Методическое пособие по развитию мелкой моторики для детей младшего школьного возраста со спастической диплегией
методическая разработка по физкультуре

Панькова Ульяна Александровна

Актуальность реализации методического пособия:  В настоящее время педагоги, специалисты в области раннего развития, настаивают на том, что развитие интеллектуальных и мыслительных процессов необходимо начинать с развития движения рук, а в частности с развития движений в пальцах кисти. Это связано с тем, что развитию кисти руки принадлежит важная роль в формировании головного мозга, его познавательных способностей, становлению речи. Значит, чтобы развивался ребенок и его мозг, необходимо тренировать руки. «Источники творческих способностей и дарования детей - на кончиках их пальцев. Другими словами: чем больше мастерства в детской руке, тем умнее ребенок», - так говорил В. А. Сухомлинский. Ребёнок узнаёт мир с помощью манипуляций, то есть действий с различными предметами, которые позволяют ему узнать и изучить их свойства, при этом, познавая и свои творческие способности, изменить то, к чему прикасается. Учеными доказано, что чем больше мастерства в детской руке, чем разнообразнее движения рук, тем совершеннее функции нервной системы. Развитие мелкой моторики и координации движений являются одними из важнейших аспектов развития детей со спастической диплегией младшего школьного возраста. Руки участвует во всех рабочих движениях ребенка. Развитие мелкой моторики положительно влияет на становление детской речи, повышает работоспособность ребенка, внимательность, повышает активность, стимулирует интеллектуальную и творческую деятельность.

Цель методического пособия: создать условия для повышения уровня развития мелкой моторики у детей младшего школьного возраста со спастической диплегией

Задачи методического пособия:

Образовательные задачи:

  • Максимально использовать разные виды детской деятельности;
  • Упражнять детей в умении координировать движения рук (пальцев);
  • Стимулировать речевую активность в процесс игровых технологий;
  • Создать условия по формированию графических навыков для подготовки к овладению письмом;
  • Совершенствование процесса развития мелкой моторики путём включения комплексов нетрадиционных приемов и упражнений на развитие мелкой моторики рук с другими видами деятельности.

Развивающие задачи:

  • Развивать у детей гибкость и подвижность пальцев;
  • Способствовать развитию творческих способностей;
  • Развивать психические познавательные процессы (память, мышление, воображение, речь, восприятие);
  •  Создание развивающей предметно-пространственной среды, способствующей эффективному процессу развития моторики рук дошкольника.

Воспитательные задачи:

  • Воспитывать волевые качества (усидчивость, терпение).
  • Воспитывать умение работать в коллективе
  • Формировать положительные эмоции.

Целевая аудитория: дети от 6-11 лет , младший школьный возраст

Планируемые результаты реализации педагогического проекта:

  • Умеют управлять руками — основа овладения навыками, которые необходимы ребёнку в повседневной жизни
  • Развиты важнейшие психические процессы: память, восприятие окружающегоØ мира, мышление, логика, внимание и речь
  • Повысится уровень развития мелкой моторики
  • Положительная динамика развития мелкой моторики у каждого ребенка
  • Кисти рук и пальцы приобретут силу, хорошую подвижность и гибкость
  • Развита эмоциональная сторона ребенка
  • Сформированы волевые навыки
  • Воспитано умение работать в коллективе

Представленные упражнения и игровые упражнения в методическом пособии можно использовать как на уроках физической культуры , так и на уроках адаптивной физической культуры , так же на внеурочных занятиях , некоторые упражнения можно так же использовать для разминок и физкультурных минуток во время учебного процесса. Все необходимые рекомендации, организационно-методические указания будут прописаны к каждому упражнению.

 

 

 

 

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл metodichka_melkaya_motorika.docx40.12 КБ

Предварительный просмотр:

Методическое пособие

Пособие по развитию мелкой моторики для детей младшего школьного возраста со спастической диплегией

