Основы организации воспитательного процесса в ДДТ "Павловский"
статья (5 класс)
В программе воспитания ДДТ «Павловский» прописано: «Основой организации воспитательного процесса в ДДТ становится совместная деятельность педагогов и обучающихся, направленная на приобретение бесценного опыта решения жизненно важных проблем, творческих поисков и улучшения окружающего мира.
Для достижения Цели программы воспитания определены и задачи.
Первая задача Программы воспитания нашего учреждения звучит так:
- Разработать и реализовать комплекс мер по совершенствованию системы воспитательной работы Дома для обеспечения гармоничного развития всех и каждого ребенка с учетом особенностей в развитии и здоровье.
На решение этой задачи направлена реализация нового проекта «От городка на Славянке до Павловска».
Проект имеет социально-гуманитарную направленность.
Цель проекта – развитие единого воспитательного пространства ДДТ «Павловский» по средством создания инновационных образовательных объектов, способствующих гармоничному развитию каждого участника образовательного процесса с учетом индивидуальных запросов и возможностей, познавательных интересов, успешной социализации и самореализации и профессионального самоопределения.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
safonova_t.k._metodicheskaya_razrabotka_rasshirenie_obrazovatelnogo_prostranstva.docx | 27.75 КБ |
Предварительный просмотр:
Методическая разработка
«Расширение образовательного пространства
за счет внутренних ресурсов ГБУ ДО ДДТ «Павловский»
Пушкинского района Санкт-Петербурга»
Автор: Сафонова Татьяна Константиновна
Должность: методист
Место работы: ГБУ ДО Дом детского творчества
Пушкинского района Санкт-Петербурга
«Павловский»
В программе воспитания ДДТ «Павловский» прописано: «Основой организации воспитательного процесса в ДДТ становится совместная деятельность педагогов и обучающихся, направленная на приобретение бесценного опыта решения жизненно важных проблем, творческих поисков и улучшения окружающего мира.
Для достижения Цели программы воспитания определены и задачи.
Первая задача Программы воспитания нашего учреждения звучит так:
- Разработать и реализовать комплекс мер по совершенствованию системы воспитательной работы Дома для обеспечения гармоничного развития всех и каждого ребенка с учетом особенностей в развитии и здоровье.
На решение этой задачи направлена реализация нового проекта «От городка на Славянке до Павловска».
Проект имеет социально-гуманитарную направленность.
Цель проекта – развитие единого воспитательного пространства ДДТ «Павловский» по средством создания инновационных образовательных объектов, способствующих гармоничному развитию каждого участника образовательного процесса с учетом индивидуальных запросов и возможностей, познавательных интересов, успешной социализации и самореализации и профессионального самоопределения.
В основе проекта лежит идея - моделирования материальной исторической среды с использованием интерактивного образовательного пространства.
Новое образовательное пространство расположено на 2-м этаже дома творчества вокруг «Комнаты сказок» и включает в себя:
- помещение «Комната сказок» с росписью стен на мотивы сказок А.С.Пушкина;
- две диорамы: «Городок на Славянке» и «Александр Невский»;
- многоцветную программируемую светодиодную подсветку диорамы «Городок на Славянке»;
- две витрины «Окружающий мир» с экспонатами;
- декоративную карту-схему «Долина реки Славянки».
При создании образовательного пространства сложилась творческая группа.
Наши творцы:
Художник-оформитель Марина Павловна Жуковская - создала методом декупажа картины на заднике и боковых стенках диорамы «Городок на Славянке». Картины посвящены занятиям населения в разные времена года. Методист Сафонова Т.К. - оформила макетную часть диорамы «Городок на Славянке», разработала концепцию проекта. Заведующая эколого-краеведческим отделом Марианна Юрьевна Озун – обеспечила работу многоцветовой подсветки диорамы, создала экспозиции «Окружающий мир». Методист Эльвира Александровна Ячменькова – компьютерный дизайнер дидактической продукции.
Использование педагогами нового открытого образовательного пространства позволяет решать целый комплекс задач:
- Создание краткосрочных и долгосрочных досуговых программ.
Педагоги могут использовать открытое образовательное пространство нашего Дома творчества для создания своих краткосрочных и долгосрочных досуговых программ. Наличие данных программ было обязательным пунктом в экспертном заключении по аттестации.
- Краткосрочные образовательные программы.
Использование педагогами нового образовательного пространства позволит обеспечить нововведение в образовательную деятельность – это создание педагогом краткосрочных образовательных программ, о которых говорила Эльвира Александровна.
- Воспитательная работа.
Работа педагога в новом образовательном пространстве даёт возможность использовать в воспитании детей занятия как источника поддержки и развития интереса к познанию и творчеству. А так же позволит педагогам расширить планирование своей воспитательной работы в творческом объединении по таким модулям как: «Детское объединение», «Воспитательная среда», «Работа с родителями», «Наставничество и тьюторство», «Самоопределение».
Педагогическая, воспитательная и образовательная деятельность при использовании нового интерактивного образовательного пространства охватывает несколько направлений и содержит следующие компоненты:
- Гражданско-патриотическое воспитание.
Для бесед по истории об обороне и освобождения края могут быть использованы объекты - диорамы «Городок на Славянке», «Александр Невский», декоративная карта-схема «Длина реки Славянки».
- Интеграция дополнительного и общего образования.
