Развитие творческой активности студентов на занятиях по методике русского языка и во время прохождения практики.
статья по теме

В статье рассказывается о самой сложной форме развития культуры речи - сочинении связных текстов. Это один из видов работы со студентами по закреплению знаний по литературе , методике чтения, методике русского языка.

Скачать:


Предварительный просмотр:

-1-

Развитие творческой активности студентов на занятиях по методике русского языка и во время прохождения практики.

Лобенцова Татьяна Филипповна, «Отличник народного просвещения»,

преподаватель-методист, Педагогический колледж № 15, г.Москва

« …нет сказок лучше тех,

 которые создаёт сама жизнь. »

Г.Х.Андерсен

Самая сложная форма развития культуры речи – это сочинение связных текстов. Известно, дети очень любят сказки. Мир сказок увлекателен и интересен для детей. Их захватывает сюжет, они радуются и переживают вместе с героями. Поэтому именно на,  примере сказки можно особенно эффективно формировать культуру речи. Здесь у нас двойная задача: наряду с развитием речи, с обучением создавать связные тексты мы ставим задачу и развития орфографической грамотности. Это и повторение орфографии, и закрепление конкретной орфограммы и совершенствование речевой культуры. Например, орфограмма ЖИ и ШИ. Для более осмысленного ознакомления младших школьников с орфограммами нами были написаны сказки. Удалось их создать в стихотворной форме, построив по законам этого жанра. Некоторые сказки были опубликованы в приложении, к журналу « Начальная школа ».

Хотелось бы представить отрывки из некоторых сказок.

 

 - На высоком берегу,                                                     *   *    *                  

   Возле леса на лугу,                                      На берегу очень дикой реки

   В домиках живут два брата.                      Жили два друга: друг ЖИ и друг ШИ

   Очень дружные ребята.

                                                                              Решили они: « Надо выстроить дом,

       *      *     *                                              Чтоб дружно и счастливо,  жить было в нём.!»

 - Раз проснулся утром ЖИ,                                              *   *   *

   За окном поют стрижи!                                В чаще леса, у ручья,

   Захотел прибить дощечку                            Жили были ЧА и Ща.

   Перед  домом на крылечко.                        ЧА – резвушка, хохотушка,    

   Стал он думать да гадать.                             ЩА – сварлива, как старушка…

   « Как ЖИ имя написать».  

- 2 -

   Использование информационных технологий в обучении позволило сегодняшним студентам вдохнуть новую жизнь. Студенты разработали мультимедийные проекты по литературному материалу сказок « Удивительное путешествие ЖИ и ШИ », « Новоселье друзей ЖИ и ШИ », « Сказка о том, как ЖИ и ШИ подружились ».

           Сказки наши живут. Их используют не только студенты на практике, но и учителя базовых школ на своих уроках и внеклассных занятиях. Они развивают фантазию младших школьников, помогают им устанавливать ассоциативные связи при изучении орфографических правил, являются как бы элементом мнемоники, системы приёмов облегчающих запоминание.

Рекомендации к сочинению сказок.

            При  выборе персонажей следует исходить из реальности. Персонаж может быть животным, неодушевлённым предметом, грамматической формой, орфографическим правилом. Этот персонаж должен быть очеловеченным,  но какие бы человеческие поступки он не совершал, они должны опираться на характерные черты этого предмета или явления. « Заяц в сказке может читать книжки и говорить по-французски, - писал С.Я.Маршак, но прыгать он обязан, иначе какой он заяц? »

Любая орфограмма может совершать любые человеческие поступки, но если это , например, Безударный гласный , то всё время должно звучать его произношение, то в безударном положении, то под ударением. И любым поворотом сюжета должна подчёркиваться эта особенность.

            Самое сложное в создании сказок сочинять СЮЖЕТ,  в котором разворачиваются какие – либо события. Эти события могут как угодно далеко уходить от привычного представления об этом предмете или явлении, но в ходе развёртывания основная черта данного предмета или явления должна проявляться в любых фантастических явлениях.

