать ключевые компетентности учащихся, т. е. целостную систему универсальных знаний, умений и навыков!

Используемые источники:

Ключевые компетенции и образовательные стандарты. В.А. Хуторской. Интернет – журнал «Эйдос» http://www.eidos.ru/

Селевко Г.К. Современные образовательные технологии: Учебное пособие. – М.: Народное образование,1998.-256

Новые педагогические и информационные технологии в системе образования. Под редакцией Е.С. Полат. М.2001

Филипов В.М. Модернизация Российского образования. –М.: Просвещение,2003.

Образование и личность / В.В. Сериков / Теория и практика проектирования педагогических систем. – М.2005.

. www.school-sector.relarn.ru – «Школьный сектор»

www.it-n.ru – Сеть творческих учителей


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Использование информационных технологий на уроках эстетического цикла

Методическая разработка на тему сочетания традиционных и информационных технологий...

Педагогические технологии на уроках эстетического цикла

В докладе раскрывается тема о педагогических технологиях применяемых на уроках эстетического цикла....

Использование мультимедийных презентаций на уроках эстетического цикла

В докладе освещается использование мультимедиа на уроках эстетического цикла....

Актуальность проектных технологий и использования ИКТ на уроках эстетического цикла.

Данная работа знакомит с применением ИКТ на уроках и внеурочной деятельности, использовании новых информационных технологий, позволяющих усилить мотивацию учения, учитывать индивидуальные особенности ...

Обучение в сотрудничестве с применением современных технологий на уроках эстетического цикла.

Краткая аннотация: в данной статье представлена история интеграции, формы интеграции. Сотрудничество педагогов на предметах эстетического цикла, через современные технологии путём интеграции. Приведен...

Актуальность проектных технологий и использования ИКТ на уроках эстетического цикла

Данная работа знакомит с применением ИКТ на уроках и внеурочной деятельности, использовании новых информационных технологий, позволяющих усилить мотивацию учения, учитывать индивидуальные особеннос...