Тезисы к выступлению на областной конференции "Самара поликультурная"
статья
Задачами педагогической работы по формированию этнокультурной компетентности у школьников является воспитание гражданственности в подрастающем поколении, ознакомление детей с историей, искусством, традициями народа.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
tezisy_zhaksilikova_n.n.docx | 20.11 КБ |
Предварительный просмотр:
«Этнокультурное воспитание школьников в условиях реализации внеурочной и проектной деятельности»
Жаксиликова Наталья Николаевна,
учитель истории, руководитель школьного музея «Наше наследие» ГБОУ ООШ пос.Ильичевский
Возрождение духовной культуры народа, интереса к своей истории, бережного отношения к национальным традициям на сегодняшний день очень актуально.
Мы все чаще говорим о необходимости возрождения национальной культуры и традиций, духовных ценностей и самосознания народа. Конечно, ведущую роль в формировании национальной идентичности играет семья, а потом уже - школа, которая тесно сотрудничает с семьей ребенка.
Задачами педагогической работы по формированию этнокультурной компетентности у школьников является воспитание гражданственности в подрастающем поколении, ознакомление детей с историей, искусством, традициями народа.
Приоритетными направлениями в работе классного руководителя по приобщению детей к истокам народной культуры, традиций считаю:
- активное вовлечение родителей в этнокультурный образовательный процесс;
- воспитание уважения к представителям других национальных культур;
- развитие умения детей воспринимать красоту и неповторимость родной культуры и природы;
- развитие потребности в творческом преобразовании окружающего мира в соответствии с национальными традициями;
В своей работе с классным коллективом, использую такие формы, как:
- знакомство с национальной одеждой, кухней, искусством, национальными обычаями и семейными традициями;
- участие в конкурсах, проектах,
- участие в школьных концертах;
- приобщение родителей к проектам.
Одной из форм воспитательного пространства, позволяющих реализовать творческий потенциал обучающихся, является внеурочная деятельность учащихся.
Хочу поделиться результатами работы с классом за прошлый учебный год в данном направлении. В 2022-23 учебном году я взяла 5 класс, в котором всего 6 человек – 3 мальчика и 3 девочки. Ребята дружные, помогают друг другу, поддерживают. По национальному составу класс очень разный – казашка, двое узбеков, один мальчик из русско-мордовской семьи, другой – русско-чувашской и девочка из русско-украинской семьи.
С таким классом работать в этнокультурном направлении очень интересно. Конечно, нам многому нужно научиться, узнать культуру и традиции своей семьи, своего народа. Узбекские семьи более других стараются сохранять свои традиции и обычаи, дети знают родной язык. Казахские семьи в нашем поселке чаще ассимилируют – если родители знают родной язык, то детям его не передают, у них частичное знание языка. Смешанные семьи тоже теряют родной, национальный язык – и родители, и дети говорят на русском языке.
Но также хочу отметить, что родителям самим становится интересно, когда мы начинаем готовиться к мероприятиям, конкурсам с национальным уклоном.
В 2022-23 уч.году в нашем классе прошли интересные мероприятия:
- на музейный урок «Самарское сердце» ребята принесли национальные костюмы, рассказывали, что они знают о них, как их носить, как называются. После окончания занятия в кабинет приходили ученики начальных классов, старшеклассники, всем было интересно примерить на себя национальную одежду. Ребята задавали много вопросов. Наши родители оказали поддержку в проведении урока;
- занятие «Семейные традиции» прошло очень интересно – дети вместе с родителями приготовили национальные блюда – блины, баурсаки, самсу и плов. Ребята с увлечением рассказывали, как называются блюда и как их приготовить;
- в декабре 2022 года девочки приняли участие в областном онлайн-фестивале «Разноцветные фейерверки» в номинации «Музыкальная открытка» - поздравление с новым годом на родном языке (примечательно, что Амина не разговаривает на казахском, но к конкурсу подготовилась очень ответственно и заняла 1 место. В подготовке большую помощь оказали родители). В фотомарафоне «Лакомый кусочек» участвовала узбечка Азиза, которая самостоятельно приготовила плов;
- Али принял участие в областном конкурсе «Наследники традиций». Вся семья помогала подготовить презентацию, в семейном альбоме искали фотографии, рассказывали о семейных традициях, узбекских обычаях.
