«Нейрогимнастика, как средство развития речи у детей с ограниченными возможностями здоровья».
методическая разработка

Курзакова Анастасия Анатольевна

«Нейрогимнастика, как средство развития речи у детей с ограниченными возможностями здоровья».

Выполнили: Курзакова Анастасия Анатольевна, учитель-логопед Первой квалификационной категории МБОУ «КШ «Надежда» г.Южно-Сахалинска

Маслова Марина Мирзохидовна, учитель-логопед МБОУ «КШ «Надежда» г.Южно-Сахалинска

 

 

Что такое нейрогимнастика? Нейрогимнастика — это популярное название двигательной нейропсихологической или сенсомоторной коррекции.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл neyrogimnastika.docx16.33 КБ

Предварительный просмотр:

«Нейрогимнастика, как средство развития речи у детей с ограниченными возможностями здоровья».

Выполнили: Курзакова Анастасия Анатольевна, учитель-логопед Первой квалификационной категории МБОУ «КШ «Надежда» г.Южно-Сахалинска

Маслова Марина Мирзохидовна, учитель-логопед МБОУ «КШ «Надежда» г.Южно-Сахалинска

 

 

Что такое нейрогимнастика? Нейрогимнастика — это популярное название двигательной нейропсихологической или сенсомоторной коррекции.

Это вид помощи детям, имеющим различные неврологические заболевания и синдромы, такие, как: задержка психического развития, синдром дефицита внимания и гиперактивности, расстройство аутистического спектра, алалия, дизартрия и другие.

Нейрогимнастика также полезна и нейротипичным детям, (у которых нет отклонений в психическом развитии), для общего психофизического развития, она направлена на коррекцию различных нарушений ребёнка с целью восстановления у него нормального функционирования мозга.

Программа нейрогимнастики («Гимнастика для мозга») была разработана в начале 90-х гг. американскими психологами Полом и Гейлом Деннисон (их фото). Это методика активации природных механизмов работы мозга с помощью физических упражнений, объединение движения и мысли, которая получила широкую известность.

На основании научно-практических исследований был сделан вывод о прямой взаимосвязи незрелости развития мозговых структур и таких явлений, как гиперактивность и различные соматические заболевания (астма, аллергии, общее снижение иммунитета, дефицит внимания).

 

Специалисты задумались: симптомов много, но причина, одна – нарушения в работе мозга. Значит, нужно было найти способ, который комплексно решит все эти проблемы, помогая мозгу развиваться правильно. Поэтому была разработана методика на основе применения телесно-ориентированных практик, помогающая «разбудить» те отделы мозга, которые не работают в полную силу. Методика оказалась очень эффективной. Сегодня мы называем её нейрогимнастикой.

 

 Цели нейрогимнастики:

 

• Развитие межполушарной специализации и взаимодействия.

• Развитие комиссур (межполушарных связей).

• Синхронизация работы полушарий.

• Развитие мелкой моторики.

• Развитие способностей.

• Развитие памяти, внимания.

• Развитие речи.

• Развитие мышления.

 

Взаимосвязь нейрогимнастики и логопедии.

 

Нарушенная связь между мозжечком и лобными долями мозга приводит к замедлению формирования речи, нарушению артикуляции, интеллектуальных и психических процессов.

 

Занятия с детьми ТМНР МБОУ «Коррекционной школы «Надежда» г.Южно-Сахалинска, проводятся систематически в спокойной, доброжелательной обстановке и начинаются с изучения упражнений, которые постепенно усложняются, и увеличивается объем выполняемых заданий. Важно! точное выполнение каждого упражнения.

 

В нашей работе мы используем комплекс нейроупражнений, которые имеют свою конкретную цель. Разделить их можно на три функциональных блока:

1.              Упражнения, которые поднимают тонус коры полушарий мозга (дыхательные упражнения, самомассаж). Например, «Тренажер с шариками», «упражнения для рук с массажным мячиком», «Хлопни, топни».

2.              Упражнения, которые улучшают возможности приема и переработки информации (движения перекрестного характера, направленные на развитие мозолистого тела головного мозга). «Смена рук», «Ухо-нос».

