Доклад "Участие в конкурсах как самый продуктивный этап в изучении робототехники"
статья

Садыков Гизар Фагимович

         Одним из значимых направлений развития современной техносреды является робототехника. Образовательные возможности робототехники как технической инновации чрезвычайно высоки. В настоящее время в системе дополнительного образования развивается соревновательная робототехника и проектное робототехническое творчество.

        Участие в конкурсах, выставках и соревнованиях развивает непрерывное совершенствование необходимых навыков в конструировании и программировании, укрепляет личностные качества характера, такие как самостоятельность, дисциплинированность, организованность, любознательность, целенаправленность, изобретательность, инициативность. Наравне с этим укрепляются такие качества как чувство товарищества, общительность, ответственность, коммуникабельность.

Скачать:


Предварительный просмотр:

Здравствуйте, меня зовут Садыков Гизар Фагимович, педагог ГБОДОРМ «РЦДОД»,

Стаж работы общий -49 лет

Стаж работы в дополнительном образовании - 40 лет

Стаж работы в данном учреждении - 4 года

объединение «Промробоквантум»

Участие в конкурсах как самый продуктивный этап в изучении робототехники

  1. Современный мир демонстрирует активное взаимодействие техники, производства и науки, что обуславливает резкое возрастание значения творческой активности человека и ее проявлений во всех сферах жизни. Активное внедрение технического обучения на всех ступенях образования подтверждает заинтересованность нашей страны в будущих специалистах, инженерных кадрах. Ростки творческого потенциала важно приметить еще в раннем возрасте ребенка и далее не просто поддерживать, но и развивать. На достижение данной национальной цели Российской Федерации, определенной Президентом России Владимиром Путиным, — обеспечение возможности самореализации и развития талантов направлен национальный проект «Образование».
  2. На территории нашей страны с 2019 года запущен Федеральный проект «Успех каждого ребенка», который направлен на создание и работу системы выявления, поддержки и развития способностей и талантов детей и молодежи. В рамках проекта ведется работа по обеспечению равного доступа детей к актуальным и востребованным программам дополнительного образования, выявлению талантов каждого ребенка и ранней профориентации обучающихся. Образовательная деятельность по дополнительным общеобразовательным программам должна быть направлена, в том числе, на формирование и развитие творческих способностей обучающихся.
  3. Одним из значимых направлений развития современной техносреды является робототехника. Образовательные возможности робототехники как технической инновации чрезвычайно высоки. В настоящее время в системе дополнительного образования развивается соревновательная робототехника и проектное робототехническое творчество.

Участие в конкурсах, выставках и соревнованиях развивает непрерывное совершенствование необходимых навыков в конструировании и программировании, укрепляет личностные качества характера, такие как самостоятельность, дисциплинированность, организованность, любознательность, целенаправленность, изобретательность, инициативность. Наравне с этим укрепляются такие качества как чувство товарищества, общительность, ответственность, коммуникабельность.

  1. Одна из задач объединений поддерживать интерес к техническому творчеству и развивать творческий потенциал каждого ребенка. Этому способствует наличие методической поддержки и материально-технической базы ОУ, которая включает в себя современные образовательные разно уровневые робототехнические наборы, 3D – принтер, техническое оснащение учебного заведения (ноутбуки, программное обеспечение, интерактивные доски
  2. Каждый новый цикл проектной деятельности для меня и детей начинается с лагеря с дневным пребыванием ГБОДОРМ «РЦДОД», в котором у нас запланирована ежедневная работа с робототехническими конструкторами, а итог этой работы защита робототехнического проекта в конце смены.

Этапы работы над проектом:

  • Темы проектов дети выбирают сами – берут из интернета или предлагают сами, или предлагаю я.
  • Анализ робота вместе с обучающимся, выбранного для проекта и решение вопроса можно ли улучшить функционал робота или усложнить программу так чтобы робот стал нетривиальным;(Корнеев Михаил, Неретин Григорий, Осипов Ярослав, Калякулин Александр)
  • Самостоятельная работа ребенка над роботом;
  • Постоянный поиск вариантов модернизации робота
  • Организация взаимопомощи детей друг другу в программировании роботов или поиск ошибок в программе, съемка видео к проекту;
  • Публичная защита и обсуждение проекта, помогающая определить сильные и слабые стороны проекта или получить подсказки для дальнейшего развития проекта;
  • Формирование ситуации успеха;
  • Работа с родителями, для поддержки и подготовки детей к конкурсам и соревнованиям.

