ПК 3.2. Создавать в кабинете (мастерской, лаборатории) предметно-развивающую среду.
методическая разработка
На данном разделе размещены элементы предметно-развивающей среды.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
![]() | 14.61 КБ |
![]() | 859.96 КБ |
![]() | 18.07 КБ |
![]() | 859.02 КБ |
Предварительный просмотр:
Памятка по оборудованию кабинета дополнительного образования в области изобразительной деятельности и декоративно-прикладного искусства
Введение
Кабинет дополнительного образования в области изобразительной деятельности и декоративно-прикладного искусства должен создавать вдохновляющую и комфортную атмосферу для учащихся. Важно, чтобы помещение было оснащено всем необходимым оборудованием и материалами для обеспечения эффективного образовательного процесса. В данной памятке представлены основные рекомендации по организации пространства и выбору оборудования.
1. Общее оформление кабинета
Цветовая гамма: Лучше всего использовать теплые, гармоничные тона, которые способствуют творчеству и вдохновению. Стены можно украсить работами учеников, выставками, репродукциями известных художников.
Освещение: Естественное освещение — идеальный вариант. Дополнительно следует использовать качественные светильники, которые обеспечивают равномерное освещение рабочей поверхности без создания теней.
2. Организация рабочего пространства
Рабочие места: Необходимо оборудовать достаточное количество столов и стульев для комфортной работы. Столы должны быть устойчивыми и иметь достаточную площадь для размещения материалов и инструментов.
Хранение материалов: Обязательно предусмотреть шкафы, полки и ящики для хранения художественных материалов, инструментов и готовых работ. Системы хранения должны быть организованы так, чтобы учащимся было легко находить и возвращать материалы на место.
3. Оборудование и инструменты
Краски и средства для рисования:
Акварельные, гуашевые, акриловые краски.
Мастихины, кисти различных форм и размеров, губки.
Маркеры, уголь, пастель, мелки.
Канцелярские принадлежности:
Ножницы, линейки, клей (ПВА, клей-карандаш).
Угольники, циркули, компасы.
Папиросные материалы:
Разнообразные виды бумаги (белая, цветная, крафтовая, для акварели).
Картон, фольга, пленка.
Инструменты для декоративно-прикладного искусства:
Инструменты для работы с деревом (пилки, резцы, наждачная бумага).
Средства для работы с текстилем (иглы, нити, ткани разнообразных текстур и цветов).
Материалы для основы (доски, фанера, проволока).
4. Средства для формирования навыков
Программное обеспечение и технологии:
Если позволяет бюджет, можно предусмотреть компьютеры с графическими редакторами и специальным программным обеспечением для цифрового рисования.
Проектор или интерактивная панель для демонстрации работ мастеров и образовательных материалов.
Мастера и Открытые уроки:
Приглашение профессиональных художников и мастеров для проведения мастер-классов.
Организация открытых уроков, выставок и творческих дуэтов с другими учреждениями.
5. Программа и методическое обеспечение
Учебные материалы: Разработка пособий, блокнотов для записи идей, рабочих тетрадей.
Проектная деятельность: Организация проектных работ, выставок, конкурсов и фестивалей.
6. Безопасность и охрана труда
Правила безопасности: Обучение учащихся основам безопасного обращения с инструментами и материалами.
Наличие аптечки: Обеспечение доступности аптечки и средств для оказания первой помощи.
Заключение
Оборудование кабинета дополнительного образования в области изобразительной деятельности и декоративно-прикладного искусства — это не только создание комфортных условий, но и организация доступного, функционального и безопасного пространства для творчества. Учитывая вышеперечисленные рекомендации, вы сможете создать кабинет, который будет вдохновлять детей на развитие их творческих способностей и интереса к искусству.
Предварительный просмотр:
Схема
«Правила техники безопасности в кабинете рисования, хореографии, и т.д. в соответствии со своей направленностью в технике «коллаж»
Макет
информационного стенда в соответствии со своей направленностью по определенной тематике.
Предварительный просмотр:
Алгоритм создания предметно-развевающей среды в кабинете декоративно-прикладного искусства
- Анализ и планирование пространства:
- Оценка имеющегося пространства: Измерьте кабинет, определите зоны, которые можно выделить (рабочая зона, зона хранения, выставочная зона и т.д.).
- Учет норм СанПиН и техники безопасности: Важно, чтобы кабинет соответствовал санитарным нормам и требованиям безопасности. Обеспечьте достаточное освещение, вентиляцию, безопасное хранение материалов и инструментов.
- Разработка плана расстановки мебели и оборудования: Спланируйте, как разместить столы, стулья, шкафы, стеллажи, чтобы создать удобное и функциональное пространство.
- Создание функциональных зон:
- Рабочая зона:
- Индивидуальные рабочие места: Обеспечьте каждого ученика удобным рабочим местом с достаточным пространством для работы.
