3.3 Учет индивидуальных особенностей учащихся в построении образовательного процесса
методическая разработка по русскому языку
Предварительный просмотр:
Базовые задания по теме: «Причастие»
- Задание с выбором одного правильного ответа из предложенных вариантов.
Инструкция: Выберите вариант ответа, который вы считаете правильным.
Задание. Что обозначают причастия?
1) действие 2) признак предмета по действию 3) признак предмета 4) признак действия
Правильный ответ: 1) признак предмета по действию
Критерии оценивания. Выбран правильный ответ – 1 балл, за неправильный – 0 баллов.
- Задание с выбором нескольких (множественным выбором) правильных ответов из фиксированного набора вариантов.
Инструкция: Выберите правильный вариант ответа, который вы считаете правильным.
Задание. Отметь все причастия.
а) летящий
б) туманный
в) сорванный
г) успевший
д) любитель
Правильный ответ: а) летящий, в) сорванный, г) успевший.
Критерии оценивания. При указании правильных ответов – 1 балл, если допущена, хотя бы одна ошибка – 0 баллов.
- Задание с выбором наиболее правильного ответа из предложенных вариантов.
Инструкция: Выберите наиболее правильный ответ:
Задание. Не с полными причастиями пишутся слитно:
а) пишутся слитно, если есть противопоставление с союзом НО;
б) всегда пишутся слитно;
в) если нет зависимых слови есть противопоставление с союзом А;
г) если нет зависимых слов и противопоставления с союзом А.
Правильный ответ: г)
Критерии оценивания. Правильный ответ – 1 балл, неправильный – 0 баллов.
- Задания с альтернативным ответом.
Инструкция: Если вы согласны с утверждением, отвечайте «Да», если не согласны – «Нет».
Задание: Причастия имеют следующие признаки:
Утверждение
Да
Нет
1
Обозначают признак действия
2
Отвечают на вопросы: какой? какая? какое? какие?
3
Бывают совершенного вида и несовершенного вида
4
Обладают постоянными морфологическими признаками
5
Являются самостоятельной частью речи
6
Имеют краткую и полную форму
7
Бывают настоящего и прошедшего времени
8
Изменяются по числам, падежам и только в единственном числе по родам
9
Имеют общие признаки с наречием и глаголом
10
В предложении обычно бывают определениями, реже - сказуемыми
Правильные ответы: - 2, 3, 4, 5, 6, 8, 10 –да; 1, 7, 9 – нет.
Модельный ответ:
Утверждение
Да
Нет
1
Обозначают признак действия
нет
2
Отвечают на вопросы: какой? какая? какое? какие?
да
3
Бывают совершенного вида и несовершенного вида
да
4
Обладают постоянными морфологическими признаками
да
5
Являются самостоятельной частью речи
да
6
Имеют краткую и полную форму
да
7
Бывают настоящего, будущего и прошедшего времени
нет
8
Изменяются по числам, падежам и только в единственном числе по родам
да
9
Имеют общие признаки с наречием и глаголом
нет
10
В предложении обычно бывают определениями, реже - сказуемыми
да
Критерии оценивания. Все правильно – 2 балла, если допущена одна ошибка – 1 балл, если 2 ошибки – 0 баллов.
- Задание на установление соответствия.
Инструкция. Установите соответствие.
Задание. Установите правильное соответствие причастий и суффиксов:
1) -ущ-(-ющ-), -ащ-(-ящ-) А) действительные причастия прошедшего времени
2) –вш-, ш Б) страдательные причастия настоящего времени
3) -нн-, -енн-(ённ), т В) действительные причастия настоящего времени
4) –ем-(-ом-), -им- Г) страдательные причастия прошедшего времени
Правильный ответ: 1-В, 2-А, 3-Г, 4-Б.
Критерии оценивания: задание выполнено правильно – 1 балл, допущена ошибка – 0 баллов.
- Задание на установление правильной последовательности.
Инструкция. Расположите правильно последовательность морфологического разбора причастия:
1. Синтаксическая роль..
2. Часть речи. Общее значение.
3. Непостоянные признаки: а) полная или краткая форма; б) падеж, в) число; г) род.
4. Постоянные признаки: а) действительное или страдательное; б) время; в) вид..
5. Начальная форма..
