Гражданско-патриотическое воспитание обучающихся
статья на тему

Гукалова Лариса Андреевна

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл grazhdansko-patrioticheskoe_vospitanie.docx47.64 КБ

Предварительный просмотр:

Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение

«Средняя общеобразовательная школа № 276»

 

Организация гражданско-патриотического воспитания обучающихся  МБОУ «СОШ №276»

                                                                                                  Заместитель директора

                                                                             по воспитательной работе

                                                            Л.А. Гукалова

 

 г. Мурманск

Организация гражданско-патриотического воспитания обучающихся  МБОУ «СОШ №276»

 Какие ждут нас в будущем дела?

Об этом думать мы должны все чаще.

И если гражданин ты настоящий,

Большой отдачи ждет от нас страна.

 

В настоящее время в российском обществе происходят события, связанные с изменениями всех сфер нашей жизни. Экономические преобразования, расслоение общества, коснувшиеся каждой семьи, привели к смене мироощущений и ценностных ориентаций детей и подростков, усилилось их отчуждение от мира взрослых, негативное отношение к понятиям человеческого достоинства, гражданского долга, личной ответственности. Растущий дефицит гуманности, социальная напряженность, деформация семей отрицательно влияют на нравственное и физическое здоровье подрастающего поколения.   Любая страна нуждается в наличии действенной системы патриотического воспитания. Его содержание должно соответствовать сложившейся в стране ситуации, а его системе надлежит быть гибкой и постоянно изменяющейся в свете современных требований.     

Словарное определение гласит: “Патриотизм – это качество личности, характеризующее высшую степень его духовного развития и самосознания, выражающуюся в ценностном отношении к своему Отечеству, его истории, культуре и готовности к самопожертвованию во имя интересов Отечества”.

Как пробудить в человеке чувство любви к Родине? Именно “пробудить”, потому что оно есть в каждой душе. Нельзя заставить любить Отечество. Любовь надо воспитывать.

Нет необходимости говорить о важности формирования у обучающихся любви к Родине, к “малой “ Родине, интереса к истории России, родному слову, языку, литературе и культуре.  Огромную роль в патриотическом становлении человека, безусловно, играет школа. Школа  является  учреждением, зарождающим в молодом поколении чувство державности, закладывающим  ростки гордости за Отечество, за поступки предков, готовящим гражданина и патриота. Важность этого направления в работе хорошо подчеркивают слова известного русского публициста и историка Михаила Меньшикова, который сказал, что будущее есть только у того государства, молодое поколение которого выбирает патриотизм.  

  Детство и юность – самая благодатная пора для привития священного чувства любви к Родине.  Именно мы, взрослые, должны:  

  • руководить детской деятельностью, чтобы в будущем подрастающее поколение стало достойной нашей сменой;  

  • развивать духовно-нравственную  личность, разумно сочетающую личные интересы с общественными;
  • воспитывать чувство долга, ответственности, готовности к защите Отечества, чувство любви и привязанности к семье, родному дому, своей Родине, традициям, обычаям своего народа;
  • формировать необходимые  материальные и правовые нормы поведения в части государственных, трудовых, гражданских и семейных законов, осознавать себя как часть правового государства, способного к сотрудничеству с другими через изучение Конвенции о правах ребенка;
  • развивать нравственные  взаимоотношения в семье;
  • воспитывать чувство гордости за героическое прошлое своей Родины и уважения к культуре своей страны.

Это и  есть главные  задачи  гражданско-патриотического воспитания обучающихся нашей школы. Для достижения цели по воспитанию гражданско-патриотической личности  в школе была разработана Подпрограмма «Гражданско-патриотическое воспитание обучающихся МБОУ «СОШ №276» на 2011-2015 годы» (далее Подпрограмма)  на основе государственной программы «Патриотическое воспитание граждан Российской Федерации на 2011-2015 годы», которая является продолжением Программы гражданско-патриотического воспитания учащихся МОУ «СОШ №276» на 2006-2010 годы, сохраняет непрерывность процесса по дальнейшему формированию гражданственности и патриотизма обучающихся школы в качестве основы формирования их активной жизненной позиции.

 

Цель Подпрограммы:

  • дальнейшее развитие и совершенствование системы гражданско-патриотического воспитания обучающихся школы;
  • развитие у молодежи гражданственности, патриотизма как важнейших духовно-нравственных и социальных ценностей, готовность к  активному проявлению в различных сферах жизни общества;
  • формирование духовно и физически здорового человека, неразрывно связывающего свою судьбу с будущим родного города, края и страны.

