Методическое пособие по развитию мелкой моторики для детей младшего школьного возраста со спастической диплегией
методическая разработка по физкультуре
Актуальность реализации методического пособия: В настоящее время педагоги, специалисты в области раннего развития, настаивают на том, что развитие интеллектуальных и мыслительных процессов необходимо начинать с развития движения рук, а в частности с развития движений в пальцах кисти. Это связано с тем, что развитию кисти руки принадлежит важная роль в формировании головного мозга, его познавательных способностей, становлению речи. Значит, чтобы развивался ребенок и его мозг, необходимо тренировать руки. «Источники творческих способностей и дарования детей - на кончиках их пальцев. Другими словами: чем больше мастерства в детской руке, тем умнее ребенок», - так говорил В. А. Сухомлинский. Ребёнок узнаёт мир с помощью манипуляций, то есть действий с различными предметами, которые позволяют ему узнать и изучить их свойства, при этом, познавая и свои творческие способности, изменить то, к чему прикасается. Учеными доказано, что чем больше мастерства в детской руке, чем разнообразнее движения рук, тем совершеннее функции нервной системы. Развитие мелкой моторики и координации движений являются одними из важнейших аспектов развития детей со спастической диплегией младшего школьного возраста. Руки участвует во всех рабочих движениях ребенка. Развитие мелкой моторики положительно влияет на становление детской речи, повышает работоспособность ребенка, внимательность, повышает активность, стимулирует интеллектуальную и творческую деятельность.
Цель методического пособия: создать условия для повышения уровня развития мелкой моторики у детей младшего школьного возраста со спастической диплегией
Задачи методического пособия:
Образовательные задачи:
- Максимально использовать разные виды детской деятельности;
- Упражнять детей в умении координировать движения рук (пальцев);
- Стимулировать речевую активность в процесс игровых технологий;
- Создать условия по формированию графических навыков для подготовки к овладению письмом;
- Совершенствование процесса развития мелкой моторики путём включения комплексов нетрадиционных приемов и упражнений на развитие мелкой моторики рук с другими видами деятельности.
Развивающие задачи:
- Развивать у детей гибкость и подвижность пальцев;
- Способствовать развитию творческих способностей;
- Развивать психические познавательные процессы (память, мышление, воображение, речь, восприятие);
- Создание развивающей предметно-пространственной среды, способствующей эффективному процессу развития моторики рук дошкольника.
Воспитательные задачи:
- Воспитывать волевые качества (усидчивость, терпение).
- Воспитывать умение работать в коллективе
- Формировать положительные эмоции.
Целевая аудитория: дети от 6-11 лет , младший школьный возраст
Планируемые результаты реализации педагогического проекта:
- Умеют управлять руками — основа овладения навыками, которые необходимы ребёнку в повседневной жизни
- Развиты важнейшие психические процессы: память, восприятие окружающегоØ мира, мышление, логика, внимание и речь
- Повысится уровень развития мелкой моторики
- Положительная динамика развития мелкой моторики у каждого ребенка
- Кисти рук и пальцы приобретут силу, хорошую подвижность и гибкость
- Развита эмоциональная сторона ребенка
- Сформированы волевые навыки
- Воспитано умение работать в коллективе
Представленные упражнения и игровые упражнения в методическом пособии можно использовать как на уроках физической культуры , так и на уроках адаптивной физической культуры , так же на внеурочных занятиях , некоторые упражнения можно так же использовать для разминок и физкультурных минуток во время учебного процесса. Все необходимые рекомендации, организационно-методические указания будут прописаны к каждому упражнению.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