Санкт-Петербург

2020

Введение

Актуальность реализации методического пособия:  В настоящее время педагоги, специалисты в области раннего развития, настаивают на том, что развитие интеллектуальных и мыслительных процессов необходимо начинать с развития движения рук, а в частности с развития движений в пальцах кисти. Это связано с тем, что развитию кисти руки принадлежит важная роль в формировании головного мозга, его познавательных способностей, становлению речи. Значит, чтобы развивался ребенок и его мозг, необходимо тренировать руки. «Источники творческих способностей и дарования детей - на кончиках их пальцев. Другими словами: чем больше мастерства в детской руке, тем умнее ребенок», - так говорил В. А. Сухомлинский. Ребёнок узнаёт мир с помощью манипуляций, то есть действий с различными предметами, которые позволяют ему узнать и изучить их свойства, при этом, познавая и свои творческие способности, изменить то, к чему прикасается. Учеными доказано, что чем больше мастерства в детской руке, чем разнообразнее движения рук, тем совершеннее функции нервной системы. Развитие мелкой моторики и координации движений являются одними из важнейших аспектов развития детей со спастической диплегией младшего школьного возраста. Руки участвует во всех рабочих движениях ребенка. Развитие мелкой моторики положительно влияет на становление детской речи, повышает работоспособность ребенка, внимательность, повышает активность, стимулирует интеллектуальную и творческую деятельность.

Цель методического пособия: создать условия для повышения уровня развития мелкой моторики у детей младшего школьного возраста со спастической диплегией

Задачи методического пособия:

Образовательные задачи:

  • Максимально использовать разные виды детской деятельности;
  • Упражнять детей в умении координировать движения рук (пальцев);
  • Стимулировать речевую активность в процесс игровых технологий;
  • Создать условия по формированию графических навыков для подготовки к овладению письмом;
  • Совершенствование процесса развития мелкой моторики путём включения комплексов нетрадиционных приемов и упражнений на развитие мелкой моторики рук с другими видами деятельности.

Развивающие задачи: 

  • Развивать у детей гибкость и подвижность пальцев;
  • Способствовать развитию творческих способностей;
  • Развивать психические познавательные процессы (память, мышление, воображение, речь, восприятие);
  •  Создание развивающей предметно-пространственной среды, способствующей эффективному процессу развития моторики рук дошкольника.

Воспитательные задачи:

  • Воспитывать волевые качества (усидчивость, терпение).
  • Воспитывать умение работать в коллективе
  • Формировать положительные эмоции.

Целевая аудитория: дети от 6-11 лет , младший школьный возраст

Планируемые результаты реализации педагогического проекта:

  • Умеют управлять руками — основа овладения навыками, которые необходимы ребёнку в повседневной жизни
  • Развиты важнейшие психические процессы: память, восприятие окружающего¬ мира, мышление, логика, внимание и речь
  • Повысится уровень развития мелкой моторики
  • Положительная динамика развития мелкой моторики у каждого ребенка
  • Кисти рук и пальцы приобретут силу, хорошую подвижность и гибкость
  • Развита эмоциональная сторона ребенка
  • Сформированы волевые навыки
  • Воспитано умение работать в коллективе

Представленные упражнения и игровые упражнения в методическом пособии можно использовать как на уроках физической культуры , так и на уроках адаптивной физической культуры , так же на внеурочных занятиях , некоторые упражнения можно так же использовать для разминок и физкультурных минуток во время учебного процесса. Все необходимые рекомендации, организационно-методические указания будут прописаны к каждому упражнению.


Частная задача

Содержание

Организационно-методические указания

Инвентарь

Развивать подвижность суставов пальцев и кисти

И.п.- широкая стойка, руки вниз , в правой мяч

1-перекладываем мяч из правой руки в левую

2-левой рукой подбрасываем мяч и ловим правой

Тоже самое левой рукой

  • мяч высоко не подбрасывать
  • следить за мячом
  • мячи могут быть разного размера( теннисный мяч, массажный мяч малого диаметра, мяч наполненный песком)
  • мячи малого диаметра (теннисный мяч, массажный мяч, мяч наполненный песком)

Способствовать развитию координации движений пальцев рук

И.п.- широкая стойка , руки вниз в правой руке мяч( малого диаметра)

1- ударить мячом об пол и поймать его левой рукой

2-ударить мячом об пол и поймать его правой рукой

  • удар не сильный
  • не терять мяч
  • для лучшего усвоения сначала делать в медленном темпе
  • мячи малого диаметра (теннисный мяч, массажный мяч, мяч наполненный песком)