6. Морфологические признаки.
Правильный ответ:2,6,5,4,3,1.
Критерии оценивания. Все правильно – 2 балла, допущена 1 ошибка – 1 балл, допущено 2 ошибки – 0 баллов.
- Задания на сортировку (ранжирование).
Инструкция. Произведите ранжирование информации, предложенной в задании.
Задание. Расположите основные единицы синтаксиса от меньшего к большему
- Словосочетание
- Текст
- Предложение
- Слово
Правильный ответ: 4,1,3,2.
Критерии оценки задания. Правильный ответ – 1 балл, неправильный – 0 баллов.
- Задание на исключение лишнего.
Инструкция. Найдите лишнее слово
Задание:Выпишите лишнее слово: квашеная, запечённый, пригоревшая, пропечённый.
Правильный ответ: отглагольное прилагательное квашеная, т.к. остальные слова являются причастиями.
Критерии оценивания. Если правильно – 1 балл, если нет – 0 баллов.
9. Задание на завершение предложений.
Инструкция. Продолжите предложения.
Задание. Закончите предложения.
- Действительное причастие обозначает признак, который_____________________.
- Страдательные причастия обозначают такой признак, который__________________.
Модельный ответ:
- Действительные причастия обозначает признак, который возник в результате действия самого предмета.
- Страдательные причастия обозначают такой признак, который возник у предмета под действием другого предмета.
Критерии оценки. Правильно – 2 балла, 1 за один правильный ответ – 1 бал, неправильно – 0 баллов.
10. Задание на дополнение.
Инструкция. Дополните предложение, вставив соответствующие слова.
Задание. Вставьте пропущенные слова в предложение.
Причастие с … словами, называется причастным … и в предложении является одним членом предложения - … .
Модельный ответ: Причастие с зависимыми словами, называется причастным оборотом и в предложении является одним членом предложения - определением.
Критерии оценки: правильно – 1 балл, если допущена ошибка – 0 баллов.
11. Задание с неструктурированным ответом.
Инструкция. Расположите в правильной последовательности предложения и подчеркните отглагольное прилагательное.
Задание. Составь способ приготовления рецепта «Клубника со сливками», найдите и подчеркните отглагольное прилагательное.
- Выращенную собственными руками клубнику помыть и очистить от зелёных хвостиков.
- Подавать охлаждёнными.
- Очищенные ягоды, перемешанные со взбитыми сливками, уложить в чашечки и полить клюквенным сиропом.
- Заметьте, что лучше не использовать клубнику, купленную на рынке, а также не подойдёт для этого изысканного блюда мороженая клубника.
Правильный ответ:
- Выращенную собственными руками клубнику помыть и очистить от зелёных хвостиков.
- Заметьте, что лучше не использовать клубнику, купленную на рынке, а также не подойдёт для этого изысканного блюда мороженая клубника.
- Очищенные ягоды, перемешанные со взбитыми сливками, уложить в чашечки и полить клюквенным сиропом.
- Подавать охлаждёнными.
Критерии оценки: за правильный ответ – 2 балла, если допущена одна ошибка – 1 балл, допущено более 1 ошибки – 0 баллов.
12. Задание с лишними данными.
Инструкция. Укажите лишние данные.
Задание. Перед вами ряд слов, подобранных для проверки определённого орфографического правила.Укажите лишние слова, если таковые имеются.
Выкрашенный, потушен, перечёркнутый, возмущённый, остриженный, ежовый, испечёт, обожжён, обобщён, очищен.
Правильный ответ. Лишние:перечёркнутый, ежовый, испечёт.
Критерии оценивания задания: правильный ответ – 1 балл, неправильный – 0 баллов.
13.Задание с кратким ответом.
Инструкция. Напишите ответ в виде цифры.
Задание. Посчитайте и запишите цифрой, сколько кратких страдательных причастий в стихотворении:
Дня не проходит
Без новой придирки:
Соус без соли,
Крендель без дырки,
Кот не накормлен,
Кофе не молото,
Плохо начищены
Бронза и золото,
Лопнул стакан
И разбиты две банки...
Туго приходится
Бедной служанке!
Правильный ответ: 4
Критерии оценивания задания: ответ правильный – 1 балл, неправильный – 0 баллов.