Организация Подпрограммы

Подпрограмма  реализуется на основе принципов системности, научности, доступности, толерантности. Структура и организация воспитательной подпрограммы строится с учётом различных возрастных категорий учащихся, в связи со специфическими особенностями и задачами  духовно нравственного и физического развития учащихся разного школьного возраста и учитывается степень подготовленности обучающихся к жизни и деятельности в коллективе, их умения принимать решения и действовать самостоятельно: I категория: обучающиеся 5–6-x классов; II категория: обучающиеся 7–8-х классов; III категория: обучающиеся 9–11-х классов.

Достижение результата происходит за счет создания и работы

  • детских общественных объединений:
  1. Организация  деятельности Совета старшеклассников «Ферзь» (социально-общественное направление), который создан в целях содействия осуществлению самоуправленческих начал, развитию инициативы школьного коллектива, расширению коллегиальных, демократических форм управления.

  1. Работа школьного научного общества  «Малая академия  наук «Вега» (научно-исследовательское направление), которая направлена  на выявление и работу с одаренными детьми.

  1. Работа дружины юных пожарных, которая заключается в проведении противопожарной пропаганды.

  1. Работа отряда ЮИДД (гражданско-патриотическое направление), которая  заключается в проведении массово-разъяснительной работы по правилам дорожного движения.

  1.  Работа молодежной общественной организации «3 D: достоинство, движение, достижения» (социально-общественное направление). Цель организации – привлечь внимание к актуальным вопросам в молодежной среде и пропаганда ЗОЖ.
  • реализации подпрограмм, проектов:

Название подпрограммы, проекта

Направление деятельности

Сроки реализации

Возраст воспитанников

1.

Подпрограмма «Гражданско-патриотическое воспитание обучающихся МОУ СОШ №276»;

Гражданско-патриотическое

2011-2015г.г.

5-11 классы

2.

Подпрограмма по профилактике детского дорожно-транспортного травматизма «Юный инспектор дорожного движения»

Сохранение жизни и здоровья детей

2011-2015г.г.

5-11 классы

3.

Подпрограмма по профилактике правонарушений и безнадзорности

Профилактика правонарушений и социально-негативных явлений

2011-2015г.г.

5-11 классы

4.

Подпрограмма по оздоровлению и пропаганде здорового образа жизни «Твое здоровье в твоих руках»

Спортивно-оздоровительное

2011-2015г.г.

5-11 классы

5.

Подпрограмма по противопожарной профилактике «Дружина юных пожарных»;

Сохранение жизни и здоровья детей

2011-2015г.г.

5-11 классы

6.

Подпрограмма «Школа для родителей».

 Духовно-нравственное

2011-2012г.г.

Родители обучающихся

7.

Подпрограмма «Организация правильного здорового питания»

Сохранение жизни и здоровья детей

2011-2015г.г.

5-11 классы

8.

Проект «Обыкновенное чудо»

Социальное

2011-2012 г.г.

Воспитанники дома малютки

  • социального партнерства
  • Шефская воинская часть 31275
  • ГООУ СПО «Мурманский строительный колледж имени Н.Е.Мамота»
  • МОУДОД «Дом детского творчества»
  • Центр гражданско-патриотического воспитания молодежи г. Снежногорск и филиал центра в г. Гаджиево
  • ФГОУ ВПО «Мурманский государственный технический университет»
  • Балтийский государственный технический университет «Военмех» им.Д.Ф.Устинова, г.С-Петербург 
  • МОУДОД  «Детско-юношеская спортивная школа» г.Гаджиево
  • Муниципальное учреждение культуры «Муниципальная информационно-библиотечная система г. Гаджиево»

РАЗДЕЛЫ ПОДПРОГРАММЫ

« Я – я»

Формирование гражданского отношения к себе

В содержание деятельности по этому направлению входит осмысление ребенком себя как частицы окружающего мира и обретение уверенности в своей значимости.

5-6 классы:

развивать произвольность психических процессов учащихся (внимания, памяти, воображения, мышления, речи) на уроках и во внеурочной деятельности, используя различные игры и упражнения.

 7-8 классы:

— формировать представления обучающихся об индивидуальности и особенностях своего «я»;

— формировать положительную Я -- концепцию;

— формировать половое самосознание и здоровый образ жизни.

