Основы исследовательской культуры
элективный курс (11 класс) по теме

Левина Оксана Евгеньевна

Программа спецкурса «Основы исследовательской деятельности» разработана для учащихся 9-11 классов, ведущих самостоятельное исследование и являющихся участниками школьного научного общества.

Содержание курса позволяет удовлетворить потребность учащихся в понимании сущности исследовательской деятельности, в овладении исследовательскими умениями, в формировании личностной позиции «Я – исследователь».

Целью данного курса является развитие исследовательской культуры учащихся старших классов, овладение теоретическими знаниями и практическими умениями ведения исследовательской работы.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл osnovy_issledovatelskoy_kultury.docx27.56 КБ

Предварительный просмотр:

 

Основы исследовательской культуры

Программа  спецкурса  для учащихся 9-11классов

Составитель: Левина Оксана Евгеньевна,

учитель обществознания

Пояснительная записка

Актуальность проблемы развития исследовательской культуры учащихся в настоящее время осознается многими педагогами. Исследовательская деятельность содержит значительный образовательный потенциал, так как:

  1. дает возможность ученику занять субъектную позицию в образовательном процессе;
  2. обогащает личностный опыт ученика, формирует его исследовательскую культуру, учит корректно относиться к результатам познания, к науке;
  3. позволяет сформировать умения работы с информацией.

Программа спецкурса «Основы исследовательской деятельности» разработана для учащихся 9-11 классов, ведущих самостоятельное исследование и являющихся участниками школьного научного общества.

Содержание курса позволяет удовлетворить потребность учащихся в понимании сущности исследовательской деятельности, в овладении исследовательскими умениями, в формировании личностной позиции «Я – исследователь».

Целью данного курса является развитие исследовательской культуры учащихся старших классов, овладение теоретическими знаниями и практическими умениями ведения исследовательской работы.

Задачи курса:

  1. помочь учащимся осознать ценность научной деятельности, возможности собственного интеллектуального поиска;
  2. сформировать открытый стиль взаимоотношений на занятиях;
  3. информировать учащихся об основных принципах, структуре, научном аппарате исследовательской работы, сущности информационного поиска, правилах оформления собственной исследовательской работы.

Структура курса, обусловленная логикой образовательных задач, включает следующие блоки:

  1. теоретический блок, содержащий основную информацию в области создания исследовательского текста;
  2. практический блок, включающий упражнения, выполнение которых позволит приобрести практические умения и навыки исследовательской деятельности;
  3. психологический блок, обусловливающий развитие мотивации, интеллектуальных и волевых качеств, создающий благоприятный психологический климат на занятиях.

Если руководитель курса не имеет специального психологического образования, целесообразно проводить занятия совместно со школьным психологом для достижения эффекта группового взаимодействия.

В структуре курса представлены 10 тем:

  1. Наука как род духовной деятельности.
  2. Научно-исследовательская работа как процесс и продукт интеллектуальной деятельности.
  3. Поиск информации и алгоритм его выполнения.
  4. Автоматические информационные ресурсы. Перспективные информационные технологии и производство новых видов информационных продуктов и услуг.
  5. Аппарат научного исследования.
  6. Основные приемы интеллектуальной работы с текстом. Чтение.
  7. Основные приемы интеллектуальной работы с текстом. Способы записи прочитанного.
  8. Технология подготовки доклада.
  9. Жанры и виды научных текстов.
  10. Научная дискуссия и полемика.

Обучение предполагает следующие  виды групповой и индивидуальной деятельности:

  1. конспект;
  2. сообщение, доклад, выступление в дискуссии;
  3. самостоятельная работа над темой исследования;
  4. ролевая игра;
  5. участие семинарах,  научно-практических конференциях различного уровня;
  6. экскурсии в библиотеки города, ОНБ г. Кемерово;
  7. консультации с руководителем исследования.

