Использование математического аппарата на уроках экономики в школе.
статья по теме

Рычкова Ольга Валерьевна

Математике принадлежит особая роль в интеграции с другими школьными дисциплинами, в частности без математического аппарата невозможно качественное усвоение экономического материала.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл pro_matematiku_i_ekonomiku.docx186.75 КБ

Предварительный просмотр:

Использование математического аппарата

 на уроках экономики в школе.

   Материал подготовила: Рычкова Ольга Валерьевна, учитель математики МКОУ СОШ п. Кобра Нагорского района Кировской области.

   Математика интегрирует со многими школьными дисциплинами, предоставляя свой аппарат для изучения другого предмета.   Одним из самых ярких примеров такой интеграции является симбиоз экономики и математики: с одной стороны, экономика не представима без математических знаний, с другой стороны, экономический сюжет широко используется в текстовых задачах в школьном курсе математики. Математике принадлежит особая роль, т. к. усвоить и проанализировать смысл важнейших экономических понятий и соотношений между ними  невозможно без математического аппарата.

   Представляю анализ использования математического материала при изучении самостоятельного предмета «Экономика»,  либо при рассмотрении экономического материала в рамках предмета «Обществознание». Анализ сделан по учебнику И. В. Липсица «Экономика» для 10 – 11 классов и соответствующему пособию для учителя, написанного Е. В. Савицкой, С. Ф. Серегиной.

   Данный материал может способствовать  определенному сотрудничеству учителя обществознания с учителем математики с целью более качественного освоения экономического материала.

Примеры заданий по экономике

Применяемые математические ЗУН

  1. Решение вычислительных задач по экономике.

В хлебопекарне работают 10 человек. Каждый из них отрабатывает в течение дня 8 часов рабочего времени. За день выпекается 800 буханок хлеба. Чему равна производительность труда в этой хлебопекарне?

Выполнение элементарных арифметических вычислений. Способ решения задачи – по действиям.

В стране Тугритании количество денег в обращении увеличилось с 32 млрд. тугриков до 36 млрд. Скорость обращения денег не изменилась, а реальный объем производства сократился на 10 %. В результате этого на сколько процентов повысились цены в Тугритании?

Составление математической модели в виде уравнения или их систем.

Умение решать уравнения и их системы.

Умение выполнять преобразования алгебраических дробей.

В стране Альфании потребляется только 3 вида товаров. Используя данные таблицы, рассчитайте индекс цен для Альфании.

Применение определения термина «проценты».

Умение записывать проценты в виде десятичной дроби и обратно.

Умение вычислять площади фигур (использование формул площадей фигур; нахождение площади криволинейной трапеции с помощью интеграла).

  1. Изучение и применение экономических формул.

Эластичность спроса по цене

Ɛdр=*

Использование общепринятых математических обозначений.

Перевод единиц измерения различных величин.

Умение вычислять значение переменной при заданных условиях.


  1. Анализ экономической ситуации, основанный на построении и чтении графиков.

Что показывают точки на кривой производственных возможностей?

Умение определять координаты точек графика.

Умение строить график функции, заданной различными способами (по точкам, по известному уравнению функции, по табличным значениям).

Умение находить значение функции по значению аргумента и наоборот.

Умение определять вид зависимости (прямая или обратная), положительный и отрицательный наклон кривой, выпуклость вниз и выпуклость вверх.

Умение преобразовывать графики (сдвигать графики по горизонтальной  или (и) по вертикальной оси).

Уметь показывать частные случаи расположения графиков.

При цене 50 рублей за десяток куриных яиц месячный объем спроса на них равен месячному объему предложения. Многие потребители жалуются, что такая цена слишком высока, и склоняют правительство заставить продавцов назначить только 30 рублей за десяток. Предскажите эффект, произведенный правительственным регулированием цен на рынке яиц.


  1. Анализ экономической ситуации, основанный на статистических диаграммах.

Умение работать с информацией, представленной в графическом виде.

Умение читать разные виды диаграмм (интерпретировать числовые значения; сопоставлять данные, представленные на нескольких диаграммах).


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Методические рекомендации по использованию игровых технологий на уроках экономики

В работе раскрывается сущность метода  игровых технологий, целесообразность использования их в системе начального профессионального образования, технология и методика проведения дидактических и и...

Использование кейс-технологий на уроках "Экономики"

Метод анализа ситуаций открывает двери для творчества преподавателя, создает ощущение нужности обществу и самоценности. Каждый, кто хоть немного соприкоснулся с этим методом, уже не будет преподавать ...

Использование математического аппарата на уроках химии в школе.

Предлагаю карточки для обучающихся, используя которые учитель химии за 2 – 5 минут сможет актуализировать необходимые математические знания с целью повышения эффективности урока (изучения нового матер...

«Использование понятийного аппарата на уроках истории в 5 классе через игровую технологию»

В данном материале можно найти разработку мастер- класса по теме  «Использование понятийного аппарата на уроках истории в 5 классе через игровую технологию»...

ОСОБЕННОСТИ ОРГАНИЗАЦИИ ПРОЕКТНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ НА УРОКЕ ЭКОНОМИКИ В ШКОЛЕ (ИЗ ОПЫТА РАБОТЫ УЧИТЕЛЯ ЭКОНОМИКИ)

Организация проектной деятельности учащихся в школе является одним из приоритетов современного образования. Широко применяется как технология формирования ключевых компетентностей учащихся. Развивающи...

Использование интернет-ресурсов на уроках экономики в старшей школе

Использование интернет-ресурсов в процессе обучения безусловно положительно влияет на уровень и качество знаний учащихся. Указанные в статье интернет-ресурсы  помогут сделать уроки экономики...