Выступление на педагогическом совете «Реализация методов стимулирования мотивации у глухих обучающихся на уроках русского языка и литературы»
учебно-методический материал по русскому языку на тему
Выступление из опыта работы: " Реализация методов стимулирования мотивации у глухих обучающихся на уроках русского языка и литературы"
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
vystupl._pedsov.docx | 25.21 КБ |
Предварительный просмотр:
ГКОУ «Горбатовская областная специальная (коррекционная)
общеобразовательная школа-интернат для глухих и позднооглохших детей»
Выступление на педагогическом совете
«Реализация методов
стимулирования мотивации
у глухих обучающихся
на уроках русского языка и литературы»
Подготовила
учитель русского языка
Федотова С.В.
Февраль,2018 год
Стимулом в психологии называют внешнее побуждение человека к активной деятельности. Поэтому стимулирование - это фактор деятельности учителя. В самом названии “методы стимулирования и мотивации” находит отражение единство деятельности учителя и учащихся: стимулов учителя и изменение мотивации школьников.
На уроках русского языка и литературы формируются творческие способности обучающихся, поэтому основная цель обучения может быть достигнута тогда, когда в процессе обучения будет сформирован интерес к знаниям. Наличие познавательных интересов способствует росту активности обучающихся на уроках, формированию познавательных мотивов обучения.
Организация учебной деятельности должна основываться на использовании разнообразных форм и методов обучения на уроках русского языка и литературы, чтобы повысить мотивацию у обучающихся. Традиционный урок по-прежнему занимает ведущее место в организации учебного процесса.
Для того чтобы повысить мотивацию обучающихся необходимо использовать весь арсенал методов организации и осуществления учебной деятельности:
- словесные
- наглядные и практические методы
- репродуктивные и поисковые методы
- методы самостоятельной учебной работы и работы под руководством учителя.
1) Рассказ, лекция, беседа позволяют разъяснять учащимся значимость учения, как в общественном, так и в личностном плане - для получения желаемой профессии, для активной общественной и культурной жизни в обществе. Яркий, образный рассказ невольно приковывает внимание учеников к теме урока.
2) Общеизвестно стимулирующее влияние наглядности, которая повышает интерес школьников к изучаемым вопросам, возбуждает новые силы, позволяющие преодолеть утомляемость. Ученики, особенно мальчики, позволяют повышенный интерес к практическим работам, которые в этом случае выступают в роли стимуляторов активности в учении.
3) Ценным стимулирующим влиянием обладают проблемно-поисковые методы в том случае, когда проблемные ситуации находятся в зоне реальных учебных возможностей школьников, т.е. доступны для самостоятельного разрешения. В этом случае мотивом учебной деятельности учащихся является стремление решить поставленную задачу.
4) Неизменно воодушевляет школьников введение в учебный процесс элементов самостоятельной работы, если, конечно, они обладают необходимыми умениями и навыками для ее успешного выполнения. В данном случае у учащихся появляется стимул к выполнению задания правильно и лучше, чем у соседа.
В обучении русскому языку и литературе особую роль играет метод наглядности. Правильное использование наглядности на уроках способствует формированию четких представлений о правилах и понятиях, содержательных понятий, развивает логическое мышление и речь, помогает на основе рассмотрения и анализа конкретных явлений прийти к обобщению, которые затем применяются на практике. Для предмета русский язык значимы элементы наглядно-изобразительного материала, такие как предметные картинки, картинки, которые используются при составлении предложений и текстов различных типов речи, таблицы по пунктуации и орфографии.
На уроках литературы используются портреты писателей и поэтов, иллюстративный материал к изучаемым произведениям. Наглядный материал могут сделать и сами ребята. Сделать уроки русского языка и литературы красочными и познавательными часто помогают выставки рисунков, использование кроссвордов, ребусов, шарад, тестов, схем.
Использование на уроках современных информационных технологий способствуют повышению учебной мотивации обучающихся. Компьютер используется с самыми разными целями: как средство обучения, источник информации, способ диагностирования учебных возможностей учащихся, средство контроля и оценивания качества обучения, для проведения интегрированных уроков. С точки зрения учащегося проект – это возможность делать что-то интересное самостоятельное, в группе, самому. На уроках русского языка школьники могут выполнять разные проекты: создание словарей, схем, сообщения по истории слов, фразеологизмов, сочинения на лингвистические темы и многое другое.
