Гражданско-патриотическое воспитание обучающихся
статья на тему
Предварительный просмотр:
Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение
«Средняя общеобразовательная школа № 276»
Организация гражданско-патриотического воспитания обучающихся МБОУ «СОШ №276»
Заместитель директора
по воспитательной работе
Л.А. Гукалова
г. Мурманск
Организация гражданско-патриотического воспитания обучающихся МБОУ «СОШ №276»
Какие ждут нас в будущем дела?
Об этом думать мы должны все чаще.
И если гражданин ты настоящий,
Большой отдачи ждет от нас страна.
В настоящее время в российском обществе происходят события, связанные с изменениями всех сфер нашей жизни. Экономические преобразования, расслоение общества, коснувшиеся каждой семьи, привели к смене мироощущений и ценностных ориентаций детей и подростков, усилилось их отчуждение от мира взрослых, негативное отношение к понятиям человеческого достоинства, гражданского долга, личной ответственности. Растущий дефицит гуманности, социальная напряженность, деформация семей отрицательно влияют на нравственное и физическое здоровье подрастающего поколения. Любая страна нуждается в наличии действенной системы патриотического воспитания. Его содержание должно соответствовать сложившейся в стране ситуации, а его системе надлежит быть гибкой и постоянно изменяющейся в свете современных требований.
Словарное определение гласит: “Патриотизм – это качество личности, характеризующее высшую степень его духовного развития и самосознания, выражающуюся в ценностном отношении к своему Отечеству, его истории, культуре и готовности к самопожертвованию во имя интересов Отечества”.
Как пробудить в человеке чувство любви к Родине? Именно “пробудить”, потому что оно есть в каждой душе. Нельзя заставить любить Отечество. Любовь надо воспитывать.
Нет необходимости говорить о важности формирования у обучающихся любви к Родине, к “малой “ Родине, интереса к истории России, родному слову, языку, литературе и культуре. Огромную роль в патриотическом становлении человека, безусловно, играет школа. Школа является учреждением, зарождающим в молодом поколении чувство державности, закладывающим ростки гордости за Отечество, за поступки предков, готовящим гражданина и патриота. Важность этого направления в работе хорошо подчеркивают слова известного русского публициста и историка Михаила Меньшикова, который сказал, что будущее есть только у того государства, молодое поколение которого выбирает патриотизм.
Детство и юность – самая благодатная пора для привития священного чувства любви к Родине. Именно мы, взрослые, должны:
- руководить детской деятельностью, чтобы в будущем подрастающее поколение стало достойной нашей сменой;
- развивать духовно-нравственную личность, разумно сочетающую личные интересы с общественными;
- воспитывать чувство долга, ответственности, готовности к защите Отечества, чувство любви и привязанности к семье, родному дому, своей Родине, традициям, обычаям своего народа;
- формировать необходимые материальные и правовые нормы поведения в части государственных, трудовых, гражданских и семейных законов, осознавать себя как часть правового государства, способного к сотрудничеству с другими через изучение Конвенции о правах ребенка;
- развивать нравственные взаимоотношения в семье;
- воспитывать чувство гордости за героическое прошлое своей Родины и уважения к культуре своей страны.
Это и есть главные задачи гражданско-патриотического воспитания обучающихся нашей школы. Для достижения цели по воспитанию гражданско-патриотической личности в школе была разработана Подпрограмма «Гражданско-патриотическое воспитание обучающихся МБОУ «СОШ №276» на 2011-2015 годы» (далее Подпрограмма) на основе государственной программы «Патриотическое воспитание граждан Российской Федерации на 2011-2015 годы», которая является продолжением Программы гражданско-патриотического воспитания учащихся МОУ «СОШ №276» на 2006-2010 годы, сохраняет непрерывность процесса по дальнейшему формированию гражданственности и патриотизма обучающихся школы в качестве основы формирования их активной жизненной позиции.
Цель Подпрограммы:
- дальнейшее развитие и совершенствование системы гражданско-патриотического воспитания обучающихся школы;
- развитие у молодежи гражданственности, патриотизма как важнейших духовно-нравственных и социальных ценностей, готовность к активному проявлению в различных сферах жизни общества;
- формирование духовно и физически здорового человека, неразрывно связывающего свою судьбу с будущим родного города, края и страны.