- Общий рабочий стол: Для работы с крупными проектами или для групповой работы.
- Хорошее освещение: Естественное и искусственное освещение, направленное на рабочие поверхности.
- Зона хранения материалов и инструментов:
- Шкафы и стеллажи: Для хранения красок, кистей, бумаги, глины, ткани, фурнитуры и других материалов.
- Контейнеры и ящики: Для организации мелких предметов (бисер, пуговицы, нитки).
- Маркировка: Четко обозначьте, что где хранится.
- Выставочная зона:
- Стенды, полки, витрины: Для демонстрации работ учеников.
- Сменные экспозиции: Регулярно обновляйте выставку, чтобы поддерживать интерес.
- Зона отдыха (опционально):
- Мягкая мебель: Для создания уютной атмосферы и возможности отдохнуть.
- Книги и журналы по искусству: Для вдохновения и расширения кругозора.
- Подбор и организация материалов и инструментов:
- Разнообразие материалов: Обеспечьте доступ к различным материалам (бумага, картон, ткань, глина, дерево, природные материалы и т.д.).
- Необходимый набор инструментов: Кисти, карандаши, ножницы, стеки, иглы, нитки, молотки, плоскогубцы и т.д.
- Безопасность инструментов: Следите за исправностью инструментов и обучайте правилам безопасной работы с ними.
- Систематизация: Организуйте материалы и инструменты таким образом, чтобы их было легко найти и использовать.
- Оформление кабинета:
- Цветовая гамма: Выберите спокойные, нейтральные цвета для стен и мебели, чтобы они не отвлекали от творчества. Яркие акценты можно добавить с помощью декоративных элементов.
- Декоративные элементы:
- Работы учеников: Лучший способ украсить кабинет – это выставить работы учеников.
- Репродукции картин известных художников: Для вдохновения и знакомства с искусством.
- Элементы народного искусства: Для создания атмосферы традиций и ремесел.
- Растения: Оживят интерьер и создадут более комфортную обстановку.
- Информационные материалы:
- Схемы, таблицы, инструкции: Разместите полезную информацию о техниках, материалах и инструментах.
- Правила техники безопасности: На видном месте.
- Выставка достижений: Поощряйте учеников, размещая их лучшие работы.
- Поддержание порядка и обновление среды:
- Регулярная уборка: Поддерживайте чистоту и порядок в кабинете.
- Инвентаризация: Регулярно проверяйте наличие материалов и инструментов, пополняйте запасы.
- Обновление экспозиций: Регулярно обновляйте выставки работ учеников и другие декоративные элементы.
- Обратная связь от учеников: Учитывайте мнение учеников при организации и обновлении предметно-развивающей среды.
- Примерная структура кабинета (зонирование):
- Основная зона для занятий: Столы и стулья для каждого ученика, доска или интерактивная панель.
- Зона хранения: Шкафы, стеллажи, ящики для материалов и инструментов.
- Зона демонстрации работ: Стенды, витрины, полки для выставки работ учеников.
- Зона подготовки: Стол для учителя, место для хранения методических материалов.
- Зона для работы с глиной (если предусмотрено): Специальный стол с раковиной для мытья рук.
- Зона для сушки работ (если необходимо): Специальные полки или стеллажи для сушки глиняных изделий или других работ.
Важно помнить:
- Безопасность: На первом месте должна стоять безопасность учеников.
- Адаптивность: Предметно-развивающая среда должна быть гибкой и адаптироваться к потребностям учебного процесса.
- Эстетика: Создайте приятную и вдохновляющую атмосферу, которая будет способствовать творческому развитию учеников.
- Активное участие учеников: Вовлекайте учеников в процесс создания и поддержания предметно-развивающей среды.
Предварительный просмотр:
Макет предметно-развивающей среды в кабинете дополнительного образования
1. Зонирование пространства
Зона для рисования и живописи:
- Мольберты для работы стоя
- Рабочий стол для рисования
- Мягкие кресла для отдыха и обсуждения работ
- Полки для хранения красок, кистей и бумажных полотен
Зона для лепки и моделирования:
- Столы с защитным покрытием
- Инструменты для лепки (скульптурные инструменты, ножи для резьбы, текстурные формы)
- Материалы для моделирования (глина, пластилин)
- Высушенные образцы работ для демонстрации
Зона для декоративно-прикладного искусства:
- Рабочий стол с инструментами для работы с бумагой
- Ножницы, клей, ткани, нитки
- Полки с инструментами и материалами
- Готовые образцы работ для вдохновения
Зона для обсуждений и выставок:
- Стенд для размещения работ учащихся
- Пространство для организации выставок с возможностью смены экспозиции
- Информационная доска с объявлениями о конкурсах и выставках
2. Оборудование и материалы
Основное оборудование:
- Эргономичные столы и стулья
- Полки и выставочные стенды
- Система освещения (сочетание естественного и искусственного света)
Художественные материалы:
- Краски различных видов
- Карандаши, фломастеры, уголь, пастель
- Материалы для декоративно-прикладного творчества (ткани, нитки, бисер)
- Готовые наборы для творчества
3. Эстетическое оформление
Атмосфера кабинета:
- Яркие цветовые решения для стен и мебели
- Регулярная смена экспозиции работ учащихся