metodichka_melkaya_motorika.docx | 40.12 КБ |
Предварительный просмотр:
Методическое пособие
Пособие по развитию мелкой моторики для детей младшего школьного возраста со спастической диплегией
Санкт-Петербург
2020
Введение
Актуальность реализации методического пособия: В настоящее время педагоги, специалисты в области раннего развития, настаивают на том, что развитие интеллектуальных и мыслительных процессов необходимо начинать с развития движения рук, а в частности с развития движений в пальцах кисти. Это связано с тем, что развитию кисти руки принадлежит важная роль в формировании головного мозга, его познавательных способностей, становлению речи. Значит, чтобы развивался ребенок и его мозг, необходимо тренировать руки. «Источники творческих способностей и дарования детей - на кончиках их пальцев. Другими словами: чем больше мастерства в детской руке, тем умнее ребенок», - так говорил В. А. Сухомлинский. Ребёнок узнаёт мир с помощью манипуляций, то есть действий с различными предметами, которые позволяют ему узнать и изучить их свойства, при этом, познавая и свои творческие способности, изменить то, к чему прикасается. Учеными доказано, что чем больше мастерства в детской руке, чем разнообразнее движения рук, тем совершеннее функции нервной системы. Развитие мелкой моторики и координации движений являются одними из важнейших аспектов развития детей со спастической диплегией младшего школьного возраста. Руки участвует во всех рабочих движениях ребенка. Развитие мелкой моторики положительно влияет на становление детской речи, повышает работоспособность ребенка, внимательность, повышает активность, стимулирует интеллектуальную и творческую деятельность.
Цель методического пособия: создать условия для повышения уровня развития мелкой моторики у детей младшего школьного возраста со спастической диплегией
Задачи методического пособия:
Образовательные задачи:
- Максимально использовать разные виды детской деятельности;
- Упражнять детей в умении координировать движения рук (пальцев);
- Стимулировать речевую активность в процесс игровых технологий;
- Создать условия по формированию графических навыков для подготовки к овладению письмом;
- Совершенствование процесса развития мелкой моторики путём включения комплексов нетрадиционных приемов и упражнений на развитие мелкой моторики рук с другими видами деятельности.
Развивающие задачи:
- Развивать у детей гибкость и подвижность пальцев;
- Способствовать развитию творческих способностей;
- Развивать психические познавательные процессы (память, мышление, воображение, речь, восприятие);
- Создание развивающей предметно-пространственной среды, способствующей эффективному процессу развития моторики рук дошкольника.
Воспитательные задачи:
- Воспитывать волевые качества (усидчивость, терпение).
- Воспитывать умение работать в коллективе
- Формировать положительные эмоции.
Целевая аудитория: дети от 6-11 лет , младший школьный возраст
Планируемые результаты реализации педагогического проекта:
- Умеют управлять руками — основа овладения навыками, которые необходимы ребёнку в повседневной жизни
- Развиты важнейшие психические процессы: память, восприятие окружающего¬ мира, мышление, логика, внимание и речь
- Повысится уровень развития мелкой моторики
- Положительная динамика развития мелкой моторики у каждого ребенка
- Кисти рук и пальцы приобретут силу, хорошую подвижность и гибкость
- Развита эмоциональная сторона ребенка
- Сформированы волевые навыки
- Воспитано умение работать в коллективе
Представленные упражнения и игровые упражнения в методическом пособии можно использовать как на уроках физической культуры , так и на уроках адаптивной физической культуры , так же на внеурочных занятиях , некоторые упражнения можно так же использовать для разминок и физкультурных минуток во время учебного процесса. Все необходимые рекомендации, организационно-методические указания будут прописаны к каждому упражнению.
