Гражданско – патриотическое воспитание обучающихся школьного возраста с ОВЗ.
статья

Симакина Ольга Ивановна

В современных условиях одним из важнейших приоритетов обновления содержания образования является модернизация и развитие гражданского и патриотического воспитания

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл grazhdansko-patrioticheskoe_vospitanie.docx22.62 КБ

Предварительный просмотр:

ГОСУДАРСТВЕННОЕ БЮДЖЕТНОЕ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ

«СПЕЦИАЛЬНАЯ (КОРРЕКЦИОННАЯ) ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ

ШКОЛА-ИНТЕРНАТ № 62 III–IV ВИДА»

Гражданско – патриотическое воспитание учащихся

школьного возраста с ОВЗ

Составитель:

Симакина О.И.

Патриотизм состоит не в пышных возгласах и общих местах, но в горячем чувстве любви к родине, которое умеет высказываться без восклицаний и обнаруживается не в одном восторге от хорошего, но и в болезненной враждебности к дурному, неизбежно бывающему во всякой земле, следовательно, во всяком отечестве.

(В. Г. Белинский)

 В современных условиях одним из важнейших приоритетов обновления содержания образования является модернизация и развитие гражданского и патриотического воспитания. Сегодня коренным образом меняются отношения гражданина России с государством и обществомПоэтому при формировании личности, необходимо сочетать гражданскую, правовую, политическую культуру и ощутимый вклад должна внести именно современная школа.

Гражданственность как черта личности заключает в себе внутреннюю свободу и уважение к государству, любовь к Родине и стремление к миру, чувство собственного достоинства, проявление патриотических чувств и культуры межнационального общения.

Патриотизм выступает в единстве духовности, гражданственности и социальной активности и формируется в процессе обучения, социализации и воспитания школьников. Чувство патриотизма у юного гражданина - это не только результат его знаний о своем Отечестве, это сложившийся внутренний образ.

 Необходимость целенаправленной работы по гражданско-правовому и патриотическому воспитанию подрастающего поколения отмечена в ряде нормативных и правовых документов.

В «Концепции модернизации российского образования…» на период до 2020 года Сформулированы важнейшие задачи российского образования: формирование у школьников гражданской ответственности и правового самосознания, духовности и культуры, инициативности, самостоятельности, толерантности, способности к успешной социализации в обществе.

Правительство утвердило государственную программу «Патриотическое воспитание граждан Российской Федерации…» на период 2016-2020 года, Она направлена на дальнейшее формирование патриотического сознания российских граждан, любви и верности Отечеству «как важнейшей ценности одной из основ духовно-нравственного единства общества», обеспечивающей развитие демократического государства. Основные ее задачи «повышать качество патриотического воспитания в образовательных учреждениях, превратить их в центры патриотического воспитания подрастающего поколения, проводить научно-обоснованную организаторскую и пропагандистскую деятельность с целью дальнейшего развития патриотизма как стержня духовной составляющей России».

Указанные документы характеризуют социальный запрос к организации целостной системы воспитания будущего гражданина страны.

Цель моей воспитательной работы в этом направлении заключается в   развитии личности гражданина и патриота России, способного отстаивать свои интересы и интересы своей Родины.

Данная цель охватывает весь педагогический процесс, пронизывает все структуры, интегрируя учебные занятия и внеурочную жизнь обучающихся, разнообразные виды деятельности. Ее достижение становится возможным через решение следующих задач:

  •  повышение качества функционирования системы гражданско-патриотического воспитания;
  •  развитие форм и методов гражданско-патриотического воспитания на основе новых информационных технологий;
  • формирование у учащихся ответственности, гражданской активности, стремления к самореализации;
  •  воспитание толерантности;
  • формирование чувства гражданского долга;
  • формирование чувства любви к Родине, уважения к ее истории, культуре, традициям, нормам общественной жизни.

В своей работе использую принципы: научность, доступность, добровольность, субъектность, деятельностный и личностный подходы, преемственность, результативность, партнерство, творчество и успех.

Работа по гражданско-патриотическому воспитанию в нашей школе осуществляется через организацию учебных занятий, проведение внеклассной и внеурочной работы.

Для успешной реализации программы по гражданско-патриотическому воспитанию учащихся в нашей школе созданы следующие условия:

  • в школе создана воспитательная система, основанная на взаимоуважении, взаимной ответственности всех участников образовательного процесса и конструктивном взаимодействии, и сотрудничестве педагогического, ученического и родительского сообщества;
  • функционирует система дополнительного образования;
  • разработана система традиционных общешкольных мероприятий и творческих проектов;
  • развивается школьное ученическое самоуправление;
  • используются новые подходы к организации воспитательного процесса и внедряются современные технологии в процесс патриотического воспитания.

