«Моя роза дороже вас всех…»
методическая разработка (5 класс) по теме
Предварительный просмотр:
После изучения рассказа «Неизвестный цветок» А.Платонова /5 кл./ провожу интегрированный урок
«Моя роза дороже вас всех…»
Оборудование урока: презентация «Цветущий мир природы…», «Этюд. Маргаритки» Скрябина, художественные фотографии цветов, словари, томики стихов.
Цели:
/Урок начинается с презентации цветов – садовых и полевых – под музыку Скрябина «Этюд. Маргаритки»; затем музыка затихает, читаю стихотворение/
Светлеет грусть, когда цветут цветы,
Когда брожу я многоцветным лугом
Один или с хорошим давним другом,
Который сам не терпит суеты.
За нами шум и пыльные хвосты —
Все улеглось! Одно осталось ясно –
Что мир устроен грозно и прекрасно,
Что легче там, где поле и цветы. (Н.Рубцов)
1.Беседа с учениками.
Ты входишь в мир, как в двери мастерской. Ты можешь сделать его лучше, красивее, потому что в каждом человеке заложена способность к творче ству. А часть радости творца обязательно передается его творению. Потом ее почувствуют те, кто будет на это творение смотреть или — читать, слушать. Выходит, что творчество — это передача по цепочке радости, оттого что мир с тобой рядом прекрасен.
Давайте и мы сегодня, говоря об одном из самых чудесных творений на земле — цветке, постараемся сделать это вдохновенно, учась у великих мастеров, по отношению к которым все мы подмастерья или ученики.
/Звучит музыкальная миниатюра, постепенно затихая/
- Что для вас связано со словом цветок?
- Запишите слово цветок в левом углу своего листка, а под ним те слова, которые возникают у вас в памяти в связи со словом цветок; а в правый столбик запишите слова, созвучные слову цветок, рифмующиеся с ним. На выпол нение задания дается одна минута.
Вот неполный перечень слов из работ учащихся:
левый столбик: лето, радость, природа, пышность, красота, сад, аллея, раздолье, счастье, любовь, улыбка, тепло, солнце, бабоч ка, май, неожиданность, волшебный, запах, нежность, ласка, гордость, прелесть, дружба, радуга, чудесный;
правый столбик: садок, кулачок, лепес ток, колобок, денек, звонок, кружок, росток, василек, узелок, поток, белок, пирожок, комок, снежок, рядок.
— Цветок?
— Цветок. (Демонстрирует макет цвет ка.) Цветок... Что может быть проще? Стебелечек, лепесточек...
— Но в каждом слове загадка. Вы только вслушайтесь: лепесток, тычинка, пестик...
- Давайте попытаемся проникнуть в тайну названий.
2. Работа в группах.
(Группам раздаются карточки с зада ниями. Для работы каждой группе дано одно слово. Можно провести взаимопроверку, а на экран вывести правильное решение)
Карточка.
- Разберите слово по составу (при необходи мости обратитесь к словообразовательному словарю).
- Вдумайтесь в значение, сосредоточенное в корне (при необходимости обратитесь к этимологическому или толковому словарям).
- Подберите однокоренные слова.
- Объясните значение слова.
3. Лексическая работа.
- Послушайте небольшой этюд о слове безуханный: /подготовлено учеником заранее/
При чтении стихотворения А. С. Пушкина «Цветок»:
Цветок засохший, безуханный,
Забытый в книге вижу я... -
может вызвать недоумение слово безуханный. Тут надо вспомнить хорошо известный нам синоним слова аромат — благоухание, где «ухание» означает «запах», а «благо» указывает на то, что запах приятный. Таким образом, безуханный означает «без запаха». («Приключе ния слов»).
4. «Ода цветам»
.- Давайте же пристальнее всмотримся в этих знакомых незнакомцев, вместе с мастерами слова приоткроем завесу над тайнами цветов и облечем их в слова. А вы, ребята, во время выступле ния групп запишите наиболее яркие, понравившиеся вам слова и словосочета ния, характеризующие цветок.
(На фоне музыки группы представляют заранее подготовленные литературные композиции.)
5. «Проба пера».
- Попробуем теперь сами подобрать наиболее точные и образные слова для описания цветов.
Каждая группа получает художествен ную фотографию с изображением цветка и заданием подобрать за две минуты пять сравнений. Идет проверка выполнения задания, пополняются материалы к сочи нениям.
Вот какие сравнения предложили ре бята:
Цветок
- огонь, солнце, оранжево-желтая карусель;
- бабочка, чаша, пышное платье, роскошный бант;
- колобок, кольцо, чаша;
- леденец, печенье с начинкой, прическа королевы;
- бутон -- драгоценный камень в зеленой оправе;
- раскаленный металл, красный шелк.
- За короткое время вы успели выполнить несколько нелегких заданий и, наверное, почувствовали и радость, и удовольствие. Попробуем выполнить еще одно задание, призвав в помощники свой опыт, фантазию и умение. Игра «Продолжи строчку».
- Бутонов круглые бубенчики...
- Слуги весны в гости пришли...
- Я не верил в чудеса...
- Однажды весной в долине лесной...
- Я коснулся лепестка...
- Кругом царила жизнь и радость...
- У меня секрет свой есть...
(Ребята зачитывают четверостишия.)