Способствовать повышению эластичности в суставах пальцев рук

И.п.- широкая стойка, руки вперед в правой руке массажный мяч

1- 4-  прокатить мяч вперед между ладонями

5-8- прокатить мяч назад между ладонями

  • ладони внутрь
  • прокатываем мяч не быстро
  • прокатывая мяч нажим не сильный
  • мяч не теряем
  • массажные мячи разного диаметра

Развивать скорстно -силовые качества пальцев рук и кисти

И.п.- широкая стойка, левая рука вперед, правая вниз

В левой руке находится лист А4

Нужно скомкать лист одной рукой

Тоже самое другой рукой

  • руку вниз не опускать
  • не помогать второй рукой
  • лист А4

Развивать подвижность в суставах пальцев

И.п. – сидя , руки вниз в правой руке веревка с бусинками

1- большим пальцем перебрать одну бусину сверху вниз

2- вторую бусину

И т.д.

  • больше одной бусины не сдвигать
  • сначала делать медленно, потом с ускорением
  • веревка с нанизанными бусинами диаметром 5мм

Развивать силу мышц кисти и пальцев руки

И.п.- широкая стойка, левая рука с эспандером вперед, левая вниз

1-сжать эспандер

2-и.п.

Тоже самое правой рукой

  • руку вниз не опускать
  • эспандер сжимать до конца
  • разжимать эспандер аккуратно, без резких движений
  • эспандер различной нагрузки ( нагрузка зависит от уровня подготовленности)

Развивать силу мышц пальцев и координацию движений рук

И.п.- стоя перед столом , руки вниз

На скорость открыть и закрыть все крышки бутылок стоящих на столе

  • как можно быстрее открутить все крышки
  • сначала выполнить один раз разминочный
  • бутылки со стола не брать
  • бутылки разного размер с разным диаметром крышек ( желательно в бутылки насыпать песок ,  чтобы они не падали)

Развивать тактильные ощущения и быстроту реакции

И.п.- стоя перед столом , руки вниз

На столе стоят пустые тарелки и один мешок , нужно рассортировать предметы которые находятся в мешке

  • при сортировке предметов называть их вслух
  • первый раз разминочный , после можно выполнять на скорость
  • в мешкемогут быть различные мячи или крупы( горох, бобы)количество зависит от уровня подготовленности

Развивать силу мелких мышц пальцев рук

И.п.- сидя, руки на коленях

Детям выдается цепочка из скрепок их задача разъединить все скрепки, так же соединить скрепки обратно

  • нне торопиться делать все аккуратно
  • ообязательно проговорить технику безопасности перед началом упражнения
  • сскрепки ( могут быть как обычными серебрянными, так же могут быть цветными для создания цепочки в определенной цветовой последовательности)

И.п.- широкая стойка, руки вниз

1-поднять с пола мяч

2-переложить в другую руку мяч

3-положить обратно на пол

4- и.п.

  • сспина прямая
  • ммяч берем открытой ладонью

  • мможно использовать различные мячи малого диаметра (теннисные мячи, массажные мячи и т. д.)

Развивать ловкость кисти и пальцев рук

И.п.- широкая стойка, руки вниз в правой руке мяч

1- подбрасываем мяч правой рукой и ловим мяч правой рукой

2-перекладываем мяч в другую руку

3-подбрасываем мяч левой рукой и ловим левой рукой

4- и.п.

  • подбрасываем мяч не сильно
  • следим за мячом
  • делаем под счет учителя
  • мможно использовать разные мячи малого диаметра

Способствовать укреплению суставов пальцев и координации движений кисти

И.п.- широкая стойка , в правой руке мяч прижатый к стене

1-3- правой рукой перекатывание мяча по стене по дугу

4- смена рук

5-7- левой рукой перекатывание мяча по стене дугой

8-и.п.

  • упражнение выполнят под счет
  • мяч не ронять
  • так же это упражнение можно использовать для расслабления мышц
  • ммячи малого диаметра( лучше использовать массажные мячи, мячи с неровной поверхностью)

Развивать координационные  способности и силу мышц пальцев и кисти , способствовать быстрой переключаемости

И.п.- широкая стойка , правая вниз , левая вперед

(в правой руке эспандер, в левой руке теннисный мяч)

1-правой рукой сжать эспандер, левой рукой подкинуть мяч и поймать

2- смена положения рук

  • выполнять в медленном темпе
  • строго под счет
  • при не правильном направлении останавливать упражнение и объяснять сначала
  • обязательный показ упражнения
  • ээспандер(нагрузка выбирается в зависимости от учеников и их навыков)
  • ттеннисные мячи