Активная самостоятельная подготовка учащихся включает самостоятельную работу над исследованием.

Контроль эффективности учебной работы осуществляется по итогам самостоятельной работы, представляемой  учащимися  к обсуждению на занятиях. Целью контроля является не столько оценка деятельности учащегося, сколько своевременная помощи в разрешении возникающих трудностей. Самостоятельное исследование предполагает наличие высокоразвитой способности к самоконтролю. Поэтому, организуя контроль деятельности учащегося, руководителю необходимо выявить существующие затруднения и оказать поддержку ученику.

Курс  предполагает развитие интереса к предмету, фиксировать динамику которого необходимо, используя социометрические методы, анкетирование, данные наблюдения.

В результате занятий по программе данного курса планируется развитие учебных умений учащихся:

  1. учебно-интеллектуальные умения: определять структуру объекта, устанавливать функциональные связи и отношения, логически обосновывать и аргументировать суждения, доказывать и опровергать, ставить и решать проблемы, выдвигать гипотезы, находить альтернативные пути решения проблемной ситуации, оценивать событие, явление с различных точек зрения;
  2. учебно-организационные умения: владеть методами решения творческих задач («мозговой штурм», разрешение противоречий и др.), находить закономерности и взаимосвязи в строении и функционировании изучаемых объектов;
  3. учебно-исследовательские умения: знать основные этапы научного исследования, уметь осуществлять научное исследование, выполнять учебные задания проблемного и исследовательского характера, основные виды исследовательских работ: аннотации, тезисы, рефераты, исследовательские проекты;
  4. учебно-коммуникативные умения: владеть устной и письменной речью, навыками ведения диалога, дискуссии, полемики.

Курс рассчитан на 34 часа. Занятия проводятся в форме интеллектуального тренинга в кабинете психологической разгрузки по преимуществу в режиме группового взаимодействия. В программе предусмотрены задания теоретического и практического характера с преобладанием практических заданий, что призвано помочь учащимся в усвоении исследовательских умений.

Учебно-тематический план

Содержание курса

Всего часов

Теоретическая часть

Практическая часть

Формы контроля

Введение. Поэзия науки

2

1

1

Диагностика мотивации исследовательской деятельности

1. Наука как род духовной деятельности

2

1

1

2. Научно-исследовательская работа как процесс и продукт интеллектуальной деятельности

2

1

1

Планирование собственного исследования

3. Поиск информации и алгоритм его выполнения

4

1

3

Составление библиографии собственного исследования

4. Автоматизированные информационные ресурсы. Перспективные информационные технологии и производство новых видов информационных продуктов и услуг

4

1

3

Поиск информации в INTERNET по теме своего исследования

5. Аппарат научного исследования

4

2

2

Презентация собственных исследовательских проектов

6. Основные приемы интеллектуальной работы с текстом. Чтение

2

1

1

Структурирование предложенного материала

7. Основные приемы интеллектуальной работы с текстом. Способы записи прочитанного

6

2

4

Создание вторичных документов по теме собственного исследования

8. Технология подготовки доклада

2

1

1

Представление докладов по теме собственного исследования

9. Жанры и виды научных текстов

2

1

1

Конструирование научного текста

10. Научная дискуссия и полемика

2

1

1

Участие в дискуссии по теме ученического исследования

Заключение. «Я – исследователь»

2

2

Диагностика мотивации исследовательской деятельности

Всего

34

13

21

Содержание учебной программы

Введение (2 часа)

Знакомство участников научного общества, рассказ о собственных научных интересах. Формирование командных взаимоотношений, открытого тренингового стиля взаимодействия. Диагностика мотивации исследовательской деятельности.\

Тема 1. Наука как род духовной деятельности (2 часа)

Теоретический блок. Познание как процесс получения знания. Научное и вненаучное познание. Знание. Формы знания. Специфика научного знания. Различные понимания науки. Функции науки.

