«Моя роза дороже вас всех…»
методическая разработка (5 класс) по теме

Гавриленко Надежда Ильинична

5 класс, интегрированный урок 

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon my_v_otvete....doc52.5 КБ

Предварительный просмотр:

После изучения рассказа «Неизвестный цветок» А.Платонова /5 кл./ провожу интегрированный урок

«Моя роза дороже вас всех…»

Оборудование урока: презентация «Цветущий мир природы…», «Этюд. Маргаритки» Скрябина, художественные фотографии цветов, словари, томики стихов.

Цели:

/Урок начинается с презентации цветов – садовых и полевых – под музыку  Скрябина «Этюд. Маргаритки»; затем музыка затихает, читаю стихотворение/

Светлеет грусть, когда цветут цветы,

Когда брожу я многоцветным лугом

 Один или с хорошим давним другом,

Который сам не терпит суеты.

За нами шум и пыльные хвосты —

 Все улеглось! Одно осталось ясно –

Что мир устроен грозно и прекрасно,

 Что легче там, где поле и цветы. (Н.Рубцов)

1.Беседа с учениками.

 Ты входишь в мир, как в двери мастерской. Ты можешь сделать его лучше, красивее, потому что в каждом человеке заложена способность к творче ству. А часть радости творца обязательно передается его творению. Потом ее почувствуют те, кто будет на это творение смотреть или — читать, слушать. Выходит, что творчество — это передача по цепочке радости, оттого что мир с тобой рядом прекрасен.

 Давайте и мы сегодня, говоря об одном из самых чудесных творений на земле — цветке, постараемся сделать это вдохновенно, учась у великих мастеров, по отношению к которым все мы подмастерья или ученики.

/Звучит музыкальная миниатюра, постепенно затихая/

 - Что для вас связано со словом цветок?

   - Запишите слово цветок в левом углу своего листка, а под ним те слова, которые возникают у вас в памяти в связи со словом цветок; а в правый столбик запишите слова, созвучные слову цветок, рифмующиеся с ним. На выпол нение задания дается одна минута.

Вот неполный перечень слов из работ учащихся:

левый столбик: лето, радость, природа, пышность, красота, сад, аллея, раздолье, счастье, любовь, улыбка, тепло, солнце, бабоч ка, май, неожиданность, волшебный, запах, нежность, ласка, гордость, прелесть, дружба, радуга, чудесный;

правый столбик: садок, кулачок, лепес ток, колобок, денек, звонок, кружок, росток, василек, узелок, поток, белок, пирожок, комок, снежок, рядок.

— Цветок?

—        Цветок. (Демонстрирует макет цвет ка.) Цветок... Что может быть   проще? Стебелечек,  лепесточек...

—        Но в каждом слове загадка. Вы только   вслушайтесь:  лепесток,   тычинка, пестик...

-        Давайте попытаемся проникнуть в тайну названий.

2. Работа в группах.

(Группам раздаются карточки с зада ниями. Для работы каждой группе дано одно слово. Можно провести взаимопроверку, а на экран вывести правильное решение)

Карточка.

  1. Разберите слово по составу (при необходи мости обратитесь к     словообразовательному словарю).
  2. Вдумайтесь в значение, сосредоточенное в корне (при необходимости  обратитесь к этимологическому или толковому словарям).
  1. Подберите однокоренные слова.
  2. Объясните значение слова.

3. Лексическая работа.

-        Послушайте небольшой этюд о слове безуханный: /подготовлено учеником заранее/

При чтении стихотворения А. С. Пушкина «Цветок»:

Цветок засохший, безуханный,

 Забытый в книге вижу я... -

может вызвать недоумение слово безуханный. Тут надо вспомнить хорошо известный нам синоним слова аромат благоухание, где «ухание» означает «запах», а «благо» указывает на то, что запах приятный. Таким образом, безуханный означает «без запаха». («Приключе ния слов»).

4. «Ода цветам»

.- Давайте же пристальнее всмотримся в этих знакомых незнакомцев, вместе с мастерами слова приоткроем завесу над тайнами цветов и облечем их в слова. А вы, ребята, во время выступле ния групп запишите наиболее яркие, понравившиеся вам слова и словосочета ния, характеризующие цветок.

(На фоне музыки группы представляют заранее подготовленные литературные композиции.)

5. «Проба пера».

- Попробуем теперь сами подобрать наиболее точные и образные слова для описания цветов.

Каждая группа получает художествен ную фотографию с изображением цветка и заданием подобрать за две минуты пять сравнений. Идет проверка выполнения задания, пополняются материалы к сочи нениям.

Вот какие сравнения предложили ре бята:

Цветок

  1. огонь, солнце, оранжево-желтая карусель;

        -  бабочка, чаша, пышное платье, роскошный бант;

  1.   колобок, кольцо, чаша;
  2. леденец,    печенье   с    начинкой,    прическа королевы;
  3. бутон   --  драгоценный   камень   в  зеленой оправе;

-        раскаленный металл, красный шелк.

- За короткое время вы успели выполнить несколько нелегких заданий и, наверное, почувствовали и радость, и удовольствие. Попробуем выполнить еще одно задание, призвав в помощники свой опыт, фантазию и умение. Игра «Продолжи строчку».

  1. Бутонов круглые бубенчики...
  2. Слуги весны в гости пришли...
  3. Я не верил в чудеса...

  1. Однажды весной в долине лесной...
  2. Я коснулся лепестка...

  1. Кругом царила жизнь и радость...

