Статья: Роль и место гуманитарно-обществоведческих дисциплин в средней школе. Курс "Мировая художественная культура".
статья по теме

Горбулина Татьяна Геннадьевна

Важнейшие задачи образования - пересмотр содержания и повышение качества – поставили в центр внимания взаимосвязь и взаимозависимость образования и культуры. Позитивное влияние национально-культурных традиций на духовно-нравственное воспитание, интеллектуальное и творческое развитие молодёжи стали предметом изучения педагогики, социологии, философии и других областей гуманитарного знания. Результаты изучения нравственных истоков, культурных, художественно-эстетических отечественных и мировых традиций являются важнейшим фактором образования. Сегодня мы много говорим о духовно-нравственном воспитании школьников, молодёжи, разрабатываем программы, в журналах целые рубрики посвящены данной теме и т. д. Тема волнует, она востребована, регулярно освещается в периодической печати. Что же происходит на самом деле в области духовно-нравственного воспитания?

Скачать:


Предварительный просмотр:

                                                                   

Роль и место гуманитарно-обществоведческих дисциплин в средней школе. Курс «Мировая художественная культура».

Современные политические, социокультурные, экономические условия России, претерпели кардинальные изменения с конца 80-х годов XX века и потребовали обновления содержания образования и переосмысления всех духовно-нравственных ориентиров и ценностных установок, используемых в образовательной системе в целом.

Важнейшие задачи образования - пересмотр содержания и повышение качества – поставили в центр внимания взаимосвязь и взаимозависимость образования и культуры. Позитивное влияние национально-культурных традиций на духовно-нравственное воспитание, интеллектуальное и творческое развитие молодёжи стали предметом изучения педагогики, социологии, философии и других областей гуманитарного знания. Результаты изучения нравственных истоков, культурных, художественно-эстетических отечественных и мировых традиций являются важнейшим фактором образования. Сегодня мы много говорим о духовно-нравственном воспитании школьников, молодёжи, разрабатываем программы, в журналах целые рубрики посвящены данной теме и т. д. Тема волнует, она востребована, регулярно освещается в периодической печати. Что же происходит на самом деле в области духовно-нравственного воспитания? Изучив журналы «Искусство в школе» за последние годы, я увидела, что практически в каждом номере есть статья, посвящённая проблемам духовно-нравственного воспитания.  Духовность и нравственность понятия разные. На безнравственной основе нельзя построить ничего. Говорить о духовности в нынешних условиях, трудно. На протяжении последних десятилетий происходит недооценка роли искусства в развитии подрастающего поколения. Это до сих пор отражается в структуре учебного плана, отсутствует единый взгляд на содержание и формы эстетического воспитания. А ведь важно понять, что оно не определяется количеством кружков в школе, а связано с воспитанием в ребёнке сопереживания, «родственного внимания к миру», что эстетическое воспитание есть открытие жизни, открытие себя в этом мире, размышление над смыслом существования человека на земле. На первый план сегодня вышла тема новых технологий, обеспеченности школ компьютерами, которая к духовности и нравственности отношения не имеет.

Сегодня нужно совсем другое: как можно раньше и полнее приобщать ребёнка к положительному опыту богатой, чувственно и эмоционально насыщенной душевной жизни, к опыту изначального единства человеческого существа со всем сущим. Нужно создавать условия для погружения в этот опыт. В светской школе существует одна область, где может решаться, эта задача: область гуманитарно-художественных дисциплин. Важно осознать, что художественная культура – свойство и признак человеческого способа существования. Никогда человечество не обходилось без того, что мы сейчас называем произведениями искусства. «…Области искусства принадлежит вся вселенная, вся история, все лица» (А.И. Герцен) Искусство – одна из форм общественного сознания, специфическая духовно-практическая деятельность по освоению мира. Специфика познания мира через искусство – в образном освоении действительности. Такой способ познания и проще и сложнее других.

Человечеству свойственна память о прошлом, интерес к своей истории. Через художественное произведение возникает диалог культур, которые разделены веками. Так через искусство передаётся духовный опыт человечества.

Не только бесконечны - быстротечны

Года, где как мгновенья ты и я.