Комплекс занятий в образовательном пространстве «От городка на Славянке до Павловска» построен на базе школьной программы по предмету «Окружающий мир» для начальной школы с 1-го по 4-й класс. Этот комплекс занятий охватывает все основные разделы знаний о природе, человеке и обществе. Моделирование материальной исторической среды в диораме «Городок на Славянке» открывает новые возможности для погружения детей в прошлое нашего края, в жизнь наших предков, их традиций, уклада жизни. Практические задания с использованием экспонатов и материальных объектов развивают умственные способности младших школьников, их восприятие, мышление, воображение.
- Современные образовательные технологии в дополнительном образовании.
Образовательное пространство «От городка на Славянке до Павловска» предоставляет широкие возможности для использования современных образовательных технологий, что способствует максимальному развитию индивидуальных познавательных способностей ребенка на основе использования имеющегося у него опыта жизнедеятельности.
Примеры используемых технологий:
- групповая технология, предполагающая организацию совместных действий, коммуникацию, общение, взаимопонимание, взаимопомощь, взаимокоррекцию используется при театрализации занятий;
- технология творческой деятельности - это игровые технологии, используются в настольных и сюжетно-ролевых играх. Комплект сюжетно-ролевых игр помогает детям ощутить себя в реальной ситуации, подготовиться к принятию решения в жизни.
- проектно-исследовательская технология – применяется в проведении конкурсов, викторин, составлении рассказов и мини-экскурсий по родному краю, которые знакомят учащихся с разнообразием профессий, предоставляет возможность раннего профессионального самоопределения, воспитывают любовь к своей малой Родине;
- информационная технология – в процессе игры или викторин вокруг диорамы «Городок на Славянке» дети могут использовать свои гаджеты для получения исторической информации по карточкам с Q-кодами. Эти развивающие игры и викторины предназначены для формирования у детей познавательных и коммуникативных навыков, для адаптации их к школьному миру информатики
- Инновационный образовательный компонент в ДОП.
- Например, для педагогов художественного отдела занятия перед диорамой «Городок на Славянке» позволят познакомить ребят с русскими народными традициями, с бытом и праздниками наших предков, прикоснуться к старинным предметам крестьянского быта.
- Развивать художественно-эстетические вкусы детей и взрослых поможет педагогам ИЗО знакомство по фрагментам диорамы «Городок на Славянке» с архитектурой древней Руси, с фенологическими изменениями в природе. Игра со световыми эффектами диорамы, с освещением композиции демонстрирует световые эффекты, сопутствующие временам года или времени суток.
- Педагоги эколого-краеведческого отдела, используя экспонаты витрин «Окружающий мир» смогут материально представить знания и о космосе, о древних ископаемых нашей планеты.
Например:
Педагог Ольга Евгеньевна Чернобаева для детей старшей и подготовительной групп детского сада уже использует в практических заданиях по своей программе «Павловчонок» новое пространство для занятий.
Диорама «Александр Невский» знакомит детей с составом дружины, военным костюмом, оружием, помогает провести конкурс по собиранию пазлов «Князь». Работа с диорамой «Во времена городка на Славянке» раскрывает перед детьми быт, верования, традиции населения края, народные ремесла, является мотивацией для проведения сюжетно-ролевой игры «Занятия населения по временам года» и конструирования в технике оригами фигурок: «Рыбка», «Домик», «Мышка», «Кораблик», «Собака», «Кошка».
- Пропедевтика профессионального образования:
При знакомстве с артефактами – предметами народного творчества перед диорамой «От городка на Славянке до Павловска» дети узнают о самых древних и современных профессиях, постигают секреты народных промыслов.
Содержание и осуществление образовательного процесса с использованием нового интерактивного образовательного пространства Дома детского творчества «Павловский» было представлено во время проведения в 2023 году в Доме творчества «Павловский» площадки Педагогического Международного Образовательного Форума.
Для педагогов – участников ПМОФ-2023 были проведены мастер-классы «Мир природы – мир профессий», «Модели раннего сопровождения профессионального самоопределения в дополнительном образовании», «Моделирования материальной исторической среды с использованием интерактивного образовательного пространства».
Со стороны участников Форума была выражена очень большая заинтересованность технологиями и методами, используемыми в создании и осуществлении образовательного процесса в новом образовательном пространстве Дома детского творчества «Павловский».
Методическая разработка и реализованный проект получили очень высокую оценку со стороны коллег.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
План организации воспитательного процесса
В данном документе представлены планы по подпрограммам....
План организации воспитательного процесса
В данном документе представлены планы по подпрограммам....
Современные подходы к определению содержания в организации воспитательного процесса в классе
1. Описание воспитательной системы (из опыта работы) ...
ПОРТФОЛИО к краевому конкурсу лучших классных руководителей Краснодарского края «Современные подходы к определению содержания в организации воспитательного процесса в классе» в номинации «Современное содержание воспитательного процесса в деятельности кл
Портфолио работы классного руководителя .Результаты работы....
Нравственность как основа успешности воспитательного процесса
Нравственность как основа успешности воспитательного процесса...
Доклад на педсовете: "Патриотическое воспитание – основа учебно воспитательного процесса в школе"
Патриотическое воспитание детей и молодежи, актуально всегда.Существуют две взаимообусловленные ценности, это доверие и патриотизм, из чего напрашиваются далеко идущие соответствующие выводы.Патриотиз...
Анализ результатов адаптации при организации воспитательного процесса.процесса социально – педагогической
В начале года меня назначили классным руководителем 5 класса, в котором 46% учащихся мигрантов. Необходимо было создать все условия для адаптации учащихся.. Дети были не активны, замкнуты,...