Частная задача | Содержание | Организационно-методические указания | Инвентарь |
Развивать подвижность суставов пальцев и кисти | И.п.- широкая стойка, руки вниз , в правой мяч 1-перекладываем мяч из правой руки в левую 2-левой рукой подбрасываем мяч и ловим правой Тоже самое левой рукой |
|
|
Способствовать развитию координации движений пальцев рук | И.п.- широкая стойка , руки вниз в правой руке мяч( малого диаметра) 1- ударить мячом об пол и поймать его левой рукой 2-ударить мячом об пол и поймать его правой рукой |
|
|
Способствовать повышению эластичности в суставах пальцев рук | И.п.- широкая стойка, руки вперед в правой руке массажный мяч 1- 4- прокатить мяч вперед между ладонями 5-8- прокатить мяч назад между ладонями |
|
|
Развивать скорстно -силовые качества пальцев рук и кисти | И.п.- широкая стойка, левая рука вперед, правая вниз В левой руке находится лист А4 Нужно скомкать лист одной рукой Тоже самое другой рукой |
|
|
Развивать подвижность в суставах пальцев | И.п. – сидя , руки вниз в правой руке веревка с бусинками 1- большим пальцем перебрать одну бусину сверху вниз 2- вторую бусину И т.д. |
|
|
Развивать силу мышц кисти и пальцев руки | И.п.- широкая стойка, левая рука с эспандером вперед, левая вниз 1-сжать эспандер 2-и.п. Тоже самое правой рукой |
|
|
Развивать силу мышц пальцев и координацию движений рук | И.п.- стоя перед столом , руки вниз На скорость открыть и закрыть все крышки бутылок стоящих на столе |
|
|
Развивать тактильные ощущения и быстроту реакции | И.п.- стоя перед столом , руки вниз На столе стоят пустые тарелки и один мешок , нужно рассортировать предметы которые находятся в мешке |
|
|
Развивать силу мелких мышц пальцев рук | И.п.- сидя, руки на коленях Детям выдается цепочка из скрепок их задача разъединить все скрепки, так же соединить скрепки обратно |
|
|
И.п.- широкая стойка, руки вниз 1-поднять с пола мяч 2-переложить в другую руку мяч 3-положить обратно на пол 4- и.п. |
|
| |
Развивать ловкость кисти и пальцев рук | И.п.- широкая стойка, руки вниз в правой руке мяч 1- подбрасываем мяч правой рукой и ловим мяч правой рукой 2-перекладываем мяч в другую руку 3-подбрасываем мяч левой рукой и ловим левой рукой 4- и.п. |
|
|
Способствовать укреплению суставов пальцев и координации движений кисти | И.п.- широкая стойка , в правой руке мяч прижатый к стене 1-3- правой рукой перекатывание мяча по стене по дугу 4- смена рук 5-7- левой рукой перекатывание мяча по стене дугой 8-и.п. |
|
|
Развивать координационные способности и силу мышц пальцев и кисти , способствовать быстрой переключаемости | И.п.- широкая стойка , правая вниз , левая вперед (в правой руке эспандер, в левой руке теннисный мяч) 1-правой рукой сжать эспандер, левой рукой подкинуть мяч и поймать 2- смена положения рук |
|
|
Развивать мелкие движения пальцев рук и координацию движений | И.п.- стоя у стола , руки вниз 1-достать ложкой из стакана бусину, положить в другой стакан не уронив 2-положить ложку в стакан |
|
|
Развивать мелкие движения пальцев | И.п.- широкая стойка, руки вниз На скорость завязать 5-10 узлов на скорость 1 раз пробный |
|
|
Развивать точность движений пальцев | И.п.- широкая стойка, руки вниз в правой руке маленький мяч(2 см в диаметре) 1- мяч из правой руки берем двумя пальцами(большим и указательным ) левой руки 2-и.п. 3-берем мяч двумя пальцами( указательным и средним ) левой руки 4- и.п. 5- берем мяч двумя пальцами (средним и безымянным) левой руки 6-и.п. 7-берем мяч двумя пальцами (безымянным и мизинцем)левой руки 8-и.п. Тоже самое с другой рукой |
|
|
