«Развитие коммуникативных компетенций на уроках английского языка и во внеурочной деятельности»
опыты и эксперименты
Предварительный просмотр:
Тема опыта: «Развитие коммуникативной компетенции учащихся на уроках английского языка и во внеурочной деятельности»
Автор опыта: Быкова Е. М.
учитель английского языка
высшей категории
Условия формирования опыта.
За последние годы требования к иностранному языку возросли. Современный выпускник школы должен быть готов к эффективной коммуникации, что позволяет ему проявить себя не только квалифицированным специалистом в своей области, но и обладать рядом совершенно новых социальных навыков: уметь общаться с разными категориями людей, быть способным работать в команде, мотивировать окружающих. Отличительные для нашего времени изменения в характере образования - в его направленности, целях, содержании - все более явно ориентируют его на «свободное развитие человека», на творческую инициативу, самостоятельность, конкурентоспособность, мобильность будущих специалистов.
Изучение английского языка в школе направлено на достижение следующих целей: развитие иноязычной коммуникативной компетенции в совокупности всех ее составляющих и развитие личности учащихся посредством реализации воспитательного потенциала иностранного языка. (ФГОС ООО). Существование успешного человека в конкурентном мире невозможно представить без знания английского языка – языка международного общения. Сегодня ценится свободная, развитая и образованная личность, способная творить в условиях постоянно меняющегося мира, что в свою очередь, требует полного развития личности ее коммуникативных способностей, позволяющих войти в мировое сообщество и успешно функционировать в нем.
Как известно, в настоящее время успешная профессиональная и социальная карьера невозможна без готовности осваивать новые технологии, адаптироваться к иным условиям труда, решать новые профессиональные задачи. Чтобы привить детям интерес необходимо на каждом уроке нужно вводить что-то новое, делать уроки разнообразными и непохожими друг на друга. Прошла дистанционное обучение по теме: «Современные образовательные технологии: технология критического мышления», курсы повышения квалификации по теме: «Современные образовательные технологии профильного обучения», повышение квалификации по теме «Методические особенности подготовки учащихся к олимпиадам» , особо интересным был представлен опыт работы с интерактивной доской. В связи с этим появилась проблема, какие технологии могут стать наиболее успешными и позволят ученикам достичь уровня знаний, соответствующего требованиям государственного образовательного стандарта? Каким образом я, учитель могу научить ребенка быть не единицей общества, а его активной составляющей, умеющей жить и работать в социуме?
Гипотеза: если систематически на уроках и во внеурочной деятельности вести работу над формированием коммуникативных компетенций учащихся, то повысится уровень владения учениками общеучебными умениями и навыками, повысится качество знаний по предмету.
Цель: повышение уровня владения учащимися коммуникативными компетенциями, используя комплекс эффективных технологий, методов и приёмов работы.
Задачи:
1. Проанализировать психологическую и методическую литературу по проблеме формирования коммуникативных умений и навыков.
2. Изучить передовой педагогический опыт по изучаемой теме, отобрать приёмы и методы формирования и развития коммуникативных компетенций учащихся.
3. Проверить на практике действенность отобранных приёмов и методов, выбрать наиболее эффективные и приемлемые для учащихся нашей школы.
4. Формировать мотивацию учащихся на уроках и во внеурочной деятельности через участие обучающихся в творческих конкурсах, олимпиадах и исследовательской деятельности.
Ожидаемые результаты работы над данной темой:
1.Повышение качества знаний учащихся по предмету.
2.Позитивная динамика уровня овладения учащимися устной и письменной речью.
3.Участие учеников в олимпиадах и творческих конкурсах разного уровня.
Теоретическая база опыта.
Понятие «коммуникативной компетенции» в отечественной литературе было введено И.А. Зимней и изначально использовалось в сфере обучения иностранным языкам, где в настоящее время ИКК (иноязычная коммуникативная компетенция) рассматривается как цель и планируемый результат обучения (И.Л. Бим, Е.Н. Гром, В.В. Сафонова, Е.Н. Соловова). Л.К. Гейхман даёт следующее определение ИКК: «Способность и готовность осуществлять иноязычное общение в определенных программой требованиях, которые, в свою очередь, опираются на комплекс специфических для иностранного языка знаний, умений и навыков, таких, как владение языковыми средствами и процессами порождения и распознавания речи; грамматические знания, умения, навыки, лексические знания, умения, навыки (с учетом социокультурного лексического минимума); орфографические знания, умения, навыки; произносительные умения и распознавание речи на слух, а так же, как дополнительный элемент – умение добиться взаимопонимания, выйти из затруднительного в языковом отношении положения и т.д.».