Содержание гражданско-патриотического воспитания основывается на соответствующих формах воспитательной работы:

  • Тематические классные часы;
  •  Проведение экскурсий и посещение музеев города;
  • Изучение истории своей семьи, семейных традиций;
  • Изучение народных традиций и обычаев, истории своей республики и города;
  • Кружковая работа;
  • Проведение общешкольных мероприятий;
  • Проведение встреч с ветеранами ВОВ и участниками боевых действий в горячих точках;
  • Участие в конференциях, конкурсах, смотрах.      

Ученые выделяют конкретные направления в содержании патриотического воспитания. В. П. Лукьянова выделяет 8 компонентов гражданско-патриотического воспитания.

Культурно–исторический компонент предполагает ознакомление со знаменательными событиями в истории России, ее переломными моментами, где народ проявил самоотверженность, стойкость и героизм; воспитание гордости за русский народ, его патриотизм, проявившихся в годы суровых испытаний; воспитание любви и благодарности к предкам, таланту русского народа и его созидательному труду.

Военно-исторический компонент предполагает изучение этапов героического прошлого нашей Родины, борьбы русского народа от многочисленных врагов; изучение этапов развития и укрепления новых воинских традиций.

Духовно - нравственный — привитие таких ценностей как гражданственность; формирование высокой социальной активности; выработка правильных подходов к определению истинных и приходящих ценностей в вопросах патриотизма и гражданственности.

Правовой компонент предполагает изучение законов, разъяснение ответственности за их выполнение как фактора развития гражданской зрелости, сознательного отношения к своему поведению; воспитание уважения к законам Российской Федерации, нормам коллективной жизни.

Военно-технический компонент предполагает воспитание убежденности в необходимости защиты Отечества в современных условиях; понимание каждым человеком своей роли и места в выполнении задач по защите Отечества; формирование основных качеств, свойств, навыков, привычек, необходимых для выполнения обязанностей по военной службе.

Физический компонент — сохранение, укрепление и коррекция здоровья, улучшение физического состояния; выработка способности молодого человека сохранить свое здоровье и жизнь.

Психологический компонент предполагает формирование устойчивого положительного отношения к воинской службе; воспитание морально-психологической готовности отстаивать национальные ценности в области патриотизма; профилактика негативных явлений и проявлений девиантного поведения, снятие психологической напряженности.

Профессионально-деятельностный — формирование добросовестного и ответственного отношения к труду, связанному со служением Отечеству; притязания и нацеленность на достижение высоких результатов деятельности; развитие способности результативно и с высокой эффективностью выполнять обязанности и достигать конкретных целей; формирование умения прогнозировать и реализовывать планы своего профессионального роста.

В патриотическом и гражданском воспитании я вижу мощный и эффективный потенциал формирования и развития коммуникабельности, деловой и нравственной культуры учащихся, воспитание личности гуманной, креативной, способной не только мыслить, но и творить, созидать, сострадать.

Используемая литература:

Лутовинов В. И. Гражданско-патриотическое воспитание сегодня. Педагогика. – 2006. – № 5.

Чиркунова А. Е., Сорокина И. Р. Формирование гражданско-патриотического воспитания учащихся в общеобразовательной школе // Молодой ученый. — 2014. — №21. — С. 706-709. — URL https://moluch.ru/archive/80/14351/ (дата обращения: 26.03.2019).


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Программа гражданско-патриотического воспитания обучающихся с ОВЗ. Презентация

Проблема патриотического воспитания и гражданского становления подрастающего поколения - сегодня одна из актуальных задач государства, общества и образовательных учреждений нашей страны. В на...

Проект программы «Гражданско - патриотическое воспитание обучающихся в условиях кадетской школы-интерната»

Современная международная обстановка, положение дел внутри страны показывают, что в настоящее время в России нужны здоровые, мужественные, смелые, инициативные, дисциплинированные и грамот...

Гражданско-патриотическое воспитание обучающихся

Гражданско-патриотическое воспитание обучающихся (презентация к педагогическому совету)...

Презентация "Социально-педагогическая деятельность по гражданско-патриотическом воспитании обучающихся"

Презентация посвящена формам работы по гражданско-патриотическому воспитанию обучающихся....

ВЗАИМОДЕЙСТВИЕ ШКОЛЫ И СЕМЬИ В РЕАЛИЗАЦИИ ГРАЖДАНСКО-ПАТРИОТИЧЕСКОГО ВОСПИТАНИЯ ОБУЧАЮЩИХСЯ

Статья для участия в педагогических чтениях в 2015 году на тему Взаимодействие школы и семьи в реализации гражданско-патриотического воспитания обучающихся в рамках работы секции №4 "Система допо...

Выступление на мастер-классе городского фестиваля "Духовные скрепы Отечества" Особенности гражданско-патриотического воспитания обучающихся с ОВЗ по слуху в условиях крупного мегаполиса".

Выступление на мастер-классе городского фестиваля "Духовные скрепы Отечества" посвящено особенностям патртиотического воспитания детей с ОВЗ по слуху, сопровождалось примерами и фотографиями...