Сказкотерапия, как средство развития речи у детей с ограниченными возможностями здоровья
учебно-методический материал
Использование сказки. как средства развития речи, обогощение словарного запаса, развитие эмоциональной сферы на уроках чтения.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
Сказкотерапия, как средство развития речи у детей с ограниченными возможностями здоровья | 22.86 КБ |
Предварительный просмотр:
Дети с “ограниченными возможностями здоровья” - это сложный своеобразный контингент, имеющий физические и (или) психические недостатки, которые вызывают трудности в обучении. В эту категорию входят дети с разными нарушениями развития: нарушениями слуха, зрения, опорно-двигательного аппарата, интеллекта, дети с задержкой и комплексными нарушениями развития.
Коррекционная работа над связной речью у детей с ОВЗ (ограниченными возможностями здоровья) предполагает постепенное, целенаправленное ознакомление учащихся с текстом, как речевой единицей, осознание его признаков и направлена на преодоление у них речевых и психофизических нарушений путем проведения индивидуальных, подгрупповых и фронтальных занятий. В основу работы положен комплексно-тематический метод в сочетании с наглядными и игровыми приемами.
Сюжетно-тематическая организация занятий и разнообразие в преподнесении материала способствуют развитию связной речи, поддержанию положительного эмоционального состояния детей, интереса и внимания, а значит, лучшей результативности. Положительным моментом является и то, что задания направлены на включение в работу всех анализаторных систем. Неоднократность использования наглядного материала по всем лексическим темам способствует переходу образов представлений в образы-понятия, что важно для следующих этапов обучения.
Общее нарушение интеллектуальной деятельности детей ОВЗ приводит к значительным затруднениям в овладении речью. У детей большую трудность представляет формирование смысловых звеньев рассказа, расположение их в правильной последовательности. Наблюдаются неразвернутые, односложные фразы, и стереотипность оформления речи, а также случаи поиска нужных слов. При построении диалога дети с нарушением интеллекта, как правило, нуждаются в поддержке взрослого, они затрудняются задать нужное направление диалогу, строят фразы, часто не дающие полного представления о том, что необходимо сделать в предлагаемой ситуации. Решать эти проблемы помогает привлечение в занятия сказки как одного из средств развития связной речи.
Одним из эффективных методов работы с детьми с ограниченными возможностями здоровья, испытывающими эмоциональные, физические и поведенческие затруднения, является сказкотерапия. Использование сказки и сказкотерапии является одним из древнейших методов, активно разрабатываемых логопедами, психологами и педагогами в последние 10 лет и применяемых в работе с детьми с нарушением интеллекта. В энциклопедическом литературном словаре дается следующее определение сказки: «Сказка – это один из основных жанров устного народно-поэтического творчества, эпическое, преимущественно прозаическое художественное произведение волшебного, авантюрного или бытового характера с установкой на вымысел. Сказкой также называют различные виды устной прозы».
Сказка является эффективным развивающим, коррекционным и безусловно, психотерапевтическим средством в работе с детьми с интеллектуальной недостаточностью. Для того, чтобы это средство дало результат и приобрело инновационную форму работы, следует широко интегрировать сказки в процесс коррекционной работы.
Работа со сказкой способствует развитию просодической стороны речи (тембр голоса, его сила, темп, интонация, выразительность), формирует представления об основных принципах построения связного сообщения. Тексты сказок расширяют словарный запас, помогают верно строить диалоги, формируют языковые (прежде всего, грамматические) обобщения и практическое усвоение (по образцу, наглядной опоре) лексических, грамматических и эмоционально-выразительных компонентов фразовых высказываний, различных типов синтаксических конструкций, отражают причинно-следственные взаимосвязи событий.
Сегодня психологами, педагогами и логопедами разработаны самые разнообразные формы работы со сказками: анализ, обсуждение, изготовление кукол, драматизация, рисование и другие. Игры и упражнения «сказочных занятий», направленные на высокую двигательную активность (чередование состояний активности и пассивности), повышают гибкость и подвижность нервных процессов, развивают моторику и координацию движений, снимают физическое и психическое напряжение, увеличивают работоспособность детей. Многие упражнения, требующие активного зрительного или слухового внимания, увеличивают способность учащихся к концентрации внимания, умения максимально сосредотачиваться и совершенствовать волевые качества.
Сказкотерапия имеет такие важные аспекты, как:
- наиболее благоприятная, доступная и интересная технология в работе с детьми;
- снижает уровень тревожности, агрессивности, помогает отдохнуть от стресса, восстановить силы;
- создаёт коммуникативную направленность речевых высказываний;
- способствует развитию речевой активности детей;
- подходит детям самых различных возрастов с различным уровнем речевого и интеллектуального развития.
Выделяют четыре вида сказок:
- художественные,
- дидактические,
- психокоррекционные сказки,
- психотерапевтические сказки.