Уроки литературы должны быть яркими, эмоциональными, с привлечением большого иллюстрированного материала, с использованием аудио и видеосопровождений. Всем этим может обеспечить компьютерная техника с ее мультимедийными возможностями. На уроках литературы также активно используются презентации, просмотр фильмов.
Внедрение новых информационных технологий в учебный процесс позволяет активизировать процесс обучения, реализовать идеи развивающего обучения, повысить темп урока, увеличить объем самостоятельной работы учащихся.
Многие великие педагоги особое внимание уделяли методу игры. Игровые задания положительно влияют на развитие смекалки, находчивости, сообразительности. Многие игры требуют не только умственных, но и волевых усилий: организованности, выдержки, умения соблюдать правила игры.
Игровая учебная деятельность :
Игра «Классификация». Можно соревноваться двум командам или играть просто так, не соперничая. Классифицировать можно самые разные множества: ошибки в диктанте, любой список слов, книги на полке, предметы в школьном расписании, литературных героев. Главное – чтобы множество было всем известно и четко ограничено.
Игра «Продолжить ряд». Нужно продолжить ряд, догадавшись, какая закономерность лежит в его основе. Ответ нужно пояснить.
Вот пример: ряд О, Д, Т…(?) Ответ: Ч (даны первые буквы числительных по порядку: один, два, три…четыре).
Медведи, сестры, поросята… Ответ: например, мушкетеры (слово, которое вместе с числительным три образует название художественного произведения).
Игра « Четвертый лишний». В каждом ряду из четырех элементов нужно назвать лишний – тот, у которого нет качества, характерного для всех остальных.
- крик, кричать, квакать, кукарекать (имя существительное)
- золото, ураган, молоко, болото (не содержит полногласных сочетаний)
- лебедь, воробей, ворона, попугай (остальные мужского рода).
Игра «Знаете ли вы, что…?» - эффективный прием на уроках
русского языка и литературы помогающий настроить обучающихся
на работу, заинтересовать изучаемой темой.
Прием «Закончи предложение». Цель: формирование умения
оценивания изучаемого объекта, высказать свое собственное суждение и
отношение. Например, «самым интересным на занятии для меня было…».
«Взаимоопрос» – ученики опрашивают друг друга.
Коллективная учебная деятельность. Организация работы в группах:
«Лови ошибку» (ученики получают серию цитат со ссылкой на авторов. Определяют, в каком случае цитата не могла принадлежать данному автору. Доказывают свое мнение).
«Мозговой штурм» (предложите идею оригинального памятника Мцыри. Обсуждение идей позволяет еще раз вспомнить и проанализировать характер героя, события его жизни).
«Театрализация». Благодатный прием на уроках литературы, ведь, чтобы понять, как играть того или иного героя, необходимо “почувствовать” героев, эпоху создания произведения.
Методы (приёмы) повышения мотивации школьников при закреплении изученного материала.
На уроках литературы:
- различные виды пересказов (подробный, краткий, выборочный, пересказ от другого лица)
- рассказ по иллюстрации,
- рассказ с введением цитат из произведений,
- рассказ-характеристика, в процессе которого демонстрируется умение учащихся вводить в рассказ описание портрета, умение объяснять, мотивировать поступки героя, его взаимоотношения с другими лицами.
На уроках русского языка:
- творческое списывание,
- творческие диктанты,
- сочинения по опорным словам,
- изложения с заданием оценить определённую ситуацию,
- беседы с учащимися,
- диктанты с речевыми ошибками,
- эстафеты,
- различные игры ,
-разнообразные упражнения,
- задания с элементами проблемности,
- орфографические диктанты,
-творческие задания на уроках литературы:
а) по опорным словам составить небольшой текст,
б) создать словесный портрет героя,
в) использовать элементы театрализации,
г) составить логическую цепочку,
д) выписать из учебника литературы цепочку слов, помогающих понять, как происходит становление личности поэта.