Соединить сегодняшнее с Вечным,

Искусство, вот обязанность твоя.

                                              А. Смольников

Созданное людьми для людей, искусство выступает как великий и могучий язык человечества, язык его чувства и мысли. Искусство позволяет нам увидеть мир глазами другого человека – в уникальности и неповторимости его мироощущения, осознать человеческое в себе. Искусство – достояние всего человечества, и в этом его огромная социальная ценность. Одним из главных результатов общения с искусством является переход человека к новому внутреннему состоянию. Сопереживая художнику,  участвуя в его творческих поисках и достижениях, мы формируем и обогащаем свой духовный мир, развиваем в себе личность. Искусство существует как внутренний монолог, как духовное самовыражение. Предмет искусства есть мироощущение автора-художника, его отношение к миру, его оценка явления. А субъектом является личность ребёнка, его мироощущение, его внутренний мир. Изучение культуры и искусства должно быть мотивировано живым личностным интересом учащихся.

 «Дети по своей природе исследователи. Жажда новых впечатлений, любознательность, желание экспериментировать, поиск истины распространяются на все сферы их деятельности.  Начинается с того, что в ребёнке развивается отношение ко всему в его окружении, как к живому, ценного самим фактом своего существования; чувство тёплой эмоциональной связи и собственного единства с миром: с людьми, природой, культурой, с прошлым и будущим» (3, с.7) После знакомства с произведениями искусства на уровне чувственного восприятия, на уровне собственных эмоций и ассоциаций возникает ощущение некоего родства личных переживаний с переживаниями героев художественных произведений. Созвучие мироощущений художника и ребёнка, их диалог – это тот идеал, к которому стремится учитель на уроке искусства. О чём же с нами «ведут разговор» герои произведений искусства? Прежде всего о вечных вопросах бытия, таких как жизнь и смерть, Бог и человек, любовь и ненависть, верность и предательство. Эти вопросы понятны любому человеку, они волновали, волнуют и будут волновать людей независимо от той или иной исторической эпохи. Древняя истина гласит: «Ars longa, vita brevis» (Жизнь коротка, искусство вечно) Искусство не только фиксирует весь накопленный человечеством опыт чувственно-эмоционального восприятия и осмысления жизни, но и отбирает из этого опыта всё то, что помогает добру бороться со злом, благородству с пороками людей. Искусство обобщает этот опыт и передаёт его в конкретных художественных образах. Идеалы Добра и Справедливости, Любви и Согласия всегда были и остаются одной из непреходящих тем мирового искусства.

Отечественная педагогика искусства богата разработками самого высокого уровня: концепция Д. Кабалевского, родственная концепции программа по изобразительному искусству Б. Неменского, курс мировой художественной культуры Л. Предтеченской. Это и есть «три кита» художественного воспитания в общеобразовательной школе – единая по цели, по пониманию роли искусства в становлении духовной культуры ребёнка. Особое место занимают уроки Мировой художественной культуры. Конечно, они требуют от учителя серьёзных усилий при подготовке, но эти усилия с лихвой окупаются. Каждая историческая эпоха характеризуется некоторой общностью философских, религиозных, научных, политических идей; психологических особенностей восприятия мира; этических и моральных норм, определённых эстетических критериев. Все эти факторы складываются в восприятии человека в конкретную «картину мира», по которой и отличают одну эпоху от другой. Таким образом, именно на уроках МХК есть возможность приблизиться к пониманию той или иной эпохи в целом. Данный курс по своей сути является интегрированным, так как он находится на перекрёстке различных образовательных направлений, а его материал включает в себя рассмотрение весьма сложных философских, искусствоведческих, культурологических проблем.

Из истории рождения курса «Мировая художественная культура».

У истоков рождения школьного предмета «Мировая художественная культура» стояла Лия Михайловна Предтеченская, которая прошла нелёгкий путь экспериментального преподавания и научной разработки предмета, с помощью которого осуществлялось духовно-нравственное воспитание школьников силой воздействия и средствами искусства.