Практический блок. Классификация текстов по формам знания. Определение признаков научного знания в предложенном тексте.

Психологический блок. Развитие командных взаимоотношений. Упражнения на групповую сплоченность.

Тема 2. Научно-исследовательская работа как процесс и продукт интеллектуальной деятельности (2 часа)

Теоретический блок. Пути получения нового объективного знания: изучая информацию – изучая жизнь. Этапы научно-исследовательской работы: постановочный, собственно исследовательский, оформительско-внедренческий.

Практический блок. Составление и обсуждение планов исследовательской работы учащихся.

Психологический блок. Интеллектуальный тренинг. Упражнения на развитие дивергентного мышления (Гилфорд)

Тема 3. Поиск информации и алгоритм его выполнения (4 часа)

Теоретический блок. Адресный запрос. Библиографическое описание. Основные поисковые элементы адресного поиска. Алфавитный каталог, его задачи и функции. Алгоритм поиска. Логические комплексы в алфавитном каталоге. Авторские указатели в информационных изданиях. Понятие о фактографическом поиске. Формальные атрибуты фактографических запросов. Справочные издания как источник фактографической информации, их типы. Алгоритм выполнения фактографического запроса. Тематический поиск. Систематический каталог и систематическая картотека статей как источник тематического разыскания. Структура систематического каталога. Алгоритм тематического поиска. Библиотека как информационно-поисковая система.

Практический блок. Экскурсии в библиотеки города, ОНБ им. В.Федорова.

Тема 4. Автоматизированные информационные ресурсы.

Перспективные информационные технологии

и производство новых информационных продуктов и услуг (4 часа)

Теоретический блок. Структура АИР. База и банк данных. Функционирование АИР: использование баз данных, организация телекоммуникационного доступа к базам данных. Понятие об информационных сетях и системах. Индустрия информации. Развитие телекоммуникаций. Электронная почта. Факсимильная передача информации. Телеконференции. Локальная сеть как основа современного электронного офиса. Мировая компьютерная сеть.

Практический блок. Работа в INTERNET. Поиск информации по теме собственного исследования.

Тема 5. Аппарат научного исследования (4 часа)

Теоретический блок. Выбор объектной области исследования. Определение проблемы и темы. Выявление противоречий. Объект и предмет исследования. Цели и задачи исследования. Гипотеза исследования. Методы и методики исследования.

Практический блок. Презентация собственных исследовательских проектов.

Психологический блок. Развитие устной речи. Упражнения на умение вести диалог, дискуссию.

Тема 6. Основные приемы интеллектуальной  

работы с текстом. Чтение (2 часа)

Теоретический блок. Чтение. Основные интеллектуальные операции, выполняемые входе чтения. Смысловая группировка текста. Смысловые опорные пункты. План текста. Логическая схема текста. Взаимосвязь понимания и запоминания текста.

Практический блок. Интеллектуальная работа с предложенным текстом. Структурирование материала.

Психологический блок. Интеллектуальный тренинг. Упражнения на развитие операций мышления: анализ, синтез, классификация, обобщение, сравнение, аналогия (Айзенк, Векслер).

Тема 7. Основные приемы интеллектуальной

работы с текстом. Способы записи прочитанного (6 часов)

Теоретический блок. Способы записи: план, выписки, цитаты, тезисы, реферат, резюме, конспект. Простой и сложный план. Логические схемы построения сложного плана. Выписки и цитаты. Точность цитирования. Правила оформления цитат. Тезисы как совокупность положений, которые нужно доказать. Формы тезисов: краткие, распространенные, текстуальные, свободные. Правила составления тезисов. Реферат как вторичный документ, содержащий основные положения и выводы первичного документа. Требования к реферату. Логическая схема реферата. Резюме как вариант реферативного текста. Конспект: текстуальный, свободный, смешанный. Требования к конспекту.

Практический блок. Создание вторичного документа на основе предложенного первичного.