- У меня секрет свой есть...

(Ребята зачитывают четверостишия.)

6. «Мы – соавторы». /Наше понимание творческого «я» писателя/

  1. Хорошо быть цветком. Тебя фотогра фируют, посвящают тебе стихи и песни,
    пишут картины, бережно заботятся, ты в центре любого праздника.
  2. Хорошо... Если к тебе не тянутся жадные руки, чтобы сорвать, смять и выбросить или засунуть в тесную вазу, залить холодной водой и забыть на неделю   на сквозняке  или у жаркой батареи. Хорошо...

Игра аромата и цвета,

Но ты на расчеты взгляни.

 Что было бы с нашей планетой,

 Когда бы исчезли они?

/Инсценировка отрывка из сказки «Маленький принц» А.Экзюпери/

- Скажи, а барашек ест кусты?

-Ест.

- Если барашек ест кусты, он и цветы тоже ест?

- Он ест все, что попадется.

- Даже такие шипы, у которых ест шипы?

- Да, и те, у которых  шипы

- тогда зачем шипы?.. Зачем нужны шипы?

- Шипы ни зачем не нужны, цветы выпускают их просто от злости.

- Вот как? Не верю я тебе! Цветы слабые и простодушные. Они стараются придать себе храбрости. Они думают, если у них шипы, их все боятся… а ты думаешь, что цветы..

- Да нет же! Ничего я не думаю! Я ответил тебе первое, что пришло в голову. Ты видишь, я занят серьёзным делом!

- Серьёзным делом?! Ты говоришь, как взрослые. Все ты путаешь… ничего не понимаешь! Я знаю одну планету, там живёт один господин… Он за всю жизнь  ни разу не понюхал цветка. Ни разу не  поглядел на звезду. Он никогда никого не любил… И с утра до ночи твердит одно: «Я человек серьёзный!» - совсем, как ты…Неужели это неважно, что барашки и цветы воюют друг с другом? А если я знаю единственный в мире цветок, он растет на моей планете, и другого такого больше нет нигде, а маленький барашек вдруг в одно прекрасное утро возьмет и съест его, и даже не будет знать, что он натворил? И это по-твоему не важно?

- Если любишь цветок – единственный, какого больше нет ни на одной из миллионов звёзд, - этого довольно: смотришь на небо и чувствуешь себя счастливым. И говоришь себе: «Где-то там живёт мой цветок…» Но если барашек съест его, Это всё равно, как если бы все звезды разом погасли! Я должен сделать так, чтобы этому цветку ничего не угрожало. Я должен защитить их обоих, ведь мы должны беречь то, что любим.

   Очень скоро я всё узнал об этом цветке. На планете Маленького принца всегда росли простые, скромные цветы. Они занимали мало места и никого не беспокоили. Но однажды из зерна, занесенного неведомо откуда, пророс росток, не похожий на все остальные цветы. На нем появился бутон, и в одно утро, едва взошло солнце, лепестки раскрылись. Это была прекрасная роза».

/Звучит музыка. На экране демонстрируются  фотозарисовки, репродукции картин о природе/

- Хорошо, что нас еще радуют голые озера незабудок, золотые луга одуванчиков, белые россыпи рома шек по угорам. И прекрасно, что остаются  они  на  полотнах художников,  в мелодиях музыкантов, в плавных линиях скульптуры.

. Посмотри на цветы... Помечтай.

Есть у моря прекрасный сад. В нем — ароматы и туманы. Море шумит. Его шуму вторит жужжание пчел и шмелей. Живыми лепестками вспархивают бабоч ки. И среди алых, белых, голубых, лиловых, желтых цветов есть один, твой, самый любимый...

Расскажите о нем.

 Итак, тема нашего мини-сочине ния — «Мой любимый цветок». Выразите свой восторг, своё восхищение нежностью и хрупкостью этого чуда природы и поделитесь этим чувством с окружающими вас людьми.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Литературно-музыкальная гостиная "Любовь к Отечеству всех доблестей дороже..."

Гостиная была проведена для учащихся 10-х классов, изучающих роман Л.Н. Толстого "Война и мир", в связи с 200-летием  войны 1812 года....

Сценарий "Сказка про Красную Шапочку и всех-всех-всех"

Сценарий спектакля с участием учителей и учеников для детей младшего и среднего школьного возраста....

внеклассное занятие по духовно-нравственному воспитанию"Всех нужнее и дороже в этом мире доброта"

Важнейшей задачей данного мероприятия является воспитание детей красотой, формирование в сознании ученика ценностно-окрашенного образа окружающего мира как дома своего собственного, так и общего...

Литературно-музыкальная композиция "Отчего же нам этот край дороже всех заморских сказочных земель?"

Мероприятие посвященно теме  Родины в произведениях  Дмитрия Кедрина,поэта-земляка,поэта- дончанина....

Дорожите счастьем, дорожите!

Урок литературы в 10 классе в технологии педагогической мастерской и критического мышления....

Тематическое занятие по профилактике суицидального поведения "Жизнь дороже всех сокровищ"

Пояснительная запискаПроблема суицида среди детей и подростков является одной из первостепенных и наиболее актуальных социальных проблем в России. По данным ВОЗ Россия занимает второе место в мире по ...

Ты всех краёв дороже мне

Ты всех краёв дороже мне …   «Увидеть и познать свой край можнолибо своими глазами, либо с помощью книг»Цели:познакомить детей с достопримечательностями Алтая;расширять кр...