РОЛЬ АУДИРОВАНИЯ НА УРОКАХ АНГЛИЙСКОГО ЯЗЫКА В ФОРМИРОВАНИИ ФУНКЦИОНАЛЬНОЙ ГРАМОТНОСТИ ОБУЧАЮЩИХСЯ
статья по английскому языку (5 класс)
статья
Скачать:
Предварительный просмотр:
УДК 372.881.111.1
Гаевая Ирина Сергеевна, Завиша Татьяна Валентиновна, Швецова Евгения Васильевна
Учителя иностранного языка МБОУ СОШ №54
Воронеж
gaevayais@rambler.ru tanya.zavisha@gmail.com shweds86@yandex.ru
РОЛЬ АУДИРОВАНИЯ НА УРОКАХ АНГЛИЙСКОГО ЯЗЫКА В ФОРМИРОВАНИИ ФУНКЦИОНАЛЬНОЙ ГРАМОТНОСТИ ОБУЧАЮЩИХСЯ
В статье рассматривается аудирование как функциональное умение при формировании функциональной грамотности обучающихся и поднимается вопрос важности развития данного умения на уроках английского языка.
Ключевые слова: функциональная грамотность, аудирование, коммуникация, коммуникативная компетенция.
The article describes listening as a functional ability in the formation of functional literacy of students and the importance of developing this ability during the English lessons.
Keywords: functional literacy, listening, communication, communicative competence.
Истина находится не в словах говорящего, а в ушах слушающего.
(Восточная мудрость)
Основная цель изучения иностранных языков в школе — формирование у школьников иноязычной коммуникативной компетенции, т. е. способности и готовности осуществлять иноязычное межличностное и межкультурное общение с носителями языка [2].
Иноязычная коммуникативная компетенция предусматривает развитие коммуникативных умений в основных видах речевой деятельности: говорении, понимании воспринимаемого на слух (аудировании), чтении и письме [2].
Коммуникативные умения призваны помочь школьнику развить способность вступать в отношения с внешней иноязычной средой, быстро адаптироваться и функционировать в ней. Эти умения в условиях глобализации и повышения необходимости владения иностранным языком, помогут развить функциональную грамотность школьника, то есть получить тот уровень знаний, умений и навыков, который обеспечит нормальное функционирование личности в системе социальных отношений, считающихся минимально необходимыми для осуществления жизнедеятельности личности в конкретной культурной среде [1].
Фундаментальным навыком для успешной коммуникации в культурной среде считается навык понимания звучащей иноязычной речи (аудирование). И это имеет основание – примерно половину времени, затраченного на нашу коммуникацию с другими, мы слушаем. Остальная половина приходится на говорение, чтение, письмо.
Недооценка развития умения аудирования на занятиях иностранного языка крайне отрицательно сказывается на формировании иноязычной коммуникативной компетенции обучающихся и, соответственно, на функциональных умениях, необходимых им в жизни для решения самых разных задач.
Аудирование - это рецептивный вид речевой деятельности, направленный на смысловое восприятие звучащих текстов. Результатом слушания, т.е. смысловой обработки воспринятого текста, является понимание услышанного [1].
Как помочь школьнику понимать услышанное?
Большинство заданий, представленных в учебно-методических комплексах, можно отнести к контролю понимания иноязычного текста, а не на поэтапное развитие умений воспринимать иноязычную речь на слух.
Развивать умение слушать и готовить школьника к пониманию звучащих текстов можно уже на начальном этапе обучения. Нацеленные на это задания должны быть простыми, соответствовать уровню подготовки учеников и недолгими, в рамках фонетической или речевой зарядки.
Например, для распознавания звуковых единиц языка (фонема, слог) можно во втором классе (первый год обучения иностранному языку) предложить задание на составление слова из прослушанных отдельных звуков. В самом начале учебного года дети знакомятся со звуком, графическим образом буквы, которая обозначает этот звук и словом, который начинается на этот звук и эту букву. Например, звук [i] - слово ink. Для развития фонематического слуха обучающихся учитель произносит звуки, которые составляют слово ink [n],[k],[i], дети на слух, без зрительной опоры должны составить слово.