Психологический блок. Тренинг динамического чтения (Матвеев).

Тема 8. Технология подготовки доклада (2 часа)

Теоретический блок. Основные этапы и технология работы над докладом: уточнение целей и задач работы, ее объемов, сроков; анализ формулировки темы, поиск и отбор литературы по теме. Оформление результатов переработки информации. Построение логической схемы доклада. Группировка материала. Критический анализ источников. Подготовка связного текста доклада. Оформление списка литературы. Редактирование и окончательная запись текста доклада.

Практический блок. Представление докладов по теме исследования

Психологический блок. Тренинг навыков публичного выступления. Правила управления вниманием аудитории.

Тема 9. Жанры и виды научных текстов (2 часа)

Теоретический блок. Научный текст как объект аналитико-синтетической переработки. Содержание и цели научных сообщений. Многообразие научных документов и их взаимосвязь с этапами и характером научного исследования. Основные черты стиля научного изложения. Композиционная структура основных видов научных документов.

Практический блок. Конструирование научного текста на основании заданных параметров.

Психологический блок. Развитие письменной речи. Упражнения на перекодирование сообщения.

Тема 10. Научная дискуссия и полемика (2 часа)

Теоретический блок.  Правила ведения дискуссии и полемики. Наиболее значительные дискуссии в истории науки. Полемическая борьба в науке. Правила убеждения оппонента.

Практический блок. Организация дискуссии, полемики по теме ученического исследования.

 Психологический блок. Развитие речи. Ролевые игры-дискуссии.

Заключение (2 часа)

Психологический тренинг. Подведение итогов совместной работы. Упражнение «Карта жизни». Закрепление личностной позиции «Я – исследователь». Диагностика мотивации исследовательской деятельности.

Ключевые понятия

  1. Автоматизированные информационные ресурсы
  2. Адресный запрос
  3. Алгоритм
  4. Алфавитный каталог
  5. Антинаучное знание
  6. База данных
  7. Банк данных
  8. Библиографическое описание
  9. Библиография
  10. Библиотека
  11. Вненаучное знание
  12. Вторичный документ
  13. Гипотеза
  14. Диалог
  15. Дискуссия
  16. Доклад
  17. Донаучное знание
  18. Задачи исследования
  19. Игровое познание
  20. INTERNET
  21. Информационная сеть
  22. Информационная система
  23. Исследование
  24. Истина
  25. Квазинаучное знание
  26. Клише
  27. Конспект
  28. Логическая схема материала
  29. Локальная сеть
  30. Лженаучное знание
  31. Маркеры
  32. Методики исследования
  33. Методы исследования
  34. Наука
  35. Научное знание
  36. Научное познание
  37. Научно-исследовательская работа
  38. Ненаучное знание
  39. Объект исследования
  40. Обыденно-практическое знание
  41. Паранаучное знание
  42. Первичный документ
  43. План
  44. Познание
  45. Полемика
  46. Предмет исследования
  47. Проблема исследования
  48. Простой план
  49. Противоречие
  50. Псевдонаучное знание
  51. Резюме
  52. Реферат
  53. Систематический каталог
  54. Сложный план
  55. Смысловая группировка текста
  56. Смысловые опорные пункты
  57. Тезисы
  58. Телекоммуникационный доступ
  59. Тема исследования
  60. Тематический поиск
  61. Факсимильная передача информации
  62. Фактографический поиск
  63. Цели исследования
  64. Цитата
  65. Чтение
  66. Электронная почта
  67. Электронный каталог

Список литературы, рекомендованной учащимся

  1. Бардин, К.В. Как научить детей учиться. Учебная деятельность, ее формирование и возможные нарушения. [Текст] / К.В. Бардин. – М.: Просвещение, 1989. – 111с.
  2. Кац, Л.В. Азбука лингвистического исследования. [Текст] / Л.В. Кац. – М.: Онега, 1994. Часть II. Основы научных исследований. – 144с.
  3. Михайлова, Ю.С., Нефедова, Р.М. Учимся писать конспекты, рефераты, изложения: Пособие с тестами и ключами. [Текст] / Ю.С. Михайлова, Р.М. Нефедова. – М.: ЮНВЕС, 1998. – 256с.

