Доклад "Воспитание мотивации у обучающихся на уроках русского языка"
статья

Прокопьева Лилия Халиловна

Доклад "Воспитание мотивации у обучающихся на уроках русского языка"

Скачать:


Предварительный просмотр:

Воспитание мотивации обучающихся

на уроках русского языка и чтения

 «Обучение должно приносить радость познания, радость общения.

Любой ребёнок – личность, каждому нужно почувствовать радость успеха.

А радость обязательно вызовет интерес к учению»

   Французский писатель Анатоль Франс сказал: «Учиться надо весело. Чтобы переваривать знания, надо поглощать их с аппетитом».

А чтобы обучение приносило радость познания и  знания поглощались с аппетитом, каждый учитель дожжен создать ситуацию успеха на каждом своем уроке.

Большое значение ситуации успеха отводили ученые: К.Д. Ушинский, В.А. Сухомлинский, В.А. Сластенин, Г.А. Цукерман, А.С. Белкин и другие.

Первой заповедью воспитания К.Ушинский считал необходимость дать детям радость труда, успеха в учении, пробудить в их сердцах чувство гордости и собственного достоинства за свои достижения.

В.Сухомлинский  главным смыслом деятельности учителя считал необходимость создать каждому ученику ситуацию успеха. Чтобы раскрыть важность понятия «ситуация успеха» можно вспомнить слова В.Сухомлинского: «Если ребенок не видит  успехов в воем труде,  огонек жажды знаний гаснет, в детское сердце образуется льдинка, которую не растопить никакими стараниями до тех пор. Пока огонек опять не загорится… Дать детям радость труда, радость успеха в обучении, пробудить в их сердцах чувство гордости, собственного достоинства – это первая заповедь воспитания. В наших школах не должно быть несчастных детей – детей, душу которых гложет мысль, что они ни на что не способны. Успех в учении – единственный источник внутренних сил ребенка, рождающих энергию для преодоления трудностей, желание учиться».

  А что же такое успех? С педагогической точки зрения ситуация успеха – это такое целенаправленное, организованное сочетание условий, при которых создается возможность достичь значительных результатов в деятельности как отдельно взятой личности, так и коллектива в целом.

В.А.Сухомлинский считал, что «ребенок должен быть убежден, что успехами он обязан, прежде всего, самому себе. Помощь учителя, какой бы эффективной она ни была, все равно должна быть скрытой. Стоит учащимся почувствовать, что открытие сделано с подачи учителя… радость успеха может померкнуть».

Создание успеха – это одно из условий гуманизации процесса обучения.

Надежным путем создания ситуации успеха является дифференцированный подход к определению содержания деятельности и характеру помощи, учащимся при ее осуществлении. Именно поэтому в последние годы огромное влияние уделяется индивидуальной и сниженной программе, которые применятся для детей, испытывающих трудности в обучении.

Например, для формирования алгоритма самооценки на уроках предлагаются такие задания, записанные на доске:

- Что тебе нужно было сделать?

- Удалось тебе это?

- Ты сделал все правильно или есть недочеты?

- Ты написал сам или тебе кто-то помог?

- Сейчас мы вместе с … учились оценивать работу.  ……И т.д

    Для того, чтобы процесс обучения был интересен для учащихся, каждый преподаватель использует различные методы и приемы, технологии. Например, использование элементов игры на уроках. Игровая деятельность как элемент урока может применяться на любом его этапе – от проверки домашнего задания до обобщения. Игра способствует возникновению интереса, делает процесс обучения более эффективным.

     Например, если повторение пройденного материала вызывает затруднения, можно использовать такой элемент игры как кроссворд или необычное введение в тему урока.

Ситуация успеха имеет большое значение в работе с детьми с ОВЗ. У них практически отсутствует мотивация учения.

Эти дети отвлекаются на уроке, особенно на этапах, требующих усилий и сосредоточения, порой слабо реагируют на плохие оценки. У детей нет готовности к напряженной интеллектуальной деятельности; наблюдаются все формы уклонения от активной мыслительной работы.