Чтобы развивать умение понимать на слух значимые единицы языка (морфему, слово, словосочетание, предложение), можно использовать задания типа:
- из послушанных слов назовите те, которые рифмуются друг с другом (dog, mouse, nest, frog, vest, house,).
- послушайте ряд слов, повторите за диктором и устно составьте из них предложения (например, a, can, frog, jump).
- послушайте предложения и поднимите руку, когда услышите предложения с вопросительной интонацией (Where’s mummy? It’s a table. She’s my mum. Is he in the bedroom? He’s in the bedroom).
В заключении хочется сказать, что развитие умений слушать и понимать иноязычную речь на различных уровнях восприятия языка (фонема, слог, слово, словосочетание, предложение) формирует ряд умений, необходимых сначала для успешного аудирования учебных текстов, а потом и речи носителей языка при непосредственной коммуникации, а значит способствуют формированию функционально-грамотной личности и её успешной адаптации в современном многокультурном и многоязычном обществе.
Список литературы
1. Новый словарь методических терминов и понятий (теория и практика обучения языкам) : сайт. – URL:http://rus-yaz.niv.ru/doc/dictionary/language-education/index.htm (дата обращения 15.10.2021).
2. Российская Федерация. Приказы. Федеральный Государственный Образовательный Стандарт Основного Общего Образования : приказ Министерства образования и науки Российской Федерации №1897 от 17 декабря 2010 г. – 2014. – 29 декабря. – URL:https://fgos.ru/fgos/fgos-ooo/ (дата обращения: 15.10.2021).
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
скринкаст "Роль урока иностранного языка в формировании функциональной грамотности в условиях обновления содержания образования"
https://drive.google.com/file/d/1DCiv4esTNs83SvH1_M_hleaTv56zXJ_z/view...
Методическая разработка заданий для уроков английского языка на формирование функциональной (читательской) грамотности для обучающихся 4 класса к учебнику Rainbow English 4, авторы О.В. Афанасьева, И.В. Михеева по теме: «Моя семья».
Методическая разработка заданий для уроков английского языка на формирование функциональной (читательской) грамотности для обучающихся 4 класса к учебнику Rainbow English 4, авторы О.В. Афанасьева, И....
Методическая разработка презентации к уроку английского языка на формирование читательской грамотности для обучающихся 9 класса к учебнику Rainbow English 9, авторы О.В. Афанасьева, И.В. Михеева по теме: «Печатные издания».
Знакомство учащихся с биографией Льюиса Кэрролла и историей создания известной книги "Алиса в стране чудес". Цель задания: поиск и извлечение информации....
РОЛЬ АУДИРОВАНИЯ НА УРОКАХ АНГЛИЙСКОГО ЯЗЫКА В ФОРМИРОВАНИИ ФУНКЦИОНАЛЬНОЙ ГРАМОТНОСТИ ОБУЧАЮЩИХСЯ
В статье рассматривается аудирование как функциональное умениепри формировании функциональной грамотности обучающихся иподнимается вопрос важности развития данного умения на урокаханглийского языка.Кл...
Технологическая карта урока английского языка по формированию функциональной грамотности по теме "What\'s for pudding?"
Разработка урока английского языка в 4 классе по теме "Что на десерт?", учебник Spotllight...
Использование ролевых игр на уроках английского языка для развития функциональной грамотности учащихся
Рассматривая функциональную грамотность с точки зрения английского языка, следует отметить, что, если раньше главными задачами обучения иностранному языку выступали вооружение учащихся большим л...
ПРАКТИКО-ОРИЕНТИРОВАННЫЕ ЗАДАЧИ НА УРОКАХ МАТЕМАТИКИ, КАК СРЕДСТВО ФОРМИРОВАНИЯ ФУНКЦИОНАЛЬНОЙ ГРАМОТНОСТИ ОБУЧАЮЩИХСЯ
ПРАКТИКО-ОРИЕНТИРОВАННЫЕ ЗАДАЧИ НА УРОКАХ МАТЕМАТИКИ В 5-8 КЛАССАХ...