Предложенное В. В. Сафоновой определение коммуникативной компетенции как совокупности языковой, речевой и социокультурной составляющих прочно закрепились в отечественной методике и действующих федеральных программ по иностранным языкам. Принципиально важным для понимания целей современного образования, по мнению Е. Н. Солововой, является то, что любой специалист должен иметь достаточно высокий уровень данной компетенции в устной и письменной речи.
Формирование и совершенствование иноязычной коммуникативной компетентности в совокупности всех ее составляющих:
- речевой компетенции - совершенствование коммуникативных умений в четырех основных видах речевой деятельности (говорении, аудировании, чтении и письме); умение планировать свое речевое и неречевое поведение;
- языковой компетенции — систематизации ранее изученного материала; овладение новыми языковыми средствами в соответствии с отобранными темами и сферами общения: увеличение объема используемых единиц; развитие навыков оперирования языковыми единицами в коммуникативных целях;
- социокультурной компетенции — увеличения объема знаний о социокультурной специфике англоговорящих стран, формирование умений выделять общее и специфическое в культуре родной страны и страны изучаемого языка;
- компенсаторной компетенции — дальнейшее развитие умений выходить из положения в условиях дефицита языковых средств при получении и передаче иноязычной информации;
- учебно-познавательной компетенции — развитие общих и специальных учебных умений, позволяющих совершенствовать учебную деятельность по овладению АЯ, удовлетворять с его помощью познавательные интересы в других областях знания.
Для развития коммуникативной компетенции необходимо:
- определить ее понятие и структуру, а также содержание на разных возрастных этапах;
- применить системный подход, обеспечить взаимодействие различных субъектов, направлений и технологий в целях достижения полноценного результата;
- выбрать метод, разработать программы, направления, технологию и техники развития коммуникативной компетентности учащихся.
Актуальность опыта.
Инновационные изменения, произошедшие за последнее время в образовании. Единый государственный экзамен по иностранному языку заставили каждого из нас, а так же меня задуматься над тем, что «вечные» ценности и цели образования в новых условиях видоизменяются, и задачи учителя в настоящее время изменились по сравнению с прошлым. Современный выпускник должен быть не просто учеником знающим, а учеником «умеющим». Таким образом, развитие коммуникативной компетенции, культуры речи выходит на первый план при изучении иностранного языка.
Актуальность моего опыта работы состоит в том, что традиционные методы обучения ориентированы на средний уровень готовности учащихся и в новых условиях не дают достаточно высокого результата. Поэтому я стала внедрять в свою практику инновационные технологии, которые способствуют формированию у детей коммуникативных компетенций, способствующих успешности учеников в современном обществе.
Новизна опыта.
Инновационность опыта прослеживается на уровне целеполагания – формирование иноязычной коммуникативной компетенции учащихся предполагает, прежде всего, развитие их личности, положительной мотивации к изучению иностранного языка. Технология его реализации предполагает разнообразие видов деятельности всех его участников. Все мероприятия носят длительный характер, практико–ориентированы и связаны с интересами учащихся. Мною разработана и систематизирована серия игровых упражнений для работы по развитию коммуникативной компетенции учащихся на начальном этапе обучения английскому языку; разработан и систематизирован дидактический материал, который можно использовать на уроках, а также серия игр с использованием интерактивной доски.
Адресность опыта.
Данный опыт может быть использован учителями английского языка при обучении школьников в любой общеобразовательной школе с детьми разного уровня обучаемости и обученности.
Основное содержание опыта.
Методический комплекс состоит из пяти взаимосвязанных компонентов: цели, содержания, методов, форм и средств обучения. При конструировании методического комплекса в связи с постановкой цели – формирование коммуникативной компетенции в процессе обучения английскому языку учителю необходимо:
- Выбрать ряд известных педагогических технологий, методов, направленных на развитие коммуникативной компетенции учащихся.