14. Задание с противоречивыми данными.
Инструкция. Напишите правильный ответ.
Задание. Найди слово, которое в предложении может выступать в роли определения и сказуемого..
1) собраны
2) измучившись
3) провожающие
4) не кошена
Правильный ответ: провожающие.
Критерии оценивания задания: за правильный ответ – 1 балл, за неправильный ответ – 0 баллов.
15. Задание с недостаточными данными.
Инструкция. Определите местоположение слова.
Задание.Восстановите словообразовательное гнездо, определив и записав начальное слово и дальнейшее образование новых:
Заплывший, заплыть, плыть, заплыв, ________ .
.Правильный ответ: плыть – заплыть –заплывать – заплыв.
заплывший
Критерии оценивания: если задание выполнено верно – 2 балла; если допущена одна ошибка – 1 балл; допущено более 2 ошибок – 0 баллов.
- Расчетные задания закрытой формы с выбором ответа
Инструкция.Выберите правильный ответ.
Задание. Отметь все слова с суффиксом НН:
1) закопанный; 2) закопчённый; 3) туманный; 4) просеянный.
Правильный ответ: 1,4.
Критерии оценки: за правильный ответ – 1 балл, неверный ответ – 0 баллов.
- Задание на вычисление ответа.
Инструкция.Решите задачу.
Задание: Образуйте от предложенных глаголов действительные причастия настоящего времени. Найдите и выпишите глаголы, от которых образовать указанную форму причастия невозможно, и объясните почему.
Колыхать, спеть,гнать, полюбить, таять, рокотать, терпеть, шептать,согнуть, перешагнуть, любить.
.Модельный ответ: спеть, полюбить, согнуть ( т.к. это глаголы совершенного вида).
Критерии оценки: за правильный ответ – 2 балла, если есть 1 ошибка – 1 балл, более 2-х ошибок -0.
18. Комбинированное задание.
Инструкция.Выберите один правильный вариант ответа.
Задание. В каком ряду все слова с пишутся с двумя Н?
А. Поджаре..ый лук, ответы продума..ы, стриже..ые волосы, общепризна..ое превосходство.
Б. Обдума..ый ответ, ране..ый в плечо, спиле..ое дерево, погруже..ый во тьму.
В. Обсыпа..ые ягодами, варе..ые грибы, работа выполне..а, нескоше..ая трава.
Г. Краше..ая скамейка, копче..ая рыба, стира..ое белье, штопа..ая одежда.
Правильный ответ: Б
Критерии оценивания задания: за правильный – 1 балл, если нет – 0 баллов.
19. Мини – кейс с вариантами ответа.
Инструкция. Изучите кейс и выберите правильные, на ваш взгляд, варианты ответа.
Задание: Во время взаимопроверки вам нужно проверить и найти возможные пунктуационные ошибки при обособлении причастного оборота в работе одноклассника:
- Книгу, заказанную через Интернет, доставят через день. 2. За село выходил тянувшийся позади дома сад. 3. Испуганные близкими раскатами грома мы решили укрыться в маленькой пещере. 4. Затихшая ненадолго с новой силой разбушевалась вьюга. 5. Утомлённый долгой дорогой Андрюшка мгновенно заснул.
Варианты ответа:
А. ошибки допущены в предложениях 1, 2, 3, 5
Б. ошибки допущены в предложениях 2, 3, 4, 5
В. ошибки допущены в предложениях 3, 4
Г. ошибки допущены в предложениях 3,4, 5
Д.ошибки допущены в предложениях 4,5
Правильный ответ: В.
2. Определи причину допущенных ошибок:
1) незнание правил обособления причастных оборотов;
2) знание не всех правил обособления причастных оборотов.
Правильный ответ: 2
3. Помоги однокласснику восполнить пробел в знаниях и сформулируй необходимое ему правило:
1) причастные обороты обособляются перед определяемым словом, выраженным личным местоимением
2) причастные обороты обособляются перед определяемым словом, если имеют обстоятельственное значение уступки, причины или условия.
3) причастные обороты обособляются, если стоят перед определяемым словом.
4) причастные обороты не обособляются, если стоят после определяемого слова.
5) причастные обороты обособляются перед определяемым словом, если имеют значение уступки, причины, условия, а такжеесли определяемое слово выражено личным местоимением.