Мои ребята перешли в 6 класс и работа в этнокультурном направлении продолжается. Мы уже приняли участие в окружном и областном этапе конкурса «Символы великой России», в номинациях: «Фотография» - «Казахские традиции» (округ 2 место), «Социальный проект» - 1 место и 3 место. Идет подготовка к школьному концерту, на котором Азиза исполнит узбекский танец в национальном костюме.
В 2023-24 учебном году мы решили привлекать к мероприятиям учеников из других классов. Так как почти в каждом классе есть ребята узбеки, казахи, мордва, чуваши, дети из смешанных семей. Всегда веселей, если несколько человек объединившись, подготовят что-то интересное.
Этнокультурное воспитание как целостный процесс передачи школьнику культурных ценностей, традиций, социальных норм того этноса, представителем которого он является и в среде которого он живет, выступает неразрывной частью системы воспитания подрастающего человека. Использование традиций и обычаев в формировании этнокультурной воспитанности школьников позволяет оказать влияние на его социальное, духовное, нравственное, психическое, физическое развитие.
Подводя итог, можно сделать вывод, что этнокультурное образование позволяет ученикам самореализовываться, укреплять межнациональную дружбу, жить в многонациональном сообществе, бережно и терпимо относиться к другим культурам и традициям, жизненным устоям.
А ожидаемый результат заключается в том, что у обучающихся через познание этнокультуры в процессе образовательной деятельности воспитывается:
- чувство национального самосознания и толерантное отношение к культуре других народов;
– формируется интерес к художественно-творческой деятельности, обрядам, традициям разных народов;
– формируется потребность к самореализации;
– формируется ценностное отношение к истории и культуре своего народа.
Ценностные приоритеты, заключенные в традиционной этнокультуре, могут стать идейной основой современного образовательного процесса, направленного на сохранение этнокультурной идентичности личности путем приобщения к родному языку, культуре с одновременным освоением ценностей мировой культуры.
Источники:
- Захарченко М.В. Народная традиционная культура в системе
образования/ Философия педагогики. - http://www.portal-slovo.ru
- Коренная В.С. «Культурное наследие как воспитательный фактор в
системе школьного образования». М., 2021
- Рогачева Е.Ю. «Образование в современном поликультурном мире».
Владимир, 2014.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
тезисы к выступлению "«Оценивание результатов изобразительной деятельности обучающихся в детской школе искусств»
Специфика уроков изобразительного искусства на уроках в школе искусств не позволяет в полной мере применять «стандартные» критерии оценок деятельности учащихся.И здесь возникает вопрос: что нужно учит...
Тезисы для выступления в « Школе здоровья» по теме « Открытое занятие по теории ФК (виртуальный учитель ФК, электронные дневники)»
Цели и задачи физической культуры базируются на требованиях «Обязательного минимума содержания среднего (полного) образования по физической культуре» и отражают основные направления педагогическ...
Тезисы на выступление
Вот и завершилось ещё одно лето. Закончилась счастливая пора каникул, и дети скоро снова сядут за школьные парты. Я хочу рассказать о том, как мне, и девяти одарё...
Тезисы к выступлению «ICE BREAKERS» на уроках английского языка.
Представленные Вашему вниманию тезисы содержат обоснования необходимости применения заданий "Ice breakers" на уроках английского языка. Их использование необходимо для целей активного включения учащих...
Тезисы из выступления "Роль учителя словесника в системе гражданско-патриотического воспитания"
Данные тезисы показывают насколько важна роль учителя словесника в формировании гражданско-патриотических чувств....
Тезисы к выступлению по теме « Подготовка к выполнению заданий части С. Основные способы сжатия текста. Подготовка к сочинению - рассуждению».
Тезисы к выступлению по теме« Подготовка к выполнению заданий части С.Основные способы сжатия текста. Подготовка к сочинению...
Дорожная карта учителя. Презентация + тезисы для выступления на городском семинаре
Смысл и назначение дорожной карты для учителя....