Гражданско – патриотическое воспитание обучающихся школьного возраста с ОВЗ.
статья
В современных условиях одним из важнейших приоритетов обновления содержания образования является модернизация и развитие гражданского и патриотического воспитания
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
grazhdansko-patrioticheskoe_vospitanie.docx | 22.62 КБ |
Предварительный просмотр:
ГОСУДАРСТВЕННОЕ БЮДЖЕТНОЕ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ
«СПЕЦИАЛЬНАЯ (КОРРЕКЦИОННАЯ) ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ
ШКОЛА-ИНТЕРНАТ № 62 III–IV ВИДА»
Гражданско – патриотическое воспитание учащихся
школьного возраста с ОВЗ
Составитель:
Симакина О.И.
Патриотизм состоит не в пышных возгласах и общих местах, но в горячем чувстве любви к родине, которое умеет высказываться без восклицаний и обнаруживается не в одном восторге от хорошего, но и в болезненной враждебности к дурному, неизбежно бывающему во всякой земле, следовательно, во всяком отечестве.
(В. Г. Белинский)
В современных условиях одним из важнейших приоритетов обновления содержания образования является модернизация и развитие гражданского и патриотического воспитания. Сегодня коренным образом меняются отношения гражданина России с государством и обществом. Поэтому при формировании личности, необходимо сочетать гражданскую, правовую, политическую культуру и ощутимый вклад должна внести именно современная школа.
Гражданственность как черта личности заключает в себе внутреннюю свободу и уважение к государству, любовь к Родине и стремление к миру, чувство собственного достоинства, проявление патриотических чувств и культуры межнационального общения.
Патриотизм выступает в единстве духовности, гражданственности и социальной активности и формируется в процессе обучения, социализации и воспитания школьников. Чувство патриотизма у юного гражданина - это не только результат его знаний о своем Отечестве, это сложившийся внутренний образ.
Необходимость целенаправленной работы по гражданско-правовому и патриотическому воспитанию подрастающего поколения отмечена в ряде нормативных и правовых документов.
В «Концепции модернизации российского образования…» на период до 2020 года Сформулированы важнейшие задачи российского образования: формирование у школьников гражданской ответственности и правового самосознания, духовности и культуры, инициативности, самостоятельности, толерантности, способности к успешной социализации в обществе.
Правительство утвердило государственную программу «Патриотическое воспитание граждан Российской Федерации…» на период 2016-2020 года, Она направлена на дальнейшее формирование патриотического сознания российских граждан, любви и верности Отечеству «как важнейшей ценности одной из основ духовно-нравственного единства общества», обеспечивающей развитие демократического государства. Основные ее задачи «повышать качество патриотического воспитания в образовательных учреждениях, превратить их в центры патриотического воспитания подрастающего поколения, проводить научно-обоснованную организаторскую и пропагандистскую деятельность с целью дальнейшего развития патриотизма как стержня духовной составляющей России».
Указанные документы характеризуют социальный запрос к организации целостной системы воспитания будущего гражданина страны.
Цель моей воспитательной работы в этом направлении заключается в развитии личности гражданина и патриота России, способного отстаивать свои интересы и интересы своей Родины.
Данная цель охватывает весь педагогический процесс, пронизывает все структуры, интегрируя учебные занятия и внеурочную жизнь обучающихся, разнообразные виды деятельности. Ее достижение становится возможным через решение следующих задач:
- повышение качества функционирования системы гражданско-патриотического воспитания;
- развитие форм и методов гражданско-патриотического воспитания на основе новых информационных технологий;
- формирование у учащихся ответственности, гражданской активности, стремления к самореализации;
- воспитание толерантности;
- формирование чувства гражданского долга;
- формирование чувства любви к Родине, уважения к ее истории, культуре, традициям, нормам общественной жизни.
В своей работе использую принципы: научность, доступность, добровольность, субъектность, деятельностный и личностный подходы, преемственность, результативность, партнерство, творчество и успех.
Работа по гражданско-патриотическому воспитанию в нашей школе осуществляется через организацию учебных занятий, проведение внеклассной и внеурочной работы.
Для успешной реализации программы по гражданско-патриотическому воспитанию учащихся в нашей школе созданы следующие условия:
- в школе создана воспитательная система, основанная на взаимоуважении, взаимной ответственности всех участников образовательного процесса и конструктивном взаимодействии, и сотрудничестве педагогического, ученического и родительского сообщества;
- функционирует система дополнительного образования;
- разработана система традиционных общешкольных мероприятий и творческих проектов;
- развивается школьное ученическое самоуправление;
- используются новые подходы к организации воспитательного процесса и внедряются современные технологии в процесс патриотического воспитания.