Организация Подпрограммы
Подпрограмма реализуется на основе принципов системности, научности, доступности, толерантности. Структура и организация воспитательной подпрограммы строится с учётом различных возрастных категорий учащихся, в связи со специфическими особенностями и задачами духовно нравственного и физического развития учащихся разного школьного возраста и учитывается степень подготовленности обучающихся к жизни и деятельности в коллективе, их умения принимать решения и действовать самостоятельно: I категория: обучающиеся 5–6-x классов; II категория: обучающиеся 7–8-х классов; III категория: обучающиеся 9–11-х классов.
Достижение результата происходит за счет создания и работы
- детских общественных объединений:
- Организация деятельности Совета старшеклассников «Ферзь» (социально-общественное направление), который создан в целях содействия осуществлению самоуправленческих начал, развитию инициативы школьного коллектива, расширению коллегиальных, демократических форм управления.
- Работа школьного научного общества «Малая академия наук «Вега» (научно-исследовательское направление), которая направлена на выявление и работу с одаренными детьми.
- Работа дружины юных пожарных, которая заключается в проведении противопожарной пропаганды.
- Работа отряда ЮИДД (гражданско-патриотическое направление), которая заключается в проведении массово-разъяснительной работы по правилам дорожного движения.
- Работа молодежной общественной организации «3 D: достоинство, движение, достижения» (социально-общественное направление). Цель организации – привлечь внимание к актуальным вопросам в молодежной среде и пропаганда ЗОЖ.
- реализации подпрограмм, проектов:
№ | Название подпрограммы, проекта | Направление деятельности | Сроки реализации | Возраст воспитанников |
1. | Подпрограмма «Гражданско-патриотическое воспитание обучающихся МОУ СОШ №276»; | Гражданско-патриотическое | 2011-2015г.г. | 5-11 классы |
2. | Подпрограмма по профилактике детского дорожно-транспортного травматизма «Юный инспектор дорожного движения» | Сохранение жизни и здоровья детей | 2011-2015г.г. | 5-11 классы |
3. | Подпрограмма по профилактике правонарушений и безнадзорности | Профилактика правонарушений и социально-негативных явлений | 2011-2015г.г. | 5-11 классы |
4. | Подпрограмма по оздоровлению и пропаганде здорового образа жизни «Твое здоровье в твоих руках» | Спортивно-оздоровительное | 2011-2015г.г. | 5-11 классы |
5. | Подпрограмма по противопожарной профилактике «Дружина юных пожарных»; | Сохранение жизни и здоровья детей | 2011-2015г.г. | 5-11 классы |
6. | Подпрограмма «Школа для родителей». | Духовно-нравственное | 2011-2012г.г. | Родители обучающихся |
7. | Подпрограмма «Организация правильного здорового питания» | Сохранение жизни и здоровья детей | 2011-2015г.г. | 5-11 классы |
8. | Проект «Обыкновенное чудо» | Социальное | 2011-2012 г.г. | Воспитанники дома малютки |
- социального партнерства
- Шефская воинская часть 31275
- ГООУ СПО «Мурманский строительный колледж имени Н.Е.Мамота»
- МОУДОД «Дом детского творчества»
- Центр гражданско-патриотического воспитания молодежи г. Снежногорск и филиал центра в г. Гаджиево
- ФГОУ ВПО «Мурманский государственный технический университет»
- Балтийский государственный технический университет «Военмех» им.Д.Ф.Устинова, г.С-Петербург
- МОУДОД «Детско-юношеская спортивная школа» г.Гаджиево
- Муниципальное учреждение культуры «Муниципальная информационно-библиотечная система г. Гаджиево»
РАЗДЕЛЫ ПОДПРОГРАММЫ
« Я – я»
Формирование гражданского отношения к себе
В содержание деятельности по этому направлению входит осмысление ребенком себя как частицы окружающего мира и обретение уверенности в своей значимости.
5-6 классы:
— развивать произвольность психических процессов учащихся (внимания, памяти, воображения, мышления, речи) на уроках и во внеурочной деятельности, используя различные игры и упражнения.
7-8 классы:
— формировать представления обучающихся об индивидуальности и особенностях своего «я»;
— формировать положительную Я -- концепцию;
— формировать половое самосознание и здоровый образ жизни.
9- 11 классы:
— формировать у обучающихся представление о самосознании и самовоспитании, научить планировать деятельность;
- наблюдать за своим поведением, характером, волей; сравнивать себя с другими людьми (взрослыми, сверстниками), сопоставлять оценки, которые ему дают товарищи, учителя с собственными представлениями о себе; анализировать свою деятельность (учёба, общение, труд) и внутреннее состояние.
