Скрытые знаки "SOS"
статья по теме

Буланов Владислав Юрьевич

«Скрытые знаки «SOS»

 

Это, совершенно небольшая статья из цикла «Ключики к успеху». С одним из материалов цикла Вы уже могли познакомиться на сайте. Материал был посвящен психотопографии образовательного пространства. Там все просто и, вместе с тем, на практике очень эффективно при правильном, естественно, применении.  Здесь же я рассказываю о некоторых знаках с просьбой о помощи, посылаемых учениками, верное понимание которых позволит учителям получать более полные и грамотные ответы «у доски».

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon znaki_sos.doc29 КБ

Предварительный просмотр:

Ключики к успеху

«Скрытые знаки «SOS»

Это, совершенно небольшая статья из цикла «Ключики к успеху». С одним из материалов цикла Вы уже могли познакомиться на сайте. Материал был посвящен психотопографии образовательного пространства. Там все просто и, вместе с тем, на практике очень эффективно при правильном, естественно, применении.

В этой статье я рассказываю о некоторых знаках с просьбой о помощи, посылаемых учениками, верное понимание которых позволит учителям получать более полные и грамотные ответы «у доски».

Основной постулат, не являющийся секретом:

«Чтобы получить полную информацию, которой владеет ученик необходимо, как минимум: задать вопрос в понятной ученику форме и создать ему наиболее подходящие условия для вспоминания и презентации имеющихся у него данных по интересующей учителя теме».

К сожалению, современная система образования, особенно в части экзаменационной (ЕГЭ), совершенно не учитывает индивидуальные психологические особенности учащихся. Мы просто не даем ребенку на экзамене раскрыться и выложить материал наиболее доступным ему способом.

Например, одним легче вспоминается в процессе движения, другим в неподвижности.

Одним проще рассказать, другим написать. Одним легче вспоминается, когда идет живая беседа, другим – в одиночестве или в «диалоге» с тетрадкой…

То есть, по сути, современные тестовые (ЕГЭ) формы экзаменов по факту показывают не уровень и качество имеющихся у учащихся компетенций, знаний, умений и навыков по предмету, а то, насколько у них развит именно такой способ презентации имеющихся у них знаний…

И всё. Ни о какой объективной оценке качества образования здесь речи не идет.

Специалисты же, предложившие такой и только такой вид экзамена (ЕГЭ), на мой взгляд, не соответствуют тем дипломам кандидатов и докторов наук, которые у них имеются…

Однако, до ЕГЭ надо еще дорасти, а пока, мы спрашиваем ребят у доски, спрашиваем их с места. И нам важно минимальными средствами помочь им максимально эффективно актуализировать и представить нам имеющиеся у них знания и умения.

И вот здесь есть один простой способ, имеющий в своей теоретической основе идею о межполушарной специализации.

Не «растекаясь мысью по древу» напомню, несколько утрировано, но настоящим специалистам и того будет достаточно, что:

- правое полушарие отвечает за эмоциональное мышление, а левое за логику.

- активность процессов в правом полушарии приводит к большей активности левой части тела человека;

- активность процессов в левом полушарии приводит к большей активности правой части тела человека.

Таким образом, если отвечающий учащийся в ходе ответа больше активизирует левую часть своего тела (наклон головы, ухмылка губ, жестикуляция, движения ногой, заваливания), то ему от слушателей важна эмоциональная поддержка, похвалы или успокоительные слова или удивленно-восхищенные, поддерживающие взгляды, благожелательная мимика учителя и т.п.

Если же активна правая часть тела, то здесь важнее поддержка логического уровня, типа: «Да! Совершенно верно!»

Если рассматривать ситуацию «затруднения в ответе», некоторого временного ступора, то при левой активности желательно провести человечку пару приемов для его успокоения и придания ему уверенности в себе, хотя иногда надо и наоборот, подразнить, заставить нервничать, но об этом чуть ниже.

При правой активности нужно иметь в виду, что ребенок пытается выстроить логику ответа, и ему не хватает какого-то звена. Тогда ему нужна подсказка или наведение на мысль по существу… Напомнить фамилию человека, дату, начало формулы и т.п.

И очень важно помнить, что человеческая память  устроена очень просто – мы лучше всего вспоминаем информацию в том психоэмоциональном состоянии, в котором ее запоминали.

Поэтому, если ребенок готовился к уроку в спокойном состоянии, а на перемене, или же на уроке его из этого состояния вывели (например, в начале урока ему сообщили нечто неприятное или устроили «разбор полетов»), то нет ничего удивительного, что ему архитрудно вспомнить домашнее задание, которое он честно готовил… И вот, пожалуйста, пошло снижение успеваемости, но не по вине ученика, а из-за некоторой психологической безграмотности учителя.

В то же время, среди студентов давно известен феномен, что «ночь готовился к экзамену, а как только сдал, то сразу всё забыл». По традиции, многие студенты готовятся к экзаменам в состоянии стресса. В этом же состоянии они идут сдавать. А когда сдают, то успокаиваются и в этом спокойном состоянии уже мало что могут вспомнить из своего, иногда блестящего, ответа.

И этот феномен также очень важно нам учитывать при подготовке учащихся к контрольным, экзаменам… Да и на самих экзаменах тоже.

Надеюсь, что эти два ключика помогут и вам, и вашим ученикам.

Буланов Владислав Юрьевич - практический психолог, педагог дополнительного образования

Глазов
Удмуртия.

E-mail: bulanovvlad@mail.ru


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Скрытая опасность неформальных объединений

Классный час "Скрытая опасность неформальных объединений. Есть ли она и как это определить". На мой взгляд здесь важно отделить неформальные объединения от экстримистских группировок....

Экстремизм. Часть 2.Скрытая опасность неформальных объединений…Есть ли она и как это определить?

Демонстрационно-обучающие материалыпо внеклассной работе  «Уроки толерантности»Автор Овчарова О.Э.-учитель химии,классный руководитель 11А класса ГБОУ СОШ № 466 Курортного района Санкт-Петер...

Доклад к родительскому собранию "Оскорбления.Что за ними скрыто?"

Это выступление  поможет педагогам, а особенно классным руководителям в подготовке родительского собрания по теме: "Оскорбления. Что за ними скрыто?" Это тема актуальна, так как часто  детей...

Родительское собрание "Оскорбления. А что за ними скрыто?"

Это выступление классного руководителя поможет подготовиться к родительскому собранию. Тема актуальна, та как очень часто детей оскорбляют, наносят непоправимую психологическую травму и одноклассники,...

Арт - терапия как метод реализации потенциальных творческих (зачастую скрытых) возможностей ребенка

Арт-терапия – это (дословно) лечение «пластическим изобразительным творчеством» и является средством свободного самовыражения. Творчество дарит человеку прекрасную возможность выразить себя, выразить ...

урок английского языка в 9 классе по теме “A Hidden Enemy” (Скрытый враг- Стресс)

            Данный урок-урок  изучения нового материала, является одним из цикла уроков по теме «Душа и тело».Цель урока- организовать деятельность по во...

презентация "Скрытый смысл войны" Первая мировая глазами поэтов Серебряного века

Н.Гумилев, А.Блок, В.Брюсов, М.Волошин - их стихи, воспоминания, дневники раскрывают истинный смысл войны...