тема доклада: Формирование ключевых компетенций у школьников на уроках математики.
статья
Доклад п теме: Формирование ключевых компетенций у школьников на уроках математики
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
formirovanie_klyuchevyh_kompetentsiy_u_mladshih_shkolnikov_na_urokah_matematiki.docx | 23.79 КБ |
Предварительный просмотр:
Формирование ключевых компетенций у младших школьников на уроках математики.
Формирование ключевых компетенций учащихся без преувеличения можно назвать одной из центральных проблем современной школы, т.к. они являются источником деятельности и выполняют функцию развития личностных компетенций младшего школьника.
Концепция универсальных учебных действий рассматривает компетентность как «знание в действии», способность использовать на практике полученные знания и навыки. Компетенции могут быть ключевыми, т.е. опорными наборами знаний, умений, навыков, качеств. Компетентность в математике - тип организации знаний, предполагающий : структурированность, оперативность, гибкость, категориальный характер, способность к переносу, готовность к их применению в разнообразных практических ситуациях.
Данная проблема наиболее полно представлена в работах И.Я. Зимней, Д.А. Иванова, К.Г. Митрофанова, А.Г. Каспржака, А.В.Хуторского. В них раскрывается сущность компетентностного подхода и выделяются ключевые компетенции. Если руководствоваться теорией о ключевых образовательных компетенциях доктора педагогических наук Хуторского А.В., то главными , которые учитель формирует в начальной школе – это учебно-познавательные, информационные, коммуникативные, социальные, целостно-смысловые, общекультурные и компетенции личностного саморазвития.
Реализация компетентностного подхода рассматриваю, как формирование ключевых образовательных компетенций на уроках математики в содержании материала учебников «Математика 1-4 классы» авторов М.И. Башмакова, М.Г.Нефедовой по УМК «Планета знаний».
Начанаем со знакомства с таблицей условных обозначений на форзаце учебников авторов М.И. Башмакова, М.Г.Нефедовой. Эти условные знаки уже дают возможность работать, применяя компетентностный подход к обучению по данному УМК.
Пример из учебника 2 класса с. 25. На этой странице материал для развития коммуникативной компетенции - работа в парах (последнее задание), социальной (задание 5), овладение учебно-познавательной компетенцией - навыками работы в нестандартных ситуациях (задание 6) .
Учебно-познавательная компетенция. Сюда входят знания и умения целеполагания, планирования, анализа, рефлексии, самооценки учебно-познавательной деятельности, а именно, «уметь учиться» :
- ставить цель и организовывать её достижение, уметь её пояснить;
- организовывать планирование, анализ, рефлексию, самооценку своей учебно-познавательной деятельности;
- задавать вопросы к наблюдаемым фактам, отыскивать причины явлений, обозначать свое понимание или непонимание по отношению к изучаемой проблеме;
- ставить познавательные задачи и выдвигать гипотезы; выбирать условия проведения наблюдения или опыта, описывать результаты, формулировать выводы;
- выступать устно и письменно о результатах своего исследования;
- иметь опыт восприятия картины мира.
Особенно эффективно данный вид компетентности развивается при решении нестандартных, занимательных, исторических задач, задач-фокусов, которые может подобрать каждый учитель, а так же при проблемном способе изложения новой темы: учитель создает такую ситуацию, чтобы проблема опиралась на личный опыт ребенка.
Слайд .
Одним из способов реализации данной компетенции является проведение проверочных работ в форме теста.
Информационная компетенция. При помощи реальных объектов (телевизор , магнитофон, телефон, факс, компьютер, принтер, модем, копир) и информационных технологий (аудио- и видеозапись, электронная почта, СМИ, Интернет) формируются умения самостоятельно искать, анализировать и отбирать необходимую информацию, организовать, преобразовать, сохранить и передать её, а именно:
- владеть навыками работы с различными источниками информации: книгами, учебниками, справочниками, Интернет;
- самостоятельно искать, извлекать, систематизировать, анализировать и отбирать необходимую информацию, организовывать, преобразовывать, сохранять и передавать ее;
- ориентироваться в информационных потоках, уметь выделять в них главное и необходимое;
- овладеть навыками использования информационных устройств;
- применять для решения учебных задач информационные и телекоммуникационные технологии: аудио и видеозапись, электронную почту, Интернет.
Вовсе не обязательно использовать ресурсы Интернет, ведь можно начинать с газетных и журнальных статей, с работы в читальном зале библиотеки. Главное соблюсти последовательность усложнения заданий от урока к уроку. Обращение к примерам из жизни дает учителю возможность формировать у учащихся информационную компетенцию.