«Я – счастливый человек!» - часто говорила Лия Михайловна. И она действительно ощущала себя счастливым человеком, несмотря на то, что в её жизни было много трагических событий, трудностей, изнурительной борьбы. Цель всей её жизни – «сдвинуть с мёртвой точки дело духовного воспитания детей…» В середине 60-х в Кировском районе Ленинграда открыли школу 397, в которой учились только старшеклассники, школьники IX-XI классов. Директор школы А.И. Тодорский, талантливый педагог, ученик А.С. Макаренко, был передовым человеком эпохи свободолюбивых «шестидесятников» и делал акцент на духовно-нравственном воспитании и личностном развитии молодых людей, используя современные термины  - осуществлял «личностно-ориентированный подход» в образовании. В школе был замечательный коллектив учителей, прекрасная творческая атмосфера. И не случайно именно в этой школе родился предмет «Мировая художественная культура», который впоследствии признан открытием в мировой педагогике XX века.

Из очерка Л.М. Предтеченской «Мне предложили написать главу о культуре в книгу для учителя – так началась разработка школьного курса «Мировая художественная культура». Два замечательных человека помогли ему утвердиться: Анатолий Иванович Тодорский, директор школы, в которой я работала, и Дмитрий Борисович Кабалевский, выдающийся композитор, общественный и государственный деятель.

А.И. Тодорский взял на себя смелость – по тем временам неслыханную! – позволил мне «официально» вести этот предмет в своей школе. Узнав о предмете Д.Б. Кабалевский, приехал в школу, побывал на занятиях. Потом пригласил работать в Научном совете по проблемам эстетического воспитания, только что созданном по его настоянию при Президиуме АПН СССР. Там в 1968 году состоялось первое серьёзное обсуждение программы «Мировая художественная культура». В нём участвовали такие известные деятели культуры, как писатель Лев Кассиль, кинорежиссёры Григорий Рошаль, Сергей Герасимов, художники Юрий Пименов, Борис Неменский, искусствоведы, психологи, педагоги. И был бой. И были яркие заинтересованные выступления. Приняли решение: программу МХК публиковать и начать её экспериментальную проверку на факультативных занятиях в школе. Огромные усилия понадобились учёным, педагогам и прежде всего председателю Совета, чтобы сдвинуть с мёртвой точки дело духовного воспитания детей, обратить внимание общественности на состояние школы. Словом, мечта становилась былью, теперь только работать и работать».

В 1973 году Лия Михайловна защитила диссертацию, в которой обосновала название факультатива по истории «Мировая художественная культура», необходимость его преподавания в школе как курса, формирующего мировоззрение старшеклассников и их личностный рост. В 1975 году под руководством Л.М. Предтеченской и кураторством Д.Б. Кабалевского началась научная разработка предмета «Мировая художественная культура». В 1987 году решением Коллегии МП РСФСР курс «Мировая художественная культура» был включён в учебный план общеобразовательной школы. Это была большая победа!

В 90-е годы предмет продолжал научно оснащаться; был разработан комплект учебно-методических пособий: методические рекомендации для учителей, фонохрестоматия и набор диапозитивов. С середины 90-х началась работа по изданию учебно-методических пособий по МХК в издательствах Москвы, Санкт-Петербурга и других городов России, была организована лаборатория мировой художественной культуры. В 90-е годы XX века «предтеченцы» с огромным желанием продолжали начатое дело духовного воспитания детей силами искусства.

«Во всех типах школ ведётся преподавание МХК, где происходит общение учащихся с выдающимися произведениями искусства.  На уроках старшеклассник, устремлённый в будущее, найдёт «жизненный материал», в котором он остро нуждается, получит идейный эмоциональный заряд, стимулирующий работу его чувств и разума, заставляющий в согласии или споре с художником вырабатывать своё отношение к миру, собственную систему духовных ценностей. У выпускников формируется потребность воспринимать художественную культуру на протяжении всей жизни, находить в произведениях искусства нравственную опору» (Концепция содержания образовательной области «Искусство») Это была концепция преподавания мировой художественной культуры Л.М. Предтеческой (2, с.7-12)

Что стало с курсом сейчас, что изменилось?

