Дорожите счастьем, дорожите!
план-конспект урока по литературе (10 класс) по теме

Урок литературы в 10 классе в технологии педагогической мастерской и критического мышления.

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon konspekt_uroka.doc77 КБ

Предварительный просмотр:

          Дорожите счастьем, дорожите!

  1. ОРГАНИЗАЦИОННЫЙ МОМЕНТ
  2. МОТИВАЦИЯ УЧЕБНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ

(Звучит композиция Дж. Ласта «Одинокий пастух».)

Слово учителя.

  • «Я жду тебя, Счастье! Я жду во сне, когда ночь тихонько опускается на землю. Я жду тебя, когда вступает в права суетный день! Я ищу тебя! Ищу повсюду, даже там, где, казалось бы, бессмысленно искать.

Я надеюсь на тебя, Счастье! Когда всё потеряно, когда ничего не вернуть, я надеюсь, что не забыта тобою, Счастье, что ты различишь и узнаешь меня»,— эти слова написала молодая поэтесса Татьяна Снежина.

Итак, вы уже, наверное, поняли, о чём пойдёт речь на уроке: о том, что мы понимаем под словом счастье, о том, как великие люди (поэты, писатели, художники слова), создавая свои произведения, говорили о нём.

Важна ли эта тема для вас? Почему?

Надеюсь, наш урок поможет вам осознать, счастливы ли вы.

  1. РАБОТА НАД ТЕМОЙ УРОКА

1. Беседа. 

Учитель. Счастье можно изображать по-разному. Я представила его в виде солнышка. Слайд 1.

Какие эпитеты  можно употребить со словом счастье?

( яркое, неожиданное, большое, долгожданное, волшебное, мимолётное, запоздалое, заплутавшее и др)

 А иногда счастье называют хрупким. Что это значит?(Ответы учеников.) Значит как нужно относиться к счастью? (Бережно) Об этом стихотворение  Э. А. Асадова: «Дорожите счастьем, дорожите!».

2.Ролик. Фрагмент. ( Работа с ключевыми словами)

Формулировка темы урока и задач.

Думаю, что наш урок можно озаглавить словами Асадова  «Дорожите счастьем, дорожите». Какие задачи нам предстоит решить? (понять, что нужно для счастья; анализировать, сопоставлять,  интепретировать художественные тексты; приобщаться к прекрасному, ценить жизнь). Слайд 2.

         3. Ролевая игра (в группах).

- Сейчас вы представите модель счастья. Обсудив  в своей группе, напишите, что, по-вашему, человеку нужно для счастья. Затем каждая группа готовит защиту своих мнений, объясняет выбор, аргументирует, приводит примеры. При этом 1-й ученик — докладчик, 2-й — содокладчик, 3-й будет играть роль мудреца — то есть подтверждать идеи группы пословицами, поговорками, 4-й — творческий человек, художник слова, подтверждает выбор группы строками из стихотворений, высказываниями известных людей.( Материалы лежат на столе)

Во время работы группы (звучит песня «Дом»  в аудиозаписи, автор муз. и слов М. Гальперин.) Слайд 4.

     4.Создание и защита групповой работы. ( Прикрепите  на доску получившиеся проекты)

5.Проблемно-эвристическая бесед

  -  Итак, что же такое счастье?

1) Счастье — это жизнь

2) Счастье — это семья,

это когда близкие рядом… и т.д.

Счастье — делать добрые дела.

6. Прочитаем притчу 3. Поляковой «Осколки доброты». (Тексты лежат на партах)

1.)Что такое притча? (Малый поучительный рассказ, заключающий в себе моральное или религиозное поучение)

2.Судя по заголовку, как думаете, о чём пойдёт речь?

Читаем начало.

Семья проводила выходной день на пляже. Дети купались в море и строили замки на песке. Вдруг вдалеке показалась маленькая старушка.

-   Ваши ассоциации со словом старушка?

       ( Добрая,  любимица  внучат, бабулечка.)

Обратим внимание на слова маленькая старушка (уменьш-ласкательные суффиксы)

Кто героиню старушкой называет? (авторское отношение)

На этой доброй и хорошей ноте продолжим чтение.

2 часть.

        Её седые волосы развевались на ветру, одежда была грязной и оборванной. Она что-то бормотала про себя, подбирая с песка какие-то предметы и перекладывая их в сумку.

-   Изменилось ли у вас восприятие образа старушки? Почему?

