Школа-территория здоровья
методическая разработка
В статье представлен опыт работы школы по здоровьесбережению. "Школа - территория здоровья" — это концепция, которая подчеркивает важность создания здоровой и безопасной образовательной среды для учеников.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
buharova_a.v._shkola_-territoriya_zdorovya.docx | 24.18 КБ |
Предварительный просмотр:
Школа – территория здоровья.
На сегодняшний день сохранение здоровья подрастающего поколения - важная задача государства, так как современные школьники составляют основной трудовой потенциал страны.
Здоровье человека по данным исследований Всемирной организации здравоохранения зависит:
- на 50% – от образа жизни;
- на 25% – от состояния окружающей среды;
- на 15% – от наследственной программы;
- на 10% – от возможностей медицины.
И хотя традиционно считается, что основная задача школы – дать необходимое образование, не менее важная задача - сохранить в процессе обучения здоровье детей. Именно поэтому идея здоровьесбережения обучающихся в образовании является основной задачей национального проекта «Образование».
Проблема формирования здорового образа жизни школьников нашла отражение и в Федеральном государственном образовательном стандарте, который определяет здоровье школьников в качестве одного из важнейших результатов образования, а сохранение и укрепление здоровья в качестве приоритетного направления деятельности образовательного учреждения.
Основной целью новых стандартов является личность самого ребенка и происходящие с ним в процессе обучения изменения в период обучения в школе. Формирование здорового образа жизни должно проходить непрерывно и целенаправленно.
Годы обучения для каждого ребенка – период интенсивного развития, формирования организма, период, когда любые неблагоприятные воздействия оказывают наибольшее влияние на здоровье.
Исходя из данных медицинских осмотров учащихся нашей школы, за последние годы наблюдается рост количества учащихся с заболеваниями костно-мышечной системы (сколиоз), органов зрения и нервной системы. Причинами, повлекшими такие показатели здоровья, является наследственность, экологический фон, условия жизни ребенка. Существуют также факторы внутришкольной среды, влияющие на состояние здоровья ученика: малоподвижный образ жизни, использование средств обучения, основанных на работе с компьютером и другими техническими устройствами.
Анализ состояния здоровья обучающихся и возможных причин, влияющих на его уровень, показал необходимость реализации в школе Программы «Школа – территория здоровья» (далее – Программа), которая определяет основные направления деятельности по его сохранению.
"Школа - территория здоровья" — это концепция, которая подчеркивает важность создания здоровой и безопасной образовательной среды для учеников. Она включает в себя различные аспекты, такие как:
- Физическое здоровье: Организация регулярных занятий физической культурой, ведение активного образа жизни, предоставление возможности для занятий спортом, а также создание безопасных условий на территории школы.
- Психическое здоровье: Создание поддержки для эмоционального благополучия учащихся, включая доступ к психологическим услугам и программа по обучению навыкам управления стрессом.
- Здоровое питание: Обеспечение доступности здоровой пищи в школьных столовых и просвещение учащихся о важности сбалансированного питания.
- Профилактика вредных привычек: Программы по антиалкогольной и антинаркотической пропаганде, а также обучение детей и подростков о вреде табака.
- Гигиенические условия: Поддержание чистоты и комфорта в школьных помещениях, что способствует формированию здоровой атмосферы.
- Образование и просвещение: Включение вопросов здоровья и безопасности в учебные программы, чтобы учащиеся знали, как заботиться о своем здоровье и здоровье окружающих.
Концепция "школа - территория здоровья" нацелена на формирование у школьников не только знаний, но и навыков, которые помогут им поддерживать здоровье на протяжении всей жизни.
Существуют разнообразные формы и виды деятельности, направленные на сохранение и укрепление здоровья обучающихся. Их комплекс получил название «здоровьесберегающие технологии».
Главное назначение таких новых технологий – объединить педагогов, психологов, медиков, родителей и самих детей на сохранение, укрепление и развитие здоровья.
Под здоровьесберегающими образовательными технологиями в широком смысле слова следует понимать все те технологии, использование которых в образовательном процессе идет на пользу здоровья учащихся.
