«Социальные проблемы профориентации учащихся с ОВЗ»
учебно-методический материал (11 класс)
Выступление на МО классных руководителей
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
isaeva_e.s.sotsialnye_problemy_proforientatsii_uchashchihsya_s_ovz.docx | 25.24 КБ |
Предварительный просмотр:
«Центр образования и развития Особый ребёнок« г. Смоленска»
Выступление на МО классных руководителей
«Социальные проблемы профориентации учащихся с ОВЗ»
Учитель Исаева Е. С.
Смоленск 2023.
Выбор профессии – важный этап в жизни каждого человека. Ведь не даром говорится: «Выбирая профессию, выбираешь судьбу». Поэтому выбор профессии весьма не простой процесс.
Дети с ограниченными возможностями здоровья – это дети от 0 до 18 лет, имеющие временные или постоянные нарушения в физическом и (или) психическом развитии и нуждающиеся в создании специальных условий для получения образования, трудовой деятельности и социализации в целом.
Специальные условия – это необходимые для получения детьми с ограниченными возможностями здоровья реабилитационных услуг приспособления, технологии, способы, методы, программы, учебники пособия и другие средства, обеспечивающие реализацию их конституционных прав и свобод.
Социальный маршрут ребенка с ограниченными возможностями здоровья имеет свои особенности:
1. Выбор образовательного учреждения.
2. Подбор образовательных программ и методик.
3. Личностно-ориентированный процесс обучения.
4. Психолого-медико-социальное сопровождение.
5. Предпрофессиональное и профессиональное самоопределение в целях социальной интеграции и самореализации личности.
Для того, чтобы выпускник профессионального учебного заведения, имеющий ограничения здоровья, был успешен в жизни и конкурентоспособен, необходимо уже в раннем возрасте формировать профессиональную мотивацию посредством эффективной системы предпрофессионального ориентирования, которая может проходить в форме викторин, экскурсий, сюжетно-ролевых игр, выполнения простых трудовых операций, выступления ребенка в роли помощника взрослых специалистов – дворников, сантехников, вахтеров, санитарок и других.
Эффективность профориентации, зависит от правильной работы специалистов, в ходе которой учитывается не только нозология, но и возраст ребенка с ограниченными возможностями и формы взаимодействия с родителями, профессиональные предпочтения которых в отношении к ребенку не всегда сходятся с интересами самого ребенка.
Профориентационная подготовка является одним из важнейших средств интеграции детей с ограниченными возможностями здоровья в общество.
Для этого в своей работе я определяю следующие этапы:
1. Предварительный – решаются следующие задачи:
- формирование установок на труд и позитивное отношение к труду;
- развитие общетрудовых и предпрофессиональных качеств и навыков;
- формирование базовых ценностей, норм и правил профессионального поведения;
- формирование адекватной самоидентификации, адекватного уровня притязаний и самооценки относительно выбираемой профессии с учетом медицинских показаний и противопоказаний в отношении предварительно сделанному профессиональному выбору.
Для реализации данного этапа целесообразно подключить всех педагогов школы.
2. Диагностический – включает в себя задачу по выявлению индивидуальных особенностей и возможностей конкретного ребенка к освоению тех или иных видов трудовой и/или профессиональной деятельности с учетом характера его индивидуальных особенностей через адаптированные для детей с ОВЗ методики и опросники.
3. Третьим этапом является формирующий, на котором происходит:
- развитие качеств, имеющих важное значение для успешности в показанных видах деятельности; - сглаживание и ликвидация неадекватных установок на освоение не рекомендованных с психологической и/или медицинской точки зрения профессий и специальностей.
Способности социально-трудовой адаптации выпускников коррекционных школ очень различны. Они зависят от многих обстоятельств. К их числу относятся характер и тяжесть дефекта, наличие дополнительных отклонений, а также личные особенности и способности подростка, организация его обучения и воспитания, действие наиближайшего общественного окружения.
