«Социальные проблемы профориентации учащихся с ОВЗ»
учебно-методический материал (11 класс)

Выступление на МО классных руководителей

Скачать:


Предварительный просмотр:

«Центр образования и развития Особый ребёнок« г. Смоленска»

Выступление на МО классных руководителей

 «Социальные проблемы профориентации учащихся с ОВЗ»

Учитель Исаева Е. С.

Смоленск 2023.

   

       Выбор профессии – важный этап в жизни каждого человека. Ведь не даром говорится: «Выбирая профессию, выбираешь судьбу». Поэтому выбор профессии весьма не простой процесс.     

     Дети с ограниченными возможностями здоровья –  это дети от 0 до 18 лет, имеющие временные или постоянные нарушения в физическом и (или) психическом развитии и нуждающиеся в создании специальных условий для получения образования, трудовой деятельности и социализации в целом.

        Специальные условия – это необходимые для получения детьми с ограниченными возможностями здоровья реабилитационных услуг приспособления, технологии, способы, методы, программы, учебники пособия и другие средства, обеспечивающие реализацию их конституционных прав и свобод.

Социальный маршрут ребенка с ограниченными возможностями здоровья имеет свои особенности:

1. Выбор образовательного учреждения.

2. Подбор образовательных программ и методик.

3. Личностно-ориентированный процесс обучения.

4. Психолого-медико-социальное сопровождение.

5. Предпрофессиональное и профессиональное самоопределение в целях социальной интеграции и самореализации личности.

              Для того, чтобы выпускник профессионального учебного заведения, имеющий ограничения здоровья, был успешен в жизни и конкурентоспособен, необходимо уже в раннем возрасте формировать профессиональную мотивацию посредством эффективной системы предпрофессионального ориентирования, которая может проходить в форме викторин, экскурсий, сюжетно-ролевых игр, выполнения простых трудовых операций, выступления ребенка в роли  помощника взрослых специалистов – дворников, сантехников, вахтеров, санитарок и других.

        Эффективность профориентации, зависит от правильной работы специалистов, в ходе которой учитывается не только нозология, но и возраст ребенка с ограниченными возможностями и формы взаимодействия с родителями, профессиональные предпочтения которых в отношении к ребенку не всегда сходятся с интересами самого ребенка.

             Профориентационная подготовка является одним из важнейших средств интеграции детей с ограниченными возможностями здоровья в общество.

Для этого в своей  работе я определяю следующие этапы:

1. Предварительный – решаются следующие задачи:

  •  формирование установок на труд и позитивное отношение к труду;
  • развитие общетрудовых и предпрофессиональных качеств и навыков;
  • формирование базовых ценностей, норм и правил профессионального поведения;
  • формирование адекватной самоидентификации, адекватного уровня притязаний и самооценки относительно выбираемой профессии с учетом медицинских показаний и противопоказаний в отношении предварительно сделанному профессиональному выбору.

Для реализации данного этапа целесообразно подключить всех педагогов школы.

2. Диагностический – включает в себя задачу по выявлению индивидуальных особенностей и возможностей конкретного ребенка к освоению тех или иных видов трудовой и/или профессиональной деятельности с учетом характера его индивидуальных особенностей через  адаптированные для детей с ОВЗ методики и опросники.

3. Третьим этапом является формирующий, на котором происходит:

- развитие качеств, имеющих важное значение для успешности в показанных видах деятельности; - сглаживание и ликвидация неадекватных установок на освоение не рекомендованных с психологической и/или медицинской точки зрения профессий и специальностей.

Способности социально-трудовой адаптации выпускников коррекционных школ очень различны. Они зависят от многих обстоятельств. К их числу относятся характер и тяжесть дефекта, наличие дополнительных отклонений, а также личные особенности и способности подростка, организация его обучения и воспитания, действие наиближайшего общественного окружения.