На уроках русского языка:
приём"Верные и неверные утверждения"
приём "Да, нет"
приём "Лови ошибку"
приём"Найди ошибку"
приём "Напиши правильно"
приём "Найди имена существительные в данном отрывке"
приём "Закрепления материала по таблице"
-индивидуальные задания,
- групповые задания,
-устные разминки,
- разминки со словами ( синонимические и антонимические)
- практические ситуации,
- задания:
- угадай слово по его описанию ( например: шляпка на ножке – гриб),
- записать ключевые слова, которые являются важными в изученном
материале.
Приёмы при контроле знаний обучающихся.
Основным приёмом при контроле знаний является самостоятельная работа. Она может иметь разные виды:
- работа с контрольным листом,
- задание: запиши определение, …
- Приём «Взаимопроверка»
Ребята обмениваются тетрадями и по полученным ключам ставят оценки.
- диктант « Проверь себя»,
- работа с таблицей,
- контрольный тест,
- мини-контрольная ,
- зачёт (устный, письменный)
- работа с карточками контроля,
- работа по образцу.
Очень эффективными являются различные виды опроса (индивидуальный, фронтальный, выборочный).
В качестве контроля на уроках литературы можно проводить литературные конкурсы
( на лучший монолог, диалог и т.д.)
-инсценирование,
- чтение по ролям,
-составление кроссвордов,
-составление таблиц,
-составление схем,
-составление характеристики героя.
Составление синквейнов (данный прием можно применять и на уроках русского языка и литературы).
Прием «Рефлексивные вопросы».
Применяется на стадии рефлексии в конце урока. Набор рефлексивных вопросов:
1.Что показалось вам сегодня трудным?
2. Что в изученном сегодня для вас самое главное?
3. Что было самым интересным на уроке?
4. Какие новые мысли, чувства у вас появились?
Таким образом, учение только тогда станет для детей радостным и привлекательным, когда они сами будут учиться: проектировать, конструировать, исследовать, открывать, т.е. познавать мир в подлинном смысле этого слова. Познание через напряжение своих сил, умственных, физических, духовных. А это возможно только в процессе самостоятельной учебно-познавательной деятельности на основе современных педагогических технологий, а также при реализации разнообразных методов и приёмов стимулирования мотивации в обучении.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Реализация технологии проблемного обучения на уроках русского языка и литературы
Работа раскрывает суть технологии проблемного обучения и рассказывает о формах и методах ее реализации....
Педагогический проект "Работа над монологической речью на уроках русского языка и литературы на уроках русского языка как средство развития коммуникативной компетентности учащихся"
В даннатериале можно найти приёмы развития монологической речи учащихся, а также цепочку коммуникативных умений с 5 по 11 класс...
Реализация ФГОС "второго поколения" на уроках русского языка и литературы в 5 классе (выступление на заседании педагогического совета)
В выступлении отмечаются особенности урока русского языка и литературы в условиях реализации ФГОС "второго поколения", его отличия от традиционного урока, основные этапы подготовки и проведения ...
Доклад для выступления на педагогическом совете «Осуществление компетентно - деятельностного подхода на уроках русского языка и литературы через технологию проектов»
В концепции модернизации российского образования, утвержденной распоряжением Правительства Российской Федерации говорится: Общеобразовательная школа должна формировать целостную систему универса...
Анализ развития речевой деятельности учащихся при переходе с начальной ступени обучения в следующую (выступление на педагогическом совете школы по вопросу «Преемственность в преподавании русского языка на различных ступенях обучения»)
В соответствии с познавательными установками одной из приоритетных задач школы на современном этапе является формирование у учащихся потребности в овладении знаниями и способами действий с ними. Для д...
Представление педагогического опыта. Применение технологии уровневой дифференциации на уроках русского языка и литературы в условиях реализации компетентностного подхода.
Представление педагогического опыта. Применение технологии уровневой дифференциации на уроках русского языка и литературы в условиях реализации компетентностного подхода. ...
Выступление на педагогическом совете "Формирование регулятивных учебных действий на уроках русского языка".
Формирование регулятивных учебных действий на уроках русского языка и литературы ( из опыта работы)....