На индивидуальном уровне развитие обучающихся происходит в направлении повышения уровня предметных, метапредметных и личностных результатов:

  • Формирования навыков конструирования и программирования;
  • Создание оригинальных роботов, создание дополнительного оборудования, создание инструкций по сборке роботов, создание презентации проекта, съемка видео к проекту
  • Овладения навыками работы с инструментами и техническим оборудованием; (3Д моделирование, лазерная резка различных материалов (изготовление полей для соревнований, приспособлений, использование станка для резки пенопласта)
  • Формирования навыков целеполагания и планирования своего роста в области технического творчества;
  • Создавать условия для того, чтобы ребенок чувствовал свою ценность и гордился своими достижениями.

Конструкторы, которые используются в работе: EV3 14 шт. Makeblok 6 шт, VEX IQ 2шт, VEX EDR V5 - 6 шт, TETRIX 1 шт, СТЕМ Лаборатория, робот с угловой кинематикой – 2шт, OMRON 7M - 1 шт.

  1. По отношению к проведению конкурсов детского технического творчества существуют разные мнения. Сторонники считают, что конкурсы приносят реальную пользу, заключающуюся в общественном признании победителей, в возможности сравнивать творческие достижения других обучающихся и педагогов. Противники указывают на чрезмерную нервную нагрузку, которую испытывают участники конкурсов, на существующую необъективность у членов жюри испытанно на собственном опыте на одном республиканском мероприятии, которое широко освещалось СМИ одному нашему проекту было повышенное внимание зрителей, журналистов, коллег педагогов, а при подведении итогов проект не получил никакой оценки и надо было видеть выражение лиц авторов проекта.

Что мешает успешной проектной деятельности и ее презентации на конкурсах, выставках различного уровня:

  • Постоянные проблемы с организацией выезда обучающихся для участия в мероприятиях с выездом на республиканские соревнования в г. Саранск, г. Ковылкино, г. Краснослободск и др., поэтому приходится привлекать родителей с личным транспортом, иногда идти на нарушение закона (выезжать «под чужим флагом»).
  • Учёт возрастных и индивидуальных особенностей обучающихся. Ребенок младшего школьного возраста, а также застенчивый, должен представлять свой проект хорошо знакомому человеку: своему педагогу или родителю (если есть возможность он должен быть в одном помещении) и это важно потому, что педагог видит, как выступает его воспитанник, что нужно доработать, как выступают другие участники конкурса. Зачастую защита проектов на конкурсах, проводимых МО (РЦДОД), проводятся без педагогов.
  • Робототехнический проект выводит конструктор из пользования другими детьми (теоретически 1 рассчитан на 6-7 человек) и чем сложнее проект, тем на больший промежуток времени

Предложения по дополнительной мотивации обучающихся в области технического творчества проводить республиканский конкурс «Топ 10(20) «Лучший участник технического объединения», «Топ 10(20) «Лучший педагог техническое объединения».

2020-2021 уч. г.

Число мероприятий

уровень мероприятия

число мероприятий

число победителей и призеров

10

муниципальный

1

2

республиканский

7

26

российский

1

8

международный

1

4

Всего: 40 детей

2021-2022 уч. г.

Всего мероприятий

уровень мероприятия

Число мероприятий

число победителей и призеров

16

муниципальный

2

6

республиканский

9

34

российский

5

28

международный

1

3

Всего: 71 детей

2022-2023 уч. г.

Число мероприятий

уровень мероприятия

число мероприятий

число победителей и призеров

27

муниципальный

2

5

республиканский

17

50

российский

5

9

международный

3

8

Всего: 72 детей

2023-2024 уч. г.

