«Нейрогимнастика, как средство развития речи у детей с ограниченными возможностями здоровья».
методическая разработка
«Нейрогимнастика, как средство развития речи у детей с ограниченными возможностями здоровья».
Выполнили: Курзакова Анастасия Анатольевна, учитель-логопед Первой квалификационной категории МБОУ «КШ «Надежда» г.Южно-Сахалинска
Маслова Марина Мирзохидовна, учитель-логопед МБОУ «КШ «Надежда» г.Южно-Сахалинска
Что такое нейрогимнастика? Нейрогимнастика — это популярное название двигательной нейропсихологической или сенсомоторной коррекции.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
neyrogimnastika.docx | 16.33 КБ |
Предварительный просмотр:
«Нейрогимнастика, как средство развития речи у детей с ограниченными возможностями здоровья».
Выполнили: Курзакова Анастасия Анатольевна, учитель-логопед Первой квалификационной категории МБОУ «КШ «Надежда» г.Южно-Сахалинска
Маслова Марина Мирзохидовна, учитель-логопед МБОУ «КШ «Надежда» г.Южно-Сахалинска
Что такое нейрогимнастика? Нейрогимнастика — это популярное название двигательной нейропсихологической или сенсомоторной коррекции.
Это вид помощи детям, имеющим различные неврологические заболевания и синдромы, такие, как: задержка психического развития, синдром дефицита внимания и гиперактивности, расстройство аутистического спектра, алалия, дизартрия и другие.
Нейрогимнастика также полезна и нейротипичным детям, (у которых нет отклонений в психическом развитии), для общего психофизического развития, она направлена на коррекцию различных нарушений ребёнка с целью восстановления у него нормального функционирования мозга.
Программа нейрогимнастики («Гимнастика для мозга») была разработана в начале 90-х гг. американскими психологами Полом и Гейлом Деннисон (их фото). Это методика активации природных механизмов работы мозга с помощью физических упражнений, объединение движения и мысли, которая получила широкую известность.
На основании научно-практических исследований был сделан вывод о прямой взаимосвязи незрелости развития мозговых структур и таких явлений, как гиперактивность и различные соматические заболевания (астма, аллергии, общее снижение иммунитета, дефицит внимания).
Специалисты задумались: симптомов много, но причина, одна – нарушения в работе мозга. Значит, нужно было найти способ, который комплексно решит все эти проблемы, помогая мозгу развиваться правильно. Поэтому была разработана методика на основе применения телесно-ориентированных практик, помогающая «разбудить» те отделы мозга, которые не работают в полную силу. Методика оказалась очень эффективной. Сегодня мы называем её нейрогимнастикой.
Цели нейрогимнастики:
• Развитие межполушарной специализации и взаимодействия.
• Развитие комиссур (межполушарных связей).
• Синхронизация работы полушарий.
• Развитие мелкой моторики.
• Развитие способностей.
• Развитие памяти, внимания.
• Развитие речи.
• Развитие мышления.
Взаимосвязь нейрогимнастики и логопедии.
Нарушенная связь между мозжечком и лобными долями мозга приводит к замедлению формирования речи, нарушению артикуляции, интеллектуальных и психических процессов.
Занятия с детьми ТМНР МБОУ «Коррекционной школы «Надежда» г.Южно-Сахалинска, проводятся систематически в спокойной, доброжелательной обстановке и начинаются с изучения упражнений, которые постепенно усложняются, и увеличивается объем выполняемых заданий. Важно! точное выполнение каждого упражнения.
В нашей работе мы используем комплекс нейроупражнений, которые имеют свою конкретную цель. Разделить их можно на три функциональных блока:
1. Упражнения, которые поднимают тонус коры полушарий мозга (дыхательные упражнения, самомассаж). Например, «Тренажер с шариками», «упражнения для рук с массажным мячиком», «Хлопни, топни».
2. Упражнения, которые улучшают возможности приема и переработки информации (движения перекрестного характера, направленные на развитие мозолистого тела головного мозга). «Смена рук», «Ухо-нос».
3. Упражнения, которые улучшают контроль и регулирование деятельности (ритмичное изменение положений руки). «Цепочка, Лягушки».
Как понять, что ребенку нужна нейрогимнастика?