-   Что  вы чувствуете сейчас? (…)

-   Как, по вашему мнению, отреагировали отдыхающие на появление такой старушки?

-   Как можно убедиться в правильности ваших суждений? (прочитать текст дальше)

3 часть.        

        Родители подозвали детей и велели им держаться подальше от старушки. Когда она проходила мимо, то и дело нагибаясь, чтобы что-то поднять, она улыбнулась семье, но никто не ответил ей на приветствие.

-   Почему так поступили взрослые?

-   Старушка просила внимания к себе?

-   Что было достаточно сделать для того, чтобы выразить хотя бы почтение к возрасту? (улыбнуться в ответ)

 улыбка рождает дружбу между людьми

 даёт силу слабым, надежду отчаявшимся

-   Понимает ли старушка, что она неприятна людям?

-   Отвечает ли она им тем же?

-  Какие достоинства можно разглядеть у старушки?  (не отвечает злом  на  недовольные взгляды и злые ухмылки)

-  Какое добро могла нести людям старушка? (чтобы узнать, надо прочитать текст)

-Как вы думаете, чем притча закончится? ( предположения)

Много недель спустя они узнали, что маленькая старушка всю жизнь посвятила тому, чтобы убирать с пляжа осколки стекла, которыми дети могли порезать себе ноги.

        

-   Что чувствуете сейчас?  (наверно стыдно, совестно)

-   Совесть – духовное начало. И если это начало есть в людях, значит ещё не всё потеряно.

-   Что чувствовала всегда старушка, проходя мимо людей?  (называют все негативные качества) Осколки человеческого непонимания, неприятия, отчуждения носила в своём сердце старушка.

Как  вы теперь   объясните смысл заголовка?

Какие проблемы поднимает автор?( (Проблему смысла жизни, отношений между людьми, человеческой неблагодарности)

 7.Счастье — в приобщении к миру прекрасного, в единении с природой.

Слайд 5. Закройте глаза. Дадим им отдохнуть. Погрузимся в мир музыки. Дадим работу воображению. А потом расскажете, что вы представили. (Звучит запись звуков природы деревни.)

- Я бы хотела, чтоб каждый из вас научился удивляться и радоваться окружающему миру. Нужно лишь захотеть понять его тайны.

- Посмотрите на фото наших  пейзажей. Слайды 6-13. Удивитесь простому  кузнечику, у которого глаза на ногах, пчеле, у которой 5 глаз. Скворцу, летающему 360 раз в день за кормом для своих скворчат, разве он  не достоин нашего восхищения? Муравью, спешащему домой с тяжёлой ношей, ведь он — единственное существо на земле, которое никогда не спит. Правда, чтобы увидеть чудо, нужно, по словам А. де Сент-Экзюпери, иметь зоркое сердце.

Эта мысль  звучит и в стихотворении Бунина «Вечер». Читает выразительно один из учащихся.

        8.Анализ стихотворения И. А. Бунина  «Вечер»

О счастье мы всегда лишь вспоминаем.

А счастье всюду. Может быть, оно —

Вот этот сад осенний за сараем

И чистый воздух, льющийся в окно.

 

В бездонном небе лёгким белым краем

Встаёт, сияет облако. Давно

Слежу за ним... Мы мало видим, знаем,

А счастье только знающим дано.

 

Окно открыто. Пискнула и села

На подоконник птичка. И от книг

Усталый взгляд я отвожу на миг.

 

День вечереет, небо опустело.

Гул молотилки слышен на гумне...

Я вижу, слышу, счастлив. Всё во мне.

- Каким настроением проникнуто стихотворение.? Какие картины можно представить, слушая или читая его?

- Какие худ тропы помогают передать прелесть осеннего вечера?( помогают эпитеты ("чистый воздух", "бездонное небо", "усталый взгляд"), метафоры ("воздух, льющийся в окно", "встает, сияет облако"), сравнения ("легким белым краем встает").    Чередует инверсию ("Пискнула и села На подоконник птичка", "легким белым краем Встает, сияет облако")  с прямым порядком слов – интересный ритм

- Это стихотворение о природе?  (чьими глазами изображена природа? чьи мысли и переживания проходят перед нами?) ( стихотворение – размышление). О чём оно?

- Обратите внимание на форму стихотворения (два четверостишия - катрена, два трёхстишия-терцена. Композиция сонета: тезис, антитезиз, синтез и развязка. Любимая форма Шекспира. Что это? (Не всегда выдерживаются композиционные элементы. Читаем 1 строфу  О счастье мы всегда лишь вспоминаем. А счастье всюду.  ( антитезис). Ищем тезис во второй строфе   Мы мало видим, знаем. А счастье только знающим дано. Что знаем? Развязка в чём? Я вижу, слышу, счастлив. Всё во мне.