Число мероприятий

уровень мероприятия

число мероприятий

число победителей и призеров

21

муниципальный

1

2

республиканский

14

40

российский

5

10

международный

1

2

Всего: 54 детей

Выпускники

  1. Недайборщ Даниил – Санкт-Петербургский политехнический университет Петра Великого
  2. Польдяев Дмитрий Горный университет Санкт-Петербурга императрицы Екатерины I
  3. Попков Михаил – Рузаевский институт машиностроения
  4. Лялин Кирилл - Рузаевский институт машиностроения
  5. Огурцов Никита - МГПУ им. М.Е. Евсевьева
  6. Садыков Марат - МГУ им. Н. П. Огарева
  7. Попков Данила - МГУ им. Н. П. Огарева
  8. Штыренков Андрей - Рузаевский институт машиностроения 
  9. Цыплаков Кирилл - Федеральное государственное автономное образовательное учреждение высшего образования "Национальный исследовательский Нижегородский государственный университет им. Н.И. Лобачевского" (ННГУ)
  10. Кисаров Даниил - МГУ им. Н. П. Огарева
  11. Грачев Денис - Московский государственный технический университет им. Н.Э. Баумана — российский национальный исследовательский университет
  12. Барсток Арсений - НИУ Высшая школа экономики 

РАБОТА ПО ПРОФЕССИОНАЛЬНОМУ РАЗВИТИЮ.

а) Инновационные разработки педагогов (технологии, методики, учебные пособия, дополнительные общеобразовательные программы, авторские методические материалы и т.п.) как результаты инновационной деятельности за последние три года заносятся в таблицу:

Виды разработок

Наименование

Технологии, методики

Учебные пособия

Учебные программы

Дополнительная общеобразовательная (общеразвивающая)

программа «Промробоквантум» 1 год обучения, 2 год обучения, 3 год обучения, 4 год обучения, краткосрочная Дополнительная общеобразовательная (общеразвивающая) программа «Введение в робототехнику»

Авторские дидактические и методические разработки

Методические разработки 2020-2021

  1. «Машина с резиномотором» из конструктора «Fun Block»
  2. «Мотоцикл» из конструктора «Fun Block»
  3. «Механизм для запуска спинера на резиномоторе» из конструктора «Fun Block»
  4. «Самолет «У-2» из конструктора «Fun Block»
  5. «Катапульта для стрельбы шариками для пинг-понга из конструктора «Fun Block»
  6. «Ликующие болельщики» из конструктора «Fun Block»
  7. Разработка положения соревнования «Соревнование по робототехнике, посвященные 78-летию Победы в Великой Отечественной войне среди учащихся образовательных организаций Рузаевского муниципального района «Танковый биатлон».

Методические разработки 2021-2022

  1. Методическая разработка "Метатель теннисных шариков" из конструктора «Fun Block»
  2.  Система хранения датчиков конструктора LEGO Mindstorms EV3 45544
  3. Методическая разработка"Манипулятор с 1 мотором"
  4. Методическая разработка «Ликующие болельщики» из конструктора «Fun Block»
  5. Методическая разработка «Катапульта для стрельбы шариками для пинг-понга из конструктора «Fun block»
  6. Методическая разработка"Сверхдальнобойная катапульта теннисных шариков для пин-понга из конструктора «LEGO Mindstorms EV3 45544»
  7. Методическая разработка"Экскаватор из конструктора "Fun Block"
  8. Методическая разработка: "Самолет "У-2" из конструктора "Fun Block"
  9. Презентация на тему: «Страна LEGO»

Методические разработки 2022-2023

  1. 10. Методическая разработка "Таль"из конструктора «Fun Block»
  2. Методическая разработка «Вертолет» из конструктора «Fun Block»
  3. Методическая разработка «Штангист. Вертикальный жим» из конструктора Lego Mindstorms EV3
  4. Методическая разработка Инструкция по сборке робота «Штангист» из конструктора Lego Mindstorms EV3
  5. Методическая разработка Инструкция по сборке «Качели» из конструктора «Fun Block»
  6. Методическая разработка Инструкция по сборке робота «Велосипедист» из конструктора «Fun Block»
  7. Методическая разработка Инструкция по сборке «Шагающий автомобиль» из конструктора «Fun Block»
  8. Методическая разработка Инструкция по сборке «Машина с резиномотором» (заводная) из конструктора «Fun Block»
  9. Методическая разработка «Катапульта для стрельбы теннисными шариками 2023» из конструктора «Fun Block»
  10. Методическая разработка «Дрожки» из конструктора «Fun Block