Список литературы для учителя

  1. Дереклеева, Н.И. Научно-исследовательская работа в школе. [Текст] / Н.И. Дереклеева. – М.: Вербум-М, 2001. – 48с.
  2. Гендина, Н.И., Колкова, Н.И., Скипор, И.Л. Информационная культура личности: диагностика, технология формирования: Учебно-метод. Пособие. –  Ч. I. [Текст] / Н.И. Гендина, Н.И. Колкова, И.Л. Скипор. – Кемерово: Кемеровск. гос. академия культуры и искусств, 1999. – 143с.
  3. Загвязинский, В.И., Атаханов, Р. Методология и методы психолого-педагогического исследования: Учеб. пособие для студ. высш. пед. учеб. заведений. [Текст] / В.И.Загвязинский, Р. Атаханов. – М.: Издательский центр «Академия»,2001. – 208 с.
  4. Кохановский, В.П., Золотухина, Е.В., Лешкевич, Т.Г., Фатхи, Т.Б. Философия для аспирантов: Учебное пособие. [Текст] / В.П. Кохановский,  Е.В. Золотухина,  Т.Г. Лешкевич,  Т.Б. Фатхи. – Ростов н/Д: «Феникс», 2002. – 448с. (Серия «Высшее образование»).
  5. Криволапова,  Н.А. Педагогическое содействие развитию познавательных способностей обучающихся. [Текст] / Н.А. Криволапова. // Профильная школа. – 2005. – 4(13). – с. 46-50.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Элективный Курс "Основы исследовательской культуры"

В работе представлены методические разработки к элективному курсу «Основы исследовательской культуры». Пособие предназначено для учителей биологии общеобразовательных учреждений....

Обзор уроков курса "Основы религиозной культуры и светской этики" модуль "Основы православной культуры"

Материал представляет обзор нескольких уроков курса "Основы религиозной культуры и светской этики" модуль "Основы православной культуры" по учебнику Андрея Кураева....

Рабочая программа по Основам религиозных культур и светской этики (Модуль "Основы светской этики" 4-5 класс. Модуль "Основы мировых религиозных культур" 4 класс)

Рабочая программа по Основам религиозных культур и светской этики (далее – Учебный курс ОРКСЭ) составлена в соответствии с Приказом Министерства образования и науки Российской Федерации от 31 ян...

Разработка урока по ОРКСЭ. Модули: Основы мировых религиозных культур; Основы православной культуры; Основы светской этики. Тема урока: Культура и религия"

Разработка урока по ОРКСЭ. Модули: Основы мировых религиозных культур; Основы православной культуры; Основы светской этики. Тема урока: Культура и религия"Программа для общеобразовательных учрежд...

Рабочая программа по предметно-практической деятельности "Основы исследовательской культуры"

ЦЕЛИ И ЗАДАЧИ ИЗУЧЕНИЯ КУРСА Цель курса: обучение школьников умениям и навыкам исследовательской работы. Данный курс решает следующие задачи:      знакомство с принципами и правилами ор...

Проектно – исследовательский метод при обучении предмету «Основы религиозных культур и светской этики».

Проектно – исследовательский метод  при обучении предмету  «Основы  религиозных культур  и светской этики»....

Основы исследовательской и консультационно-просветительской деятельности педагогов по организации обучения, воспитания и развития общей культуры детей с особыми образовательными потребностями

В методических рекомендациях представлены инновационные разработкиМОУ «Кизильская школа № 1» по организации обучения, воспитания и развитияобщей культуры детей с особыми образовательными п...