У отстающих детей складывается иной тип отношения к учению (уход от активной работы, боязнь трудностей, преобладает не стремление учиться, чтобы узнать новое, а отрицательные эмоции и мотивация избежания) и особые варианты учебной работы - выполнение отдельных стереотипных действий без понимания учебной задачи и должного уровня самоконтроля и самооценки.

Соответственно, общий смысл формирования состоит в том, что мне желательно переводить учащихся с уровней отрицательного и безразличного отношения к учению к зрелым формам положительного отношения к учению – действенному, осознанному и ответственному.

Воспитанию положительной мотивации учения и созданию ситуации успеха способствуют:

  • общая атмосфера в школе, классе (спокойный тон, установка на успех, физминутки);
  • участие ученика в коллективистических формах организации разных видов деятельности (взаимопроверка, взаимопомощь, групповая работа, игровая деятельность);
  • отношения сотрудничества учителя и учащегося;
  • занимательное изложение, необычная форма преподавания материала, вызывающая удивление у учащихся (уроки-игры, кроссворды, применение мультимедийного сопровождения);
  • эмоциональность речи;
  • познавательные игры, ситуация спора и дискуссии;
  • анализ жизненных ситуаций (изучение любого произведения по литературе соотносить с современностью).

Учить должен умело применять поощрения и порицания.  

Существует много методов формирования мотивации на отдельных этапах урока.

Например, на начальном этапе урока можно актуализировать мотивы предыдущих достижений ("мы хорошо поработали над предыдущей темой"), вызывать мотивы относительной неудовлетворенности ("но не усвоили еще одну важную сторону этой темы"), усилить мотивы ориентации на предстоящую работу ("а между тем для вашей будущей жизни это будет необходимо: например в таких-то ситуациях"), усилить непроизвольные мотивы удивления, любознательности.

Создание ситуации успеха может сыграть большую роль перед написанием контрольного диктанта.

- На этом уроке у вас будет прекраснейшая возможность показать, насколько хорошо вы усвоили предыдущую тему. От вас требуется во время проведения диктанта умение внимательно слушать и своевременно применять известные вам правила. Вас ждет успех!

При анализе диктанта также можно создать ситуацию успеха. Итак, мы сегодня анализируем результаты контрольного диктанта. Подумайте и определите, устраивают ли вас данные контрольной работы. И сейчас уже определите для себя, каких результатов вы ждете от следующего диктанта, и каким образом вы их добьетесь. Запомните, терпение и труд все перетрут!

Дети с ОВЗ любят такой вид работы, как взаимопроверка.  У них невольно создается ситуация успеха, имеющая положительную роль.

При этапе завершения урока важно, чтобы каждый ученик вышел из деятельности с положительным, личным опытом и чтобы в конце урока возникала положительная установка на дальнейшее учение. Главным здесь является усиление оценочной деятельности самих учащихся в сочетании с отметкой учителя. Бывает важным показать ученикам их слабые места, чтобы сформировать у них представление о своих возможностях. Это сделает их мотивацию более адекватной и действенной.

В рамках урока осуществляется индивидуальный подход к формированию мотивации детей.

При коррекционной работе надо начинать с таких ее целей, которые могут быть достижимы за относительно короткое время (недели), что поможет ученику и учителю быстро увидеть первые результаты. В целом формирование мотивации учения и умения учиться у учеников включает следующие направления: прежде всего восстановление положительного отношения к учению и к отдельным учебным предметам и занятиям, для чего решать с этими учениками доступных им задач, поддерживающих их уверенность в успехе, подкреплять даже маленькие удачи, создавать условия для положительных переживаний успеха, часто спрашивать, терпеливо выслушивать.

Кроме того, у детей с ОВЗ важно укреплять собственное умение учиться: устранять пробелы в знаниях, расширять запас знаний и развивать знания по всем их параметрам (полнота, системность, гибкость, действенность и прочность).

Вследствие такой системы работы у учащихся повышается уровень комфортности и снижается уровень тревожности на уроках письма и чтения, тем самым повышается ситуация успеха.