Продолжение анализа в формате ЕГЭ. Часть 2.

10Назовите род литературы, к которому относится стихотворение И.А. Бунина.

11Как называется созвучие концов стихотворных строк (краем - знаем; давно -дано и т. п.)?

12Укажите название стилистического приема, основанного на повторении одинаковых гласных звуков в строке («День вечереет, небо опустело»).

13Из приведённого ниже перечня выберите три названия художественных средств, использованных И. А. Буниным в первой строфе стихотворения «Вечер» (номера укажите в порядке возрастания).

1) Неологизм

2) Метафора

3) Ирония

4) Повтор

5) Инверсия

14Определите размер, которым написано стихотворение И. А. Бунина «Вечер» (без указания количества стоп).

15.С1.Что дает основание отнести стихотворение И. А. Бунина «Вечер» к философским произведениям? (5-10 предложений)

16.С2. В каких произведениях русских поэтов звучит тема счастья и в чем эти произведения созвучны бунинскому «Вечеру»? (5-10 предложений) - задания повышенного уровня.

С3.ЗСУ. Пейзажные зарисовки. Роль изобразительно-выразительных средств  в их создании.

С4.ЗМУ.Проанализируйте композицию стихотворения. Сколько частей и как взаимосвязаны.

Письменная работа по выбору. Чтение. Комментарий.

8.Просмотр мультипликационного фильма «Паровозик из Ромашково»( если получится)

- Предлагаю вам вернуться в раннее детство и посмотреть мультфильм «Паровозик из Ромашково». После просмотра ответьте, о чём фильм, кто изображён в нём счастливым, каковы идеи автора.

10.РЕФЛЕКСИЯ

-На обратной стороне  солнышка  написаны фразы, которые нужно продолжить.

  • «На уроке мне было...»
  • «Труднее всего было...»
  • «Неудовольствием...»
  • «Мне понравилось, что всё...»
  • «Особенно запомнился момент, когда...»
  • «Я понял, что…
  1. ПОДВЕДЕНИЕ ИТОГОВ УРОКА

Заключительное слово учителя

— Спасибо за работу на уроке, за интересные мысли, умение высказывать и отстаивать собственное мнение! Пусть ощущение счастья никогда вас не покидает. Умейте удивляться и радоваться миру, друг другу, цените жизнь, берегите близких. Будьте счастливы и берегите своё счастье.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

литературная гостиная "Любовью дорожить умейте"

Внеклассное мероприятие для учащихся 9-11 классов....

Классный час "Дружбой дорожить умейте!"

Предлагаемый классный час проводился с использованием технологиифранцузских мастерских. Данная технология интереснатем, что учитель не передает свои знания, а создает для учащихся алгоритмдействия, тв...

Модель урока по обществознанию в 6 классе по теме "Семьей дорожить - счастливым быть"

Концептуальная цель: развитие социально – компетентной личностиТема урока: Семьей дорожить – счастливым быть.Стратегическая цель: развитие у учащихся критического мышления в процессе работы с адаптиро...

Щуркова Н.Е. "Воспитание счастьем, счастье воспитания" (книга)

Книга открывает новое направление в подходе к воспитательному процессу: выдвигает проблему счастья как педагогическую проблему, предлагает профессиональное решение вопроса формирования у детей способн...

Развлекательная конкурсная программа «Счастье в ладошках», посвященная Дню Счастья

Международный день счастья – это один из самых светлых и добрых праздников. Это день улыбок, объятий, поцелуев, отличного настроения и веры во всё хорошее! Люди на всей планете стараются сделать друг ...

Урок-проект. Понятие счастья в произведениях южноуральских писателей начала XX века.( М.Ястребов "Сказка о счастии", В.Правдухин "Яик уходит в море", Л.Сейфуллина "Правонарушители"гл.Тургояк)

Урок-проект формирует исследовательские умения и навыки, смысловое чтение, воспитывает интерес к слову и истории родного края. Обучающиеся работают над проектом по текстам южноуральских писателей нача...

Литературный час по творчеству И.А.Бунина "Счастьем простым дорожить"

Материал для проведения мероприятия по творчеству Ивана Алексеевича Бунина. Использованы тексты лирических произведений, материал о жизни и творчестве писателя....