Цель здоровьесберегающих образовательных технологий – обеспечить школьнику возможность сохранения здоровья за период обучения в школе, сформировать у него необходимые знания, умения и навыки по здоровому образу жизни, научить использовать полученные знания в повседневной жизни.
По словам профессора Н. К. Смирнова, «здоровьесберегающие образовательные технологии — это системный подход к обучению и воспитанию, построенный на стремлении педагога не нанести ущерб здоровью учащихся».
Данные технологии должны удовлетворять принципам здоровьесбережения, которые сформулировал Н. К. Смирнов:
- «Не навреди!» — все применяемые методы, приемы, используемые средства должны быть обоснованными, проверенными на практике, не наносящими вреда здоровью ученика и учителя.
- Приоритет заботы о здоровье учителя и учащегося — все используемое должно быть оценено с позиции влияния на психофизиологическое состояние участников образовательного процесса.
- Непрерывность и преемственность — работа ведется не от случая к случаю, а каждый день и на каждом уроке.
- Субъект-субъектные взаимоотношения — учащийся является непосредственным участником здоровьесберегающих мероприятий и в содержательном, и в процессуальном аспектах.
- Соответствие содержания и организации обучения возрастным особенностям учащихся — объем учебной нагрузки, сложность материала должны соответствовать возрасту учащихся.
- Комплексный, междисциплинарный подход — единство в действиях педагогов, психологов и врачей.
- Успех порождает успех — акцент делается только на хорошее; в любом поступке, действии сначала выделяют положительное, а только потом отмечают недостатки.
- Активность — активное включение, а любой процесс снижает риск переутомления.
- Ответственность за свое здоровье — у каждого ребенка надо стараться сформировать ответственность за свое здоровье, только тогда он реализует свои знания, умения и навыки по сохранности здоровья.
В школе в рамках реализации Программы проводится большая и успешная работа по созданию здоровьесберегающего пространства.
Профилактика возникновения нарушений опорно-двигательного аппарата учащихся осуществляется на основе контроля соответствия школьной мебели, требования СанПина, рассадки учащихся за учебными столами (партами), в соответствии с уровнем их физического развития, обязательным требованием на уроке является проведение физкультминуток; профилактика нарушений нервно-психического здоровья учащихся осуществляется через контроль организации учебного процесса, в соответствии с возрастными функциональными познавательными и психосоматическими возможностями учащихся, работает психологическая служба и служба медиации; для профилактики заболеваний органов пищеварения, иммунной и эндокринной системы в школе предусматривается организация горячего питания. В летний период на базе школы организован оздоровительный лагерь с дневной формой пребывания детей.
Ведется большая профилактическая работа: часы физической культуры проводятся на открытом воздухе, в начальной школе часть уроков физической культуры проводится в бассейне, осуществляется регулярное проветривание и влажная уборка кабинетов и рекреаций. Работники школы работают в постоянном контакте с медицинским работником.
В целях организации досуга учащихся и решения социальных проблем школа активно сотрудничает со следующими организациями: ГБУ ДО ДДТ «На 9-ой линии», ГБУ ДО ЦТРиГО «На Васильевском», ГБУ ДО ДЮТЦ «На Васильевском», «Центр социальной помощи семье и детям Василеостровского района», СПб ГБУ СОН «Социально-реабилитационный центр для несовершеннолетних «Дом милосердия» и др. Организация бесед с учениками по пропаганде здорового образа жизни и воспитанию негативного отношения к вредным привычкам через урочную и внеурочную деятельность проводится с привлечением специалистов из ГБУ ДО ЦППМСП Василеостровского района, СПб ГБУ СОН «Центр социальной помощи семье и детям Василеостровского района».
Учащиеся школы привлекаются к различным формам оздоровительной работы в Василеостровском районе:
- Районная спартакиада «Дружно, смело, с оптимизмом – за здоровый образ жизни»;
- Районная игра по станциям «Верить, творить, жить»;
- Районная квест-игра «Высшая лига»;
- Районная игра «Остров здоровья»;
- Городская игра по станциям «Мы идем дорогой здоровья»;
- Районный смотр-конкурс «От информирования к формированию стереотипа ЗОЖ».