Развивать мелкие движения пальцев рук и координацию движений

И.п.- стоя у стола , руки вниз

1-достать ложкой из стакана бусину, положить в другой стакан не уронив

2-положить ложку в стакан

  • бусину не ронять
  • выполнять в медленном темпе
  • если использовать горох и бобы , можно просить ребенка называть , что он достал
  • сстакан
  • лложка
  • ббусины не менее 5мм в диаметре (можно использовать горох, бобы)

Развивать мелкие движения пальцев

И.п.- широкая стойка, руки вниз

На скорость завязать 5-10 узлов на скорость

1 раз пробный

  • стараться завязать узлы на равном расстоянии друг от друга
  • узлы не крепкие
  • вверевка прикрепленная к столу

Развивать точность движений пальцев

И.п.- широкая стойка, руки вниз в правой руке маленький мяч(2 см в диаметре)

1- мяч из правой руки берем двумя пальцами(большим и указательным ) левой руки

2-и.п.

 3-берем мяч двумя пальцами( указательным и средним ) левой руки

4- и.п.

5- берем мяч двумя пальцами (средним и безымянным) левой руки

6-и.п.

7-берем мяч двумя пальцами (безымянным и мизинцем)левой руки

8-и.п.

Тоже самое с другой рукой

  • мяч не ронять
  • строго под счет
  • сначала в медленном темпе, после можно увеличивать скорость выполнения

  • ммяч диаметром 2 см

Развивать силу хвата и быстроту реакции

И.п.- широкая стойка, руки с палкой вниз

1 – палка вверх,

2- наклон, положить палку на пол,

3 – разогнуться, руки вверх, пошевелить пальчиками,

4 – наклониться, взять палку

  • спина прямая
  • колени не сгибать
  • в спине не прогибаться
  • пальцы в «растопырку»
  • гимнастическая палка(можно использовать палки различных диаметров)

Развивать силу мышц кисти и пальцев рук

И.п.- широкая стойка, руки вниз в правой руке мяч

1-4- перекат мяча левой рукой от пальцев до плеча

5-8- обратно

Тоже самое другой рукой

  • ддвижения плавные
  • ббез сильного нажима

  • ммассажный мяч

Развивать силу мышц первых фаланг пальцев

И.п.- широкая стойка, руки перед собой , подушечками пальцев сжать массажный мяч

1-сжать мяч пальцами

2-расслабиться

  • сжимаем мяч сильно
  • нне теряем мяч
  • мяч находится строго на подушечках пальцев
  • ммассажный мяч

Развитие тонких движений пальцев

И.п.- узкая стойка , в руках ведерко с прищепками

1-подойти и закрепить одну прищепку на веревке

2-снять прищепку

После можно прикреплять по несколько прищепок , можно так же делать как соревнование между командами, делать на время.

  • Делать все в медленном темпе
  • Можно проговаривать слово «прищепка»
  • введерко с прищепками
  • вверевка натянутая в спортивном зале

Развивать эластичность мышц пальцев и координацию движений

И.п.- сидя на низкой скамье в правой руке массажный мяч

1-4-правой рукой прокатить мяч по правой ноге вниз

5-8- правой рукой прокатить мяч по правой ноге вверх

Тоже самое другой рукой

  • движения плавные
  • строго под счет учителя
  • ноги согнуты в колене
  • массажный мяч ( можно использовать разные мячи с разными выпуклостями)

Развивать координацию движений кисти и ловкость

И.п.- широкая стойка , руки вниз , в правой руке мяч

1- подбросить мяч и поймать его

2-и.п.

  • мяч подбрасывать на 20-30 см
  • ловить мяч открытыми ладонями
  • следить за мячом
  • различные мячи малого диаметра ( теннисный мяч, массажный мяч, резиновые мячи  и т.д.)