Достижение результата происходит за счет создания детских общественных объединений, использования разных форм работы, проведения мероприятий:
В классах проводится:
- координационная работа классных руководителей
по проблемам изучения личности школьника (установка в классе правил, принципов и нравственных норм, определяющих отношения учащихся друг к другу и к окружающим людям: пожилым, малышам, женщинам, незнакомым, сверстникам);
- психологические тесты, диагностика;
- классные часы на морально-правовые темы;
- Операция «Мир твоих увлечений»;
- Беседа «Мой режим дня»;
- Час откровенного разговора «Мой сосед по парте»;
- Внеклассное мероприятие с элементами театрального представления
«Курить или не курить – вот в чём вопрос»;
- Утренник “Я здоровье берегу – сам себе я помогу”
- Беседа по профориентации «Дороги, которые мы выбираем».
Создаются условия для самореализации личности ребенка через участие в классных и общешкольных мероприятиях.
На уроках и во внеурочное время происходит знакомство обучающихся с правилами жизни, труда и поведения, прививаются практические навыки участия в жизни школьного коллектива, соотнесения своих поступков с правилами и нормами общественной морали.
«УЧЕНИК И СЕМЬЯ»
Формирование гражданского отношения к своей семье
Основное содержание данного направления – подготовка к выполнению основных социальных ролей: дочери, сына, брата, сестры, мужа, жены, родственника.
Исходное положение: семья – главный фактор воспитания семьянина. Гражданственность проявляется в любви к родителям, родственникам. Учащиеся должны знать свои семейные традиции, уметь любить и беречь своих близких.
5-6 классы:
— формировать навыки санитарно-гигиенической культуры, воспитывать уважение к членам семьи.
7-8 классы:
— научить подростков навыкам общения в семье.
9 – 11 классы:
— сформировать у учащихся правильное представление о создании семьи.
Достижение результата происходит за счет использования разных форм работы, проведения разного рода мероприятий:
В классах организуется и проводится:
- фотовыставка «На отдыхе всей семьёй»;
- классные часы с изучением родословной семьи «Фотографии из семейного архива»;
- родительские лектории ( Подпрограмма «Школа для родителей» цель – повышение уровня социально-педагогической грамотности родителей);
- собрания Родительского комитета каждого класса, Совета школы;
- общешкольные и классные родительские собрания;
- конкурс рисунков на тему: «Что значит слово мама для меня»;
- концерты для родителей (8 Марта, День защитника Отечества, День Подводника, День Победы);
- Походы выходного дня всей семьей;
- Заочное путешествие «Здесь живёт моя семья»;
- Конкурс «Письмо о маме»;
- Праздник, посвящённый Дню матери “Согреты все теплом лучистых глаз”;
- Диспут «Что значит быть хорошим сыном или дочерью»;
- Беседа «Забота о родителях – дело совести каждого»;
- Советы для родителей «Как уберечь детей от наркотиков»;
- Утренник «Поздравляем маму дорогую»;
- Час вопросов и ответов «Моя будущая семья».
«УЧЕНИК И КУЛЬТУРА»
Формирование гражданского отношения к культуре.
Основным содержанием деятельности по данному направлению является осмысление школьниками значимости искусства и национальной культуры для человека современного мира, развитие духовного мира учащихся на основе познания искусства, литературы, фольклора.
5-6 класс:
— познакомить учащихся с произведениями искусства, воспитывать в них чувство прекрасного, развивать их воображение, творческое мышление, художественные, музыкальные, литературные, хореографические способности.
7 – 8 классы:
— воспитывать в детях чувство прекрасного, учить их различать красивое и безобразное, развивать их творческие способности.
9 – 11 классы:
— формировать эстетические вкусы, идеалы.
В рамках этого направления проводятся:
- предметные недели по истории, русскому языку и литературе, музыке, технологии, МХК, ИЗО;
- викторины «Мой край» в 5 - 11 классах;
- экскурсии в краеведческий музей г. Мурманска;
- концерты, посвященные Дню Учителя, Дню пожилого человека, Последний звонок, конкурс патриотической песни.
