План самообразования учителя (в направлении работы «Функциональная грамотность»)
опыты и эксперименты
Предварительный просмотр:
План самообразования учителя
(в направлении работы «Функциональная грамотность»)
ФИО: Плотникова Татьяна Григорьевна
Преподаваемые предметы: русский язык, литература
Стаж работы учителем: 10лет
Тема самообразования: Методы и приёмы формирования читательской грамотности на уроках русского языка и литературы»
1. Цели самообразования- развитие мыслительных навыков учащихся, необходимых не только в учебе, но и в дальнейшей жизни (умение принимать взвешенные решения, работать с информацией, анализировать различные стороны явлений).
Задачи :
- сформировать умение работать с информацией: сопоставлять, соотносить, искать, конкретизировать, прогнозировать;
- анализировать самостоятельно описанную ситуацию;
- сформировать навыки преобразования информации, представленной в различных знаковых системах (текст, схема, таблица, диаграмма);
- научить извлекать из неадаптированных оригинальных текстов (философских, научно-популярных, публицистических, художественных) знания по заданным темам;
- сформировать навыки целостного анализа информации
- продолжить работу по обобщению личного опыта, обеспечению программирования своей деятельности и творческой рефлексии
- разработать дидактические материалы в рамках реализуемой инновации;
2. Анализ текущего уровня знаний и навыков
На основе анализа выполнения учащимися различных заданий,
относящихся к разным группам умений, были выделены 7 уровней овладения читательскими умениями: недостаточный, пониженный, низкий , базовый,средний, повышенный и высокий. Ниже приведены причины и факторы овладения учащимися читательской грамотностью:
-слабая начитанность
-бедный лексический запас
-неспособность связать художественное произведение с научным материалом
-терминологическая безграмотность
-незнание средств и алгоритмов осмысления текста,отсутствие навыков целостного анализа информации
-неумение работать с информацией: сопоставлять, соотносить, искать, конкретизировать, прогнозировать;
-неумение анализировать самостоятельно описанную ситуацию;
-не обладают навыком преобразования информации, представленной в различных знаковых системах (текст, схема, таблица, диаграмма);
Пути решения:
-отрабатывать навыки смыслового чтения на всех уроках (в разных вариантах и на разных предметах отрабатывать понимание смысла прочитанного текста ,части текста, абзаца и т. д ; перед прочтением обязательная постановка вопроса)
-использовать систематично современные технологий и приемы на уроках
- отработать точность и четкость понимания задания (особенно, если задания состоит из двух частей, выяснить, как ребенок понял смысл самого задания)
- отработка терминов по предмету ( без понимания и знания терминологии, обучающийся не понимает смысл задания или вопроса)
- приводить аргументы и доказательства своей точки зрения ( выработка умения рассуждать)
-работать по алгоритму, инструкции, плану
-давать задания, которые требуют полные и развернутые ответы
3. Направления самообразования
- изучение психолого-педагогической литературы;
- разработка программно – методического обеспечения учебно-воспитательного процесса;
- анализ и оценка результатов своей деятельности и деятельности учащихся;
- продолжать изучать педагогический опыт других преподавателей;
- планомерное и систематическое совершенствование методов учебно–воспитательного процесса.
- Изучение новых образовательных технологий и их применение
Работа с группами учащихся:
- Методы дифференцированного обучения.
- Поддержка и работа с ослабленными учащимися.
4. Методы и инструменты самообразования
- семинары, конференции, вебинары;
- мастер-классы;
- мероприятия по обмену опытом;
- Видео, аудио информация на различных носителях
- литература (методическая, научно-популярная, публицистическая, художественная);
5. Сроки реализации плана
июнь 2025г.
6. Оценка результатов
- применять читательские умения в процессе работы с текстом;
- наличие читательской самостоятельности при работе с текстом;
- активное изучение научно-познавательных текстов, качественное восприятие художественных произведений;
- сформированность читательского кругозора, предполагающее наличие литературоведческих понятий об авторах, их произведениях, жанрах литературы, темах, подлежащих изучению в конкретных возрастных категориях.
- Обеспечить овладение детьми нормами и правилами родного языка, определяемыми для школьников, и развитие их коммуникативных способностей.
- умение проводить самоанализ своей профессиональной деятельности;
- обобщение опыта по исследуемой теме на конференциях, семинарах и педагогических советах.
- Регулярный анализ и обратная связь
7. Корректировка плана
1.Корректировка учебно-методического сопровождения по предметам русский язык, литература с учетом результатов школьного мониторинга
2.Разработка приёмов для формирования читательской грамотности учащихся
3.Участие в обмене опытом по теме самообразования через работу в группах школы.
4. Разработка комплекса заданий по заявленной теме
8. Документация и отчетность
1)Прохождение курсов « Формирование и оценка функциональной грамотности обучающихся».Модуль «Основные подходы к формированию и оценке читательской грамотности»
2)Изучение и анализ литературы:
-Анисимова Л.М. Формирование читательской компетентности., 2013г
-Асмолов А.Г. Формирование универсальных учебных действий в основной школе: от действия к мысли. Система заданий для учителя. – М.: Просвещение, 2010
-Доскарина Г.М. Исследование в действии: Способы и приемы повышения уровня читательской грамотности учащихся / Г.М. Доскарина, А.С. Сабитова // Молодой ученый. ‒ 2016. ‒ №10
-Как создать читательскую среду в школе. Научно-методический сборник. – Вып.1. – М., 2009
-Карпова Н.П. Культура речи, чтение и грамотность как показатели жизненного потенциала нации, - [Электронный ресурс] //URL:http:www.rusreadorg.ru/issues/karpova/3.html
-Cметанникова Н.Н. Обучение стратегиям чтения в 5-9 классах: как реализовать ФГОС. Пособие для учителя.М.:Баласс,2011
3)Подготовка отчета по окончании года о достигнутых результатах и выводах.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Доклад для ШМО «Работа с текстом на уроках английского языка как одно из направлений формирования функциональной грамотности учащихся".
Функциональная граммотность на уроках английского языка....

Креативное мышление как направление формирования функциональной грамотности
Презентация выступления по теме "Креативное мышление как направление формирования функциональной грамотности".Креативное мышление - компонент функциональный грамотности, под которым понимают...

Креативное мышление как одно из направлений формирования функциональной грамотности на уроках английского языка
В статье рассматриваются понятия функциональной грамотности, анализируются особенности развития функциональной грамотности при обучении английскому языку. Также рассматриваются приемы, способствующие ...

Рабочая программа по курсу внеурочной деятельности по общеинтеллектуальному направлению «Развитие функциональной грамотности обучающихся»
В помощь учителю!...

выступление на педсовете по теме "Функциональная грамотность учителя как основа развития функциональной грамотности учащихся".
Актуальность проблемы еще более усиливается в связи с необходимостью подготовки учащихся к работе в совершенно новых условиях, которые характеризуются демократизацией общественной жизни, открытием вне...

Рабочая программа по внеурочной деятельности общеинтеллектуального направления «Развитие функциональной грамотности обучающихся» (математическая грамотность)
Функциональная грамотность – умение решать жизненные задачи в различных сферах деятельности; способность использовать приобретенные математические знания для решения задач в различных сферах; го...

Читательская грамотность на уроках английского языка как одно из направлений формирования функциональной грамотности
Тема функциональной грамотности очень актуальна в сфере образования в последнее время. России нужны образованные, предприимчивые люди, которые смогут применять на практике полученные знания, будут спо...