Содержание гражданско-патриотического воспитания основывается на соответствующих формах воспитательной работы:
- Тематические классные часы;
- Проведение экскурсий и посещение музеев города;
- Изучение истории своей семьи, семейных традиций;
- Изучение народных традиций и обычаев, истории своей республики и города;
- Кружковая работа;
- Проведение общешкольных мероприятий;
- Проведение встреч с ветеранами ВОВ и участниками боевых действий в горячих точках;
- Участие в конференциях, конкурсах, смотрах.
Ученые выделяют конкретные направления в содержании патриотического воспитания. В. П. Лукьянова выделяет 8 компонентов гражданско-патриотического воспитания.
Культурно–исторический компонент предполагает ознакомление со знаменательными событиями в истории России, ее переломными моментами, где народ проявил самоотверженность, стойкость и героизм; воспитание гордости за русский народ, его патриотизм, проявившихся в годы суровых испытаний; воспитание любви и благодарности к предкам, таланту русского народа и его созидательному труду.
Военно-исторический компонент предполагает изучение этапов героического прошлого нашей Родины, борьбы русского народа от многочисленных врагов; изучение этапов развития и укрепления новых воинских традиций.
Духовно - нравственный — привитие таких ценностей как гражданственность; формирование высокой социальной активности; выработка правильных подходов к определению истинных и приходящих ценностей в вопросах патриотизма и гражданственности.
Правовой компонент предполагает изучение законов, разъяснение ответственности за их выполнение как фактора развития гражданской зрелости, сознательного отношения к своему поведению; воспитание уважения к законам Российской Федерации, нормам коллективной жизни.
Военно-технический компонент предполагает воспитание убежденности в необходимости защиты Отечества в современных условиях; понимание каждым человеком своей роли и места в выполнении задач по защите Отечества; формирование основных качеств, свойств, навыков, привычек, необходимых для выполнения обязанностей по военной службе.
Физический компонент — сохранение, укрепление и коррекция здоровья, улучшение физического состояния; выработка способности молодого человека сохранить свое здоровье и жизнь.
Психологический компонент предполагает формирование устойчивого положительного отношения к воинской службе; воспитание морально-психологической готовности отстаивать национальные ценности в области патриотизма; профилактика негативных явлений и проявлений девиантного поведения, снятие психологической напряженности.
Профессионально-деятельностный — формирование добросовестного и ответственного отношения к труду, связанному со служением Отечеству; притязания и нацеленность на достижение высоких результатов деятельности; развитие способности результативно и с высокой эффективностью выполнять обязанности и достигать конкретных целей; формирование умения прогнозировать и реализовывать планы своего профессионального роста.
В патриотическом и гражданском воспитании я вижу мощный и эффективный потенциал формирования и развития коммуникабельности, деловой и нравственной культуры учащихся, воспитание личности гуманной, креативной, способной не только мыслить, но и творить, созидать, сострадать.
Используемая литература:
Лутовинов В. И. Гражданско-патриотическое воспитание сегодня. Педагогика. – 2006. – № 5.
Чиркунова А. Е., Сорокина И. Р. Формирование гражданско-патриотического воспитания учащихся в общеобразовательной школе // Молодой ученый. — 2014. — №21. — С. 706-709. — URL https://moluch.ru/archive/80/14351/ (дата обращения: 26.03.2019).
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Программа гражданско-патриотического воспитания обучающихся с ОВЗ. Презентация
Проблема патриотического воспитания и гражданского становления подрастающего поколения - сегодня одна из актуальных задач государства, общества и образовательных учреждений нашей страны. В на...
Проект программы «Гражданско - патриотическое воспитание обучающихся в условиях кадетской школы-интерната»
Современная международная обстановка, положение дел внутри страны показывают, что в настоящее время в России нужны здоровые, мужественные, смелые, инициативные, дисциплинированные и грамот...
Гражданско-патриотическое воспитание обучающихся
Гражданско-патриотическое воспитание обучающихся (презентация к педагогическому совету)...
Презентация "Социально-педагогическая деятельность по гражданско-патриотическом воспитании обучающихся"
Презентация посвящена формам работы по гражданско-патриотическому воспитанию обучающихся....
ВЗАИМОДЕЙСТВИЕ ШКОЛЫ И СЕМЬИ В РЕАЛИЗАЦИИ ГРАЖДАНСКО-ПАТРИОТИЧЕСКОГО ВОСПИТАНИЯ ОБУЧАЮЩИХСЯ
Статья для участия в педагогических чтениях в 2015 году на тему Взаимодействие школы и семьи в реализации гражданско-патриотического воспитания обучающихся в рамках работы секции №4 "Система допо...
Выступление на мастер-классе городского фестиваля "Духовные скрепы Отечества" Особенности гражданско-патриотического воспитания обучающихся с ОВЗ по слуху в условиях крупного мегаполиса".
Выступление на мастер-классе городского фестиваля "Духовные скрепы Отечества" посвящено особенностям патртиотического воспитания детей с ОВЗ по слуху, сопровождалось примерами и фотографиями...