Прием ассоциаций как средство формирования метапредметных результатов
статья
Статья в Сборник материалов Республиканской научно-практической конференции педагогов вечерних школ, посвященной Году педагога и наставника в Российской Федерации "Эффективные практики педагогической деятельности:
Опыт, проблемы и решения"
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
![]() | 685.54 КБ |
Предварительный просмотр:
Прием ассоциаций как средство формирования
метапредметных результатов
Гаврилова Елена Ревмировна,
учитель химии,
МБОУ «ВСОШ № 3», г. Улан-Удэ
Одна из основных компетентностей ФГОС: «научить школьников учиться». Современное школьное образование предполагает не только воспитание важных личностных черт и формирование и развитие предметных знаний, но и создание условий для освоения учащимися системы универсальных умений и навыков, овладение которыми связано со становлением учащегося как субъекта полноценной учебной деятельности. Одна из основных целей: формирование метапредметных УУР (универсальных учебных результатов).
Метапредметные результаты складываются из универсальных учебных действий и межпредметных понятий. То есть происходит перенос акцента с предметных знаний, умений и навыков на формирование общеучебных, развитие самостоятельности обучающихся и решение в дальнейшем различных проблем в жизненных ситуациях.
Для школьников образовательных организаций уголовно-исполнительной системы это очень актуально. Основная цель пенитенциарной педагогики – это создание образовательного пространства, с благоприятными условиями, способствующими ресоциализации осужденных, их социальной реабилитации и адаптации к жизни в социуме после освобождения из исправительного учреждения. То есть наши ученики должны принять новую жизнь во всем ее многообразии, расширять кругозор, иметь универсальные умения, применять в различных областях.
В химии, биологии много абстрактных понятий, латинских названий. Структуры, которые не увидишь, потому что они слишком малы. Для этого можно использовать прием ассоциаций.
Ассоциация – это взаимосвязь между отдельными определениями, фактами, предметами, явлениями, в результате которой упоминание одного понятия вызывает воспоминание о другом, сочетающимся с ним.
Применение метода ассоциаций на уроках способствует развитию творческой активности и логического мышления учащихся, совершенствует механизмы запоминания, обогащает словарный запас.
Часто использую их на уроках химии и биологии. При изучении темы «Клетка», мы начинаем сравнивать клетку организма с государством. Оболочка клетки – это границы государства, ядро клетки – это правительство государства. Митохондрии – энергетические станции, эндоплазматическая сеть – фабрики и заводы. Используя прием «мозговой штурм», предлагаю найти ассоциацию для каждого органоида.
Такой прием расширяет кругозор ученика, учит подвергать сравнению знания из разных областей. Помогает понять тему.
При изучении темы «Гибридизация», сравниваю гибридизованные облака с гибридами, например грейпфрутом, гибридом лимона и апельсина.
В теме «Амфотерность», используя прием «картинная галерея», наглядно показываем значение корня «амфи» – «двойственность», как его используют в русском языке для обозначения двойственных свойств.
Часто такое объяснение сложного термина помогает лучше понять почему он используется в данном случае, его значение и запоминание.
При использовании двойных названий химических соединений (хлорид железа, карбонат натрия, соляная кислота, гидроксид железа, сульфат бария), напоминаем, что бинарные названия достаточно распространены. Сравниваем с системой названий живых организмов в биологии: Homo sapiens, Тополь душистый, Родиола розовая, Баклан большой, Медведь бурый.
При изучении темы «Строение атома» выстраиваем достаточно известную ассоциацию со строением Солнечной системы. Когда ядро атома сравнивают с Солнцем, орбитали электронов – с орбитами планет, вращение электронов – с вращением планет. Такие ассоциации помогают лучше понять строение атома.
Периодическую таблицу химических элементов ассоциируем с алфавитом. 33 буквы алфавита образуют около 500 тысяч слов русского языка. С помощью разного сочетания и разного количества букв в слове формируется наш богатый русский язык. Практически такой же принцип образования молекул из атомов, которые представлены в Периодической таблице.
Это помогает окончательно усвоить понятия «молекула», «атом», соотношения между ними, что иногда трудно для наших учеников.
Химическое динамическое равновесие можно сравнить с положением мяча на пальце человека.
Такие ассоциации можно найти и по другим темам.
Они помогают расширять кругозор ученика, формируют умение сравнивать знания из совершенно разных областей науки.
Сравнивать, анализировать, классифицировать, обобщать понятия, уметь строить логическое рассуждение – все это элементы познавательных УУД (универсальных учебных действий).
Здесь же формируются коммуникативные УУД. Это умение отстаивать свою точку зрения, приводить аргументы, понимать позицию другого.
И конечно же регулятивные УУД. Самостоятельно обнаруживать и формулировать проблемы, выдвигать версии, осознавать конечный результат.
Развивая метапредметные УУД, мы можем «научить школьников учиться»: научить самоцелеполаганию, самопознанию, самоанализу, самоконтролю, самокоррекции, и, в конечном итоге, самоопределению.
Литература:
- «Применение метода ассоциаций в учебном процессе» https://pedsovet.su/publ/205-1-0-57622
- https://www.youtube.com/watch?v=Rcf_3iN9Ovk&ab_channel=%D0%A1%D0%B8%D0%BB%D0%B0%D0%9C%D0%BE%D0%B7%D0%B3%D0%B0
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Исследовательские методы обучения как средство и результат исследовательского творчества учителей и учащихся.
Работа учреждений (школ) повышенного образовательного уровня связана с внедрением исследовательских методов обучения. Конечными результатами такой деятельности школы являются:1....
Использование проектных технологий при обучении математике как средство достижения результатов образования в соответствии с ФГОС ООО
Материал содержит описание основных направлений ФГОС второго поколения в 5-6 классах, небольшое описание метода проектов, а также примерные темы и разработки нескольких проектов....

ТРАДИЦИОННЫЕ И ИННОВАЦИОННЫЕ СРЕДСТВА ОЦЕНКИ РЕЗУЛЬТАТОВ ОБУЧЕНИЯ
В данной работе рассматривается проблема измерения и оценивания результатов обучения....

" Контрольно - оценочные средства как средства оптимизации результата образовательного процесса"
предназначена для преподавателей СПО и НПО с целью оказания помощь при разработки контроль - оценочных средств по профессии Сварщик...

Статья: Прием драматизации как средство повышения мотивации к изучению иностранных языков
Драматизация на начальном этапе может иметь характер ролевой игры, в ходе которой творчество учеников проявляется, прежде всего, в воспроизводящей деятельности по образцу....

Прием «Кластер» как средство расширения словарного запаса на уроках английского языка в 5 классе
Кластер – один из самых интересных и эффективных приемов. Кластер – выделение смысловых единиц текста и графическое их оформление в определенном порядке в виде грозди. Кластер является отражением нели...

Ассоциации как средство развития функциональной грамотности на уроках географии
Данный материал подробно описывает приемы метода ассоциаций на уроках географии....