Портфолио как одна из современных педагогических технологий в профильном и предпрофильном обучении
статья
Доклад о том, как внедрение компьютерных технологий, метода проектов и языкового портфолио в образовательный процесс школы в значительной степени могут повысить его эффективность.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
doklad_portfolio_.doc | 44.5 КБ |
Предварительный просмотр:
Доклад
Портфолио как одна из современных педагогических технологий в профильном и предпрофильном обучении
Круглова А. П.
МБОУ СШ № 5
Г. Волгодонска
Педагогическая технология – это научно обоснованный выбор характера воздействия в процессе организуемого учителем взаимообщения с детьми, производимый в целях максимального развития личности как субъекта окружающей действительности. Переход к профильному обучению преследует следующие основные цели: обеспечить углубленное изучение отдельных предметов программы полного общего образования; расширить возможности социализации учащихся, обеспечить преемственность между общим и профессиональным образованием, более эффективно подготовить выпускников школы к освоению программ высшего профессионального образования. Профильное обучение направлено на реализацию личностно-ориентированного учебного процесса. Проблема становления творческой личности является одной из основных педагогических проблем, требующих глубокого исследования. Внедрение компьютерных технологий в образовательный процесс школы значительно расширяет возможности для развития обучающихся.
Современными методистами предлагается новый подход к введению и отработке грамматических структур, который бы позволил заинтересовать учащихся, снять сложности, и использовать при этом интересный для них вид работы – работы с компьютером. Прежде чем отрабатывать и закреплять материал, надо его хорошо и интересно ввести. Самым подходящим способом для этого является компьютерная программа Power Point, а точнее рабочая среда, в режиме которой создаются “мультимедийные презентации” или “слайд-шоу”. Мы не ставим перед собой глобальной задачи преподнести весь курс грамматики английского языка для 6 класса с учетом фонетики, лексики, разговорной речи, поэтому продуктом нашего проекта являются комплексы компьютерных презентаций с упражнениями для отработки и закрепления, а также для контроля качества усвоения темы. В комплекс входят а) демонстрационные презентации, вводящие новый грамматический материал, которые учитель показывает на большом экране с помощью мультимедийного проектора; б) презентации, направленные на отработку и закрепление, так называемые тренировочные тесты-тренажеры, с которыми ученики работают самостоятельно за компьютерами; в) итоговые контролирующие компьютерные тесты, фиксирующие уровень владения данной темой.
1. Все презентации должны быть объединены одной коммуникативной
ситуацией;
2. Должен учитываться принцип одной трудности;
3. Нужно равномерно распределить словесные и иллюстративные;
4. Следует выбирать единый «спокойный» фон для всех презентаций;
5. Все персонажи и объекты должны быть выполнены в одном стиле;
6. Во всех презентациях должны быть использованы однотипные эффекты анимации;
7. Каждая презентация должна иметь простую навигацию и быть легкой в использовании;
8. Во всех презентациях смена слайдов должна происходить по щелчку мыши;
9. В презентациях, направленных на отработку материала, смена слайдов должна происходить при помощи управляющих кнопок и гиперссылок;
10. Каждая грамматическая презентация должна состоять не более чем из 12 слайдов.
Процесс обучения иностранному языку можно эффективно актуализировать путем проблематизации учебного процесса с использованием информационных источников. Речь идет об использовании целого ряда проблемных по своему характеру методов. Сюда мы относим исследовательские, поисковые, дискуссионные методы, метод проектов, который включает в себя все перечисленные выше методы. Обращение к этому методу обусловлено тем, что он дает возможность сосредоточить внимание обучаемого не на самом языке, а на проблеме, переместить акцент с лингвистического аспекта на содержательный, исследовать и размышлять над решением проблем на иностранном языке. Проект отличается от иных проблемных методов тем, что в результате определенной поисковой, исследовательской, творческой деятельности учащиеся не только приходят к решению поставленной проблемы, но и создают конкретный реальный продукт, показывающий возможность и умение применить полученные результаты на практике, при создании этого продукта. В процессе работы над проектом обучаемые самостоятельно (индивидуально или, что чаще, в малых группах), без помощи преподавателя или при минимальной его помощи, выделяют из проблемной ситуации проблему, расчленяют ее на подпроблемы, выдвигают гипотезы их решения, исследуют подпроблемы и связи между ними, а затем возвращаются к основной проблеме предлагают пути ее решения. В ходе защиты проекта предусматривается широкое обсуждение предлагаемых решений, оппонирование, дискуссия. Поэтому от участников проекта требуется умение аргументировать свою точку зрения, выдвигать контраргументы оппонентам, поддерживать дискуссию, приходить к компромиссу. Все это умения, отражающие специфику коммуникативной компетентности. Если к этому добавить знание речевого этикета носителей языка, социокультурный аспект обсуждаемой проблемы, становится очевидным продуктивный характер данного метода, отвечающего особенностям современного понимания методики обучения иностранным языкам. Проектный метод позволяет сформировать у обучаемых навыки самостоятельного ведения исследования в заданной области, что поможет им в дальнейшем реализовывать более сложные проекты в их профессиональной деятельности.
