Использование нейродинамических пауз в образовательной деятельности дошкольников
методическая разработка

Сорокина Майя Николаевна

Выступление на педагогическом совете

Скачать:


Предварительный просмотр:

Использование нейродинамических пауз

в образовательной деятельности дошкольников

Всем известно, что в настоящее время актуальной проблемой является сохранение и укрепление здоровья подрастающего поколения. И основная причина ухудшения здоровья детей – это гиподинамия, дефицит двигательной активности.

В дошкольном возрасте закладываются основы физического, психического и личностного развития и потребность в двигательной активности у дошкольников очень велика. Любая образовательная деятельность, не связанная с движениями — это нагрузка на детский организм. Они быстро утомляются и теряют интерес к обучению, что отрицательно влияет на эффективность познавательных процессов и развитие в целом.

Существуют различные варианты как разнообразить деятельность педагога с детьми в различные режимные моменты: утренний круг, динамические и игровые паузы в течении дня, при смене одной деятельности на другую.

Очень хорошо для этого подходят нейроупражнения, благодаря которым можно легко в игровой форме развивать пространственные представленные представления, координацию движения, зрительное и слуховое внимание, согласованность действий, крупную и мелкую моторику, двигательную активность и моторное планирование и многое другое.

Примером таких упражнений могут быть различные нейродорожки и нейроковрики. Сегодня мы представим Вам, такие дорожки как «Смарт» и «Цифры. Бувы. Фигуры». Они могут использоваться не только как полезные нейротренажеры, но и стать любимыми детскими играми. Выполнение заданий на игровом поле развивает как моторные, так и интеллектуальные способности. Также игровой коврик отлично подходит для изучения фигур, цветов, цифр и букв. Подойдет как для индивидуальной игры, так и для групповой игры.

Большинство заданий выполняется стоя перед ковриком по принципу «нажать-убрать», если карточка не диктует обратного. Задания, выполняющиеся по маршруту ножек и ладошек, можно выполнять как слева направо, так и справа налево.

   Дорожка «Смарт».                                     Дорожка «Цифры. Буквы. Фигуры». 

G:\Динамические паузы_педсовет\Нейродорожка. Смарт.PNG

G:\Динамические паузы_педсовет\Нейродорожка. Цифры. Буквы. Фигуры.PNG

                                         

    3 задания на выбор                                               3 задания на выбор

Такие дорожки можно как приобрести готовые, так и изготовить своими руками. Идеи и мастер-класс по созданию своей нейродорожки и многое другое вы найдете по QR-коду в листовка, которые сможете забрать с собой.

Самостоятельно можно изготовить и такую игру на внимание и закрепление геометрических форм.G:\Динамические паузы_педсовет\Игра с фигурами.jpg

Игра с фигурами. Взрослый дает предмет определенной формы. Нужно пройти по листочкам только с теми фигурами, которые соответствуют форме предмета в руках и положить в конце этот предмет на лист с соответствующей фигурой. (Каждый участник проходит по одному разу)

Также возможны настольные и настенные варианты игровых полей. Например, поле «Ручки».G:\Динамические паузы_педсовет\Ручки.jpg

  1. Задание. Порядок выполнения упражнений зашифрован фигурами на поле – какой цвет фигуры, такой и цвет ладошек. Ребенок должен дотронуться до ладошек заданного цвета. Желтый круг – желтые ладошки, красный квадрат – красные ладошки и т. д.

  1. Задание. Взрослый называет фигуру и цвет, а ребенок дотрагивается до ладошек такого же цвета на поле. Например, желтый треугольник – желтые ладошки, зеленый круг – зеленые и т. д.

  1. Задание. Взрослый называет фигуру, а ребенок дотрагивается до ладошек всех цветов поочередно, которые соответствуют только этой фигуре. Например, квадрат – ладошки тех цветов, каких цветов последовательно обозначены только квадраты.  