- Уголки для отдыха с художественными книгами и журналами
- Тематические выставки работ
4. Информационные ресурсы
Уголок “Вдохновение”:
- Книги по искусству
- Плакаты с работами известных художников
- Видеоматериалы о различных техниках
- Образцы работ в разных техниках
5. Рабочее место педагога
Зона педагога:
- Удобное рабочее место
- Доступ к методическим пособиям
- Современное оборудование (компьютер, планшет)
- Система хранения документации
Такой макет предметно-развивающей среды обеспечивает комфортное и эффективное обучение, способствует творческому развитию учащихся и создает вдохновляющую атмосферу для занятий изобразительным искусством и декоративно-прикладным творчеством.
Работая по созданию учебной и развивающей среды, большое внимание уделяется основным требованиям СанПиН. Для организации учебного процесса кабинеты начальных классов имеют предметно-развивающие зоны: учебная, игровая, зелёная, информационная, санитарно-гигиеническая зона.
Учебная зона - расположены парты - их легко переставить, объединять или отодвигать; стулья трехуровневые регулируются в соответствии с ростом учащихся; учительский стол; учебные доски: меловая, интерактивная, компьютер, мобильный телевизор и видеомагнитофон; шкафы, они будут отделять учебное пространство от игрового. В них будут помещены книги для чтения во внеурочное время, игрушки, рабочие тетради, принадлежности для уроков ИЗО и технологии. Пространство должно сочетать строгость и комфорт, которые обеспечиваются определенным расположением предметов и подбором цветовых предпочтений.
Информационная зона - располагается по периметру кабинета и представлена стендами на стенах. Содержание стендов отражает жизнь России, края, города, класса, информации для родителей. Стенды оформляются в цветном варианте, что притягивает взор детей, вызывая желание познакомиться с информацией. На стендах размещаются детские творческие работы.
В игровой зоне - расположена мягкая мебель (диван и кресла), журнальный столик, детские игрушки и игры. Дети с удовольствием могут проводить время, беседуя и играя в игровой зоне на диване и в кресле. Организация и использование игровой зоны является необходимым условием для сохранения и улучшения здоровья младших школьников, здесь нужно ощутить комфорт и присутствие домашнего уюта, что важно, особенно при обучении первоклассников. Занятия в игровой зоне благоприятно влияют на общий тонус ребёнка, способствуют тренировке подвижности нервных процессов, создают положительный настрой и снимают статическое, психоэмоциональное напряжение.
Организация и использование игровой зоны является необходимым условием для сохранения и улучшения здоровья младших школьников.
Зеленая зона:
многообразие декоративных цветов, желательно в отдельно отведенном месте;
информационные карты о цветах (название цветка, семейство и т.д.).
Если в классе много цветов, это позволяет воспитывать трудолюбие детей, ухаживающих за ними, любовь и уважение к природе. Кроме того, позволяет усилить созданное уютное и комфортное учебное пространство.
Здесь так же мы поместим аквариум. Для релаксации детей, а так же он научит детей ухаживать за животными.
Наличие Уголка здорового образа жизни:
Здоровый образ жизни.
- ПДД.
- ОБЖ.
В классе может быть собрана библиотека детских книг и организован уголок чтения. Уголок чтения дает возможность детям систематически знакомиться с новыми для них книгами, формировать читательские умения и развивать навыки чтения.
Развитие наглядно-образного мышления достигается благодаря широкому использованию в обучении различных схем и моделей, опорных таблиц и алгоритмов.
Макет предметно-развивающей среды в кабинете дополнительного образования:

По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Предметно-развивающая среда логопедического кабинета , игровой и наглядно-дидактический материал при обучении грамоте дошкольников
Предметно-развивающая среда логопедического кабинета , игровой и наглядно-дидактический материал при обучении грамоте дошкольников...

Предметно-развивающая среда логопедического кабинета
Сухомлинский В.А.: “Дети должны жить в мире красоты, игры, сказки, музыки, рисунка, фантазии, творчества. Этот мир должен окружать ребёнка и тогда, когда мы хотим научить его читать и писать. Да, от т...

Презентация Моделирование предметно-развивающей среды кабинета (мастерской)
Анализ Федерального государственного образовательного стандарта общего образования позволили нам представить функциональные зоны кабинета:рабочая зона для учителя,учебная, поисково-исследов...

Разработка рекомендаций для преобразования предметно-развивающей среды кабинета начальных классов. Конторка Базарного.
Разработка рекомендаций для преобразования предметно-развивающей среды кабинета начальных классов. Конторкой Базарного Веками известна фундаментальная роль осанки (телесная вертикаль: ...

ПК 3.2. Создавать в кабинете (мастерской, лаборатории) предметно-развивающую среду.
Создать в кабинете предметно-развивающую среду...