- Определить те формы организации учебного процесса, которые будут способствовать развитию коммуникативной компетенции.
- Выбрать методы и средства активизации учебного процесса, в связи с постановкой новой цели обучения.
Одними их базовых технологий, рассматриваемые в данной работе являются:
- Технология развития критического мышления;
- Информационно-коммуникационная технология;
- Технология модульного обучения
Процесс формирования коммуникативных компетенций охватывает несколько направлений:
- использование игровых методов при обучении в начальной школе;
- использование проектного метода;
- реализация рабочих программ учебных курсов и внеурочной деятельности;
- организация и проведение предметной декады;
- участие в предметных олимпиадах и конкурсах различного уровня;
- осуществление диагностики сформированности компетенций учащихся.
Работа по формированию коммуникативных компетенций осуществляется:
на уроках различных типов:
- изучения нового материала,
- закрепления знаний,
- комплексного применения знаний,
- обобщения и систематизации знаний,
- оценки и коррекции знаний.
Использование указанных технологий, выбранных методов и средств, форм обучения необходимо рассматривать в неразрывном единстве составляющих образовательного процесса.
Информационно-коммуникационные технологии стремительно внедряются в процесс обучения иностранному языку в нашей школе.
Практика показывает их преимущества перед традиционными методами обучения. Среди них можно авторитетно выделить индивидуализацию обучения, интенсификацию самостоятельной работы учащихся и повышение познавательной активности. Становится очевидным, что компьютер в организации деятельности школьников – это не самоцель, а средство для их общего развития, инструмент, позволяющий решать задачи развития языковых, познавательных и коммуникативных способностей учащихся. Применение ИКТ в учебной и внеурочной деятельности повышает интерес учащихся к изучению иностранного языка путем развития внутренней мотивации. А позитивная мотивация-это ключ к успешному изучению языка.
Для преподавателей английского языка такая технология открывает безграничное поле деятельности для организации работы над самыми разнообразными темами, на разных шагах обучения, с детьми разного возраста. С помощью программы составления презентаций Power Point можно создать анимационную поддержку уроков: конспекты слайды и тесты. С помощью сканера внести в компьютер фрагменты текстов, фотографии, иллюстрации, рисунки и таблицы по грамматике. Презентация - целенаправленный информационный процесс, решающий свои задачи, в котором компьютер выступает не только как средство, дающее большую свободу для творчества, но и как своего рода генератор новой эстетики. Это способствует повышению эффективности восприятия и запоминания подаваемого в презентации материала.
Более полно можно применять информационные технологии при проектной деятельности. Использование ИКТ придает проекту больший динамизм, меняет его временные рамки. Кроме того, в ходе работы над проектом учащиеся расширяют свои языковые знания, получают обширную страноведческую информацию. Использование информационных технологий, например, в сочетании с методом проекта позволяет школьникам практически применять свои знания, умения и навыки. В рамках программного материала проектная методика может использоваться практически по любой теме, так как отбор тематики может проводиться с учетом практической значимости для школьника. Работу над организацией самоопределения учащихся следует проводить на всех ступенях (начальной, средней, старшей). Первые 2-3 года изучения английского языка они выполняют микропроекты, составляют тематические альбомы, коллажи, рисуют постеры и открытки.
В старших классах я работаю по УМК К. И. Кауфман «Счастливый английский», в котором завершающие уроки каждого раздела содержат творческие задания и разработки индивидуальных и групповых проектов. В рамках декады английского языка провожу конкурсы проектов-презентаций. Особый интерес у учащихся вызвала тема «Мой лучший друг». В качестве примера предлагаю урок-проект по теме «Защита окружающей среды», основными вопросами которого были: экологические проблемы нашей планеты, нашего поселка и что может сделать каждый из нас для сохранения окружающей среды. При создании программы элективного курса была предусмотрена работа над проектами. Итогом работы стал «Блокнот туриста», которым учащиеся могут воспользоваться в своих заграничных поездках.