Художественные сказки - знакомят детей с эстетическими принципами, традициями человечества. К художественным сказам относят сказки, сложенные из многовековой мудрости народа и авторские истории. Существует две большие группы художественных сказок: народные и авторские.
Дидактические сказки – созданы для повествования детям о новых понятиях (дом, природа, семья, правила поведения в обществе и т.д.). Задания в таких сказках дают ребенку возможность сразу же применить полученные знания на практике. Дидактические сказки могут быть рассказаны в любой удобной форме (рассказ, мультфильм или просто игра). Именно дидактические сказки способны вызвать интерес у ребенка и оживить рутинное занятие.
Психокоррекционные сказки - создаются для мягкого влияния на поведение ребенка. Под коррекцией здесь понимается «замена» неэффективного стиля поведения на более продуктивный, а также пояснения ребенку смысла происходящего.
Психотерапевтические сказки - сказки, которые лечат душу. Сказки, раскрывают глубокий смысл событий. Истории позволяют увидеть все, что происходит, с другой стороны. Они не всегда однозначны, не всегда «традиционно» счастливый конец, но всегда глубоко проникновенные. Психотерапевтические сказки часто оставляют человека с вопросами. Это стимулирует процесс личностного роста.
Чтобы правильно организовать урок по сказкотерапевтической работе с детьми с ОВЗ нужно учитывать:
- возраст детей. Дозировка представляемой информации. Занятия должны выстраиваться по определенной структуре, представленной ниже. Знакомство со сказкой сопровождается только рассматриванием иллюстраций к ней.
- терапевтическую направленность. После чтения желательно обыграть сюжет, обсудить его или нарисовать фрагменты из сказки.
- отсутствие нравоучений. Необходимо избегать давления на ребенка, нравоучений со стороны взрослого, ведь обстановка в процессе занятия должна быть ненавязчивой и дружеской.
- подведение итогов. После чтения обязательно нужно проанализировать сказку, героев и узнать, какое впечатление это произвело на детей.
Структурирование занятия (урока) по сказкотерапии:
- ритуал «погружения» в сказку. Создается настроение для совместной работы — прослушивание сказочных мелодий или медитация по переходу в сказочный мир.
- знакомство со сказкой. Происходит чтение либо прослушивание аудиозаписи.
- просмотр видео мультфильма по этой сказке (если это возможно).
- обсуждение. Задаются вопросы, связанные с главным героем и сюжетом всего рассказа. Обязательно определяется ценность сказки, чему она может научить.
- арт-терапевтическая работа. Рисование героев или самого интересного момента сказки.
- драматизация и проигрывание сказки (развитие творческого воображения, воспитание чувств).
- ритуал «выхода» из сказки. Закрыть глаза и вместе сосчитать до 3-х, на счет «три» перенестись из мира волшебства в реальность.
- подведение итогов.
Использование сказки в развитии речи должно занимать одно из центральных мест. Яркие образы эмоционально воспринимаются детьми, будят их фантазию, воображение, развивают наблюдательность и интерес ко всему окружающему, являются неисчерпаемым источником развития детской речи
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Метод танцевальной терапии как средство развития творческих способностей детей с ограниченными возможностями здоровья
P { margin-bottom: 0.21cm; } Двигательная активность всегда являлась мощным биологическим стимулятором жизненных функций растущего организма. Способность выполнять любую двигательную деятельность...
Семинар по теме: «Игра, как средство развития когнитивных способностей детей с ограниченными возможности здоровья»
Разработка выступления на семинаре по теме «Игра, как средство развития когнитивных способностей детей с ограниченными возможности здоровья», проведенного в рамках недели методического объединени...
Говорение как средство развития речи у детей с ограниченными возможностями здоровья
P { margin-bottom: 0.21cm; } P { margin-bottom: 0.21cm; } Каждый человек заинтересован в том, чтобы уметь говорить красиво и грамотно. Ведь именно умение говорить даёт нам возможность устана...
Доклад по теме: « Игровые технологии как средство развития и социализации детей с ограниченными возможностями здоровья
Изучение английского языка с детьми с ограниченными возможностями здоровья в начальной школе...
«Словарная работа и орфографическое чтение – залог повышения грамотности и развития речи у детей с ограниченными возможностями здоровья».
Словарная работа - это основа, фундамент всей работы по развитию речи учащихся....
Филворд как средство развития общеинтеллектуальной сферы детей с ограниченными возможностями здоровья (ОВЗ).
Статья из опыта работы....
Презентация на тему: «Нейрогимнастика, как средство развития речи у детей с ограниченными возможностями здоровья».
Содержание выступления: Что такое нейрогимнастика? Для чего она нужна? Кем была разработана? Цели нейрогимнастики? Как должны проводиться занятия по нейрогимнастике в коррекционной...