6. «Мы – соавторы». /Наше понимание творческого «я» писателя/
- Хорошо быть цветком. Тебя фотогра фируют, посвящают тебе стихи и песни,
пишут картины, бережно заботятся, ты в центре любого праздника. - Хорошо... Если к тебе не тянутся жадные руки, чтобы сорвать, смять и выбросить или засунуть в тесную вазу, залить холодной водой и забыть на неделю на сквозняке или у жаркой батареи. Хорошо...
Игра аромата и цвета,
Но ты на расчеты взгляни.
Что было бы с нашей планетой,
Когда бы исчезли они?
/Инсценировка отрывка из сказки «Маленький принц» А.Экзюпери/
- Скажи, а барашек ест кусты?
-Ест.
- Если барашек ест кусты, он и цветы тоже ест?
- Он ест все, что попадется.
- Даже такие шипы, у которых ест шипы?
- Да, и те, у которых шипы
- тогда зачем шипы?.. Зачем нужны шипы?
- Шипы ни зачем не нужны, цветы выпускают их просто от злости.
- Вот как? Не верю я тебе! Цветы слабые и простодушные. Они стараются придать себе храбрости. Они думают, если у них шипы, их все боятся… а ты думаешь, что цветы..
- Да нет же! Ничего я не думаю! Я ответил тебе первое, что пришло в голову. Ты видишь, я занят серьёзным делом!
- Серьёзным делом?! Ты говоришь, как взрослые. Все ты путаешь… ничего не понимаешь! Я знаю одну планету, там живёт один господин… Он за всю жизнь ни разу не понюхал цветка. Ни разу не поглядел на звезду. Он никогда никого не любил… И с утра до ночи твердит одно: «Я человек серьёзный!» - совсем, как ты…Неужели это неважно, что барашки и цветы воюют друг с другом? А если я знаю единственный в мире цветок, он растет на моей планете, и другого такого больше нет нигде, а маленький барашек вдруг в одно прекрасное утро возьмет и съест его, и даже не будет знать, что он натворил? И это по-твоему не важно?
- Если любишь цветок – единственный, какого больше нет ни на одной из миллионов звёзд, - этого довольно: смотришь на небо и чувствуешь себя счастливым. И говоришь себе: «Где-то там живёт мой цветок…» Но если барашек съест его, Это всё равно, как если бы все звезды разом погасли! Я должен сделать так, чтобы этому цветку ничего не угрожало. Я должен защитить их обоих, ведь мы должны беречь то, что любим.
Очень скоро я всё узнал об этом цветке. На планете Маленького принца всегда росли простые, скромные цветы. Они занимали мало места и никого не беспокоили. Но однажды из зерна, занесенного неведомо откуда, пророс росток, не похожий на все остальные цветы. На нем появился бутон, и в одно утро, едва взошло солнце, лепестки раскрылись. Это была прекрасная роза».
/Звучит музыка. На экране демонстрируются фотозарисовки, репродукции картин о природе/
- Хорошо, что нас еще радуют голые озера незабудок, золотые луга одуванчиков, белые россыпи рома шек по угорам. И прекрасно, что остаются они на полотнах художников, в мелодиях музыкантов, в плавных линиях скульптуры.
. Посмотри на цветы... Помечтай.
Есть у моря прекрасный сад. В нем — ароматы и туманы. Море шумит. Его шуму вторит жужжание пчел и шмелей. Живыми лепестками вспархивают бабоч ки. И среди алых, белых, голубых, лиловых, желтых цветов есть один, твой, самый любимый...
Расскажите о нем.
Итак, тема нашего мини-сочине ния — «Мой любимый цветок». Выразите свой восторг, своё восхищение нежностью и хрупкостью этого чуда природы и поделитесь этим чувством с окружающими вас людьми.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Литературно-музыкальная гостиная "Любовь к Отечеству всех доблестей дороже..."
Гостиная была проведена для учащихся 10-х классов, изучающих роман Л.Н. Толстого "Война и мир", в связи с 200-летием войны 1812 года....
Сценарий "Сказка про Красную Шапочку и всех-всех-всех"
Сценарий спектакля с участием учителей и учеников для детей младшего и среднего школьного возраста....
внеклассное занятие по духовно-нравственному воспитанию"Всех нужнее и дороже в этом мире доброта"
Важнейшей задачей данного мероприятия является воспитание детей красотой, формирование в сознании ученика ценностно-окрашенного образа окружающего мира как дома своего собственного, так и общего...
Литературно-музыкальная композиция "Отчего же нам этот край дороже всех заморских сказочных земель?"
Мероприятие посвященно теме Родины в произведениях Дмитрия Кедрина,поэта-земляка,поэта- дончанина....
Дорожите счастьем, дорожите!
Урок литературы в 10 классе в технологии педагогической мастерской и критического мышления....
Тематическое занятие по профилактике суицидального поведения "Жизнь дороже всех сокровищ"
Пояснительная запискаПроблема суицида среди детей и подростков является одной из первостепенных и наиболее актуальных социальных проблем в России. По данным ВОЗ Россия занимает второе место в мире по ...
Ты всех краёв дороже мне
Ты всех краёв дороже мне … «Увидеть и познать свой край можнолибо своими глазами, либо с помощью книг»Цели:познакомить детей с достопримечательностями Алтая;расширять кр...