Выступление на ШМО «Выявление и поддержка способностей и талантов у обучающихся через систему дополнительного образования»
статья

Булатова Татьяна Николаевна

В 2020 году запущен и функционирует АИС «Навигатор дополнительного образования Смоленской области», где имеется модуль «Умный навигатор», благодаря которому дети могут определить свои склонности, направление развития и выбрать соответствующие занятия, ДООП в той или иной сфере деятельности.

Наша задача активно включиться в эту работу. Это позволит создать доступную образовательную среду для всех категорий детей, что гарантирует успешность каждого ребенка и обеспечить качественные изменения в региональной системе дополнительного образования детей.

Одарённые дети в дополнительном образовании – это интеллектуальный потенциал для развития самой системы дополнительного образования и в ближайшей перспективе потенциал для развития России.

Скачать:


Предварительный просмотр:

муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение

Ярцевская средняя школа №4

имени Героя Советского Союза О.А. Лосика

Естественно-математическое направление

Выступление на ШМО

«Выявление и поддержка способностей и талантов у обучающихся через систему дополнительного образования»

Автор:

Булатова Т.Н.,

учитель физики и информатики

2020-2021 учебный год

Выявление и поддержка способностей и талантов у обучающихся

через систему дополнительного образования

Тему одаренных и талантливых детей можно назвать одной из самых интересных и актуальных в современной педагогике и психологии. Никто не станет отрицать, что развитие и становление общества зависит от интеллектуального потенциала людей.

Большую роль в процессе выявления и развития детской одаренности играют учреждения дополнительного образования детей, которые компенсируют дефициты в предметных областях, предоставляя каждому ребенку возможность выбора образовательной области, профиля, программ.

Личностно-деятельностный характер образовательного процесса в дополнительном образовании позволяет решать одну из основных задач – выявление, развитие и поддержка одаренных детей.

Выявление педагогом-психологом одарённых детей – достаточно сложная задача, но это не является единственной трудностью в сегодняшних реалиях. Сложность заключается ещё и в том, что в ряде организаций дополнительного образования детей упразднена должность психолога на настоящий момент в 8-ми учреждениях дополнительного образования Смоленской области работает всего 12 педагогов-психологов Ельнинский, Дорогобужский, Сафоновский, Шумячский, Ярцевский районы, г. Смоленске). Поэтому диагностические процедуры по выявлению одарённости проводят сами педагоги дополнительного образования.

В основе системы выявления и отслеживания результатов развития одарённого ребенка лежат следующие направления работы:

– выявление одаренных и талантливых детей через анализ особых

успехов; диагностика потенциальных возможностей;

– помощь в самореализации творческой направленности, создание

ситуации успеха и уверенности;

– контроль развития познавательной деятельности, тематический

контроль знаний в рамках учебной деятельности;

– контроль обязательного участия в конкурсах разного уровня;

– психологическое сопровождение родителей одаренных детей,

совместная практическая деятельность родителей и одаренного ребенка;

– психологическое сопровождение преподавателей, работающих с

одаренными детьми, проведение обучающих семинаров.

Для выявления одаренных детей используются все возможные источники информации о ребенке, собранные в его портфолио: отзывы и мнения педагогов, родителей, сверстников; анализ особых успехов и достижений; результаты олимпиад, конкурсов и т. п. Результаты выявления необходимы для выработки стратегии дальнейшего обучения и сопровождения одаренного ребенка.

Сама система отслеживания ведется на трех уровнях:

– руководители образовательной организации

– педагогические работники;

– родители (законные представители).