Возможны другие варианты и форматы. Например, нейроигра «Кулачок-ладошка-ребро». Ее можно просто распечатать и использовать как за столом, так на стене и на ковре. Поочередно выполняем движения рукой по инструкции. Сначала одной рукой, затем двумя одновременно. (Задания предлагаются участникам. Каждый выполняет).

А также можно использовать элементы психомоторной коррекции в работе с детьми. Система таких упражнений, способствует воздействию на сенсомоторный уровень ребенка и активизации всех высших психических функций, и как «вершины» - речи и интеллекта ребенка.

Все упражнения проходят три стадии, что соответствует прохождению стадий онтогенеза: лежа, сидя, стоя. Упражнения построены определенным образом с учетом этапов развития функциональных систем мозга, от простого к сложному.

Элементы по психомоторной коррекции проводятся ежедневно. Разработана своя структура, которая сложилась в ходе практической работы.

Примерная структура работы педагога с элементами психомоторной коррекции

  1. Организационный момент перед завтраком (утренний круг, утренняя гимнастика):
  1.  Стимулирующие упражнения в основу легла методика С.Г. Блайт «Оценка нейромоторной готовности к обучению»

1.2.     Музыкальная нейроритмическая игра (отрабатывается одна игра в течение месяца, затем меняется на новую игру).  

2. Организационный момент перед началом индивидуальных или подгрупповых занятий:

2.1. Ритуал начала/окончания занятия (отрабатывается с сентября по декабрь, затем меняется на новый ритуал (усложненный вариант) в январе и отрабатывается до конца мая).

Это очень важный момент групповой работы, способствующий сплочению участников, созданию атмосферы группового доверия и принятия, что очень важно для плодотворной и успешной работы с дошкольниками.

Начало занятия должно стать своеобразным ритуалом, чтобы дети могли настроиться на совместную деятельность, общение, отличали эти занятия от других. Ритуал можно менять, но не слишком часто. Окончание занятия — это завершение определенного вида деятельности, но не общения, поэтому ритуал должен, с одной стороны, показать, что занятие закончено, с другой стороны, показать, что дети готовы к конструктивному общению в группе. Ритуал может быть одним и тем же, а может быть тематическим.

  1.  Основная часть (физминутка к середине занятия, смена одной деятельности на другую).
  2.   Блок дыхательных/телесных/глазодвигательных упражнений (чередование упражнений в течение недели. Упражнения отрабатываются в течение 2-3 месяцев, затем меняются с усложнением);
  3.  Стоп-упражнения

Коррекционно-развивающие занятия по психомоторной коррекции становятся не только средством развития всех высших психических функций, но и одним из важнейших условий подготовки детей к школе.

        


Предварительный просмотр:

По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Использование СПО «Linux» в образовательной деятельности

«План перехода федеральных органов власти и федеральных бюджетных учреждений на использование свободного программного обеспечения» Период с 2011 до 2015 г.Апробация базового пакета СПО в пилотныхучреж...

«Использование информационных технологий в образовательной деятельности»

Использование компьютерных технологий наданном уроке позволяет сделать следующее: 1.обобщить и повторить большой объем лексического и грамматического материала по теме «Мой рабочий день»;2....

Мастер-класс по теме: «Использование Интернет - ресурсов в образовательной деятельности. Золотая рыбка в сети»

В наше время Интернет -  это уже проза жизни, а не редкое явление, и информационные технологии в образовании становятся неотъемлемой частью учебного процесса.В современном мире необходимо с...

Использование инновационных технологий в образовательной деятельности

Проведя социологический опрос среди старшеклассников Айхала и их родителей, мы пришли к выводу, что среди молодёжи нашего посёлка наибольший интерес вызывают программы дистанционного обучения, к...

Использование элементов эвритмии в музыкальной деятельности дошкольников

Развитие современного общества диктует особые условия организации дошкольного образования: происходит смена образовательной парадигмы, внедряются новые педагогические технологии, разрабатываются ориги...