Для развития данного вида ключевых компетентностей целесообразно использовать следующие приемы: «Вопросы для любознательных», «Интересные факты», «Вопросы для умников и умниц», «Это интересно», «Схематическое конспектирование», «Правда ли это?», «Толстые и тонкие вопросы», «Пометки на полях».
Необходимо, чтобы учащиеся умели добывать информацию из источников разных видов.
Ценностно-смысловая компетенция. Данная компетенция включает постановку ученика в ситуацию самоопределения. Для развития этого вида компетентности можно применять следующие приемы: «Верные – неверные утверждения» ,«Неоконченные предложения», «Наш день подошёл к концу и я хочу сказать…», «Сегодня на уроке я…», « Своей работой на уроке я…», «Я выбрал эти задания на уроке, потому что…» ,«Хочу, потому что смогу», «Мудрые советы».
На уроках математики при изучении тем, например: «Умножение чисел». Учащиеся самостоятельно изучают параграф учебника и по алгоритму решают примеры. Перед учащимися стоит задача - пересказать или пояснить прочитанное: выделить, обозначить, подвести итог, перечислить. В итоге учащиеся не только более глубоко понимают изучаемый материал, но и учатся выбирать главное, обосновывать его важность не только для других, но и, самое главное, для себя.
Подходит проведение предметной олимпиады, которая включает в себя нестандартные задания, требующие применения учеником именно предметной логики, а не материала из школьного курса
К данной компетенции относится и развитие математической речи, словаря школьника.
Умение анализировать, сравнивать, выделять главное, решать проблему, способность к самосовершенствованию и умение дать адекватную самооценку, быть ответственным, самостоятельным, уметь творить и сотрудничать – вот с чем ребёнку необходимо войти в этот мир.
Коммуникативная компетенция не является новой в школьной системе обучения, так как ее реализация подразумевает использование различных коллективных (коммуникативных) приемов работы (таких как дискуссия, групповая работа, работа в паре и др.), а и также при моделировании.
Ученик должен:
- владеть способами взаимодействия с окружающими людьми; выступать с устным сообщением, уметь задать вопрос, корректно вести учебный диалог;
- владеть разными видами речевой деятельности (монолог, диалог, чтение, письмо);
- владеть способами совместной деятельности в группе, приемами действий в ситуациях общения; умениями искать и находить компромиссы;
- иметь позитивные навыки общения в обществе, основанные на знании исторических корней и традиций различных национальных общностей и социальных групп.
Для работы в паре или группах можно предложить следующие задания: например: рассказать соседу по парте правило, определение, выслушать ответ, правильное определение обсудить в группе.
Социально-трудовая компетенция. Является одной из важных ,она предполагает овладение учеником знаниями и опытом в гражданско-общественной деятельности, в социально-трудовой сфере, в области семейных отношений и обязанностей, в вопросах экономики и права, а так же в профессиональном самоопределении, а именно:
- владеть знаниями и опытом выполнения типичных социальных ролей: семьянина, гражданина; уметь действовать в каждодневных ситуациях семейно-бытовой сферы;
- определять свое место и роль в окружающем мире, в семье, в коллективе, государстве; владеть культурными нормами и традициями, прожитыми в собственной деятельности; владеть эффективными способами организации свободного времени;
- иметь представление о системах социальных норм и ценностей в России и других странах;
- действовать в сфере трудовых отношений в соответствии с личной и общественной пользой, владеть этикой трудовых и гражданских взаимоотношений;
- владеть элементами художественно-творческих компетенций читателя, слушателя, исполнителя, зрителя, юного художника, писателя.
Развитию данной компетенции способствуют следующие приемы: контрольные работы, тесты по усовершенствованию устного счета, составление задач. Причем задания можно давать социально-трудового характера, которые будут вводить ребенка в нестандартную, но бытовую ситуацию.
Общекультурная компетенция. Знакомство учеников с общественной моралью и традициями непосредственно на уроках математики, учителю необходимо внедрять такие приемы работы на уроке, которые не отвлекали бы урок от основного содержания, но при этом были бы с подтекстом, благодаря которому ученики несознательно усваивали бы общекультурные компетенции.
Рассмотрим несколько способов формирования общекультурной компетенции.
- Для формирования грамотной, логически верной речи можно использовать составление математического словаря, написание математического диктанта, выполнение заданий, направленных на грамотное написание, произношение и употребление имен числительных, математических терминов.