В связи с начавшейся в 2002 году реформой школьного образования «Концепция модернизации российского образования на период до 2010 года» была наполнена новыми социальными требованиями к системе российского образования: современная школа должна идти в ногу со временем, выращивая для России самый важный её ресурс – человеческий. А вот какая «метаморфоза» произошла с мировой художественной культурой: из новаторского художественного предмета он под видом модернизации превратился в традиционный предмет, дающий знания в области культурологи и не способный решать задачи духовно-нравственного и личностного развития. Предмет в школе сохранён, но что от него осталось?

В проекте Стандарта образования для старшей школы художественный цикл фактически сводится на нет. Единственного в международной образовательной практике предмета «Мировая художественная культура» как будто и не существует, а есть перечень предметов, из которых школьник должен выбрать что-нибудь. Необходимо добиться, чтобы область художественной культуры, представленная МХК и другими видами искусства, осталась одной из основных. Ведь ещё в конце 70-х годов о предмете «Мировая художественная культура» говорили как об открытии в российской педагогике. «Необходимо более полно использовать нравственный потенциал искусства как средства формирования  развития этических принципов и идеалов в целях духовного развития личности» (Из Концепции модернизации российского образования на период до 2010 года)

В книге «О воспитании» В. Сухомлинский говорил: «Самыми разными средствами развивать чуткость души, пробуждать совесть, поддерживать духовность. Среди средств такого воспитания воспитание красотой, быть может, стоит на первом месте. Именно обращение к красоте, облагораживание души, переживание красоты и снимает «толстокожесть», уточняет чувство ребёнка настолько, что он становится восприимчив к слову, а значит, становится воспитуем»

Единство мировой культуры – ключ к патриотическому воспитанию школьников. Многогранное патриотическое чувство учащихся (ощущение ими красоты родной земли, природы, родного искусства, чувство уважения к истории Родины, гордость за достижения национальной культуры) не может развиваться без воспитания любви и уважения к культуре других народов, к самобытной красоте произведений искусства различных эпох и культур.

Список  используемой литературы

  1.  Пешикова А. «Метаморфоза МХК, или путь к прозрению»// «Искусство в школе» №1 2009 г., с.7.
  2. Пешикова А. «Мировая художественная культура: мы выбираем программу Л.М. Предтеченской»//«Искусство в школе» №4 2009 г., с.7-12.
  3. Мелик-Пашаев А. «Не расчеловечивать школу и общество»// «Искусство в школе» №3 2011, с. 7-8.
  4. Яблонских Т.Г. «Искусство в школе»//«Искусство в школе»  №4 2011. с. 21.
  5. Смольников А. «Годовые кольца»


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Образовательная программа: "Вспомогательные исторические дисциплины" в средней школе

Данная программа может быть использована, как элективный курс или на занятиях кружка. При изучении истории в школе учащиеся часто не могут соотнести меры и названия в старых документах с современной р...

презентация по теме "Место предмета "Естествознание" в курсе средней школы. Мнения "за" и "против"

Сегодня пожалуй, трудно найти таких людей, которых не волновали бы проблемы среднего образования в школе....

Статья. Роль и место сольфеджио в музыкальном образовании: традиционная система обучения или путь инноваций

Статья предполагает рассуждение о роли сольфеджио в раскрытии ребенка как будущего музыканта....

Статья. Роль и место сольфеджио в музыкальном образовании: традиционная система обучения или путь инноваций

Статья предполагает рассуждение о роли сольфеджио в раскрытии ребенка как будущего музыканта. Это совместное творчество двух составляющих теории и практики. Многие поколения учеников прошли через трад...

Статья " РОЛЬ И МЕСТО ТРАДИЦИЙ В СЕМЕЙНОМ ВОСПИТАНИИ КАЛМЫКОВ"

Калмыки возвели женщину - мать на высокий пьедестал - наравне с богиней, святыней. Преклонение перед ней привело к ее возвеличению, породило ее культ в положительном смысле слова, ставший безоговорочн...

Статья "Роль и место второго иностранного языка в общеобразовательной средней школе".

Знание иностранных языков в современном мире трудно переоценить. Постоянно растущие международные связи в различных областях человеческой деятельности требуют всё больше специалистов, свободно владеющ...