Применение компьютерных образовательных программ на уроках английского языка повышает эффективность решения коммуникативных задач, развивает разные виды речевой деятельности учащихся, формирует устойчивую мотивацию иноязычной деятельности учащихся на уроке. На своих уроках я использую следующие цифровые образовательные ресурсы: обучающие компьютерные программы «Enjoy English. Enjoy the ABC», «Enjoy English2. Listening and playing», «Enjoy English3. Listening and playing» к учебникам «Английский с удовольствием» М. З. Биболетовой, которые обеспечивают эффективное формирование навыков аудирования и способствуют развитию слуха и памяти учащихся начальной школы. Во внеурочной деятельности, при проведении занятий элективного курса - видеокурс «Easy English».
Использование средств интерактивной доски SMART Board позволяет существенно изменить способы управления учебной деятельностью, делает занятия интересными и является мощным инструментом для развития мотивации к обучению, предоставляет больше возможностей для активного участия учащихся в учебном процессе. Использование SMART Board на уроках дает огромную возможность варьировать выполнение «монотонных» заданий по грамматике, использовать красочные, современные иллюстрации, показывать актуальные сюжеты, взятые из Интернета, а также прослушивать «живые» записи носителей языка. Данная программа позволяет не только самим создавать свои уроки (строить таблицы, размещать иллюстрации, печатать грамматические правила, которые в дальнейшем будут сохранены в памяти компьютера, что позволит избежать многократного написания этих правил на обычной доске), но и содержат набор интерактивных заданий, которые можно использовать на уроках. Преимущество этих заданий состоит в том, что учителю не нужно придумывать различные упражнения, а просто один раз изучить возможности SMART Board и ввести в задания нужный для урока материал. В своей работе использую следующие приемы: анаграмма, соединение, группировка, классификация, сортировка, упорядочивание, выбор соответствия изображениям, заполнение пропусков.
Технология развития критического мышления. Для вовлечения учащихся в процессы осмысленного обсуждения целесообразно, по моему мнению, использовать на уроках некоторые приемы технологии развития критического мышления (ТРКМ). К таким приемам относятся: "Кластер", "Дерево предсказаний", "Корзина идей", таблицы "Знаю - Хочу знать - Узнал", разработанные американским педагогом Донной Огл, таблицы "Плюс - Минус - Интересно". Основы технологии критического мышления включают три стадии, три этапа урока: вызов, осмысление, рефлексия. Ориентация учащихся на критическое мышление предполагает, что ничто не принимается на веру. При этом однозначно понимается, что критическое мышление означает не негативность суждений или критику, а разумное рассмотрение разнообразия подходов с тем, чтобы выносить обоснованные суждения и решения. Каждому ученику предоставляется возможность вырабатывать свое мнение, в контексте учебной программы, по широкому кругу вопросов. Конечная цель ТРКМ - обеспечить развитие критического мышления посредством интерактивного включения учащихся в образовательный процесс. Обобщая собственный опыт, можно отметить, что при использовании ТРКМ на уроках английского языка у учащихся повысилась активность в восприятии учебного материала, появился более осмысленный интерес к изучаемым темам. На уроках создается атмосфера сотрудничества, уважения любого мнения, возможность выслушать других и быть услышанным. Дети учатся выделять главное в материале и отсеивать лишнее.
Технология модульного обучения. Изучение грамматики является одним из наиболее важных аспектов изучения иностранного языка, одной из основ развития ключевых компетенций. Формирование грамматического навыка идет в параллели с формированием лексического навыка, которые в совокупности способствуют формированию коммуникативных навыков: навыков речевой деятельности – говорения и письма. Составление модулей является трудоемким процессом для учителя, но преимуществ гораздо больше. Работая максимум времени самостоятельно, учащиеся учатся самоорганизации, самоконтролю и самооценке, это дает возможность самим определить уровень усвоения знаний, увидеть пробелы и исправить их.