Основа деятельности педагогических работников по отслеживанию и сопровождению одаренного ребенка:

– наблюдение в процессе учебной деятельности;

– повышение познавательного интереса к сфере деятельности

посредством применения современных педагогических технологий;

– вовлечение детей в интеллектуальные игры, проекты,

исследовательскую деятельность;

– проведение диагностических тестов, анкетирования;

– составление интеллектуального «портрета ученика», а затем его

«индивидуального маршрута»;

– составление перспективного плана развития с указанием в каких

конкурсах, олимпиадах должен принять участие ребенок в следующем году;

– ежегодный анализ результативности деятельности ребенка,

фиксирование его достижений в листе достижений;

– фиксация результатов в базе данных;

– наблюдение динамики развития учащегося;

– выстраивание траектории индивидуальных занятий для поддержания его на высоком уровне.

В системе дополнительного образования применяются следующие формы обучения одаренных детей:

1) индивидуальное обучение или обучение в малых группах;

2) работа по исследовательским и творческим проектам в режиме

наставничества (в лице ученого, деятеля культуры и т. п.);

3) очно-заочные школы;

4) каникулярные сборы, лагеря отдыха;

5) мастер-классы;

6) творческие лаборатории;

7) система творческих конкурсов, фестивалей, олимпиад,

соревнований;

8) научно-практические конференции, семинары, форумы, слеты и др.

Таким образом в работе с одаренными и талантливыми детьми можно выделить несколько составляющих:

– выявление талантливых и одаренных детей;

– предоставление права выбора ребенку и его родителям сферы

деятельности, что влечет за собой спектр дополнительных образовательных услуг и вариативность ДООП;

– применение личностно-ориентированного подхода к обучению одаренных детей;

– формирование в одаренном ребенке психологии лидера (но осторожно чтобы это не привело к появлению «звездной болезни»), так как он должен не стесняться показывать свои способности, не боятся выражать свои мысли, хотя бы потому, что они нестандартны и не имеют аналогов.

Все выше обозначенное не может состояться если не будут созданы условия для формирования развивающей образовательной среды, которая способствовала бы выявлению, раскрытию и наиболее оптимальному проявлению, и дальнейшему развитию творческой природы ребенка.

Сегодня мотивирующая развивающая образовательная среда в системе дополнительного образования создана и в дальнейшем будет развиваться благодаря региональному проекту «Успех каждого ребенка» национального проекта «Образование».

В 2020 году запущен и функционирует АИС «Навигатор дополнительного образования Смоленской области», где имеется модуль «Умный навигатор», благодаря которому дети могут определить свои склонности, направление развития и выбрать соответствующие занятия, ДООП в той или иной сфере деятельности.

Наша задача активно включиться в эту работу. Это позволит создать доступную образовательную среду для всех категорий детей, что гарантирует успешность каждого ребенка и обеспечить качественные изменения в региональной системе дополнительного образования детей.

Одарённые дети в дополнительном образовании – это интеллектуальный потенциал для развития самой системы дополнительного образования и в ближайшей перспективе потенциал для развития России.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Воспитание школьников через систему дополнительного образования

Система дополнительного образования создает условия для творчества детей, их гражданского становления, формирования активной жизненной позиции, воспитания у школьников любви к родному краю, ведет к по...

Статья "Профилактика безнадзорности детей «группы риска» через систему дополнительного образования в школе".

Статья на тему "Профилактика безнадзорности детей "группы риска" через систему дополнительного образования в школе....

Статья "Профилактика безнадзорности детей «группы риска» через систему дополнительного образования в школе".

Статья на тему "Профилактика безнадзорности детей "группы риска" через систему дополнительного образования в школе....

Психолого-педагогическое сопровождение формирования жизненно-необходимых навыков у детей через систему дополнительного образования

«Для чего рождается человек? Человек рождается для того, чтобы быть счастливым, сделать других счастливыми» - этот афоризм древнего мыслителя  и философа Китая Конфуция не утрачивает своей ...

Формирование экологической культуры обучающихся через систему дополнительного образования школы 2009 г.

Статья из сборника Экологическое образование для устойчивого развития: Теория и педагогическая реальность : Материалы Х Юбилейной Всероссийской научно-практической конференции / Под ред. Г.С. Камерило...