ПК 3.2. Создавать в кабинете (мастерской, лаборатории) предметно-развивающую среду.
методическая разработка

На данном разделе размещены элементы предметно-развивающей среды.

Скачать:


Предварительный просмотр:

Памятка по оборудованию кабинета дополнительного образования в области изобразительной деятельности и декоративно-прикладного искусства

Введение

Кабинет дополнительного образования в области изобразительной деятельности и декоративно-прикладного искусства должен создавать вдохновляющую и комфортную атмосферу для учащихся. Важно, чтобы помещение было оснащено всем необходимым оборудованием и материалами для обеспечения эффективного образовательного процесса. В данной памятке представлены основные рекомендации по организации пространства и выбору оборудования.

1. Общее оформление кабинета

Цветовая гамма: Лучше всего использовать теплые, гармоничные тона, которые способствуют творчеству и вдохновению. Стены можно украсить работами учеников, выставками, репродукциями известных художников.

Освещение: Естественное освещение — идеальный вариант. Дополнительно следует использовать качественные светильники, которые обеспечивают равномерное освещение рабочей поверхности без создания теней.

2. Организация рабочего пространства

Рабочие места: Необходимо оборудовать достаточное количество столов и стульев для комфортной работы. Столы должны быть устойчивыми и иметь достаточную площадь для размещения материалов и инструментов.

Хранение материалов: Обязательно предусмотреть шкафы, полки и ящики для хранения художественных материалов, инструментов и готовых работ. Системы хранения должны быть организованы так, чтобы учащимся было легко находить и возвращать материалы на место.

3. Оборудование и инструменты

Краски и средства для рисования:

Акварельные, гуашевые, акриловые краски.

Мастихины, кисти различных форм и размеров, губки.

Маркеры, уголь, пастель, мелки.

Канцелярские принадлежности:

Ножницы, линейки, клей (ПВА, клей-карандаш).

Угольники, циркули, компасы.

Папиросные материалы:

Разнообразные виды бумаги (белая, цветная, крафтовая, для акварели).

Картон, фольга, пленка.

Инструменты для декоративно-прикладного искусства:

Инструменты для работы с деревом (пилки, резцы, наждачная бумага).

Средства для работы с текстилем (иглы, нити, ткани разнообразных текстур и цветов).

Материалы для основы (доски, фанера, проволока).

4. Средства для формирования навыков

Программное обеспечение и технологии:

Если позволяет бюджет, можно предусмотреть компьютеры с графическими редакторами и специальным программным обеспечением для цифрового рисования.

Проектор или интерактивная панель для демонстрации работ мастеров и образовательных материалов.

Мастера и Открытые уроки:

Приглашение профессиональных художников и мастеров для проведения мастер-классов.

Организация открытых уроков, выставок и творческих дуэтов с другими учреждениями.

5. Программа и методическое обеспечение

Учебные материалы: Разработка пособий, блокнотов для записи идей, рабочих тетрадей.

Проектная деятельность: Организация проектных работ, выставок, конкурсов и фестивалей.

6. Безопасность и охрана труда

Правила безопасности: Обучение учащихся основам безопасного обращения с инструментами и материалами.

Наличие аптечки: Обеспечение доступности аптечки и средств для оказания первой помощи.

Заключение

Оборудование кабинета дополнительного образования в области изобразительной деятельности и декоративно-прикладного искусства — это не только создание комфортных условий, но и организация доступного, функционального и безопасного пространства для творчества. Учитывая вышеперечисленные рекомендации, вы сможете создать кабинет, который будет вдохновлять детей на развитие их творческих способностей и интереса к искусству.



Предварительный просмотр:

Схема

«Правила техники безопасности в кабинете рисования, хореографии,  и т.д.  в соответствии со своей направленностью в технике «коллаж»

Рисунок 7, Рисунок

 

Макет

информационного стенда в соответствии со своей направленностью по определенной тематике.

Рисунок 9, Рисунок



Предварительный просмотр:

Алгоритм создания предметно-развевающей среды в кабинете декоративно-прикладного искусства

