Доклад "Участие в конкурсах как самый продуктивный этап в изучении робототехники"
статья
Одним из значимых направлений развития современной техносреды является робототехника. Образовательные возможности робототехники как технической инновации чрезвычайно высоки. В настоящее время в системе дополнительного образования развивается соревновательная робототехника и проектное робототехническое творчество.
Участие в конкурсах, выставках и соревнованиях развивает непрерывное совершенствование необходимых навыков в конструировании и программировании, укрепляет личностные качества характера, такие как самостоятельность, дисциплинированность, организованность, любознательность, целенаправленность, изобретательность, инициативность. Наравне с этим укрепляются такие качества как чувство товарищества, общительность, ответственность, коммуникабельность.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
uchastie_v_konkursah_kak_samyy_produktivnyy_etap_v_izuchenii_robototehniki.docx | 33.79 КБ |
Предварительный просмотр:
Здравствуйте, меня зовут Садыков Гизар Фагимович, педагог ГБОДОРМ «РЦДОД»,
Стаж работы общий -49 лет
Стаж работы в дополнительном образовании - 40 лет
Стаж работы в данном учреждении - 4 года
объединение «Промробоквантум»
Участие в конкурсах как самый продуктивный этап в изучении робототехники
- Современный мир демонстрирует активное взаимодействие техники, производства и науки, что обуславливает резкое возрастание значения творческой активности человека и ее проявлений во всех сферах жизни. Активное внедрение технического обучения на всех ступенях образования подтверждает заинтересованность нашей страны в будущих специалистах, инженерных кадрах. Ростки творческого потенциала важно приметить еще в раннем возрасте ребенка и далее не просто поддерживать, но и развивать. На достижение данной национальной цели Российской Федерации, определенной Президентом России Владимиром Путиным, — обеспечение возможности самореализации и развития талантов направлен национальный проект «Образование».
- На территории нашей страны с 2019 года запущен Федеральный проект «Успех каждого ребенка», который направлен на создание и работу системы выявления, поддержки и развития способностей и талантов детей и молодежи. В рамках проекта ведется работа по обеспечению равного доступа детей к актуальным и востребованным программам дополнительного образования, выявлению талантов каждого ребенка и ранней профориентации обучающихся. Образовательная деятельность по дополнительным общеобразовательным программам должна быть направлена, в том числе, на формирование и развитие творческих способностей обучающихся.
- Одним из значимых направлений развития современной техносреды является робототехника. Образовательные возможности робототехники как технической инновации чрезвычайно высоки. В настоящее время в системе дополнительного образования развивается соревновательная робототехника и проектное робототехническое творчество.
Участие в конкурсах, выставках и соревнованиях развивает непрерывное совершенствование необходимых навыков в конструировании и программировании, укрепляет личностные качества характера, такие как самостоятельность, дисциплинированность, организованность, любознательность, целенаправленность, изобретательность, инициативность. Наравне с этим укрепляются такие качества как чувство товарищества, общительность, ответственность, коммуникабельность.
- Одна из задач объединений поддерживать интерес к техническому творчеству и развивать творческий потенциал каждого ребенка. Этому способствует наличие методической поддержки и материально-технической базы ОУ, которая включает в себя современные образовательные разно уровневые робототехнические наборы, 3D – принтер, техническое оснащение учебного заведения (ноутбуки, программное обеспечение, интерактивные доски
- Каждый новый цикл проектной деятельности для меня и детей начинается с лагеря с дневным пребыванием ГБОДОРМ «РЦДОД», в котором у нас запланирована ежедневная работа с робототехническими конструкторами, а итог этой работы защита робототехнического проекта в конце смены.
Этапы работы над проектом:
- Темы проектов дети выбирают сами – берут из интернета или предлагают сами, или предлагаю я.
- Анализ робота вместе с обучающимся, выбранного для проекта и решение вопроса можно ли улучшить функционал робота или усложнить программу так чтобы робот стал нетривиальным;(Корнеев Михаил, Неретин Григорий, Осипов Ярослав, Калякулин Александр)
- Самостоятельная работа ребенка над роботом;
- Постоянный поиск вариантов модернизации робота
- Организация взаимопомощи детей друг другу в программировании роботов или поиск ошибок в программе, съемка видео к проекту;
- Публичная защита и обсуждение проекта, помогающая определить сильные и слабые стороны проекта или получить подсказки для дальнейшего развития проекта;
- Формирование ситуации успеха;
- Работа с родителями, для поддержки и подготовки детей к конкурсам и соревнованиям.