- «Фильм!» Фильм! Фильм!» (коллективный просмотр кинофильмов)
- Осенние посиделки «Чудеса осени»;
- Танцевально-музыкальный конкурс «Минута славы»;
- Выставка декоративно-прикладного искусства «Мир моих увлечений»;
- Подготовка к новогодним праздникам.Работа “Мастерской Деда Мороза”.
«УЧЕНИК И ШКОЛА»
Формирование гражданского отношения к школе.
Основное содержание деятельности – осмысление школьником необходимости научных знаний для нормальной жизни в современном мире. Исходное положение: в школе учащиеся не только получают знания, но и учатся жить. Школа является источником формирования необходимых качеств гражданина.
5-6 классы:
— познакомить детей с правилами школьной жизни, воспитывать любовь к школе как второму дому
7 -8 классы:
— сформировать у детей навыки культурного поведения, взаимоотношений в школе, воспитывать в них любовь и уважение к школе, учителям, школьным традициям.
9 – 11 классы:
— воспитывать у обучающихся ответственность за сохранение существующих школьных традиций, помогать им в создании новых традиций, формировать у них навыки помощи младшим школьникам.
Проводятся традиционные мероприятия:
- День знаний. Торжественная линейка;
- классные часы: «Светофор» или «Закон улиц и дорог»;
- операция «Уют», «Школа – мой родной дом», «Чистый город»;
- мероприятия по изучению Устава школы.«Мои права и обязанности»;
- выпуск школьных газет;
- предметные олимпиады, спартакиады, предметные недели;
- Экскурсия по школе «Мой школьный дом»
- Беседа «Правила поведения в школе»;
- «Самоуправление в классе» (Выборы актива класса);
- Беседа «Зачем нужно учиться в школе»;
- Литературно-музыкальная композиция «Любовь и уважение вам, милые учителя»;
- Вечер встречи с выпускниками «Школьные годы чудесные»;
- Неделя здоровья «Здоровый я – здоровая страна»;
- Праздник последнего звонка;
- Выпускной бал «Школа – верный друг навсегда».
«УЧЕНИК ГРАЖДАНИН И ПАТРИОТ»
Формирование гражданского отношения к Отечеству
В содержание деятельности входит осмысление ребенком себя как части своей Родины, ее гражданина и патриота.
Исходные положения: каждый человек не только сын или дочь своих родителей, но и гражданин Отечества.
5-6 классы:
- познакомить обучающихся с «малой» и «большой» родиной, её историческим прошлым, культурой, национальными традициями;
- воспитывать в них бережное отношение к природе родного края, гордость за национальную культуру, героическое прошлое Отечества.
7 – 8 класс:
— дать учащимся представление о Родине как месте, где человек родился и познал счастье жизни, о значении родного языка, о патриотизме; познакомить детей с правами и обязанностями юного гражданина страны, воспитывать в них чувство национальной гордости.
9 – 11 классы:
— воспитывать у обучающихся политическую культуру, чувство ответственности за будущее своего города, страны.
Реализация данного направления осуществляется с помощью мероприятий:
- выставки рисунков и газет, посвященных памятным датам;
- классные часы по государственной символике;
- совместная работа с шефской 24 дивизией АПЛ;
- совместная работа с Центром гражданского и патриотического воспитания молодежи;
- совместная работа с библиотеками г. Гаджиево;
- совместная работа с ДДТ (организация «Юный премининец»);
- участие в торжественных митингах, посвященных Дню Победы, Дню памяти С. Преминина; Дню подводника; Дню города,
- Неделя защитников заполярья, классные часы, посвященные памятным датам истории;
- классные часы на тему: «Моя малая Родина»;
- участие в спортивных мероприятиях: «А ну-ка, парни!», «Зарница»; «Школа безопасности», «Президентские спортивные игры», «Президентское многоборье»;
- правовой всеобуч для учащихся и их родителей;
- участие в проектной деятельности («Я – гражданин России!»);
- акция «Поздравь матроса».
- Огонёк памяти, посвященный Дню юного героя-антифашиста.
В результате реализации Подпрограммы ожидается:
1. В школе как в образовательной системе:
• создание системы гражданско-патриотического воспитания;
• обогащение содержания гражданско-патриотического воспитания;
• вовлечение в систему гражданско-патриотического воспитания представителей всех субъектов образовательной деятельности.