  1.  Анализ и планирование пространства:
  • Оценка имеющегося пространства: Измерьте кабинет, определите зоны, которые можно выделить (рабочая зона, зона хранения, выставочная зона и т.д.).
  • Учет норм СанПиН и техники безопасности: Важно, чтобы кабинет соответствовал санитарным нормам и требованиям безопасности. Обеспечьте достаточное освещение, вентиляцию, безопасное хранение материалов и инструментов.
  • Разработка плана расстановки мебели и оборудования: Спланируйте, как разместить столы, стулья, шкафы, стеллажи, чтобы создать удобное и функциональное пространство.
  1.  Создание функциональных зон:
  • Рабочая зона:
  • Индивидуальные рабочие места: Обеспечьте каждого ученика удобным рабочим местом с достаточным пространством для работы.
  • Общий рабочий стол: Для работы с крупными проектами или для групповой работы.
  • Хорошее освещение: Естественное и искусственное освещение, направленное на рабочие поверхности.
  • Зона хранения материалов и инструментов:
  • Шкафы и стеллажи: Для хранения красок, кистей, бумаги, глины, ткани, фурнитуры и других материалов.
  • Контейнеры и ящики: Для организации мелких предметов (бисер, пуговицы, нитки).
  • Маркировка: Четко обозначьте, что где хранится.
  • Выставочная зона:
  • Стенды, полки, витрины: Для демонстрации работ учеников.
  • Сменные экспозиции: Регулярно обновляйте выставку, чтобы поддерживать интерес.
  • Зона отдыха (опционально):
  • Мягкая мебель: Для создания уютной атмосферы и возможности отдохнуть.
  • Книги и журналы по искусству: Для вдохновения и расширения кругозора.
  1. Подбор и организация материалов и инструментов:
  • Разнообразие материалов: Обеспечьте доступ к различным материалам (бумага, картон, ткань, глина, дерево, природные материалы и т.д.).
  • Необходимый набор инструментов: Кисти, карандаши, ножницы, стеки, иглы, нитки, молотки, плоскогубцы и т.д.
  • Безопасность инструментов: Следите за исправностью инструментов и обучайте правилам безопасной работы с ними.
  • Систематизация: Организуйте материалы и инструменты таким образом, чтобы их было легко найти и использовать.
  1. Оформление кабинета:
  • Цветовая гамма: Выберите спокойные, нейтральные цвета для стен и мебели, чтобы они не отвлекали от творчества. Яркие акценты можно добавить с помощью декоративных элементов.
  • Декоративные элементы:
  • Работы учеников: Лучший способ украсить кабинет – это выставить работы учеников.
  • Репродукции картин известных художников: Для вдохновения и знакомства с искусством.
  • Элементы народного искусства: Для создания атмосферы традиций и ремесел.
  • Растения: Оживят интерьер и создадут более комфортную обстановку.
  • Информационные материалы:
  • Схемы, таблицы, инструкции: Разместите полезную информацию о техниках, материалах и инструментах.
  • Правила техники безопасности: На видном месте.
  • Выставка достижений: Поощряйте учеников, размещая их лучшие работы.
  1. Поддержание порядка и обновление среды:
  • Регулярная уборка: Поддерживайте чистоту и порядок в кабинете.
  • Инвентаризация: Регулярно проверяйте наличие материалов и инструментов, пополняйте запасы.
  • Обновление экспозиций: Регулярно обновляйте выставки работ учеников и другие декоративные элементы.
  • Обратная связь от учеников: Учитывайте мнение учеников при организации и обновлении предметно-развивающей среды.
  1. Примерная структура кабинета (зонирование):
  • Основная зона для занятий: Столы и стулья для каждого ученика, доска или интерактивная панель.
  • Зона хранения: Шкафы, стеллажи, ящики для материалов и инструментов.
  • Зона демонстрации работ: Стенды, витрины, полки для выставки работ учеников.
  • Зона подготовки: Стол для учителя, место для хранения методических материалов.
  • Зона для работы с глиной (если предусмотрено): Специальный стол с раковиной для мытья рук.
  • Зона для сушки работ (если необходимо): Специальные полки или стеллажи для сушки глиняных изделий или других работ.

Важно помнить:

  • Безопасность: На первом месте должна стоять безопасность учеников.
  • Адаптивность: Предметно-развивающая среда должна быть гибкой и адаптироваться к потребностям учебного процесса.
  • Эстетика: Создайте приятную и вдохновляющую атмосферу, которая будет способствовать творческому развитию учеников.
  • Активное участие учеников: Вовлекайте учеников в процесс создания и поддержания предметно-развивающей среды.



Предварительный просмотр:

Макет предметно-развивающей среды в кабинете дополнительного образования

1. Зонирование пространства

Зона для рисования и живописи:

  • Мольберты для работы стоя
  • Рабочий стол для рисования
  • Мягкие кресла для отдыха и обсуждения работ
  • Полки для хранения красок, кистей и бумажных полотен

Зона для лепки и моделирования:

  • Столы с защитным покрытием
  • Инструменты для лепки (скульптурные инструменты, ножи для резьбы, текстурные формы)
  • Материалы для моделирования (глина, пластилин)
  • Высушенные образцы работ для демонстрации

Зона для декоративно-прикладного искусства:

  • Рабочий стол с инструментами для работы с бумагой
  • Ножницы, клей, ткани, нитки
  • Полки с инструментами и материалами
  • Готовые образцы работ для вдохновения

Зона для обсуждений и выставок:

  • Стенд для размещения работ учащихся
  • Пространство для организации выставок с возможностью смены экспозиции
  • Информационная доска с объявлениями о конкурсах и выставках

2. Оборудование и материалы

Основное оборудование:

  • Эргономичные столы и стулья
  • Полки и выставочные стенды
  • Система освещения (сочетание естественного и искусственного света)

Художественные материалы:

  • Краски различных видов
  • Карандаши, фломастеры, уголь, пастель
  • Материалы для декоративно-прикладного творчества (ткани, нитки, бисер)
  • Готовые наборы для творчества

3. Эстетическое оформление

Атмосфера кабинета:

  • Яркие цветовые решения для стен и мебели
  • Регулярная смена экспозиции работ учащихся
  • Уголки для отдыха с художественными книгами и журналами
  • Тематические выставки работ

4. Информационные ресурсы

Уголок “Вдохновение”:

  • Книги по искусству
  • Плакаты с работами известных художников
  • Видеоматериалы о различных техниках
  • Образцы работ в разных техниках

5. Рабочее место педагога

Зона педагога:

  • Удобное рабочее место
  • Доступ к методическим пособиям
  • Современное оборудование (компьютер, планшет)
  • Система хранения документации

Такой макет предметно-развивающей среды обеспечивает комфортное и эффективное обучение, способствует творческому развитию учащихся и создает вдохновляющую атмосферу для занятий изобразительным искусством и декоративно-прикладным творчеством.

Работая по созданию учебной и развивающей среды, большое внимание уделяется основным требованиям СанПиН. Для организации учебного процесса кабинеты начальных классов имеют предметно-развивающие зоны: учебная, игровая, зелёная, информационная, санитарно-гигиеническая зона.

Учебная зона - расположены парты - их легко переставить, объединять или отодвигать; стулья трехуровневые регулируются в соответствии с ростом учащихся; учительский стол; учебные доски: меловая, интерактивная, компьютер, мобильный телевизор и видеомагнитофон; шкафы, они будут отделять учебное пространство от игрового. В них будут помещены книги для чтения во внеурочное время, игрушки, рабочие тетради, принадлежности для уроков ИЗО и технологии. Пространство должно сочетать строгость и комфорт, которые обеспечиваются определенным расположением предметов и подбором цветовых предпочтений.

Информационная зона - располагается по периметру кабинета и представлена стендами на стенах. Содержание стендов отражает жизнь России, края, города, класса, информации для родителей. Стенды оформляются в цветном варианте, что притягивает взор детей, вызывая желание познакомиться с информацией. На стендах размещаются детские творческие работы.

 В игровой зоне - расположена мягкая мебель (диван и кресла), журнальный столик, детские игрушки и игры. Дети с удовольствием могут проводить время, беседуя и играя в игровой зоне на диване и в кресле. Организация и использование игровой зоны является необходимым условием для сохранения и улучшения здоровья младших школьников, здесь нужно ощутить комфорт и присутствие домашнего уюта, что важно, особенно при обучении первоклассников. Занятия в игровой зоне благоприятно влияют на общий тонус ребёнка, способствуют тренировке подвижности нервных процессов, создают положительный настрой и снимают статическое, психоэмоциональное напряжение.

Организация и использование игровой зоны является необходимым условием для сохранения и улучшения здоровья младших школьников.

Зеленая зона:

многообразие декоративных цветов, желательно в отдельно отведенном месте;

информационные карты о цветах (название цветка, семейство и т.д.).

Если в классе много цветов, это позволяет воспитывать трудолюбие детей, ухаживающих за ними, любовь и уважение к природе. Кроме того, позволяет усилить созданное уютное и комфортное учебное пространство.

Здесь так же мы поместим аквариум. Для релаксации детей, а так же он научит детей ухаживать за животными.

Наличие Уголка здорового образа жизни:

Здоровый образ жизни.

  • ПДД.
  • ОБЖ.

       В классе может быть собрана библиотека детских книг и организован уголок чтения. Уголок чтения дает возможность детям систематически знакомиться с новыми для них книгами, формировать читательские умения и развивать навыки чтения.

       Развитие наглядно-образного мышления достигается благодаря широкому использованию в обучении различных схем и моделей, опорных таблиц и алгоритмов.

Макет предметно-развивающей среды в кабинете дополнительного образования:


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Предметно-развивающая среда логопедического кабинета , игровой и наглядно-дидактический материал при обучении грамоте дошкольников

Предметно-развивающая среда логопедического кабинета , игровой и наглядно-дидактический материал при обучении грамоте дошкольников...

Предметно-развивающая среда логопедического кабинета

Сухомлинский В.А.: “Дети должны жить в мире красоты, игры, сказки, музыки, рисунка, фантазии, творчества. Этот мир должен окружать ребёнка и тогда, когда мы хотим научить его читать и писать. Да, от т...

Презентация Моделирование предметно-развивающей среды кабинета (мастерской)

Анализ Федерального государственного образовательного стандарта общего образования  позволили нам представить функциональные зоны кабинета:рабочая зона для учителя,учебная, поисково-исследов...

Разработка рекомендаций для преобразования предметно-развивающей среды кабинета начальных классов. Конторка Базарного.

Разработка рекомендаций для преобразования предметно-развивающей среды кабинета начальных классов. Конторкой Базарного Веками известна фундаментальная роль осанки (телесная вертикаль: ...