На индивидуальном уровне развитие обучающихся происходит в направлении повышения уровня предметных, метапредметных и личностных результатов:
- Формирования навыков конструирования и программирования;
- Создание оригинальных роботов, создание дополнительного оборудования, создание инструкций по сборке роботов, создание презентации проекта, съемка видео к проекту
- Овладения навыками работы с инструментами и техническим оборудованием; (3Д моделирование, лазерная резка различных материалов (изготовление полей для соревнований, приспособлений, использование станка для резки пенопласта)
- Формирования навыков целеполагания и планирования своего роста в области технического творчества;
- Создавать условия для того, чтобы ребенок чувствовал свою ценность и гордился своими достижениями.
Конструкторы, которые используются в работе: EV3 14 шт. Makeblok 6 шт, VEX IQ 2шт, VEX EDR V5 - 6 шт, TETRIX 1 шт, СТЕМ Лаборатория, робот с угловой кинематикой – 2шт, OMRON 7M - 1 шт.
- По отношению к проведению конкурсов детского технического творчества существуют разные мнения. Сторонники считают, что конкурсы приносят реальную пользу, заключающуюся в общественном признании победителей, в возможности сравнивать творческие достижения других обучающихся и педагогов. Противники указывают на чрезмерную нервную нагрузку, которую испытывают участники конкурсов, на существующую необъективность у членов жюри испытанно на собственном опыте на одном республиканском мероприятии, которое широко освещалось СМИ одному нашему проекту было повышенное внимание зрителей, журналистов, коллег педагогов, а при подведении итогов проект не получил никакой оценки и надо было видеть выражение лиц авторов проекта.
Что мешает успешной проектной деятельности и ее презентации на конкурсах, выставках различного уровня:
- Постоянные проблемы с организацией выезда обучающихся для участия в мероприятиях с выездом на республиканские соревнования в г. Саранск, г. Ковылкино, г. Краснослободск и др., поэтому приходится привлекать родителей с личным транспортом, иногда идти на нарушение закона (выезжать «под чужим флагом»).
- Учёт возрастных и индивидуальных особенностей обучающихся. Ребенок младшего школьного возраста, а также застенчивый, должен представлять свой проект хорошо знакомому человеку: своему педагогу или родителю (если есть возможность он должен быть в одном помещении) и это важно потому, что педагог видит, как выступает его воспитанник, что нужно доработать, как выступают другие участники конкурса. Зачастую защита проектов на конкурсах, проводимых МО (РЦДОД), проводятся без педагогов.
- Робототехнический проект выводит конструктор из пользования другими детьми (теоретически 1 рассчитан на 6-7 человек) и чем сложнее проект, тем на больший промежуток времени
Предложения по дополнительной мотивации обучающихся в области технического творчества проводить республиканский конкурс «Топ 10(20) «Лучший участник технического объединения», «Топ 10(20) «Лучший педагог техническое объединения».
2020-2021 уч. г.
Число мероприятий | уровень мероприятия | число мероприятий | число победителей и призеров |
10 | муниципальный | 1 | 2 |
республиканский | 7 | 26 | |
российский | 1 | 8 | |
международный | 1 | 4 | |
Всего: 40 детей |
2021-2022 уч. г.
Всего мероприятий | уровень мероприятия | Число мероприятий | число победителей и призеров |
16 | муниципальный | 2 | 6 |
республиканский | 9 | 34 | |
российский | 5 | 28 | |
международный | 1 | 3 | |
Всего: 71 детей |
2022-2023 уч. г.
Число мероприятий | уровень мероприятия | число мероприятий | число победителей и призеров |
27 | муниципальный | 2 | 5 |
республиканский | 17 | 50 | |
российский | 5 | 9 | |
международный | 3 | 8 | |
Всего: 72 детей |
2023-2024 уч. г.
Число мероприятий | уровень мероприятия | число мероприятий | число победителей и призеров |
21 | муниципальный | 1 | 2 |
республиканский | 14 | 40 | |
российский | 5 | 10 | |
международный | 1 | 2 | |
Всего: 54 детей |
Выпускники
- Недайборщ Даниил – Санкт-Петербургский политехнический университет Петра Великого
- Польдяев Дмитрий Горный университет Санкт-Петербурга императрицы Екатерины I
- Попков Михаил – Рузаевский институт машиностроения
- Лялин Кирилл - Рузаевский институт машиностроения
- Огурцов Никита - МГПУ им. М.Е. Евсевьева
- Садыков Марат - МГУ им. Н. П. Огарева
- Попков Данила - МГУ им. Н. П. Огарева
- Штыренков Андрей - Рузаевский институт машиностроения
- Цыплаков Кирилл - Федеральное государственное автономное образовательное учреждение высшего образования "Национальный исследовательский Нижегородский государственный университет им. Н.И. Лобачевского" (ННГУ)
- Кисаров Даниил - МГУ им. Н. П. Огарева
- Грачев Денис - Московский государственный технический университет им. Н.Э. Баумана — российский национальный исследовательский университет
- Барсток Арсений - НИУ Высшая школа экономики
РАБОТА ПО ПРОФЕССИОНАЛЬНОМУ РАЗВИТИЮ.