Например, математический диктант, выявляющий умение записывать числа (натуральные, обыкновенные дроби);
- В качестве дополнительного материала может использоваться написание сказок, фантастических историй, рассказов на заданные темы: «Натуральные числа и ноль», «Деление с остатком»
- При решении текстовых задач в условии могут быть умышленно пропущены числа. Предлагается выбрать из записанных на доске чисел те, которыми могла быть выражена данная величина (скорость, цена, масса). Кроме того, можно предложить текстовые задачи со скрытой информативной частью.
Например: «Известно, что ученик второго класса должен спать 10 часов в сутки. Сколько в этом случае часов он будет бодрствовать?»или «Известно, что ученики 3-го класса должны учить уроки 120 минут, а Коля учит их 180 часа. Сколько в этом случае часов Коля теряет ? Выразить в часах.
Таким образом, работая над данными задачами, ребёнок невольно усваивает общепринятые гигиенические нормы.
Компетенция личностного самосовершенствования. Сюда входит комплекс качеств, связанных с основами безопасной жизнедеятельности. Для воспитания данного вида компетенции подходят задачи на развитие навыков самоконтроля. Одним из приемов выработки самоконтроля является проведение проверки решения математических упражнений.
Формирование компетенций на разных этапах урока.
Диагностика
Диагностировать компетентность ученика можно и с помощью проверочных и контрольных работ, и тестов, подбирая соответствующие задания, но не все виды компетенций могут быть правильно оценены только по результатам таких работ. Следует учитывать полезность проводимой работы для ученика. Поэтому, внедряя компетентностный подход в преподавание математики, учитель должен оценивать компетентность ученика в целом и по результатам самостоятельных, контрольных, домашних работ, по работе на уроках, по инициативности ученика, стремлению его к знаниям.
Учителю при оценивании работ учащихся полезно будет иметь следующую таблицу признаков компетентности учащихся разработанную на основе классификации компетенций А. В. Хуторского.
Анализ работы по внедрению компетентностного подхода в обучение математике проводить по тестированию. Тест представляет собой работу из пяти заданий, на некоторые из которых предлагались варианты ответа.
Первое задание ориентировано на диагностирование ценностно-смысловой компетенции, детям была предложена стандартная арифметическая текстовая задача, отвечающая требованиям данного вида компетенции;
Второе задание ориентировано на диагностику общекультурной компетенции.
Третье задание теста направлено на изучение уровня развития информационной компетентности. Ученикам необходимо быстро сориентироваться и догадаться, что для решения этой задачи им необходимо применить знания, полученные на уроках природоведения.
Четвертое задание направлено на диагностику социально трудовой компетенции.
В пятом задании, требуется не просто решить задачу и оформить решение, но и выполнить самопроверку, записав те вопросы, с помощью которых она проводилась.
Анализ результата работы по внедрению компетентностного подхода в обучение математике проводится по тестированию. Тест представляет собой работу из пяти заданий, на некоторые из которых предлагались варианты ответа. Для реализации поставленной проблемы и повышения уровня компетентности учеников, мы провели с испытуемым классом пять уроков, по развитию ключевых компетенций и повышению уровня компетентности учащихся при решении текстовых арифметических задач. На уроках были разобраны всевозможные виды задач, предложенные нами во второй главе, а также использованы разработанные приемы и методы, подходящие для развития различных видов компетенций. По окончанию уроков был проведен контрольный тест, аналогичный вводному, диагностика которого осуществлялась таким же образом, что и первого теста.
Проделанная мной работа доказывает, что реализация компетентностного подхода на уроках математики возможна. Можно с уверенность говорить, что данный подход частично реализуется в современной начальной школе, как это было видно при анализе всех видов компетенций.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
доклад Формирование ключевых компетенций на уроках физики
В данной работе автор рассказывает о формировании ключевых компетенций при обучении физики в средней общеобразовательной школе.Цель учебно-воспитательной системы школы - формирование целостной личност...
доклад Формирование ключевых компетенций на уроках математики
В данном докладе раскрыты основные вопросы математики, показывающие связь теории с практикой,указаны основные компетенции, задачи,умения,навыки при изучении математики....
Формирование ключевых компетентностей на уроках математики
В данной статье обобщён опыт работы по формированию ключевых компетентностей на уроках математики....
Формирование ключевых компетенций на уроках математики
Прзентация по теме "Формирование ключевых компетенций на уроках математики"...
Презентация к докладу: "Формирование ключевых компетенций на уроках математики".
Эта презентация к докладу: "Формирование ключевых компетенций на уроках математики"....
Доклад "Формирование ключевых компетентностей на уроках истории и обществознания"
В работе рассмотрены как теоретические вопросы, так и практические, наработанные и проверенные методики, применяемые на уроках истории и обществознания....
Презентация к докладу "Формирование ключевых компетентностей на уроках истории и обществознания"
Презентация к докладу...