Создание ситуации успеха позволяет замотивировать ребят на активную работу во время урока. Нужно приучать детей во время фронтального опроса отвечать, начиная словами: «Я знаю, что..», «Я уверен, что…» и др.  Это позволяет ученикам повышать уверенность в своих знаниях.

Для создания ситуации успеха можно ставить отметку “в кредит”. Это шанс для ученика проявить себя и доказать свою состоятельность. Важно дать понять, что учитель верит в него, есть все возможности для достижения успеха, необходимо только что-то сделать по-другому, стараться чуть больше.

В ситуации «радость успеха» важен не столько результат, сколько путь к нему, те маленькие открытия, которые ученик сделал. Помогает в создании таких ситуаций использование в работе проблемных ситуаций. На уроках чтения ученик может найти ответ на вопросы, он многого может достичь, он может быть успешен. И пусть это маленькое открытие не всегда подкреплено чётким ответом, пусть ученик ещё не может грамотно сформулировать свою мысль, но процесс пошёл. И за это обязательно надо похвалить и помочь выразить словами зародившуюся догадку, предположение, мысль.

Чтобы на уроке  ситуация успеха стала нормой, нужно придерживаться  следующих правил:

-Не наказывать отрицательной отметкой, грубой критикой в адрес  ученика.

-Подбадривать за малейший успех, одобрять за малейшую победу в соревновании с самим собой или другими учащимися, за помощь другим , чтобы радость победы была нравственной.

-Своевременно отметить успехи и достижения учеников во всех видах деятельности . Особенно важно делать это публично, чтобы все знали о поощрении именно данного ученика.

-Использовать на определенном этапе обучения более дифференцированную систему оценок: поощрительная оценка за старание, за усилия, прилежание, за неожиданный, хотя и слабый ответ слабоуспевающего ученика, и оценки за качество результата.

-Применять на уроках задания, предполагающие соревновательность, развивающие сообразительность и догадку, содержащих творческие элементы. Ведь ученик, даже не обладающий выраженными способностями, возможно, хорошо рисует, быстро считает и т д.

  Исходя из вышеизложенного, можно сделать вывод, чтобы эффективность урока была «отличной» надо создать увлекательный урок. Наибольший активизирующий эффект на уроках дают ситуации, в которых обучаемые должны:

 - самостоятельно объяснять окружающие явления и процессы;

 - отстаивать своё мнение;

 - принимать участие в дискуссиях и обсуждениях;

 - задавать вопросы своим товарищам;

- оценивать ответы и письменные работы товарищей;

- объяснять более слабым ученикам непонятные задания.

        В наших руках возможность создать на уроке такую атмосферу, в которой дети будут чувствовать себя успешно, комфортно, а  для успеха не важен наш возраст, и положение! Все зависит только от нас.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Из опыта работы по теме "Мотивация учебной деятельности обучающихся на уроках русского языка"

Представлен самоанализ работы по теме "Повышение  мотивации учебной деятельности обучающихся на уроках русского языка"...

Формы и методы повышения мотивации обучающихся на уроках русского языка

В статье описывается опыт работы по повышению мотивации обучающихся, приводится план-конспект и презентация к уроку "Фразеологизмы"...

Формы и методы повышения мотивации обучающихся на уроках русского языка

В  статье  описываются цели, задачи, формы, методы  повышения  мотивации  обучающихся  к  изучению  русского  языка...

Выступление на педагогическом совете "Новые формы и методы повышения мотивации обучающихся на уроках русского языка и литературы"

Выступление на педагогическим совете "Новые формы и методы повышения мотивации обучающихся на уроках русского языка и литературы"...

Формирование учебно-познавательной мотивации обучающихся на уроках русского языка и литературы через технологию критического мышления (5-11 класс)

Формирование учебно-познавательной мотивации обучающихся на уроках русского языка и литературы через технологию критического мышления (5-11 класс)...

Мотивация обучающихся на уроках русского языка и литературы

Материал предназначен для выступления на педагогическом педсовете....

Выступление на педагогическом совете «Реализация методов стимулирования мотивации у глухих обучающихся на уроках русского языка и литературы»

Выступление из опыта работы: " Реализация методов стимулирования мотивации у глухих обучающихся на  уроках русского языка и литературы"...