Развивать силу мышц кисти

И.п.- широкая стойка, руки перед грудью , между ладонями зажат мяч

1- сдавить мяч ладонями

2-расслабться

  • локти в стороны, вниз не опускать
  • сжимать мяч как можно сильнее
  • спина прямая
  • взгляд направлен вперед
  • можно использовать различные мячи , так же можно использовать эспандер(сила эспандера определяется учителем самостоятельно в зависимости от уровня подготовленности учеников)

Развивать тонкие движения пальцев

И.п.- сидя , руки вниз

1-наклониться и развязать шнурки

2- завязать шнурки

  • рассказать детям как правильно завязывать шнурки и делать бантик (можно показать несколько способов)

  • к стулу или столу привязаны шнурки длинна не более 20 см

Развивать силу мышц кисти и координацию движений

Дети стоят в кругу

И.п.- широкая стойка , руки в стороны  ( касаться руками напарников, между их руками мячи)

1-4- удержать мячи стоя на месте

5-8- удерживаться мячи и двигаться приставным шагом вправо/влево

  • шаги маленькие
  • руки вниз не опускать
  • не ронять мячи
  • выполнять строго под счет учителя
  • делать все в медленном темпе
  • можно использовать разные мячи , менять детям мячи

Развивать ловкость и скоростно-силовые качества

Дети стоят вокруг сухого бассейна

И.п.- широкая стойка, руки на пояс

По команде учителя дети опускают руки в бассейн и за определенное время найти предмет и назвать его

  • рассказать технику безопасности
  • время выставляется учителем самостоятельно с учетом индивидуальных особенностей детей

  • если сухой бассейн наполнен пластмассовыми шариками , то предметы для поиска должны отличаться: по форме, текстуре ( можно использовать кубики, кегли и т.д.)

Развивать тактильные ощущения, способствовать развитию переключаемости

Дети стоят в кругу с закрытыми глазами

И.п.- узкая стойка, через одного у детей разные мячи

Дети должны передавать мячи соседу справа/слева и называть мяч который у него в руках

Можно усложнить упражнение командами:

Смена направления передачи и т.д.

  • мячи не ронять
  • произносить четко и громко
  • слушать команды учителя
  • рразличные мячи

Дифференцировка мышечных усилий, ориентировка в пространстве

Упражнение выполняется в парах

И.п.- широкая стойка мяч у одного из учеников , обучающиеся стоят лицом друг к другу

1-перекинуть мяч напарнику правой рукой

Напарник ловит мяч левой рукой

2- ученик перекидывает мяч напарнику , а тот ловит его правой рукой

То же самое другими руками

  • следить за мячом
  • не ронять мяч
  • сначала выполнять в медленном темпе
  • использовать мячи , которые помещаются в одну руку( теннисные мячи, массажные мячи, легкие резиновые мячи и т.д.)

Способствовать подвижности и эластичности суставов и мышц пальцев

Упражнение выполняется в парах

И.п.- широкая стойка друг напротив друга , руки вперед касаемся партнера , между ладонями массажные мячи

1-4- перекатывание мячей вверх

5-8- перекатывание мячей вниз

  • мячи не ронять
  • выполнять медленно и под счет

  • массажные мячи малого диаметра

Развивать ритмическую организацию движений, переключаемость

И.п.- ноги врозь, руки с мячом вниз

1-подбросил мяч и поймал его

2-поднять руки вверх с мячом

  • спина прямая
  • следить за мячом
  • мяч ловить открытыми ладонями
  • подбрасывать мяч не выше 1 м

Можно использовать различные мячи , чем меньше мяч тем сложнее

(баскетбольный мяч, волейбольный мяч, резиновый мяч, теннисный мяч, массажный мяч )

Развивать ритмическую организацию движений, переключаемость

И.п.- ноги врозь, руки вперед

1-руки в кулак

2-большой палец вверх

3-два пальца(указательный и средний)

4-и.п.

  • Чтобы дети боле четко поняли и не путались сначала следует все проговаривать словами(кулак- большой палец- два пальца ) после усвоения переходить на счет
  • Данное упражнение можно выполнять двумя руками одновременно , так же руками поочередно

-

Развивать динамическую координацию пальцев рук и кисти

И.п.- ноги врозь,  руки с палкой вниз (палка 30 см с приклеенной лентой 5м)

Держа палку обеими руками по краям по команде учителя начать наматывать ленту на палку

  • при наматывании  не касаться руками ленты, крутить только палку
  • данное упражнение так же можно делать на время
  • спина прямая
  • руки вверх не поднимать
  • палка 30 см с прикрепленной лентой 5-10 м