 9- 11 классы:

формировать у обучающихся представление о самосознании и самовоспитании, научить планировать деятельность;

- наблюдать за своим поведением, характером, волей; сравнивать себя с другими людьми (взрослыми, сверстниками), сопоставлять оценки, которые ему дают товарищи, учителя с собственными представлениями о себе; анализировать свою деятельность (учёба, общение, труд) и внутреннее состояние.

Достижение результата происходит за счет создания детских общественных объединений,  использования разных форм работы, проведения   мероприятий:

В классах проводится:

  • координационная работа классных руководителей

по проблемам изучения личности школьника (установка в классе правил, принципов и нравственных норм, определяющих отношения учащихся друг к другу и к окружающим людям: пожилым, малышам, женщинам, незнакомым, сверстникам);

  •  психологические  тесты, диагностика;
  •  классные часы на морально-правовые темы;
  •  Операция «Мир твоих увлечений»;
  • Беседа  «Мой режим дня»;
  • Час откровенного разговора «Мой сосед по парте»;
  • Внеклассное мероприятие с элементами театрального представления

«Курить или не курить – вот в чём вопрос»;

  • Утренник “Я здоровье берегу – сам себе я помогу”
  • Беседа по профориентации «Дороги, которые мы выбираем».

 Создаются условия для самореализации личности ребенка через участие в классных и общешкольных мероприятиях. 

На уроках и во внеурочное время  происходит знакомство  обучающихся с правилами жизни, труда и поведения, прививаются   практические навыки участия в жизни школьного коллектива,  соотнесения своих  поступков с правилами и нормами общественной морали.

«УЧЕНИК И СЕМЬЯ»

Формирование гражданского отношения к своей семье 

Основное содержание данного направления  –  подготовка к выполнению основных социальных ролей: дочери, сына, брата, сестры, мужа, жены, родственника.

 Исходное положение: семья – главный фактор воспитания семьянина. Гражданственность проявляется в любви к родителям, родственникам. Учащиеся должны знать свои семейные традиции, уметь любить и беречь своих близких.

5-6 классы:

формировать навыки санитарно-гигиенической культуры, воспитывать уважение к членам семьи.

 7-8 классы:

научить подростков навыкам общения в семье.

 9 – 11 классы:    

— сформировать у учащихся правильное представление о создании семьи.

Достижение результата происходит за счет  использования разных форм работы, проведения разного рода мероприятий:

В классах организуется и проводится:

  • фотовыставка «На отдыхе всей семьёй»;
  • классные часы  с изучением родословной семьи «Фотографии из семейного архива»;
  • родительские  лектории ( Подпрограмма «Школа для родителей» цель – повышение уровня социально-педагогической грамотности родителей);
  • собрания Родительского комитета каждого класса, Совета школы;
  •  общешкольные  и классные  родительские  собрания;
  • конкурс рисунков   на тему: «Что значит слово мама для меня»;
  • концерты для родителей (8 Марта, День защитника Отечества, День Подводника, День Победы);
  • Походы выходного дня всей семьей;
  • Заочное путешествие «Здесь живёт моя семья»;
  • Конкурс «Письмо о маме»;
  • Праздник, посвящённый Дню матери “Согреты все теплом лучистых глаз”;
  • Диспут «Что значит быть хорошим сыном или дочерью»;
  • Беседа «Забота о родителях – дело совести каждого»;
  • Советы для родителей «Как уберечь детей от наркотиков»;
  • Утренник «Поздравляем маму дорогую»;
  • Час  вопросов и ответов «Моя будущая семья».  

«УЧЕНИК И КУЛЬТУРА»

Формирование гражданского отношения  к культуре.

Основным содержанием деятельности по данному направлению является осмысление школьниками значимости искусства и национальной культуры для человека современного мира, развитие духовного мира учащихся на основе познания искусства, литературы, фольклора.

5-6 класс:    

— познакомить учащихся с произведениями искусства, воспитывать в них чувство прекрасного, развивать их воображение, творческое мышление, художественные, музыкальные, литературные, хореографические способности.

 7 – 8 классы:

воспитывать в детях чувство прекрасного, учить их различать красивое и безобразное, развивать их творческие способности.

 9 – 11 классы:

формировать эстетические вкусы, идеалы.

В рамках этого направления проводятся:

  • предметные  недели по истории, русскому языку и литературе, музыке, технологии, МХК, ИЗО;
  • викторины «Мой край» в 5 - 11 классах;
  •  экскурсии в краеведческий музей г. Мурманска;
  •  концерты, посвященные  Дню Учителя, Дню пожилого человека, Последний звонок, конкурс патриотической песни.
  • «Фильм!» Фильм! Фильм!» (коллективный просмотр кинофильмов)
  •  Осенние   посиделки «Чудеса осени»;
  • Танцевально-музыкальный конкурс «Минута славы»;
  • Выставка декоративно-прикладного искусства «Мир моих увлечений»;
  • Подготовка к новогодним праздникам.Работа “Мастерской Деда Мороза”.