а) Инновационные разработки педагогов (технологии, методики, учебные пособия, дополнительные общеобразовательные программы, авторские методические материалы и т.п.) как результаты инновационной деятельности за последние три года заносятся в таблицу:
Виды разработок | Наименование |
Технологии, методики | |
Учебные пособия | |
Учебные программы | Дополнительная общеобразовательная (общеразвивающая) программа «Промробоквантум» 1 год обучения, 2 год обучения, 3 год обучения, 4 год обучения, краткосрочная Дополнительная общеобразовательная (общеразвивающая) программа «Введение в робототехнику» |
Авторские дидактические и методические разработки | Методические разработки 2020-2021
Методические разработки 2021-2022
Методические разработки 2022-2023
Методические разработки 2023-2024
|
Одним из направлений развития детского технического творчества является организация массовых мероприятий, среди которых особое место занимают конкурсы.
Задача педагога - обеспечить участие способных детей в робототехнических конкурсах и соревнованиях; создать условия для развития инженерного мышления у детей дошкольного возраста; совершенствовать знания, умения и навыки в освоении робототехники.
Роль педагога, разглядеть и раскрыть способность ребёнка, активизировать его познавательный интерес и подвести к достижению высоких результатов.
На основе собственного опыта появился некий алгоритм подготовки детей к конкурсам и соревнованиям:
7. Давать постоянно новый импульс, чтобы ребенок гордился своими достижениями.
8. Формировать и поддерживать уверенность ребенка в себе.
9. Развивать самостоятельность ребенка.
10. Быть для ребенка предсказуемым.
Подготовка к соревнованиям (этапы подготовки):
1. изучить Регламент (требования к конструкции и программе, принцип судейства, руководства для тренера).
2. составить план подготовки (обозначить крайний срок).
3. подобрать идеи решения (свой/чужой опыт, Интернет).
4. проанализировать идеи решения заданий (плюсы и минусы).
5. сделать эскиз (схема реализации).
6. собрать конструкцию (согласно приоритету): - основные механизмы (проверить работу с помощью программы), - второстепенные механизмы (проверить работу с помощью программы), - составить программу (согласно приоритету). Протестировать и выявить слабые места, исправить программу.
После того, как проект собран, начинается подготовка к выступлению ребят. С помощью тренера составляется план выступления, затем идет репетиция. Чтобы лучше подготовить выступление, родителям предлагается дома расспросить детей об их проекте.
На протяжении всех этапов подготовки родители - активные участники. Они сопровождают ребят на экскурсии, воодушевляют их на творчество, помогают решать организационные вопросы. Во время командных репетиций создаются видеоролики, которые помогают вносить корректировки в выступление. К этим съемкам дети готовятся серьезно, привыкают находиться перед камерами, ведь высока вероятность того, что на соревнованиях их будут снимать.
В результате этих мероприятий воспитанники получают опыт подготовки к соревнованиям, узнают много нового по конструированию и программированию, знакомятся с дополнительной информацией по теме проекта, расширяют свой кругозор, получают навыки командной работы, приобретают новых друзей. У педагогов тоже есть результаты: опыт подготовки к соревнованиям повышает квалификацию, обмен опытом.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
проект "Школьный конкурс "Наш самый классный коллектив"
Проект "Наш самый классный коллектив" направлен на поддержку активности обучающихся в социальной, общественной и творческой сферах жизни современного общества. Главным приоритетом проекта является выя...
Статья "Использование Техники активно-продуктивного чтения для изучения нового материала на уроках иностранного языка по ФГОС".
Техника активно-продуктивного чтения представляет собой ряд технологических приёмов, направленных на активизацию мыслительной деятельности учеников.Почему описываемая техника называется активно-...
Особенности изучения робототехники в школе
Презентация к выступлению на районном семинаре учителей информатики...
Образовательный проект «Создание площадки интеллектуального развития и изучения робототехники"
Образовательный проект «Создание площадки интеллектуального развития и изучения робототехники «Робошкола «КВАНТОР»...
особенности изучения робототехники в школе
особенности изучения робототехники в школе...
Влияние изучения робототехники на учебную мотивацию школьников среднего звена
Данная статья содержит исследование причинно-следственных связей формирования мотивации школьников в рамках теории поколений, предложенной учеными Нейлом Хоувом и Уильямом Штраусом в 1991 году....