Выступление на ШМО «Выявление и поддержка способностей и талантов у обучающихся через систему дополнительного образования»
статья
В 2020 году запущен и функционирует АИС «Навигатор дополнительного образования Смоленской области», где имеется модуль «Умный навигатор», благодаря которому дети могут определить свои склонности, направление развития и выбрать соответствующие занятия, ДООП в той или иной сфере деятельности.
Наша задача активно включиться в эту работу. Это позволит создать доступную образовательную среду для всех категорий детей, что гарантирует успешность каждого ребенка и обеспечить качественные изменения в региональной системе дополнительного образования детей.
Одарённые дети в дополнительном образовании – это интеллектуальный потенциал для развития самой системы дополнительного образования и в ближайшей перспективе потенциал для развития России.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
vyyavlenie_i_podderzhka_sposobnostey_i_talantov_u_obuchayushchihsya.docx | 16.87 КБ |
Предварительный просмотр:
муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение
Ярцевская средняя школа №4
имени Героя Советского Союза О.А. Лосика
Естественно-математическое направление
Выступление на ШМО
«Выявление и поддержка способностей и талантов у обучающихся через систему дополнительного образования»
Автор:
Булатова Т.Н.,
учитель физики и информатики
2020-2021 учебный год
Выявление и поддержка способностей и талантов у обучающихся
через систему дополнительного образования
Тему одаренных и талантливых детей можно назвать одной из самых интересных и актуальных в современной педагогике и психологии. Никто не станет отрицать, что развитие и становление общества зависит от интеллектуального потенциала людей.
Большую роль в процессе выявления и развития детской одаренности играют учреждения дополнительного образования детей, которые компенсируют дефициты в предметных областях, предоставляя каждому ребенку возможность выбора образовательной области, профиля, программ.
Личностно-деятельностный характер образовательного процесса в дополнительном образовании позволяет решать одну из основных задач – выявление, развитие и поддержка одаренных детей.
Выявление педагогом-психологом одарённых детей – достаточно сложная задача, но это не является единственной трудностью в сегодняшних реалиях. Сложность заключается ещё и в том, что в ряде организаций дополнительного образования детей упразднена должность психолога на настоящий момент в 8-ми учреждениях дополнительного образования Смоленской области работает всего 12 педагогов-психологов Ельнинский, Дорогобужский, Сафоновский, Шумячский, Ярцевский районы, г. Смоленске). Поэтому диагностические процедуры по выявлению одарённости проводят сами педагоги дополнительного образования.
В основе системы выявления и отслеживания результатов развития одарённого ребенка лежат следующие направления работы:
– выявление одаренных и талантливых детей через анализ особых
успехов; диагностика потенциальных возможностей;
– помощь в самореализации творческой направленности, создание
ситуации успеха и уверенности;
– контроль развития познавательной деятельности, тематический
контроль знаний в рамках учебной деятельности;
– контроль обязательного участия в конкурсах разного уровня;
– психологическое сопровождение родителей одаренных детей,
совместная практическая деятельность родителей и одаренного ребенка;
– психологическое сопровождение преподавателей, работающих с
одаренными детьми, проведение обучающих семинаров.
Для выявления одаренных детей используются все возможные источники информации о ребенке, собранные в его портфолио: отзывы и мнения педагогов, родителей, сверстников; анализ особых успехов и достижений; результаты олимпиад, конкурсов и т. п. Результаты выявления необходимы для выработки стратегии дальнейшего обучения и сопровождения одаренного ребенка.
Сама система отслеживания ведется на трех уровнях:
– руководители образовательной организации
– педагогические работники;
– родители (законные представители).