Методические разработки 2023-2024

  1. «Ударный механизм для робота футболиста из конструктора Lego Mindstorms EV3» из конструктора Lego Mindstorms Education EV3
  2. «Ударный механизм для робота к соревнованиям «Поло» из конструктора Lego Mindstorms EV3
  3. Инструкция по сборке «Робот Дед мороз 2024 на оленьей упряжке» из конструктора Lego Mindstorms Education EV3
  4. Катапульта для соревнований «Танковый биатлон» из конструктора Lego Mindstorms Education EV3
  5. «Шагающий автомобиль из конструктора «Fun Blok» для учащихся 1-4 классов»
  6. «Качели» из конструктора «Fun Block» для учащихся 1-4 классов»
  7. Викторина «Мы за здоровый образ жизни
  8. Презентация «Техника безопасности в зимние каникулы»


Одним из направлений развития детского технического творчества является организация массовых мероприятий, среди которых особое место занимают конкурсы.

Задача педагога - обеспечить участие способных детей в робототехнических конкурсах и соревнованиях; создать условия для развития инженерного мышления у детей дошкольного возраста; совершенствовать знания, умения и навыки в освоении робототехники.

Роль педагога, разглядеть и раскрыть способность ребёнка, активизировать его познавательный интерес и подвести к достижению высоких результатов.

На основе собственного опыта появился некий алгоритм подготовки детей к конкурсам и соревнованиям:

7. Давать постоянно новый импульс, чтобы ребенок гордился своими достижениями.

8. Формировать и поддерживать уверенность ребенка в себе.

9. Развивать самостоятельность ребенка.

10. Быть для ребенка предсказуемым.

Подготовка к соревнованиям (этапы подготовки):

1. изучить Регламент (требования к конструкции и программе, принцип судейства, руководства для тренера).

2. составить план подготовки (обозначить крайний срок).

3. подобрать идеи решения (свой/чужой опыт, Интернет).

4. проанализировать идеи решения заданий (плюсы и минусы).    

5. сделать эскиз (схема реализации).

6. собрать конструкцию (согласно приоритету): - основные механизмы (проверить работу с помощью программы), - второстепенные механизмы (проверить работу с помощью программы), - составить программу (согласно приоритету). Протестировать и выявить слабые места, исправить программу.

После того, как проект собран, начинается подготовка к выступлению ребят. С помощью тренера составляется план выступления, затем идет репетиция. Чтобы лучше подготовить выступление, родителям предлагается дома расспросить детей об их проекте.

На протяжении всех этапов подготовки родители - активные участники. Они сопровождают ребят на экскурсии, воодушевляют их на творчество, помогают решать организационные вопросы. Во время командных репетиций создаются видеоролики, которые помогают вносить корректировки в выступление. К этим съемкам дети готовятся серьезно, привыкают находиться перед камерами, ведь высока вероятность того, что на соревнованиях их будут снимать.

В результате этих мероприятий воспитанники получают опыт подготовки к соревнованиям, узнают много нового по конструированию и программированию, знакомятся с дополнительной информацией по теме проекта, расширяют свой кругозор, получают навыки командной работы, приобретают новых друзей. У педагогов тоже есть результаты: опыт подготовки к соревнованиям повышает квалификацию, обмен опытом.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

проект "Школьный конкурс "Наш самый классный коллектив"

Проект "Наш самый классный коллектив" направлен на поддержку активности обучающихся в социальной, общественной и творческой сферах жизни современного общества. Главным приоритетом проекта является выя...

Статья "Использование Техники активно-продуктивного чтения для изучения нового материала на уроках иностранного языка по ФГОС".

Техника активно-продуктивного чтения представляет собой ряд технологических приёмов, направленных на активизацию мыслительной деятельности учеников.Почему описываемая техника называется активно-...

Особенности изучения робототехники в школе

Презентация к выступлению на районном семинаре учителей информатики...

Образовательный проект «Создание площадки интеллектуального развития и изучения робототехники"

Образовательный проект «Создание площадки интеллектуального развития и изучения робототехники   «Робошкола «КВАНТОР»...

особенности изучения робототехники в школе

особенности изучения робототехники в школе...

Влияние изучения робототехники на учебную мотивацию школьников среднего звена

Данная статья содержит исследование причинно-следственных связей формирования мотивации школьников в рамках теории поколений, предложенной учеными Нейлом Хоувом и Уильямом Штраусом в 1991 году....