Как показывает практика выпускники Центра испытывают затруднения в последующем трудоустройстве, которые обуславливаются рядом факторов:
- психологической неготовностью к моменту перехода от обучения к сфере профессионального труда;
- отсутствием ясной жизненной перспективы, одной из причин которого является чувство социальной не защищенности;
- неадекватной самооценкой и недостаточно сформированной способностью оценки своих возможностей и способностей при определении профиля и содержания профессии;
- неспособностью адекватно учитывать влияние производственного микроклимата на человека и неготовность к преодолению определенных профессиональных трудностей и др.
Сфера возможного приложения труда детей с ОВЗ носит относительно ограниченный характер. Содержание профессионального обучения таких учащихся должно соответствовать их склонностям и возможностям. Часть выпускников коррекционной школы не выдерживает ритма и темпа работы, не умеет войти в коллектив, найти в нем свое место.
Учащиеся Центра овладевают некоторыми специальностями. Так, например, они на уроках в школе выбирают профессию столяра, я, швеи, цветовода. Вместе с тем им явно недоступны профессии, предъявляющие повышенные требования к интеллекту и коммуникативной деятельности. В дальнейшем им нельзя работать там, где предъявляются повышенные требования к технике безопасности. Исключаются также профессии, вредные для здоровья, превосходящие их физические возможности и усугубляющие имеющиеся заболевания.
В работе с детьми я использую разные методы, чтобы помочь им сформировать перспективу профессиональной деятельности, способствовать развитию интересов и склонностей.
В работе по профориентации используются методы:
-методы изучения учащихся в целях профориентационной ориентации,
-активизирующие профконсультационные методы,
-наблюдение, беседа,
-анализ практических действий учащихся,
-анкетирование,
-рассказ, объяснение, лекция, проблемное изложение, учебный диспут,
-профориентационные игры с группой, коррекционно – развивающие задания,
-игровые профориентационные упражнения и микроситуации
-активизирующие опросники,
-схемы анализа и самоанализа ситуаций самоопределения,
-профессиональные пробы.
Заключение. С учетом современного состояния рынка труда и востребованности высококвалифицированных рабочих кадров с направленностью на полипрофессионализм актуальной для специалистов, ответственных за профориентацию в образовательном учреждении (ОУ), стала задача заинтересовать, представить профессию так, чтобы у подростка возникло желание поступить в ОУ начального профессионального образования, получить востребованную в регионе рабочую профессию. В настоящее время в информационных источниках представлен разнообразный опыт образовательных учреждений в области профориентации.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Проблема выбора профессии. Рекомендации учителям по профориентации учащихся.
Материалы стенда для учителей по профориентации детей. Тематика:Проблема выбора профессии. Рекомендации учителям по профориентации.Как помочь ученикам минимизировать ошибки в выборе профессии.Оказание...
Социально-педагогическое сопровождение учащихся с проблемой «Систематическое непосещение уроков»
Социально-педагогическое сопровождение учащихся с проблемой «Систематическое непосещение уроков»...
Проблема профориентации: как помочь подростку выбрать правильный путь?
Проблема профориентации: как помочь подростку выбрать правильный путь?...
Участие с докладом в ГБПОУ КМБ №4 на круглом столе "Проблемы профориентации обучающихся и студентов с нарушенным слухом"
Участие с докладом в ГБПОУ КМБ №4 на круглом столе "Проблемы профориентации обучающихся и студентов с нарушенным слухом"...
Рабочая программа по элективному курсу «Профориентация и социальная компетентность» для учащихся 9 класса заместителя директора по воспитательной работе Сураевой Марии Николаевны
Пояснительная записка Рабочая программа составлена на основе следующих документов: - Федеральный компонент государственного образовательного стандарта основного общего образования, утв...
Социальные проблемы профориентации обучающихся
Доклад по профориентации для учащихся старших классов...
Социальные проблемы профориентации школьников
В докладе обозначены проблемы, противоречия профориентации, содержатся рекомендации по улучшению положения в этом вопросе и выводы....