Методические рекомендации по работе с дополнительной литературой для самостоятельной работы студентов
методическая разработка
Важной составляющей самостоятельной внеаудиторной подготовки является работа с литературой ко всем видам занятий: семинарским, практическим, при подготовке к зачетам, экзаменам, тестированию, участию в научных конференциях.
Умение работать с литературой означает научиться осмысленно пользоваться источниками.
Скачать:
Предварительный просмотр:
| Министерство образования и науки Республики Бурятия | СК - УПД-СРС-2.5.-22 | |
ГБПОУ «Гусиноозерский энергетический техникум» | лист | листов всего | |
Методические рекомендации по использованию дополнительной литературы для самостоятельной работы студентов | |||
Экземпляр №_______ |
Методические рекомендации
по работе с дополнительной литературой
для самостоятельной работы студентов
Симонова Маргарита Анатольевна
преподаватель высшей категории
Важной составляющей самостоятельной внеаудиторной подготовки является работа с литературой ко всем видам занятий: семинарским, практическим, при подготовке к зачетам, экзаменам, тестированию, участию в научных конференциях.
Умение работать с литературой означает научиться осмысленно пользоваться источниками.
Существует несколько методов работы с литературой.
Один из них - самый известный - метод повторения: прочитанный текст можно заучить наизусть. Простое повторение воздействует на память механически и поверхностно. Полученные таким путем сведения легко забываются.
Наиболее эффективный метод - метод кодирования: прочитанный текст нужно подвергнуть большей, чем простое заучивание, обработке. Чтобы основательно обработать информацию и закодировать ее для хранения, важно провести целый ряд мыслительных операций: прокомментировать новые данные; оценить их значение; поставить вопросы; сопоставить полученные сведения с ранее известными.
Для улучшения обработки информации очень важно устанавливать осмысленные связи, структурировать новые сведения.
Изучение научной учебной и иной литературы требует ведения рабочих записей.
Форма записей может быть весьма разнообразной: простой или развернутый план, тезисы, цитаты, конспект.
План - первооснова, каркас какой- либо письменной работы, определяющие последовательность изложения материала.
План является наиболее краткой и потому самой доступной и распространенной формой записей содержания исходного источника информации. По существу, это перечень основных вопросов, рассматриваемых в источнике. План может быть простым и развернутым. Их отличие состоит в степени детализации содержания и, соответственно, в объеме.
Преимущество плана состоит в следующем:
Во-первых, план позволяет наилучшим образом уяснить логику мысли автора, упрощает понимание главных моментов произведения.
Во-вторых, план позволяет быстро и глубоко проникнуть в сущность построения произведения и, следовательно, гораздо легче ориентироваться в его содержании.
В-третьих, план позволяет – при последующем возвращении к нему – быстрее обычного вспомнить прочитанное.
В-четвертых, с помощью плана гораздо удобнее отыскивать в источнике нужные места, факты, цитаты и т.д.
Выписки - небольшие фрагменты текста (неполные и полные предложения, отделы, абзацы, а также дословные и близкие к дословным записи об излагаемых в нем фактах), содержащие в себе квинтэссенцию содержания прочитанного.
Выписки представляют собой более сложную форму записи содержания исходного источника информации. По сути, выписки – не что иное, как цитаты, заимствованные из текста. Выписки позволяют в концентрированные форме и с максимальной точностью воспроизвести в произвольном (чаще последовательном) порядке наиболее важные мысли автора, статистические и другие сведения. В отдельных случаях, когда это оправдано с точки зрения продолжения работы над текстом, вполне допустимо заменять цитирование изложением, близким к дословному.
Тезисы – сжатое изложение содержания изученного материала в утвердительной (реже опровергающей) форме.
Отличие тезисов от обычных выписок состоит в следующем:
Во-первых, тезисам присуща значительно более высокая степень концентрации материала.
Во-вторых, в тезисах отмечается преобладание выводов над общими рассуждениями.
В-третьих, чаще всего тезисы записываются близко к оригинальному тексту, т.е. без использования прямого цитирования.
Аннотация – краткое изложение основного содержания исходного источника информации, дающее о нем обобщенное представление. К написанию аннотаций прибегают в тех случаях, когда подлинная ценность и пригодность исходного источника информации исполнителю письменной работы окончательно неясна, но в то же время о нем необходимо оставить краткую запись с обобщающей характеристикой. Для указанной цели и используется аннотация.
Резюме – краткая оценка изученного содержания исходного источника информации, полученная, прежде всего, на основе содержащихся в нем выводов. Резюме весьма сходно по своей сути с аннотацией. Однако, в отличие от последней, текст резюме концентрирует в себе данные не из основного содержания исходного источника информации, а из его заключительной части, прежде всего выводов. Но, как и в случае с аннотацией, резюме излагается своими словами. Выдержки из оригинального текста в нем практически не встречаются.
Конспект – сложная запись содержания исходного текста, включающая в себя заимствования (цитаты) наиболее примечательных мест в сочетании с планом источника, а также сжатый анализ записанного материала и выводы по нему.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты

МЕТОДИЧЕСКОЕ ПОСОБИЕ для проведения аудиторных занятий и выполнения самостоятельных работ со студентами
Настоящее методическое пособие для проведения аудиторных занятий и выполнения самостоятельных работ по дисциплине «Обществознание» по разделу «Основы права» рассчитана для студентов СПО неюридич...

МЕТОДИЧЕСКИЕ РЕКОМЕНДАЦИИ ДЛЯ ОБУЧАЮЩИХСЯ ПО ПРОВЕДЕНИЮ И ВЫПОЛНЕНИЮ САМОСТОЯТЕЛЬНОЙ РАБОТЫ по учебной дисциплине "ОХРАНА ТРУДА" для специальности 19.02.10 Технология продукции общественного питания
Методические рекомендации составлены в соответствии с рабочей программой дисциплины «Охрана труда» для специальности 19.02.10 «Технология продукции общественного питания». Методические рекомендации пр...
Методические рекомендации по организации самостоятельной работы Учебная дисциплина «Литература»
Методические указания по выполнению внеаудиторной самостоятельной работы составлены для обучающихся по специальности 09.02.04. Информа...
Методические рекомендации по выполнению самостоятельной работы по дисциплине «Литература»
Данные методические рекомендации по выполнению внеаудиторной самостоятельной работы по дисциплине «Русский язык» предназначены для студентов СПО, а также для преподавателей при организации самостоятел...

Формы работы с родителями в учреждении дополнительного образования. Методические рекомендации в помощь педагогу дополнительного образования
Работа с родителями является одним из направлений работы педагога дополнительного образования. Ориентируясь на разнообразие форм, свой педагогический опыт, интуицию и творческий подход, педагог ...
МЕТОДИЧЕСКИЕ РЕКОМЕНДАЦИИ ПО ОФОРМЛЕНИЮ РАБОЧЕЙ ТЕТРАДИ ДЛЯ ОРГАНИЗАЦИИ САМОСТОЯТЕЛЬНОЙ РАБОТЫ СТУДЕНТОВ
МЕТОДИЧЕСКИЕ РЕКОМЕНДАЦИИ ПО ОФОРМЛЕНИЮ РАБОЧЕЙ ТЕТРАДИ ДЛЯ ОРГАНИЗАЦИИ САМОСТОЯТЕЛЬНОЙ РАБОТЫСТУДЕНТОВ 2...

Методические указания к выполнению самостоятельной работы по учебному предмету "Физическая культура" для студентов 1 курса
Методические указания разработаны в соответствии с требованиями ФГОС СПО...