Развивать силу хвата и быстроту реакции | И.п.- широкая стойка, руки с палкой вниз 1 – палка вверх, 2- наклон, положить палку на пол, 3 – разогнуться, руки вверх, пошевелить пальчиками, 4 – наклониться, взять палку |
|
|
Развивать силу мышц кисти и пальцев рук | И.п.- широкая стойка, руки вниз в правой руке мяч 1-4- перекат мяча левой рукой от пальцев до плеча 5-8- обратно Тоже самое другой рукой |
|
|
Развивать силу мышц первых фаланг пальцев | И.п.- широкая стойка, руки перед собой , подушечками пальцев сжать массажный мяч 1-сжать мяч пальцами 2-расслабиться |
|
|
Развитие тонких движений пальцев | И.п.- узкая стойка , в руках ведерко с прищепками 1-подойти и закрепить одну прищепку на веревке 2-снять прищепку После можно прикреплять по несколько прищепок , можно так же делать как соревнование между командами, делать на время. |
|
|
Развивать эластичность мышц пальцев и координацию движений | И.п.- сидя на низкой скамье в правой руке массажный мяч 1-4-правой рукой прокатить мяч по правой ноге вниз 5-8- правой рукой прокатить мяч по правой ноге вверх Тоже самое другой рукой |
|
|
Развивать координацию движений кисти и ловкость | И.п.- широкая стойка , руки вниз , в правой руке мяч 1- подбросить мяч и поймать его 2-и.п. |
|
|
Развивать силу мышц кисти | И.п.- широкая стойка, руки перед грудью , между ладонями зажат мяч 1- сдавить мяч ладонями 2-расслабться |
|
|
Развивать тонкие движения пальцев | И.п.- сидя , руки вниз 1-наклониться и развязать шнурки 2- завязать шнурки |
|
|
Развивать силу мышц кисти и координацию движений | Дети стоят в кругу И.п.- широкая стойка , руки в стороны ( касаться руками напарников, между их руками мячи) 1-4- удержать мячи стоя на месте 5-8- удерживаться мячи и двигаться приставным шагом вправо/влево |
|
|
Развивать ловкость и скоростно-силовые качества | Дети стоят вокруг сухого бассейна И.п.- широкая стойка, руки на пояс По команде учителя дети опускают руки в бассейн и за определенное время найти предмет и назвать его |
|
|
Развивать тактильные ощущения, способствовать развитию переключаемости | Дети стоят в кругу с закрытыми глазами И.п.- узкая стойка, через одного у детей разные мячи Дети должны передавать мячи соседу справа/слева и называть мяч который у него в руках Можно усложнить упражнение командами: Смена направления передачи и т.д. |
|
|
Дифференцировка мышечных усилий, ориентировка в пространстве | Упражнение выполняется в парах И.п.- широкая стойка мяч у одного из учеников , обучающиеся стоят лицом друг к другу 1-перекинуть мяч напарнику правой рукой Напарник ловит мяч левой рукой 2- ученик перекидывает мяч напарнику , а тот ловит его правой рукой То же самое другими руками |
|
|
Способствовать подвижности и эластичности суставов и мышц пальцев | Упражнение выполняется в парах И.п.- широкая стойка друг напротив друга , руки вперед касаемся партнера , между ладонями массажные мячи 1-4- перекатывание мячей вверх 5-8- перекатывание мячей вниз |
|
|
Развивать ритмическую организацию движений, переключаемость | И.п.- ноги врозь, руки с мячом вниз 1-подбросил мяч и поймал его 2-поднять руки вверх с мячом |
| Можно использовать различные мячи , чем меньше мяч тем сложнее (баскетбольный мяч, волейбольный мяч, резиновый мяч, теннисный мяч, массажный мяч ) |
Развивать ритмическую организацию движений, переключаемость | И.п.- ноги врозь, руки вперед 1-руки в кулак 2-большой палец вверх 3-два пальца(указательный и средний) 4-и.п. |
| - |
Развивать динамическую координацию пальцев рук и кисти | И.п.- ноги врозь, руки с палкой вниз (палка 30 см с приклеенной лентой 5м) Держа палку обеими руками по краям по команде учителя начать наматывать ленту на палку |