Игровой метод. В настоящее время стала очевидной идея необходимости обучения иностранному языку как коммуникации непременно в коллективной деятельности с учетом личностно-межличностных связей: преподаватель - группа, преподаватель - ученик, ученик - группа, ученик – ученик и т.д. Положительное влияние на личность обучаемого оказывает групповая деятельность. Урок иностранного языка рассматривается как социальное явление, где классная аудитория – это определенная социальная среда, в которой учитель и учащиеся вступают в определенные социальные отношения друг с другом, где учебный процесс - это взаимодействие всех присутствующих. Широкие возможности для активизации учебного процесса дает использование игр. Игра активизирует стремление ребят к контакту друг с другом и учителем, создает условия равенства в речевом партнерстве, разрушает традиционный барьер между учителем и учеником. Игра дает возможность робким, неуверенным в себе учащимся говорить и тем самым преодолевать барьер неуверенности. Игра – вид деятельности, который присущ и детям, и взрослым, поэтому использование данного вида деятельности с целью формирования компетенций является целесообразным. Применение игр в процессе обучения способствует появлению непроизвольного интереса к познанию. Использование разных типов игр – деловых, имитационных, ролевых для разрешения учебных проблем вносит разнообразие в течение образовательного процесса, вызывает формирование положительной мотивации изучения английского языка. Игра стимулирует активное участие обучающихся в учебном процессе и вовлекает даже наиболее пассивных. Применение игровых методик на завершающем этапе - по завершению изучения темы, раздела, курса, является наиболее эффективным. При этом происходит освоение участниками игры нового опыта, новых ролей, формируются коммуникативные умения, способности применять приобретенные знания в различных областях, умения решать проблемы, толерантность, ответственность. Для обучения школьников приемам и методам игровой деятельности мною была разработана и систематизирована серия игровых форм обучения в начальной школе, а так же собран дидактический материал для их проведения. (Методическая копилка «Funny English»). Каждый из учебников серии «Enjoy English» имеет свой сюжет. Согласно сюжету «Enjoy English 1» учащиеся являются актерами странствующего театра, что позволяет им многократно проигрывать розные типичные ситуации общения, такие как «Знакомство», «Приветствие», «Проведение свободного времени с семьёй и друзьями» и т.д. Завершается обучение по данному учебнику постановкой одного из спектаклей, сценарии которых даны в Книге для учителя. «Enjoy English 2» приглашает учащихся в увлекательный мир английских сказок, где они встречаются с новыми и уже известными героями.
При прохождении любой темы, учащиеся планируют результат своей деятельности и разрабатывают алгоритм своей деятельности. Учащиеся принимают активное участие в обсуждении темы, выполняют целый ряд упражнений, помогающих, с одной стороны, сформировать лексические и грамматические навыки, с другой стороны, навыки аудирования, чтения, говорения и письма. Учащиеся делают выводы, принимают осознанное решение на каждом этапе обсуждения темы на основе критически осмысленной информации. Ниже я привожу алгоритм работы над отдельно взятой темой:
1-й этап – беседа на тему (фронтальная работа),
2-й этап – знакомство с новой лексикой, семантизация новых лексических единиц,
3-й этап – активизация новой лексики в устной речи,
4-й этап – работа над аудиотекстом (аудирование на общее понимание),
5-й этап – работа над аудиотекстом (аудирование на детальное понимание),
6-й этап – работа над аудиотекстом (аудирование на глубокое понимание),
7-й этап – чтение предложенного текста на нахождение общей информации,
8-й этап – чтение предложенного текста на нахождение конкретной информации,
9-й этап – знакомство с написанием письма – запроса,
10-й этап – составление своего письма – запроса как части “языкового портфолио”
Внеурочная деятельность учащихся по сравнению с учебным процессом имеет больше разнообразных форм, способствующих развитию и формированию ключевых образовательных компетенций. Выбор тематики элективных, факультативных курсов зависит от возрастных особенностей, уровня познавательных возможностей учащихся, их интересов, профиля класса.
Стремясь активизировать мыслительную и речевую деятельность каждого ученика, воспитать думающую и творчески действующую личность, большое внимание уделяю организации внеклассной работы по предмету. Различные массовые формы внеклассной работы дают учащимся возможность на практике применить знание английского языка. Приведу перечень некоторых из них, проводимых большей частью во время декады:
- Игры «Звездный час», «Своя игра», викторины по страноведению
- Конкурсы английской песни; драматизация сказок на английском языке
- Конкурсы-выставки поздравительных открыток, тематических газет
- Конкурсы чтецов, переводчиков
- Видеосалон
Такая внеклассная работа становится важным дополнением к учебной, способствуя качеству изучения иностранного языка, расширяя общий кругозор учащихся и стремление к приобретению новых знаний.