            Учитывая то, что сказка – жанр эпический, то в ней обязательно должны присутствовать основные элементы эпического произведения: завязка, развязка действия, кульминация, развязка.  Поэтому должна быть одна сюжетная линия.

Фабула должна развиваться без отклонений от этой сюжетной линии, хотя при этом могут быть авторские комментарии, короткие пейзажные зарисовки, оценки персонажей другими персонажами.

            Очень обогащает сказку диалог и элементы малых фольклорных жанров: песенки, потешки, прибаутки, игровые приёмы,  заклички, считалки и др. Эти малые фольклорные жанры могут быть взяты из сборников детского фольклора, либо из произведений писателей классиков, широко пользовавшихся малыми фольклорными жанрами ( С.Я.Маршак, Б. Заходер и др. )        

            Обогащают сказку так называемые общие места фольклорных сказок: устойчивые приёмы, зачины, концовки, постоянные эпитеты и сравнения, сросшиеся синонимы и др.

- 3 -

            Студенты на педагогическую практику получают памятку по данному виду работы:

  1. Выбор персонажей очень важен.

Персонаж может быть животным, неодушевлённым предметом, грамматической формой, орфографическим правилом.

Персонажи должны быть очеловеченными.

  1. Сюжет сказки. Продумать тщательно, как будут разворачиваться события.

Не забывать, что основная черта главного предмета ( явления ) проявляться в любых фантастических явлениях.

  1. Не забывать о присутствии элементов эпического жанра ( завязка, развитие действия, кульминация, развязка ).

Должна быть одна сюжетная линия.

Помнить это!

  1. Сказку украсят авторские комментарии, короткие пейзажные зарисовки, оценки персонажей другими персонажами.
  2. Не забыть включить диалог и элементы малых фольклорных жанров: песенки, потешки, прибаутки, игровые приёмы, заклички, считалки. Это обогатит вашу сказку.
  3. Не забывать основные характерные черты сказки: зачин, концовки, постоянные красочные эпитеты и сравнения, динамику.
  4. Творите! Дерзайте! Делайте с увлечением! Успехов вам!

      В процессе сочинения сказок студенты не только закрепляют знания по детской литературе и методике чтения, но главное – вживаются в саму поэтику этого удивительного жанра что даёт возможность в дальнейшем более эмоционально преподавать и обучать этому своих будущих учеников.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Статья "Развитие творческой активности учащихся младших классов при обучении иностранным языкам"

В начале 90-х гг. начался процесс обновления начального образования, ориентированный на кардинальное изменение приоритетов целей обучения: на первый план выдвигается развивающая функция обучения...

Развитие творческой деятельности студентов на занятиях по дисциплинам «Русский язык» и «Литература»

Одна из серьёзных и трудных задач - это учить студентов размышлять, развивать умение мыслить творчески, самостоятельно. Всё - творчески! Иначе - зачем?...

Развитие творческой активности учащихся младших классов при обучении иностранным языкам

Методическая разработка, которая знакомит с приемами поддержания и развития интереса учащихся младших классов при обучении иностранным языкам....

«Развитие творческих способностей обучающихся 5 класса на уроках русского языка и литературы и во внеурочное время»

У каждого ребенка есть способности и таланты. Дети от природы любознательны и полны желания учиться. Предлагаю соединить  технологию педагогических мастерских, применяемую на уроках русского язык...

Развитие творческих способностей и личности учащихся на уроках русского языка и литературы и во внеурочное время

СодержаниеВведениеI.  Изложение - традиционный вид учебной работы по развитию творческих способностей школьниковII.  Технология развития мыслительной активности учащихся на уроках русского я...

«Развитие творческой активности обучающихся на занятиях в объединении «Кристаллик» и «Живопись нитками»

детское творчество – явление уникальное. Природа щедро наделила каждого ребѐнка возможностью развиваться. Создание изделий своими руками – это универсальное образовательное средство, способное уравнов...

«Развитие творческой активности, изобретательности на занятиях в объединении «Начальное техническое моделирование»

Развитие детского творчества является актуальной проблемой современной педагогики.  Одной из важных задач педагогической теории и практики на современном этапе стало формирование творческой лично...