«УЧЕНИК И ШКОЛА»

Формирование гражданского отношения  к школе.

Основное содержание деятельности – осмысление школьником необходимости научных знаний для нормальной жизни в современном мире. Исходное положение:   в школе учащиеся не только получают знания, но и учатся жить. Школа является источником формирования необходимых качеств гражданина.

5-6 классы:

познакомить детей с правилами школьной жизни, воспитывать любовь к школе как второму дому

 7 -8 классы:

сформировать у детей навыки культурного поведения, взаимоотношений в школе, воспитывать в них любовь и уважение к школе, учителям, школьным традициям.

 9 – 11 классы:

воспитывать у обучающихся ответственность за сохранение существующих школьных традиций, помогать им в создании новых традиций, формировать у них навыки помощи младшим школьникам.

Проводятся  традиционные мероприятия:

  •  День знаний. Торжественная линейка;
  • классные часы:  «Светофор» или «Закон улиц и дорог»;
  • операция «Уют», «Школа – мой родной дом», «Чистый город»; 
  • мероприятия по изучению Устава школы.«Мои права и обязанности»;
  • выпуск  школьных  газет;
  •  предметные олимпиады, спартакиады, предметные недели;
  • Экскурсия по школе «Мой школьный дом»
  • Беседа «Правила поведения в школе»;
  • «Самоуправление в классе» (Выборы актива  класса);
  • Беседа «Зачем нужно учиться в школе»;
  • Литературно-музыкальная композиция «Любовь и уважение вам, милые учителя»;
  • Вечер встречи с выпускниками «Школьные годы чудесные»;
  • Неделя здоровья «Здоровый я – здоровая страна»;
  • Праздник последнего звонка;
  • Выпускной бал «Школа – верный друг навсегда».

«УЧЕНИК ГРАЖДАНИН И ПАТРИОТ»

Формирование гражданского отношения к Отечеству

         В содержание деятельности входит осмысление ребенком себя как части своей Родины, ее гражданина и патриота.

         Исходные положения: каждый человек не только сын или дочь своих родителей, но и гражданин Отечества.

 5-6 классы:  

- познакомить обучающихся с «малой» и «большой» родиной, её историческим прошлым, культурой, национальными традициями;

- воспитывать в них бережное отношение к природе родного края, гордость за национальную культуру, героическое прошлое  Отечества.

 7 – 8 класс:

               — дать учащимся представление о Родине как месте, где человек родился и познал счастье жизни, о значении родного языка, о патриотизме; познакомить детей с правами и обязанностями юного гражданина страны, воспитывать в них чувство национальной гордости.

 9 – 11 классы:

воспитывать у  обучающихся политическую культуру, чувство ответственности за будущее своего города, страны.

Реализация данного направления осуществляется с помощью мероприятий:

  •  выставки  рисунков и газет, посвященных памятным датам;
  • классные часы  по государственной символике;
  •  совместная работа с шефской 24 дивизией АПЛ;
  • совместная работа с Центром гражданского и патриотического воспитания молодежи;
  • совместная работа с библиотеками г. Гаджиево;
  • совместная работа с ДДТ (организация «Юный премининец»);
  • участие в торжественных митингах, посвященных Дню Победы, Дню памяти С. Преминина; Дню подводника; Дню города,
  • Неделя защитников заполярья, классные часы, посвященные памятным датам истории;
  • классные  часы  на тему: «Моя малая Родина»;
  • участие в спортивных мероприятиях: «А ну-ка, парни!», «Зарница»; «Школа безопасности», «Президентские спортивные игры», «Президентское многоборье»;  
  •  правовой  всеобуч для учащихся и их родителей;
  • участие в проектной деятельности («Я – гражданин России!»);
  • акция «Поздравь матроса».
  • Огонёк памяти, посвященный Дню юного героя-антифашиста.

В результате реализации Подпрограммы ожидается:

1. В школе как в образовательной системе: 

• создание системы гражданско-патриотического воспитания;

• обогащение содержания гражданско-патриотического воспитания;

• вовлечение в систему гражданско-патриотического воспитания представителей всех субъектов образовательной деятельности. 