Эффективность опыта: развивающие формы обучения обеспечивают разнообразие языковых тем, качество языковой практики повышается, так как обучающиеся используют языковую форму не механически, а осмысленно. Это обеспечивает широкие возможности для интенсификации и оптимизации учебного процесса и является важным средством организации парной и групповой работы. На протяжении последних лет наблюдается позитивная динамика качества знаний учащихся по английскому языку. Учащиеся принимают участие в языковых Олимпиадах, международных конкурсах.
В результате отмечается позитивный рост коммуникативных способностей учащихся:
- возросла активность и достижения в учёбе;
- дети легко и непринуждённо ведут диалог;
- быстро и легко могут договориться, организоваться в группы;
- учащиеся активно принимают участие в конкурсах по английскому языку на школьном уровне
- учащиеся занимают призовые места во всероссийской олимпиаде и международных конкурсах.
Работа по развитию коммуникативных компетенций должна проходить постоянно в урочной и внеурочной деятельности. Необходимо использовать материал уроков и внеклассных мероприятий с целью формирования навыка общения и выражения мыслей. Применять на уроках разнообразные методы и приёмы формирования и развития потребности в общении и обмене информацией по заданной теме.
Опыт является перспективным, так как способствует созданию условий практического овладения языком для каждого учащегося, выбору таких методов обучения, которые позволили бы каждому ученику проявить свою активность, свое творчество. Современные педагогические технологии, такие как: обучение в сотрудничестве, проектная методика, использование новых информационных технологий, Интернет - ресурсов, помогают реализовать личностно-ориентированный подход в обучении, обеспечивают индивидуализацию и дифференциацию обучения с учетом способностей детей, их уровня обученности, склонностей и т.д. Формируют у учащихся потребность изучения иностранных языков и овладения ими как средством общения, познания, самореализации и социальной адаптации в поликультурном, полиэтническом мире в условиях глобализации на основе осознания важности изучения иностранного языка и родного языка как средства общения. Коммуникативная компетенция выступает как интегративная деятельность, ориентированная на достижение практического результата в овладении английским языком, а также на образование, воспитание и развитие личности школьника.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
![](/sites/default/files/pictures/2013/10/16/picture-307816-1381928279.jpg)
Развитие коммуникативной компетенции на уроках английского языка через использование проектной деятельности
Метод проектов нашел широкое применение во многих странах мира, главным образом, потому, что он позволяет органично интегрировать знания учащихся из разных областей вокруг решения одной проблемы...
![](/sites/default/files/pictures/2014/03/31/picture-266496-1396290695.jpg)
Развитие коммуникативной компетенции на уроках английского языка через создание ситуаций речевого общения
В современной массовой школе существует противоречие между объективно возрастающими требованиями, предъявляемыми новыми стандартами к решению проблем развития коммуникативной компетенции учащихс...
![](/sites/default/files/pictures/2013/01/09/picture-99185-1357747529.jpg)
развитие коммуникативной компетенции на уроках английского языка
Личностно-ориентированный подход воздействует на все компоненты системы образования (образовательные и воспитательные цели при обучении каждому учебному предмету, содержание обучения, методы и прие...
Учебно - проектная деятельность как способ развития коммуникативной компетенции на уроках английского языка в средней школе.
На уроках английского языка метод проектов используется регулярно, так как предусмотрен программой и включен в материал учебника. Чаще это краткосрочные, индивидуальные проекты, которые да...
Развитие коммуникативной компетенции на уроках английского языка через использование ресурсов сети интернет (Шалова В.В. Иностранные языки в школе.-2014. - № 6) Использование Интернета для формирования и развития языковой составляющей коммуникативной ком
Материал предназначен для учителей английского языка (с указанием ссылок на интернет- ресурсы)...
Доклад на методическом объединении учителей русского языка и литературы. «Развитие коммуникативной компетенции на уроках русского языка и литературы. Урочная деятельность. ». 2016-2017 уч.год.
Представлен опыт работы по формированию коммуникативных компетенций в урочной деятельности....
«Развитие коммуникативных УУД на уроках английского языка и во внеурочной деятельности»
Происходящие сегодня изменения в нашем обществе, средствах коммуникации (использование новых информационных технологий), повышение интереса к России требуют повышения коммуникативной компетенции...