Одной из популярных в настоящее время альтернативных форм оценки являются учебные портфолио. Особенно широкое распространение они получили в школах США. В наиболее общем понимании учебное портфолио представляет собой форму и процесс организации (коллекция, отбор и анализ) образцов и продуктов учебно-познавательной деятельности обучаемого, а также соответствующих информационных материалов из внешних источников (от одноклассников, учителей, родителей, из тестовых центров, общественных организаций и т.д.), предназначенных для последующего анализа, всесторонней количественной и качественной оценки уровня обученности данного учащегося и дальнейшей коррекции процесса обучения.Можно охарактеризовать учебное портфолио как выставку учебных достижений учащегося по данному предмету (или нескольким предметам) за данный период обучения (четверть, полугодие, год). Что включается в учебное портфолио? Практика показывает, что есть т.н. открытый прейскурант, из которого можно выбрать те или иные пункты. Если это, например, обучение английскому языку, то в учебное портфолио могут быть включены следующие категории и наименования продуктов учебно-познавательной деятельности.
I. Работы учащегося:
- классные самостоятельные;
- домашние;
- прикладные филологические проекты (как индивидуальные, так и групповые);
- упражнения, выполненные учащимся на выбор сверх учебной программы;
- сочинения по сложным вопросам данной темы;
- реферат на иностранном языке с историческими данными;
- наглядные пособия по данной теме, настенные материалы;
- копии статей из журналов и книг, прочитанных учащимся по данной теме;
- лингвистико - филологическая автобиография ученика;
- филологический дневник;
- работы над ошибками, выполненные в классе и дома;
- задания, составленные самим учащимся по данной теме;
- оригиналы, фотографии и зарисовки по данной теме, сделанные самим учащимся или группой учеников;
- копии текстов и файлов из интернетовских файлов, компьютерных программ и энциклопедий, прочитанных учащимся по данной теме;
- аудио-, видеокассеты с записью выступления учащегося по данной теме на уроке, школьной конференции или семинаре;
- листы самоконтроля с описанием того, что учащийся не понимает по данной теме, почему и в какой помощи нуждается;
- работы из смежных дисциплин и практических ситуаций, в которых учащийся использовал свои знания и умения по данной теме;
- лист целей, которых учащийся хотел бы достигнуть после изучения данной темы, уровень ре6ального достижения и описание причины в случае недостижения целей;
- копии работ учащегося, выполненных в кружках иностранного языка, на разного уровня математических турнирах и олимпиадах, имеющих отношение к данной теме;
- копии электронных записок учащегося, которыми он обменивался с одноклассниками, учителем и другими при выполнении проектов и творческих заданий;
- дипломы, поощрения, награды по данному предмету.
В. Заметки учителя, одноклассников, родителей и др.
- описание результатов наблюдений учителя за данным учащимся на уроках иностранного языка;
- описание интервью, бесед учителя с учащимся;
- листы проверок учителя с комментариями (посещаемость, участие в работе класса, уровень и качество выполнения самостоятельных и контрольных работ;
- копии записок учителя родителям учащегося, другим учителям и т.д.;
- отзывы школьной администрации, общественных организаций, других учителей, одноклассников, родителей, и др. о данном учащемся.
Как оценивать учебное портфолио? Это вопрос достаточно сложен. Прежде всего, содержание: учебного портфолио рекомендуется разбить на следующие категории:
- обязательные (письменные контрольные работы);
- поисковые (исследование сложной проблемы);
- ситуативные (приложение изученного материала в практических ситуациях);
- описательные (ведение дневника, написание сочинения);
- внешние (отзывы учителей).
Далее осуществляется процентное распределение общей оценки по отдельным категориям: обязательная категория—40%, поисковая—30, ситуативная—15, описательная—10, внешняя—5.
Каковы недостатки учебного портфолио? Оппоненты использования учебных портфолио приводят следующие аргументы: необходимость большой систематической работы по повышению квалификации учителей; проблема учебного времени; отсутствие четкой ориентации в оценке; трудоемкость процесса проверки; организационные трудности по хранению учебных портфолио.
Т.о. внедрение компьютерных технологий, метода проектов и языкового портфолио в образовательный процесс школы в значительной степени могут повысить его эффективность.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Портфолио развитие речи: использование современной педагогической технологии в коррекционно-развивающем обучении.
В статье приводится обоснование необходимости создания адаптированного варианта портфолио для обучающихся с тяжёлыми нарушениями речи, раскрываются особенности адаптированного варианта портфолио, а та...
Педсовет Современные педагогические технологии Как составная часть системы обучения в рамках реализации ФГОС
Каждому учителю необходимо ориентироваться в широком спектре современных инновационных технологий, идей школ, направлений, не тратить время на открытие уже известного. Сегодня быть педагогически грамо...
Презентация к Педсовету" Современные педагогические технологии Как составная часть системы обучения в рамках реализации ФГОС"
Каждому учителю необходимо ориентироваться в широком спектре современных инновационных технологий, идей школ, направлений, не тратить время на открытие уже известного. Сегодня быть педагогически грамо...
Статья по теме: "Модульное обучение как одна из современных педагогических технологий"
Технология модульного обучения вобрала в себя многие черты, особенности и опыт как традиционного, так и инновационного подходов в образовании. Мы выбрали для себя гуманный подход в образов...
Современные педагогические технологии в работе мастера производственного обучения
В данной статье описывается методика использования проблемного обучения для студентов колледжа, обучающихся по профессии «Повар, кондитер» в период их производственной практики....
«Современные педагогические технологии на уроках истории» /Проблемное обучение/
laquo;Современные педагогические технологии на уроках истории»...
Использование современных педагогических технологий в воспитательно-образовательном процессе обучения английскому языку в школе-новостройке
Основной целью обучения иностранному языку на современном этапе является развитие интеллектуальных и творческих способностей учащихся в процессе изучения иноязычной культуры. Механизмом или средством,...