Развивать динамическую координацию пальцев рук

И.п.- сидя , ладони на коленях

1- левая рука в кулак, правая ладонь на колене

2-левая рука ладонь на колене, правая в кулак

  • Внимательно слушать команды учителя
  • Стараться не сбиваться
  • Чтобы дети боле четко поняли и не путались сначала следует все проговаривать словами (левая кулак -правая ладонь) после усвоения переходить на счет

-

Развивать динамическую координацию пальцев рук

И.п.- ноги врозь, руки вперед ,ладони вниз

1-сжать пальцы в кулак

2-разжать пальцы

Сначала двумя руками одновременно, потом поочередно

  • Следить за счетом
  • Стараться не путаться
  • Руки не опускать

-

Развивать динамическую координацию пальцев рук

И.п.- ноги врозь, руки вперед кулаки сжаты

1- разогнуть большие пальцы

2-разогнуть указательные пальцы

3-разогнуть средние пальцы

4-разогнуть безымянные пальцы

5-разогнуть мизинцы

6-согнуть мизинцы

7-согнуть безымянные пальцы

8-ссогнуть средние пальцы

9-согнуть указательные пальцы

10-согнуть большие пальцы

  • Внимательно слушать счет
  • Руки не опускать
  • Рассказать как правильно сжимать кулак (сжимаем 4 пальца указательный, средний, безымянный, мизинец , а большой сверху указательного)

-

Развивать динамическую координацию пальцев рук

И.п.- ноги врозь руки вперед

1-соединить большие пальцы рук

2-указательные пальцы

3-средние пальцы

4- безымянные пальцы

5-мизинцы

6-7-сжать пальцы

8-и.п.

  • Спина прямая
  • Ладони направлены внутрь
  • Руки не сгибать
  • Пальцы не сгибать

-


Методические указания для учителя

Методические рекомендации учителю при проведении упражнений:

  • все команды проговариваются четко и громко
  • обязательно показывает правильность выполнения упражнения
  • исправляем учеников при совершении ошибок
  • всегда проговариваем правила безопасности
  • обязательно спрашивать о самочувствии и болевых ощущениях
  • следить за внешними признаками утомления детей
  • знать индивидуальные особенности детей
  • все упражнения делать не на количество, а на качество
  • рассчитывать дозировку и нагрузку в зависимости от  уровня подготовленности учащихся


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

ОПЫТ ИСПОЛЬЗОВАНИЯ КОМПЬЮТЕРНЫХ ТЕХНОЛОГИЙ ДЛЯ РАЗВИТИЯ РЕЧИ И КОРРЕКЦИИ МЕЛКОЙ МОТОРИКИ У ДЕТЕЙ МЛАДШЕГО ШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА С ДИСЛАЛИЕЙ

Своевременное и правильное развитие речи является залогом не только хорошей успеваемости, но и гарантией формирования успешной учебной деятельности ребенка. Чем богаче и правильнее у ребенка речь, тем...

Мастер-класс по развитию мелкой моторики у детей младшего школьного возраста

Родителей и педагогов всегда волнует вопрос, как обеспечить полноценное развитие ребёнка в дошкольном возрасте, как правильно подготовить его к школе.Уровень развития мелкой моторики – один из п...

Конспект НОД по развитию мелкой моторики у детей младшего дошкольного возраста с ОВЗ «Насекомые» (вторая младшая группа)

В младшем дошкольном возрасте очень важна работа по развитию мелкой моторики. В данном занятии представлены игровые упражнения на развитие мелкой моторики у детей дошкольного возраста с ОВЗ по лексиче...

РАЗВИТИЕ МЕЛКОЙ МОТОРИКИ У ДЕТЕЙ МЛАДШЕГО ШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА

Приводятся различные подходы для развития мелкой моторики....

Тема самообразования " Развитие мелкой моторики у детей младшего школьного возраста"

Мелкая моторика - это способность человека выполнять мелкие и точные движения кистями и пальцами рук и ног в результате скоординированных действий трех систем: нервной, мышечной и костной. Развит...

Доклад «Развитие мелкой моторики у детей младшего школьного возраста как средство развития речи»

Важнейшим этапом в жизни ребенка в рамках его развития является развитие мелкой моторики, которое целесообразно начинать с рождения и продолжать в течение всего дошкольного периода и младшего школьног...