Основа деятельности педагогических работников по отслеживанию и сопровождению одаренного ребенка:
– наблюдение в процессе учебной деятельности;
– повышение познавательного интереса к сфере деятельности
посредством применения современных педагогических технологий;
– вовлечение детей в интеллектуальные игры, проекты,
исследовательскую деятельность;
– проведение диагностических тестов, анкетирования;
– составление интеллектуального «портрета ученика», а затем его
«индивидуального маршрута»;
– составление перспективного плана развития с указанием в каких
конкурсах, олимпиадах должен принять участие ребенок в следующем году;
– ежегодный анализ результативности деятельности ребенка,
фиксирование его достижений в листе достижений;
– фиксация результатов в базе данных;
– наблюдение динамики развития учащегося;
– выстраивание траектории индивидуальных занятий для поддержания его на высоком уровне.
В системе дополнительного образования применяются следующие формы обучения одаренных детей:
1) индивидуальное обучение или обучение в малых группах;
2) работа по исследовательским и творческим проектам в режиме
наставничества (в лице ученого, деятеля культуры и т. п.);
3) очно-заочные школы;
4) каникулярные сборы, лагеря отдыха;
5) мастер-классы;
6) творческие лаборатории;
7) система творческих конкурсов, фестивалей, олимпиад,
соревнований;
8) научно-практические конференции, семинары, форумы, слеты и др.
Таким образом в работе с одаренными и талантливыми детьми можно выделить несколько составляющих:
– выявление талантливых и одаренных детей;
– предоставление права выбора ребенку и его родителям сферы
деятельности, что влечет за собой спектр дополнительных образовательных услуг и вариативность ДООП;
– применение личностно-ориентированного подхода к обучению одаренных детей;
– формирование в одаренном ребенке психологии лидера (но осторожно чтобы это не привело к появлению «звездной болезни»), так как он должен не стесняться показывать свои способности, не боятся выражать свои мысли, хотя бы потому, что они нестандартны и не имеют аналогов.
Все выше обозначенное не может состояться если не будут созданы условия для формирования развивающей образовательной среды, которая способствовала бы выявлению, раскрытию и наиболее оптимальному проявлению, и дальнейшему развитию творческой природы ребенка.
Сегодня мотивирующая развивающая образовательная среда в системе дополнительного образования создана и в дальнейшем будет развиваться благодаря региональному проекту «Успех каждого ребенка» национального проекта «Образование».
В 2020 году запущен и функционирует АИС «Навигатор дополнительного образования Смоленской области», где имеется модуль «Умный навигатор», благодаря которому дети могут определить свои склонности, направление развития и выбрать соответствующие занятия, ДООП в той или иной сфере деятельности.
Наша задача активно включиться в эту работу. Это позволит создать доступную образовательную среду для всех категорий детей, что гарантирует успешность каждого ребенка и обеспечить качественные изменения в региональной системе дополнительного образования детей.
Одарённые дети в дополнительном образовании – это интеллектуальный потенциал для развития самой системы дополнительного образования и в ближайшей перспективе потенциал для развития России.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Воспитание школьников через систему дополнительного образования
Система дополнительного образования создает условия для творчества детей, их гражданского становления, формирования активной жизненной позиции, воспитания у школьников любви к родному краю, ведет к по...
Статья "Профилактика безнадзорности детей «группы риска» через систему дополнительного образования в школе".
Статья на тему "Профилактика безнадзорности детей "группы риска" через систему дополнительного образования в школе....
Статья "Профилактика безнадзорности детей «группы риска» через систему дополнительного образования в школе".
Статья на тему "Профилактика безнадзорности детей "группы риска" через систему дополнительного образования в школе....
Организация внеурочной деятельности через систему дополнительного образования
Отче о работе театрального кружка....
Психолого-педагогическое сопровождение формирования жизненно-необходимых навыков у детей через систему дополнительного образования
«Для чего рождается человек? Человек рождается для того, чтобы быть счастливым, сделать других счастливыми» - этот афоризм древнего мыслителя и философа Китая Конфуция не утрачивает своей ...
Формирование экологической культуры обучающихся через систему дополнительного образования школы 2009 г.
Статья из сборника Экологическое образование для устойчивого развития: Теория и педагогическая реальность : Материалы Х Юбилейной Всероссийской научно-практической конференции / Под ред. Г.С. Камерило...
Повышение качества образования и воспитания через систему дополнительного образования
Обобщение опыта преподавания...