|
|
Развивать динамическую координацию пальцев рук | И.п.- сидя , ладони на коленях 1- левая рука в кулак, правая ладонь на колене 2-левая рука ладонь на колене, правая в кулак |
| - |
Развивать динамическую координацию пальцев рук | И.п.- ноги врозь, руки вперед ,ладони вниз 1-сжать пальцы в кулак 2-разжать пальцы Сначала двумя руками одновременно, потом поочередно |
| - |
Развивать динамическую координацию пальцев рук | И.п.- ноги врозь, руки вперед кулаки сжаты 1- разогнуть большие пальцы 2-разогнуть указательные пальцы 3-разогнуть средние пальцы 4-разогнуть безымянные пальцы 5-разогнуть мизинцы 6-согнуть мизинцы 7-согнуть безымянные пальцы 8-ссогнуть средние пальцы 9-согнуть указательные пальцы 10-согнуть большие пальцы |
| - |
Развивать динамическую координацию пальцев рук | И.п.- ноги врозь руки вперед 1-соединить большие пальцы рук 2-указательные пальцы 3-средние пальцы 4- безымянные пальцы 5-мизинцы 6-7-сжать пальцы 8-и.п. |
| - |
Методические указания для учителя
Методические рекомендации учителю при проведении упражнений:
- все команды проговариваются четко и громко
- обязательно показывает правильность выполнения упражнения
- исправляем учеников при совершении ошибок
- всегда проговариваем правила безопасности
- обязательно спрашивать о самочувствии и болевых ощущениях
- следить за внешними признаками утомления детей
- знать индивидуальные особенности детей
- все упражнения делать не на количество, а на качество
- рассчитывать дозировку и нагрузку в зависимости от уровня подготовленности учащихся
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
ОПЫТ ИСПОЛЬЗОВАНИЯ КОМПЬЮТЕРНЫХ ТЕХНОЛОГИЙ ДЛЯ РАЗВИТИЯ РЕЧИ И КОРРЕКЦИИ МЕЛКОЙ МОТОРИКИ У ДЕТЕЙ МЛАДШЕГО ШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА С ДИСЛАЛИЕЙ
Своевременное и правильное развитие речи является залогом не только хорошей успеваемости, но и гарантией формирования успешной учебной деятельности ребенка. Чем богаче и правильнее у ребенка речь, тем...
Мастер-класс по развитию мелкой моторики у детей младшего школьного возраста
Родителей и педагогов всегда волнует вопрос, как обеспечить полноценное развитие ребёнка в дошкольном возрасте, как правильно подготовить его к школе.Уровень развития мелкой моторики – один из п...
Конспект НОД по развитию мелкой моторики у детей младшего дошкольного возраста с ОВЗ «Насекомые» (вторая младшая группа)
В младшем дошкольном возрасте очень важна работа по развитию мелкой моторики. В данном занятии представлены игровые упражнения на развитие мелкой моторики у детей дошкольного возраста с ОВЗ по лексиче...
РАЗВИТИЕ МЕЛКОЙ МОТОРИКИ У ДЕТЕЙ МЛАДШЕГО ШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА
Приводятся различные подходы для развития мелкой моторики....
Тема самообразования " Развитие мелкой моторики у детей младшего школьного возраста"
Мелкая моторика - это способность человека выполнять мелкие и точные движения кистями и пальцами рук и ног в результате скоординированных действий трех систем: нервной, мышечной и костной. Развит...
Проект по развитию мелкой моторики у детей младшего школьного возраста с ЗПР "Активные пальчики"
Развитие и движение пальцев рук...
Доклад «Развитие мелкой моторики у детей младшего школьного возраста как средство развития речи»
Важнейшим этапом в жизни ребенка в рамках его развития является развитие мелкой моторики, которое целесообразно начинать с рождения и продолжать в течение всего дошкольного периода и младшего школьног...