3.              Упражнения, которые улучшают контроль и регулирование деятельности (ритмичное изменение положений руки). «Цепочка, Лягушки».

 

Как понять, что ребенку нужна нейрогимнастика?

·      Очень плохая память;

·      Расторможенность;

·      Невозможность сконцентрироваться на одной теме или объекте окружающей среды;

·      Нарушение графомоторных функций;

·      Нарушение речи.

 

Упражнения, используемые в работе с детьми ОВЗ:

 

1. «Лягушка». Руки положить на стол или на колени. Одна рука сжата в кулак, ладонь другой руки лежит на плоскости стола или на коленях. Задание: одновременно и целенаправленно изменять положения рук.

2. «Кольцо». По очереди и как можно более быстро перебирать пальцами рук, соединяя их в кольцо с большим пальцем ( последовательно: указательный, средний, безымянный и мизинец). Упражнение повторять в прямом порядке (от указательного пальца до мизинца) и в обратном (от мизинца до указательного).

3.«Нос-ухо» Левой рукой держимся за правое ухо, правой рукой – за нос, затем хлопок и меняем положение: правой рукой – за левое ухо, левой рукой – за нос.

4. «Зеркальное рисование». Способствует синхронизации работы полушарий, восприятию информации, улучшает запоминание информации. Исходное положение: на доске или на чистом листке бумаги, взяв в обе руки по карандашу или фломастеру, одновременно рисовать зеркально-симметричные рисунки, буквы.

5. «Лесенка». Для этого упражнения нужны большой и указательный пальцы на обеих руках. Соединяем большой палец с указательным (кончиками), затем вторые пары соединяем, а первые разъединяем, получается, как будто пальцы шагают по ступенькам.

6. «Кастрюлька-крышечка». Для этого упражнения нужны большой и указательный пальцы на обеих руках. Соединяем большой палец с указательным (кончиками), затем вторые пары соединяем, а первые разъединяем, получается, как будто пальцы шагают по ступенькам.

7.«Молоток-пила» (упражнение выполняется либо на столе, либо на коленях) Левой рукой как бы пилим пилой, правой в это же время «забиваем молотком гвозди».

8. «Энергетическая зевота». Снимается напряжение с мышц лица, глаз, рта, шеи. Улучшаются функции голосовых связок, речь становится четче.

Таким образом, следует отметить, что регулярное выполнение комплексов оказывает положительное влияние на коррекцию обучения, развитие интеллекта и улучшает состояние физического, психического, эмоционального здоровья и социальной адаптации детей, снижает утомляемость, повышает способность к произвольному контролю, что в свою очередь способствует коррекции недостатков речи детей.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Метод танцевальной терапии как средство развития творческих способностей детей с ограниченными возможностями здоровья

P { margin-bottom: 0.21cm; } Двигательная активность всегда являлась мощным биологическим стимулятором жизненных функций растущего организма. Способность выполнять любую двигательную деятельность...

Семинар по теме: «Игра, как средство развития когнитивных способностей детей с ограниченными возможности здоровья»

Разработка выступления на семинаре по теме «Игра, как средство развития когнитивных способностей детей с ограниченными возможности здоровья», проведенного в рамках недели методического объединени...

Говорение как средство развития речи у детей с ограниченными возможностями здоровья

P { margin-bottom: 0.21cm; } P { margin-bottom: 0.21cm; } Каждый человек заинтересован в том, чтобы уметь говорить красиво и грамотно. Ведь именно умение говорить даёт нам возможность устана...

Доклад по теме: « Игровые технологии как средство развития и социализации детей с ограниченными возможностями здоровья

Изучение английского языка с детьми с ограниченными возможностями здоровья в начальной школе...

Сказкотерапия, как средство развития речи у детей с ограниченными возможностями здоровья

Использование сказки. как средства развития речи, обогощение словарного запаса, развитие эмоциональной сферы на уроках чтения....

Презентация на тему: «Нейрогимнастика, как средство развития речи у детей с ограниченными возможностями здоровья».

Содержание выступления: Что такое нейрогимнастика? Для чего она нужна? Кем была разработана? Цели нейрогимнастики? Как должны проводиться занятия по нейрогимнастике в коррекционной...