               Как показывает практика выпускники Центра  испытывают затруднения в последующем трудоустройстве, которые обуславливаются рядом факторов:

- психологической неготовностью к моменту перехода от обучения к сфере профессионального труда;

- отсутствием ясной жизненной перспективы, одной из причин которого является чувство социальной не защищенности;

- неадекватной самооценкой и недостаточно сформированной способностью оценки своих возможностей и способностей при определении профиля и содержания профессии;

- неспособностью адекватно учитывать влияние производственного микроклимата на человека и неготовность к преодолению определенных профессиональных трудностей и др.

    Сфера возможного приложения труда детей с ОВЗ носит относительно ограниченный характер. Содержание профессионального обучения таких учащихся должно соответствовать их склонностям и возможностям. Часть выпускников коррекционной школы не выдерживает ритма и темпа работы, не умеет войти в коллектив, найти в нем свое место.

               Учащиеся Центра овладевают некоторыми специальностями. Так, например, они на уроках в школе выбирают профессию столяра, я, швеи,  цветовода. Вместе с тем им явно недоступны профессии, предъявляющие повышенные требования к интеллекту и коммуникативной деятельности. В дальнейшем им нельзя работать там, где предъявляются повышенные требования к технике безопасности. Исключаются также профессии, вредные для здоровья, превосходящие их физические возможности и усугубляющие имеющиеся заболевания.

                 В работе с детьми я использую разные методы, чтобы помочь им сформировать перспективу профессиональной деятельности, способствовать развитию интересов и склонностей.

                  В работе по профориентации используются  методы:

-методы изучения учащихся в целях профориентационной ориентации,

-активизирующие профконсультационные методы,

-наблюдение, беседа,

-анализ практических действий учащихся,

-анкетирование,

-рассказ, объяснение, лекция, проблемное изложение, учебный диспут,

-профориентационные игры с группой, коррекционно – развивающие задания,

-игровые профориентационные упражнения и микроситуации

-активизирующие опросники,

-схемы анализа и самоанализа ситуаций самоопределения,

-профессиональные пробы.

Заключение.                     С учетом современного состояния рынка труда и востребованности высококвалифицированных рабочих кадров с направленностью на полипрофессионализм актуальной для специалистов, ответственных за профориентацию в образовательном учреждении (ОУ), стала задача заинтересовать, представить профессию так, чтобы у подростка возникло желание поступить в ОУ начального профессионального образования, получить востребованную в регионе рабочую профессию. В настоящее время в информационных источниках представлен разнообразный опыт образовательных учреждений в области профориентации.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Проблема выбора профессии. Рекомендации учителям по профориентации учащихся.

Материалы стенда для учителей по профориентации детей. Тематика:Проблема выбора профессии. Рекомендации учителям по профориентации.Как помочь ученикам минимизировать ошибки в выборе профессии.Оказание...

Социально-педагогическое сопровождение учащихся с проблемой «Систематическое непосещение уроков»

Социально-педагогическое сопровождение учащихся с проблемой «Систематическое непосещение уроков»...

Проблема профориентации: как помочь подростку выбрать правильный путь?

Проблема профориентации: как помочь подростку выбрать правильный путь?...

Участие с докладом в ГБПОУ КМБ №4 на круглом столе "Проблемы профориентации обучающихся и студентов с нарушенным слухом"

Участие с докладом в ГБПОУ КМБ №4  на круглом столе "Проблемы профориентации обучающихся и студентов с нарушенным слухом"...

Рабочая программа по элективному курсу «Профориентация и социальная компетентность» для учащихся 9 класса заместителя директора по воспитательной работе Сураевой Марии Николаевны

Пояснительная записка Рабочая программа составлена на основе следующих документов: - Федеральный компонент государственного образовательного стандарта основного общего образования,  утв...

Социальные проблемы профориентации обучающихся

Доклад по профориентации для учащихся старших классов...

Социальные проблемы профориентации школьников

В докладе  обозначены проблемы, противоречия профориентации, содержатся рекомендации по улучшению положения в этом вопросе и выводы....