2. В образе выпускника:

в познавательной сфере: развитие творческих способностей;

в историко-краеведческой: осознание ответственности за судьбу страны, формирование гордости за сопричастность к деяниям предыдущих поколений;

в социальной: способность к самореализации в пространстве российского государства, формирование активной жизненной позиции; знание и соблюдение норм правового государства;

в духовно-нравственной сфере: осознание обучающимися высших ценностей, идеалов, ориентиров, способность руководствоваться ими в практической деятельности.

На разработанной и действующей сегодня Подпрограмме патриотического воспитания детей и подростков  мы не ставим точку, а   продолжаем  работать в "этом ключе" - совместно, коллективно, сплотясь.  Время внесло коррективы в образование и воспитание и в нашей школе.  В 2012-2013   учебном году в МБОУ «СОШ №276» открыт кадетский  класс по направлению МЧС.

Основные цели кадетского класса:

  • профессиональная ориентация, подготовка кадетов к осознанному выбору профессии служения Отечеству на гражданском и военном поприще;
  • формирование общечеловеческих нравственных качеств.

ДОГОВОР О ВЗАИМНОМ СОТРУДНИЧЕСТВЕ

  • Специальная пожарная часть г. Гаджиево.
  • Специальное Управление Федеральной противопожарной службы МЧС России №48.
  • Мурманское областное отделение Всероссийского добровольного пожарного общества.

В сентябре в школе проводились мероприятия, посвященные  55-летию города Гаджиево,  105-летию со дня рождения Героев Советского Союза Н.А. Лунина и М.И. Гаджиева, 110-летию со дня рождения Героя Советского Союза

И.А. Колышкина и кавалера трёх орденов Красного Знамени Ф.А. Видяева.

В рамках празднования проведены мероприятия:

  • Торжественная линейка, посвященная   55-летию города Гаджиево,

105-летию со дня рождения Героя Советского Союза  М.И. Гаджиева

«Возьмем в пример себе героя»

  • Открытый классный час  «С любовью к городу»
  • Час мужества «Сергей Преминин – Герой России»
  • Устный журнал «Гаджиево – город, чьё имя герой оставил в наследство потомкам!»
  • Литературная гостиная  «Я городу славу пою»
  • Заочная экскурсия по городу «Улицы моего города»
  • Заочная экскурсия по городу «Улицы нашей славы»
  • Митинги памяти   у мемориальных досок Героев

 Патриотизм как цель и результат

патриотического воспитания молодёжи –

 это проявление любви к Родине, Отчизне, Отечеству.

                                                                               Владимир Иванович Даль.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Программа гражданско-патриотического воспитания обучающихся с ОВЗ. Презентация

Проблема патриотического воспитания и гражданского становления подрастающего поколения - сегодня одна из актуальных задач государства, общества и образовательных учреждений нашей страны. В на...

Проект программы «Гражданско - патриотическое воспитание обучающихся в условиях кадетской школы-интерната»

Современная международная обстановка, положение дел внутри страны показывают, что в настоящее время в России нужны здоровые, мужественные, смелые, инициативные, дисциплинированные и грамот...

Программа гражданско - патриотического воспитания для обучающихся воспитанников с ОВЗ " Я - человек, Ученик, Гражданин"

  Программа гражданско-патриотического воспитания  для обучающихся воспитанников с ОВЗ " Я - человек, Ученик, Гражданин" включает в себя 10 направлений, связанных межд...

Современная гражданско-патриотическая система воспитания граждан России в кадетском классе

Современная гражданско-патриотическая система воспитания граждан России в кадетском классе на базе кадетского корпуса интернатного типа...

«Формирование гражданско-патриотических качеств личности обучающегося через краеведение на уроках географии и во внеурочной деятельности».

Использование краеведческого материала на уроках и во внеурочной деячтельности по географии для развития гражданско-патриотических качеств личности обучающегося....

Развитие гражданско-патриотических качеств личности обучающихся через применение активных методов организации познавательной деятельности на уроках и внеурочных занятиях по географии

Необходимость патриотического воспитания школьников на современном этапе обусловлена целым рядом причин. И прежде всего тем, что, согласно проведенным социологическим опросам, патриотизм у молод...

Сценарий военно-патриотической игры по гражданско-патриотическому воспитанию для обучающихся 5-6 классов с ОВЗ (интеллектуальные нарушения) на тему «Моя родина – Нижегородская земля»

На сегодняшний день идея патриотизма особенно актуальна. Патриотизм в современных условиях — это, с одной стороны, преданность своему Отечеству, а с другой, - сохранение культурной самобытности ...