2. В образе выпускника:
• в познавательной сфере: развитие творческих способностей;
• в историко-краеведческой: осознание ответственности за судьбу страны, формирование гордости за сопричастность к деяниям предыдущих поколений;
• в социальной: способность к самореализации в пространстве российского государства, формирование активной жизненной позиции; знание и соблюдение норм правового государства;
• в духовно-нравственной сфере: осознание обучающимися высших ценностей, идеалов, ориентиров, способность руководствоваться ими в практической деятельности.
На разработанной и действующей сегодня Подпрограмме патриотического воспитания детей и подростков мы не ставим точку, а продолжаем работать в "этом ключе" - совместно, коллективно, сплотясь. Время внесло коррективы в образование и воспитание и в нашей школе. В 2012-2013 учебном году в МБОУ «СОШ №276» открыт кадетский класс по направлению МЧС.
Основные цели кадетского класса:
- профессиональная ориентация, подготовка кадетов к осознанному выбору профессии служения Отечеству на гражданском и военном поприще;
- формирование общечеловеческих нравственных качеств.
ДОГОВОР О ВЗАИМНОМ СОТРУДНИЧЕСТВЕ
- Специальная пожарная часть г. Гаджиево.
- Специальное Управление Федеральной противопожарной службы МЧС России №48.
- Мурманское областное отделение Всероссийского добровольного пожарного общества.
В сентябре в школе проводились мероприятия, посвященные 55-летию города Гаджиево, 105-летию со дня рождения Героев Советского Союза Н.А. Лунина и М.И. Гаджиева, 110-летию со дня рождения Героя Советского Союза
И.А. Колышкина и кавалера трёх орденов Красного Знамени Ф.А. Видяева.
В рамках празднования проведены мероприятия:
- Торжественная линейка, посвященная 55-летию города Гаджиево,
105-летию со дня рождения Героя Советского Союза М.И. Гаджиева
«Возьмем в пример себе героя»
- Открытый классный час «С любовью к городу»
- Час мужества «Сергей Преминин – Герой России»
- Устный журнал «Гаджиево – город, чьё имя герой оставил в наследство потомкам!»
- Литературная гостиная «Я городу славу пою»
- Заочная экскурсия по городу «Улицы моего города»
- Заочная экскурсия по городу «Улицы нашей славы»
- Митинги памяти у мемориальных досок Героев
Патриотизм как цель и результат
патриотического воспитания молодёжи –
это проявление любви к Родине, Отчизне, Отечеству.
Владимир Иванович Даль.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Программа гражданско-патриотического воспитания обучающихся с ОВЗ. Презентация
Проблема патриотического воспитания и гражданского становления подрастающего поколения - сегодня одна из актуальных задач государства, общества и образовательных учреждений нашей страны. В на...
Проект программы «Гражданско - патриотическое воспитание обучающихся в условиях кадетской школы-интерната»
Современная международная обстановка, положение дел внутри страны показывают, что в настоящее время в России нужны здоровые, мужественные, смелые, инициативные, дисциплинированные и грамот...
Программа гражданско - патриотического воспитания для обучающихся воспитанников с ОВЗ " Я - человек, Ученик, Гражданин"
Программа гражданско-патриотического воспитания для обучающихся воспитанников с ОВЗ " Я - человек, Ученик, Гражданин" включает в себя 10 направлений, связанных межд...
Современная гражданско-патриотическая система воспитания граждан России в кадетском классе
Современная гражданско-патриотическая система воспитания граждан России в кадетском классе на базе кадетского корпуса интернатного типа...
«Формирование гражданско-патриотических качеств личности обучающегося через краеведение на уроках географии и во внеурочной деятельности».
Использование краеведческого материала на уроках и во внеурочной деячтельности по географии для развития гражданско-патриотических качеств личности обучающегося....
Развитие гражданско-патриотических качеств личности обучающихся через применение активных методов организации познавательной деятельности на уроках и внеурочных занятиях по географии
Необходимость патриотического воспитания школьников на современном этапе обусловлена целым рядом причин. И прежде всего тем, что, согласно проведенным социологическим опросам, патриотизм у молод...
Сценарий военно-патриотической игры по гражданско-патриотическому воспитанию для обучающихся 5-6 классов с ОВЗ (интеллектуальные нарушения) на тему «Моя родина – Нижегородская земля»
На сегодняшний день идея патриотизма особенно актуальна. Патриотизм в современных условиях — это, с одной стороны, преданность своему Отечеству, а с другой, - сохранение культурной самобытности ...