· Очень плохая память;
· Расторможенность;
· Невозможность сконцентрироваться на одной теме или объекте окружающей среды;
· Нарушение графомоторных функций;
· Нарушение речи.
Упражнения, используемые в работе с детьми ОВЗ:
1. «Лягушка». Руки положить на стол или на колени. Одна рука сжата в кулак, ладонь другой руки лежит на плоскости стола или на коленях. Задание: одновременно и целенаправленно изменять положения рук.
2. «Кольцо». По очереди и как можно более быстро перебирать пальцами рук, соединяя их в кольцо с большим пальцем ( последовательно: указательный, средний, безымянный и мизинец). Упражнение повторять в прямом порядке (от указательного пальца до мизинца) и в обратном (от мизинца до указательного).
3.«Нос-ухо» Левой рукой держимся за правое ухо, правой рукой – за нос, затем хлопок и меняем положение: правой рукой – за левое ухо, левой рукой – за нос.
4. «Зеркальное рисование». Способствует синхронизации работы полушарий, восприятию информации, улучшает запоминание информации. Исходное положение: на доске или на чистом листке бумаги, взяв в обе руки по карандашу или фломастеру, одновременно рисовать зеркально-симметричные рисунки, буквы.
5. «Лесенка». Для этого упражнения нужны большой и указательный пальцы на обеих руках. Соединяем большой палец с указательным (кончиками), затем вторые пары соединяем, а первые разъединяем, получается, как будто пальцы шагают по ступенькам.
6. «Кастрюлька-крышечка». Для этого упражнения нужны большой и указательный пальцы на обеих руках. Соединяем большой палец с указательным (кончиками), затем вторые пары соединяем, а первые разъединяем, получается, как будто пальцы шагают по ступенькам.
7.«Молоток-пила» (упражнение выполняется либо на столе, либо на коленях) Левой рукой как бы пилим пилой, правой в это же время «забиваем молотком гвозди».
8. «Энергетическая зевота». Снимается напряжение с мышц лица, глаз, рта, шеи. Улучшаются функции голосовых связок, речь становится четче.
Таким образом, следует отметить, что регулярное выполнение комплексов оказывает положительное влияние на коррекцию обучения, развитие интеллекта и улучшает состояние физического, психического, эмоционального здоровья и социальной адаптации детей, снижает утомляемость, повышает способность к произвольному контролю, что в свою очередь способствует коррекции недостатков речи детей.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Метод танцевальной терапии как средство развития творческих способностей детей с ограниченными возможностями здоровья
P { margin-bottom: 0.21cm; } Двигательная активность всегда являлась мощным биологическим стимулятором жизненных функций растущего организма. Способность выполнять любую двигательную деятельность...
Семинар по теме: «Игра, как средство развития когнитивных способностей детей с ограниченными возможности здоровья»
Разработка выступления на семинаре по теме «Игра, как средство развития когнитивных способностей детей с ограниченными возможности здоровья», проведенного в рамках недели методического объединени...
Говорение как средство развития речи у детей с ограниченными возможностями здоровья
P { margin-bottom: 0.21cm; } P { margin-bottom: 0.21cm; } Каждый человек заинтересован в том, чтобы уметь говорить красиво и грамотно. Ведь именно умение говорить даёт нам возможность устана...
Доклад по теме: « Игровые технологии как средство развития и социализации детей с ограниченными возможностями здоровья
Изучение английского языка с детьми с ограниченными возможностями здоровья в начальной школе...
«Словарная работа и орфографическое чтение – залог повышения грамотности и развития речи у детей с ограниченными возможностями здоровья».
Словарная работа - это основа, фундамент всей работы по развитию речи учащихся....
Сказкотерапия, как средство развития речи у детей с ограниченными возможностями здоровья
Использование сказки. как средства развития речи, обогощение словарного запаса, развитие эмоциональной сферы на уроках чтения....
Презентация на тему: «Нейрогимнастика, как средство развития речи у детей с ограниченными возможностями здоровья».
Содержание выступления: Что такое нейрогимнастика? Для чего она нужна? Кем была разработана? Цели нейрогимнастики? Как должны проводиться занятия по нейрогимнастике в коррекционной...