Правильный ответ: 5.
Критерии оценивания задания: за каждый правильный ответ по 1 баллу (в целом 3 балла).
20. Мини – кейс без вариантов ответов.извлечь
Вариант 1.
Инструкция. Изучите кейс и сформулируйте ответы на вопрос.
Ситуация. На перемене сосед по парте попросил тебя проверить составленные им предложения, так как сомневается, что справился с заданием без ошибок. Помоги своему товарищу: проверь его работу и исправь возможные недочёты.
1.Я увидел давно неремонтированную комнату. Печь была невыбелена, оконные рамы непокрашены, а цветы на подоконнике совсем засохли. 2. Я люблю путешествовать по неизведанным местам. 3. Ничто меня так не расстраивает, как невыполненные обещания. 4. Он бросил на меня негодующий взгляд и резко отвернулся.
Модельный ответ:.Я увидел давно не ремонтированную комнату. Печь была не выбелена, оконные рамы не покрашены, а цветы на подоконнике совсем засохли. 2. Я люблю путешествовать по неизведанным местам. 3. Ничто меня так не расстраивает, как невыполненные обещания. 4. Он бросил на меня негодующий взгляд и резко отвернулся.
Критерии оценки: За каждую найденную ошибку 1 балл. Всего – 3 балла.
Задание 21. Задание со свободно конструируемым ответом.
Инструкция. Напишите сочинение.
Задание. Напишите небольшое (примерно 60-70 слов) сочинение о том, как вы понимаете высказывание о причастиях..
«Сии глагольные имена служат к сокращению человеческого слова, заключая в себе имени и глагола силу»
М.В. Ломоносов.
Критерии оценивания ответа на задание
Баллы
Работа характеризуется смысловой цельностью, речевой связностью и последовательностью изложения
2
Есть незначительные нарушения смысловой цельности, речевой связности и последовательности изложения
1
Есть существенные нарушения смысловой цельности, речевой связности и последовательности изложения
0
Смысл высказывания раскрыт верно
2
Смысл высказывания раскрыт неверно
0
Соблюдены орфографические, пунктуационные, грамматические и речевые нормы
2
Есть незначительные нарушения орфографических, пунктуационных, грамматических или речевых норм (2-3 ошибки)
1
Есть значительные нарушения орфографических, пунктуационных, грамматических или речевых норм (более 3 ошибок)
0
Итого
5
5 баллов – «отлично»; 4 балла – «хорошо»; 3 балла – «удовлетворительно»; 1-0 баллов – «плохо»
Задание 22. Творческое задание.
Инструкция. Выполните творческое задание.
Задание. Составьте кластер по теме «Одна и две Н в суффиксах причастий и отглагольных прилагательных».
Время на выполнение работы 10 – 15 минут.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Учет индивидуальных особенностей учащихся в построении образовательного процесса, выборе образовательных технологий, методик обучения
Анализ рабочей программы, тесты, анкеты, протокол ПМПк...
Учет индивидуальных особенностей учащихся в построении образовательного процесса
Учет индивидуальных особенностей учащихся в построении образовательного процесса...
Учет индивидуальных особенностей учащихся в построении образовательного процесса
Учет индивидуальных особенностей учащихся в построении образовательного процесса, выборе образовательных технологий, методик обучения (показывется, как выявляются и развиваются способности обучающихся...
Учет индивидуальных особенностей обучающихся в построении образовательного процесса, выборе образовательных технологий, методик обучения по физической культуре
Индивидуальный подход в преподавании физической культуры тесно связан с методикой проведения занятий. Планируя работу, всегда учитываю возрастные , типовые и индивидуальные особенности детей ,провожу ...
Учет индивидуальных особенностей обучающихся в построении образовательного процесса, выборе образовательных технологий, методик обучения по физической культуре
Индивидуальный подход в преподавании физической культуры тесно связан с методикой проведения занятий. Планируя работу, всегда учитываю возрастные , типовые и индивидуальные особенности детей ,провожу ...
Учет индивидуальных особенностей обучающихся в построении образовательного процесса, выборе образовательных технологий, методик обучения
Учет индивидуальных особенностей обучающихся в построении образовательного процесса, выборе образовательных технологий, методик обучения...