В школе сложились традиции в формирования здорового образа жизни: проведение театрализованных мероприятий по формированию ЗОЖ, причем к организации этих спектаклей привлекаются не только дети, но и их родители. Таким образом, с родителями обучающихся проводится работа не только в контексте оказания образовательных услуг, но и относительно вопросов здоровьесберегающих мероприятий в семье и школе.
Традиционными стали и проведения районных семинаров по здоровьесбережению на базе образовательного учреждения. В рамках семинаров рассматривались вопросы организации системы работы по экологическому воспитанию посредством интегрированных уроков и театрализованной деятельности. Семинар «Формирование здорового образа жизни через использование музыкально – театрализованной деятельности», проведенный на базе школы стал завершающим аккордом в серии семинаров Василеостровского района по здоровьесбережению в год Театра. Ведь театрализованная деятельность – это «не просто игра! Это прекрасное средство для укрепления эмоционального здоровья всех участников. Известно, что один из самых эффективных способов воздействия на детей и школьников, в котором наиболее полно и ярко проявляется принцип обучения – учить играя – это театрализованная деятельность. Занимаясь с детьми театром, мы ставим перед собой цель – сделать жизнь наших обучающихся интересной и содержательной, наполнить её яркими впечатлениями, интересными делами, радостью творчества.
Также на районных семинарах, организованных в школе, обсуждались вопросы взаимодействия всех субъектов образовательного процесса в обеспечении здоровьесберегающей среды. Учителя начальных классов выступали с обобщением своего опыта проведения литературно – музыкальных композиций, постановок спектаклей по произведениям известных авторов на тему здорового образа жизни. Включение проектной деятельности в систему здоровьесбережения было широко представлено не только в рамках учебной деятельности, но и в рамках воспитательной работы школы.
Можно утверждать, что в ГБОУ СОШ № 15 Василеостровского района Санкт-Петербурга осознанная работа по здоровьесбережению и здоровьесозиданию стала частью деятельности педагогического коллектива и детско-подросткового сообщества.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Проект "Школа- территория Здоровья"
Программа "Школа - Териитория Здоровья"...
ШКОЛА - ТЕРРИТОРИЯ ЗДОРОВЬЯ.
ЗДОРОВЬЕСБЕРЕГАЮЩЕЕ ПРОСТРАНСТВО ШКОЛЫ - ЭТО ТЕРРИТОРИЯ КОМПЛЕКСНОЙ, ПОСЛЕДОВАТЕЛЬНОЙ И ЭФФЕКТИВНОЙ ЗАБОТЫ РАБОТНИКОВ ОБРАЗОВАНИЯ О ЗДОРОВЬЕ УЧАЩИХСЯ, А ТАКЖЕ ГРАМОТНОЙ ЗАБОТ...
родительское собрание на тему "Школа-территория здоровья"
Проблема здоровья, особенно здоровья школьников, является одной из самых серьезных. Многие обвиняют во всех бедах школу - объемный домашние задания, большое количество уроков, непомерная нагрузк...
"Школа территория- здорового жизненного стиля"
Физическая культура - как общественное явление занимает важное место в жизни человека на протяжении всей истории его существования.Вместе с изменением общественных отношений менялись сущность и характ...
Школа - территория здоровья
Анализ деятельности муниципального казенного общеобразовательного учреждения «Средняя общеобразовательная школа №10» Левокумского района Ставропольского края по оздоровле...
Проект Школа территория здоровья
В значительной степени ухудшение состояния здоровья детского населения связано с социально-экономическими факторами, с неблагоприятным воздействием факторов учебной среды: низкая освещенно...
Экологический проект "Школа - территория здоровья"
Проблема здоровья детей сегодня как никогда актуальна. В настоящее время можно с уверенностью утверждать, что именно учитель, педагог в состоянии сделать для здоровья современного ученика больше,...